Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим. Развивать умения детей в смешивании цвета. Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь.

Материал:

Для воспитателя – 2 образца узора (розовый и голубой) на разделочной доске; выставка – ширма с иллюстрациями работ городецких мастеров; краски, кисточка, картонная заготовка разделочной доски.

Для детей – картонные заготовки разделочных досок; краска гуашь: синяя, красная, белая, зеленая; кисточки.

Ход занятия

Дети садятся за столы. Раздается тук в дверь, заходит Почтальон.

Почтальон: Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать?

Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья); Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).

– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.

Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. /Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых/. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.

– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.

– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? /в белую краску добавить немного красной./. А как получить голубой цвет? /в белую краску добавить немного синей/.

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.

– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.

Самостоятельная работа детей.

В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры. Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.

– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.

Рис. 1. Образец доски с красно-розовым элементом росписи, расположен в прямую линию.

Рис. 2. Образец доски с сине-голубым элементом росписи, расположен в загнутую линию.

Рис. 3. Картонная заготовка разделочной доски для детей.

Рис. 4. Работа детей.

Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок купава, листок.

Задачи:

v Развивать интерес и любовь к народному искусству.

v Закреплять умение строить композицию рисунка.

v Учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды.

v Изображать гирлянду в указанной последовательности от центра к краям, сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим.

v Упражнять детей в смешивании красок для получения розового и голубого цветов.

v Развивать чувство цвета, воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Декоротивная тарелочка»

Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок купава, листок.

Задачи:

  • Развивать интерес и любовь к народному искусству.
  • Закреплять умение строить композицию рисунка.
  • Учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды.
  • Изображать гирлянду в указанной последовательности от центра к краям, сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим.
  • Упражнять детей в смешивании красок для получения розового и голубого цветов.
  • Развивать чувство цвета, воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.

Материалы: шаблон тарелочки, гуашь, кисть «белка» №5, №1, баночка с водой, салфетка, тонированная бумага, иллюстрации с изображением городецкой посуды, образец с поэтапным выполнение цветка "купава".

Предварительная работа: Рассматривали картинки и фотографии по городецкой росписи.

Планируемый результат:

  • Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы.
  • Умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта.
  • Стремление создать выразительный и интересный образ с помощью использование шаблона или без него, выбирая самостоятельно средства для рисования.
  • Умение самостоятельно делать выводы.
  • Умение сосредоточенно действовать в процессе продуктивной деятельности.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько сегодня гостей к нам пришло.

Здравствуйте гости дорогие

Дети: Песня: «К нам гости пришли…»

К нам гости пришли,

Дорогие пришли,

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли.

Воспитатель: Дети вы любите сказки, присаживайтесь я вам её расскажу.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил – был могучий, красивый народ. Всем сердцем любили эти люди свою землю. Любовались ею, воспевали в своих песнях и сказках. Умели, они и создавать красоту. Все, что они делали из дерева для дома (короба, полочки, ложки) они украшали яркой, нарядной росписью.

Самой лучшей мастерицей была Даша. Простые предметы её кисточки превращались в сказочные. Велел царь забрать её во дворец, но Даша не захотела жить во дворце и убежала. Превратилась она в прекрасную Жар – птицу. И стала летать с тех пор над землёй и ронять свои перья. Кто найдет их, превращается в мастеров. Ребята я думаю, что каждый хотел бы найти такое перо Жар – птицы.

Дети: Да!

Воспитатель: Кто догадался, о каких мастерах говорится в этой сказке?

Дети: Городецкие мастера.

(Подойти к мольберту)

Воспитатель: Правильно ребята. Это они расписывали предметы яркими красками. Давайте расмотрим предметы с городецкой росписью. Обратите внимание, какие они яркие и праздничные. Какими элементами городские мастера украшали свои изделия.

Дети: Цветы, листья, птицы, лошади.

Воспитатель: Для чего мастера используют белый цвет?

Дети: Белый цвет оживляет узор.

Воспитатель: Правильно ребята

Ребенок: Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему она так называется?

Усаживайтесь, поудобнее и посмотрим (видео)

Ребенок: Есть на Волге город древний

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Дидактическая игра: «Узнай росписи»

Воспитатель: Угадайте, дети, где нарисованы городецкие узоры.

Почему вы думаете, что образец составлен городецкой росписи?

Дети: Потому что здесь нарисованы бутоны и сочетание цвета розовый с красным (голубой с синим), также как и в городецких узорах.

Воспитатель: В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева.

Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?

Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

Дети: (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы). Воспитатель: Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ребята, а хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров научиться выполнять элементы цветочной росписи? Хорошо, давайте займем свои рабочие места.

Воспитатель: Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть у вас? Каких цветов не хватает?

Дети: Розовых и голубых.

Воспитатель: Что же нам делать?

Дети: Надо смешать краски.

Воспитатель: Какие краски надо смешать, чтобы получить розовый цвет?

Дети: В белую краску добавить немного красной.

Воспитатель: А как получить голубой цвет?

Дети: В белую краску добавить синий цвет.

Воспитатель: С какого элемента вы начнете рисовать гирлянду?

Дети: С центрального бутона.

Воспитатель: На доске вы видите образец написания цветка, который называется купава, его поэтапное выполнение. 1 этап называется подмалевок - изображение голубого круга в центре листа, 2-ой оттеневка Синей краской «глазки, дужки» и лепестки; и 3-ий оживка - белой и черной краской выполнены завитки, точки)

Пальчиковая гимнастика: «Аленький цветочек»

У нас в саду расцвел цветок,

(цветок с закрытыми лепестками )

Чтоб стал красив он и высок,

(цветок с открытыми лепестками )

Раскрыл на утро лепестки,

(пальцы врозь, вместе )

Должны работать корешки!

(корни )

Вы можете выбрать для изображения один из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумать свой узор.

Самостоятельная работа детей.

(Дети рисуют под муз. сопровождение рус. нар. мел. "Во саду ли во городе...")

Давайте приступим к первому этапу выполнения. Берём голубой цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. В процессе работы воспитатель помогает детям, советует – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры.

Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Синим цветом выполняем оттеневку: рисуем синий круг , потом на каждом круге изобразить маленькие кружки-"глазки", красные на розовых бутонах, синие на голубых. Маленький кружочек на половину заходит на большой круг. Под кружочком рисую дужку. Давайте немножко отдохнем, пока подсыхает краска.

Физминутка:

Вот большой стеклянный чайник

(руки на поясе, живот надут)

Очень важный как начальник

Вот фарфоровые блюдца

Только стукни, разобьются

(кружаться на месте)

Вот серебрянные ложки

Голова на тонкой ножке

(руки сомкнуты над головой)

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес

(руки вытянуть вперед)

А тарелки расписные

Посмотрите вот какие

(рисуют в воздухе)

Все хотим вам показать

И скорее дорисовать.

И последний этап, когда бутон высохнет, делаем белой краской оживку.

Итог: Дети развешивают свои работы на магнитной доске. Ах, какие чудесные тарелочки у вас получились. Вы настоящие мастера! Не зря говорят: «Каков мастер, такова и работа!».

И сегодня вечером на ярмарке ваши родители смогут полюбоваться вашими расписными декоративными тарелочками.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа «Детский сад №34»

Воспитатель: Чураева Н. И.

г. Полевской

Наталья Чеботова

Программное содержание : Учить детей расписывать шаблоны по мотивам городецкой росписи . Учить выделять декоративные элементы росписи . Развивать чувство ритма, цвета.

Демонстрационный материал : иллюстрации городецкой росписи .

Раздаточный материал : кисточки; краски; вода; салфетки; шаблон разделочной доски.

Ход занятия:

Ребята сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с городецкой росписью . А сейчас послушайте стихотворение :

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Городецкие узоры

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Городец – город в нижегородском Заволжье , на левом берегу Волги. Это древнейший русский город - крепость . Городец – родина самых разнообразных промыслов. Он славиться резьбой по дереву, изготовлением прялок, городецкой росписью , резными досками.

Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.

Особой известностью пользовались городецкие прялки , которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Еще мастера стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, детскую мебель, другие вещи нарядными, яркими узорами.

Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись . (Показать иллюстрации городецкой росписи и элементы ; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки - называя эти элементы.)

Какого цвета пышные розаны, ромашки, листики?

Теперь посмотрите на схему, на которой изображена последовательность рисования купавки . Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем добавляются оживки – белой, синей или темно – красной краской.

Давайте обратите внимание на расписные доски и как по-разному можно расположить гирлянды. Я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи . Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой. Сейчас я вам покажу, как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора) . После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют, звучит русая народная музыка.

Пока высыхает основа купавки и листиков, предложить выйти на ковер, чтобы подсохла основа, и провести физкультурную минутку :

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

После физкультурной минутки дети садятся на свои места, и продолжают работу. Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками. А для оживок, какие цвета возьмёте? (белый, красный, синий, зеленый) .

Оживки рисуют кончиком кисти. Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования , обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.

А теперь давайте сделаем выставку из ваших работ.

Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась, и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)

Какие вы молодцы, у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.



Публикации по теме:

Конспект занятия по декоративному рисованию «Гжель. Роспись матрешки» (подготовительная группа) ГБОУ школа №1015 Материалы: 1. грам запись русской народной песни 2. хохломская игрушка «Чаша» 3. дымковская игрушка «Индюк» 4. Гжель керамика.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи «Уточка» Конспект интегрированной образовательной деятельности ("Художественное творчество", "Музыка", "Познание", "Коммуникация"). Тема "Уточка".

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись дымковских игрушек» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народным творчеством, закрепить представление о характере и особенностях дымковской.

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Хохломская роспись» Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» Декоративное рисование в подготовительной к школе группе Тема: «Хохломская роспись».

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись филимоновской игрушки» Конспект НОТ №3 по декоративному рисованию в подготовительной группе Тема: «Роспись филимоновской игрушки» Выполнила: Воспитатель МДОУ.

Тема: «Городецкая роспись». Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка,.

Цели и задачи: познакомить детей с традиционным промыслом Городца, с изделиями городецких мастеров. Учить рисовать простые элементы узора (бутоны, листья), располагать их на полосе. Смешивать красную и белую, синюю и белую краски для получения розового и голубого цветов.

Материал: Иллюстрации и деревянные изделия городецких мастеров (разделочные доски, тарелки, солонки, ковши, игрушки, мебель, сундуки), образцы элементов городецкой росписи. Полоски бумаги светло-желтого цвета, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

ХОД занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Это Городецкая роспись. Вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи. Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на занятиях художественного творчества.

Какие народные промыслы вы уже знаете?

Ответы детей. (Дымковская роспись, хохлома, филимоновская роспись)

Воспитатель: А вот эти прекрасные вещи делают мастера Городца (воспитатель показывает иллюстрации и деревянные изделия с городецкой росписью). Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Они создают чудесные вещи, украшают их яркими узорами, придумывают сказочных птиц, коней, ответы.

Ребята посмотрите на эти разделочные доски, тарелки. Из каких частей состоит узор, какие изображены цветы: сказочные или простые?

Ответы детей.

Воспитатель: главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка. Они выполняются насыщенными цветами – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым. Цветы оживляют белыми точками, дужками, штрихами. Вокруг цветов располагаются зеленные листья.

Ребята мы сейчас с вами попробуем нарисовать городецкий узор на светло–желтой полосе. Почему наша полоса светло-желтого цвета?

Ответы детей: Городецкие мастера расписывали вещи, сделанные из дерева.

Физкультминутка

Раз – подняться, подтянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать

Шесть — за стол тихонько сесть.

Воспитатель: А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера. Воспитатель показывает, как получить розовый и голубой цвет (смешиваем красную и белую, синюю и белую гуашь). Самостоятельная работа детей.

По окончанию занятия выставка детских работ.

Воспитатель: Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво.

С каким замечательным народным промыслом вы познакомились?

Ответы детей: Городецкая роспись.

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 28th Апрель, 2015
Вы находитесь:


Close