Всякий, кто мало-мальски интересуется историей России, наверняка слышал о заповедном селе Дивеево, что находится неподалеку от Саровской пустыни на юге Нижегородской области. В Дивеево том находится женский монастырь, основанный, по преданию, самой Богоматерью. В самом же монастыре диво дивное имеется - Канавка (именно так, с большой буквы). Говорят, что та Канавка вознесена до самых небес и служит преградой темным силам. Хотите верьте, а хотите нет, с Канавкой той связана удивительная история и пророчества, которые доподлинно сбылись. А дело было так.


Статья: Дивеевский монастырь. История Канавки

Всякий, кто мало-мальски интересуется историей России, наверняка слышал о заповедном селе Дивеево, что находится неподалеку от Саровской пустыни на юге Нижегородской области. В Дивеево том находится женский монастырь, основанный, по преданию, самой Богоматерью. В самом же монастыре диво дивное имеется - Канавка (именно так, с большой буквы). Говорят, что та Канавка вознесена до самых небес и служит преградой темным силам. Хотите верьте, а хотите нет, с Канавкой той связана удивительная история и пророчества, которые доподлинно сбылись. А дело было так.

Агафьины видения

Жила-была в Нижегородской губернии дворянка Агафья Семеновна Белокопытова. Замуж она вышла за богатого помещика, но в браке была недолго. Муж ее вскоре умер, и осталась она с малюткой дочерью на руках. Решив посвятить себя Богу, Агафья вместе с младенцем отправилась в Киев, в окрестностях которого тогда расположилось огромное множество монастырей. В одном из них Агафья и осталась. Но однажды явилась к ней Божья Мать и говорит: «Ступай в земли, которые тебе укажу. В землях тех обоснуешь женскую обитель, которой я стану покровительствовать так же, как моим землям в Иверии (Грузия), Афоне и Киеве».

Посоветовавшись со старцами, Агафья Семеновна отправилась в путь. Было это в 1760 году. Бродила Агафья с дочерью по Руси, пока не увидела еще один сон. Вновь явилась ей Богоматерь и сказала: «Место, где ты сейчас находишься, и есть то самое, где должно вознестись обители, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете...».

Случилось это в Дивеево. Очнувшись ото сна, пошла Агафья в ближайшее село, где ее вместе с дочерью приютила одинокая вдова. Через четыре года девочка внезапно умерла. Ничто теперь уже не связывало Агафью с мирской жизнью. На средства от распроданного огромного имущества она в 1767 году начинает строительство каменного собора там, где впервые явилась и разговаривала с ней Богоматерь. А в 1788 году соседская помещица, которая знала историю Агафьи Белокопытовой, пожертвовала новому храму 1300 сажен земли. Так было положено начало Дивеевской обители.

Едва исполнилось Агафье 55 лет, как силы стали оставлять ее. Предчувствуя свою смерть, попросила она трех монахов из соседнего Саровского монастыря исповедовать ее. Был среди них тридцатилетний Серафим, которому Агафья передала духовное попечительство над Дивеево. Ничего не ответил тогда ей Серафим, ибо, следуя своему пути, уходил в многолетнее затворничество.

Всегдашняя игуменья

Строительство Дивеевского монастыря продолжилось лишь в 1825 году, когда истекло время Серафимова отшельничества. Теперь уже ему стала являться Богоматерь, чтобы руководить строительством своей обители. В своей предсмертной исповеди Серафим скажет, что «ни одного камешка» он в Дивеево «по своей воле не поставил». Высшими силами было указано, где должны встать постройки, из какого материала сделаны, продиктован устав обители. А еще названы имена трех послушниц, которым надлежало вырыть Канавку, и даже указаны ее размеры - три аршина глубиной и три - шириной (аршин - 71 см), велено насыпать вал, а склоны засадить крыжовником для укрепления грунта.

Канавку ту сестры-монахини рыли три года: летом и в зимнюю стужу, когда из-под топора, которым рубили мерзлую землю, летели снопы искр. Рылась Канавка затем, чтобы оградить обитель от злых сил. Дивеевской обители и России предстояла одна судьба - вот Канавка и должна была стать всем нам охранительным рубежом. И еще сказано было, что, если кто нарушит данный свыше порядок в обители, быть в России беде.

Серафим Саровский, прославившийся в народе чудесами и пророчествами, любил повторять, что Саров - только рукав, а Дивеево - шуба. А еще говорил он, что приедет в Дивеево царь со своей семьей, и станет обитель единственной в мире лаврою (лавра - как правило, мужской монастырь, подчиняющийся только патриарху).

Исполнение пророчеств

Как ни трудились сестры над Канавкой, она все же не опоясала сомкнутым кольцом Дивеевский монастырь. Остался в ней разрыв в целых 125 метров, на месте которого предполагалось возвести храм. Из-за разрыва того или по другой какой причине, но начались для Дивеево черные времена. После смерти Саровского в обители объявился некий Иван Толстошеев, назвавшийся последователем покровителя-чудотворца. Толстошеев изменил устав обители, начал сносить некоторые постройки, назначил новую игуменью - свою ставленницу. Только в 1861 году самозванец был разоблачен. Но сокровенный план обители нарушился. Уход за Канавкой прекратился. Более того: Толстошеев хотел засыпать ее всяким сором, а потом и вовсе разровнять. Но успел только, вопреки заветам Серафима, через Канавку понаделать переходов и мостков, а потом по священной тропе стали ездить на лошадях и в экипажах.

В 1862 году с приходом новой игуменьи началось возрождение Канавки. А в 1905 году в Дивеево приехало царственное семейство во главе с императором Николаем II, при огромном стечении народа по Канавке был совершен крестный ход. Согласно монастырским преданиям, когда царь собрался возвращаться в Петербург, ему сообщили, что монастырские ворота заминированы. Пришлось ему покидать обитель другой дорогой...

После воцарения в России атеистической идеологии Дивеево под видом трудовой артели продержалось до 1927 года. Но настал день, когда 794 обитательницам монастыря было приказано убраться в семидневный срок. Все они остались жить «на поселении» в близлежащих деревнях. К 70-м годам на Канавке поставили трансформаторную подстанцию и школу-интернат. Тогда же к Канавке стал возрождаться поток паломников. А спустя ровно 70 лет после разорения началось ее полное восстановление. По кра""ям снова посадили крыжовник и даже кое-где углубили и расширили ее, потому как сестры не везде соблюли пропорции, заданные Богоматерью. Не зря Саровский любил повторять, что настанут времена, когда Канавку «дороют». Тысячи паломников срывают траву и цветы, берут землю с Канавки, ибо все, что с ней связано, почитается наделенным исцеляющей силой.

А икона, с которой начинался монастырь и которую привезла в «свой» храм Агафья Белокопытова, сейчас находится в Фатимском монастыре. Один из списков с нее - в Ватикане. До того, как список этот оказался у Римского Папы, он побывал в Америке. Тамошние христиане пытались собрать средства, чтобы построить для нее храм. Предлагали даже написать сценарий для Голливуда, в котором была бы рассказана ее история.

Когда-нибудь придет время - и дивеевские иконы вернутся домой, и, наверное, уже наши дети удивятся новым чудесам. Если к тому времени люди вообще не разучатся чему-нибудь удивляться.







Село Дивеево находится на живописном побережье речки Вичкинзы. Расстояние до Нижнего Новгорода составляет около 200 километров, до Арзамаса более 60 километров, а до Сарова около 10 километров.

По предположениям историков населенный пункт возник в середине XVI века, но в исторических рукописях первое упоминание о нем датируется 1614 годом. Есть несколько разных версий, связанных с появлением названия Дивеево. По общепринятому варианту считается, что село получило имя самого первого правителя этих мест мурзы Дивея, который был сыном Мокшева Бутакова. Царь Иван Грозный после возвращения этих мест в состав русского государства за оказание неоценимой помощи нашему войску произвел Дивея в князья и в качестве дара выделил землю вблизи речки Вичкинзе.

В XVIII веке на территории села стояла церковь Святителя Николая и Архидьякона Стефана. Она была расположена на перекрестке дорог, которые направлялись в Саров. Паломники, шедшие в монастырь, делали привал на церковном подворье. Так получилось, что в свое время среди паломников, остановившихся в этих местах, была Агафия Мельгунова, основавшая впоследствии женский монастырь.

В 1788 году помещица Жданова сделала дар общине Агафьи 1,3 тысячи сажен земельного надела недалеко от церкви, где было возведено три кельи и дворовые сооружения. Перед своей смертью матушку посетил Серафим Саровский, которого она просила позаботиться о своих сестрах.

В следующем столетии у населенного пункта было много хозяев. В итоге село стало известно, как 4-й Удел Богородицы. На территории населенного пункта действует женский монастырь.

В течение полутора веков велось строительство Дивеевской обители. Первой в этом месте появилась Казанская церковь, построенная из камня во второй половине XVIII столетия.

В начале следующего века к основному зданию храма пристроили церкви Рождества Богородицы и Рождества Христова. В центральной части обители в XIX столетии возвели Троицкий собор, недалеко от которого немного позже начали строительство домового храма Марии Магдалины, трапезного храма Александра Невского и игуменского корпуса. В начале XX века появился Преображенский собор, который был заложен за Троицкой церковью.

В местных церквях покоятся мощи преподобного Серафима, святых жен Марфы, Елены и Александры, блаженных Марии, Параскевы и Пелагеи, а также преподобноисповедницы Матроны. Одной из самых почитаемых местных святынь считается Канавка – это место духовного сосредоточения 4-го Удела Богородицы.

В 2003 году государство и Православная церковь отмечали столетий юбилей причисления к лику святых Серафима Саровского. Перед этими священными для всех православных датами были произведены реставрационные работы всех храмов и монастыря Девеевской обители, а Святая Канавка стала выглядеть в том виде, который завещал преподобный Серафим.

В мае 2005 года на территории Девеевской обители начали строительство еще одного храма и назвали его по имени преподобной мученицы Княгини Елисаветы.

В селе Дивеево находится множество святых целебных источников, самыми известными из которых считаются:

  • источник Казанской иконы Божией матери;
  • источник великомученика Пантелеймона;
  • источник преподобного Серафима Саровского и много других.

На сегодняшний день село является большим районным центром, где проживает около 6,5 тысяч человек. В этом регионе развиты такие отрасли:

Село Дивеево - жемчужина "Золотого кольца" России. Оно находится на 180 км южнее Нижнего Новгорода, в 60 км от Арзамаса, возле речушки Вичкинзы, притока реки Сатис в котором находится Серафимо - Дивеевский монастырь с постоянным посещением паломников со всей России. От самих местных названий веет древностью.

И это не удивительно, ведь история села Дивеево насчитывает почти 500 лет. Историки полагают, что Дивеево появилось в середине XVI века, после взятия русскими Казани.

Летом 1552 года царь Иван Грозный награждал воевод и союзников, особенно отличившихся при осаде города. Был среди них и ногайский мурза Дивей, переломивший вместе со своим отрядом ход сражения. За это Дивей получил на берегу Вичкинзы небольшой участок леса под пашню. Через пять лет, когда лес вырубили, а землю распахали, здесь появилось селение, которое так и стали называть по имени основателя - Дивеево.

Считается, что село Дивеево появилось благодаря царю Ивану IV - Грозному

Самые ранние письменные упоминания о селе Дивеево возникли в 1614 году. К тому моменту поселение всё ещё оставалось крошечным, но уже тогда в нём присутствовало православие и паломники. Деревянная церквушка в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана была построена на перекрёстке дорог, по которым путники направлялись в Саров. Поэтому люди, совершавшие паломничество, часто оставались здесь, чтобы помолиться и собраться с силами. Именно у этой церкви останавливалась на отдых Агафия Семёновна Мельгунова, которой во сне явилась Пресвятая Богородица, повелевшая основать здесь монашескую общину. Прошло уже два столетия, а село Дивеево до сих пор признаётся православными как четвёртый и последний удел Божьей Матери. А основанная по повелению Царицы Небесной обитель сейчас известна на весь мир под наименованием Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Главной достопримечательностью Дивеево считается Серафимо-Дивеевский Свято-Троицкий женский монастырь

Возведение монастырских сооружений началось со строительства Казанской церкви. Первая настоятельница обители, Матушка Александра, сама вырыла источник. Водой из этого родника утоляли жажду рабочие, строившие церковь. Теперь этот родник, наряду с Казанским источником и Источником преподобного Серафима Саровского, почитается чудотворным, куда постоянно приезжают паломники со всей России.

В храмовых комплексах дивеевских монастырей почивают святые мощи почитаемых святых: преподобного Серафима Саровского, преподобных жён Дивеевских Александры, Марфы и Елены, блаженных Дивеевских Пелагия, Параскева и Мария.

Приглашаем Вас в нашу гостиницу рядом с монастырем, расположенную по адресу: Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево, пл. Благовещенская, стр. 1, чтобы прикоснуться к его древним святыням и достопримечательностям.

Фильмы о монастыре и селе Дивеево:

Все православные люди России и Ближнего зарубежья знают о селе Дивеево . Истинно верующие совершали сюда паломничества. Именно в Дивеево расположен четвёртый и последний удел Пресвятой Богородицы — святая земля, которая находится под особенным покровительством Божией Матери. Остальные три удела — это Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция) и Киево-Печерская лавра (Украина). Но только Дивеево считается единственным местом, куда Богородица является ежедневно . Также в Дивеево покоятся мощи одного из самых почитаемых русским народом святых — Серафима Саровского.

В Дивеево очень сильная и чистая энергетика. Говорят, что тот, кто проведёт в селе сутки, получит особое благословение Небесной Царицы и подпадет под ее покровительство.

Православные христиане едут в Дивеево зимой и летом, но особенно популярным село становится в конце июля-начале августа. В это время традиционно отмечается очередная годовщина прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. В 2013 году отмечалось 110-летие со дня канонизации преподобного Серафима.

Немного об истории Дивеево

Село возникло в 1559 году. Название, скорее всего, получило по имени первого владельца — татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил ему земли с пахотными угодьями на реке Вичкинзе́.

Но свою известность в качестве православной святыни село приобрело столетия спустя, когда в 1760 году к матушке Александре (в миру — Ага́фье Семёновне Мельгуно́вой) возле деревянной Стефановской церкви явилась Богородица и сказала, что именно здесь будет её “четвёртый жребий во вселенной”. Так появилась Казанская община в Дивеево.

В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим (в миру Про́хор Исидо́рович Мошни́н, в некоторых источниках — Машни́н). Позже, после явления ему в 1825 году Матери Божией, преподобный Серафим Саровский основал Мельничную общину, над которой также взял попечительство. В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима, обе общины насильственно были объединены в одну — Серафимо-Дивеевскую. В 1861 году община получила статус монастыря.

В Дивеево много святых мест, посещаемых паломниками со всего мира. Я расскажу лишь о наиболее значимых.

Дивеевский монастырь

Самой известной святыней села является (полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь) — четвёртый и последний удел Богородицы, помещаемый ею ежедневно.

Монастырь строился на протяжении полутора веков. Сначала матушкой Александрой около деревянной Стефановской церкви была возведена каменная (1773-1780).

По благословению преподобного Серафима в 1829 году у паперти Казанской церкви был построен двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова , в нижнем этаже которого в 1830 году расположился храм во имя Рождества Богородицы .

Троицкий собор. Фото: Сергей Духанин

В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков (Вечерков) заложил первый камень в основание Троицкого храма. Огромный пятипрестольный , ставший летним, сооружался 27 лет и был освящён 28 июля (9 августа) 1875 года.

В 1893 году начали строить пятиярусную колокольню . Первые колокола подняли на нее в октябре 1901 года.

Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского. Фото: Владимир Меркушев

О строительстве трапезного корпуса пророчески говорил сестрам сам преподобный Серафим и даже отметил его на плане будущей Дивеевской лавры. Каменный Трапезный храм был построен в 1895 году и освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Преображенский собор. Фото: Сергей Духанин

10 июня 1907 года был заложен второй, зимний, собор. В 1916 году строительство собора было закончено. Собор украсили золочёными крестами — даром петербуржцев. Однако иконостас и отопление были не готовы, поэтому освещение храма перенесли на 1917 год. Но произошла революция, и и освятить собор не смогли. Так что до конца ХХ столетия в нем не было ни одной службы. Называли его просто Новый собор, а освящать хотели во имя иконы Божией Матери “Умиление” и преподобного Серафима Саровского.

В 1991 году собор передали возрожденному монастырю, и его восстановление продолжалось несколько лет. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года. Новый собор освя тили в че сть Преображения Господня . Освещение пределов проходило с 1998 по 2006 годы. А роспись храма закончили накануне праздника Святой Троицы 2008 года. Таким образом, более 100 лет ушло на строительство и восстановление Преображенского собора.

1 августа 2013 года состоялась закладка нового храма — собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы . Его строительство предсказывал еще преподобный Серафим Саровский. Именно поэтому Святую Канавку сёстры монастыря копали разомкнутой, оставляя место для будущего храма.

За основу нового собора взяты параметры главного храма Киево-Печерской лавры. В белокаменном соборе будет восемь приделов, главный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Высота храма составит 62 м, длина — 36 м, ширина 24 м, он сможет вместить до 2 тысяч верующих.

“Этот большой труд — это исполнение завета батюшки Серафима. Строительство храма в Канавке — это еще один кирпичик в деле возрождения святой Руси”, — сказал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Святые мощи преподобного Серафима Саровского

В храмах монастыря покоятся святые мощи преподобного Серафима Саровского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены, а также других небесных покровителей дивеевской обители.

Святая Канавка

За Преображенским собором находится начало Святой Канавки — особой дивеевской святыни.

Святая Канавка

25 ноября 1825 года преподобному Серафиму явилась Богородица и повелела основать Мельничную общину, указав как нужно обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.

Обустройство Канавки смогли начать лишь весной 1829 года, когда общине было официально пожертвовано три десятины земли. На радостях батюшка Серафим приказал сестрам собраться и обойти эту землю, отмечая ее камушками, которые останутся на земле после схода снега. Когда снег растаял, по этим камушкам землю опахали сохою по одной борозде три раза. Когда земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см) и три аршина шириной, а также велел вынимаемую землю бросать во внутрь обители, чтобы образовался вал высотою тоже в три аршина. Для укрепления вала он указал посадить на нем крыжовник.

Надо сказать, сёстры медлили копать. Тогда накануне праздника Святой Троицы, 2 июня 1829 года, дух Преподобного перенёсся в Дивеево и положил начало Святой Канавке. После этого чуда сёстры начали рыть Канавку и летом, и зимой. Свой труд они завершили лишь к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трёхаршинной: сёстры вырыли её где на аршин, а где и на поларшина.

По словам батюшки Серафима, Канавка эта — стопочки Божией Матери. По ней ежедневно проходит Богородица, обходя Свой удел. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила: Канавка эта до Небес высока. Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста. “Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!” . Также благословлял преподобный брать глину с Канавки — на исцеление.

Канавка в первозданном виде не дошла до нас: её уничтожали и в XIX веке, и в советское время. Традиция обхода канавки возобновилась только в 1992 году. А с 1997 по 2006 годы Канавка была восстановлена.

Сейчас со словами Богородице, Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою… монахини и богомольцы проходят вдоль канавки, 150 раз обращаются к Божией Матери и просят Её помощи в избавлении от душевных и телесных болезней, от прочих бед, а также благословения на все благие дела. Паломники берут землю с Канавки, вспоминая слова Преподобного: “Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!” .

Дивеевские святые источники

Вода для христианина имеет особое, таинственное значение, связанное с очищением от грехов. Образ воды символизирует дарованные Богом благоденствие и благополучие.

На территории Дивеево и близ села находится святые источники . Я расскажу о самых известных.

Источник преподобного Серафима в посёлке Цыгановка

Источник батюшки Серафима

Наиболее известный дивеевский источник. Он открылся на берегу реки Сатис в 60-х годах ХХ века, когда источники батюшки Серафима в Сарове стали недоступны для посещения из-за расположенного там военного объекта. По преданиям, этот источник дух Серафима Саровского перенес из Сарова к доступному для всех верующих посёлку Цыгановка в километре от села Дивеево.

В 1994 году русло реки Сатис изменили, и источник образовал целое озеро из святой ключевой воды. В 2009 году на нем построили часовню. На праздник Крещения здесь совершается великий чин освящения воды.

Казанский источник

Казанский источник

Этот дивеевский источник является самым древним. Полагают, что он был с самого основания села Дивеево. Сохранилось предание, что именно сюда являлась Царица Небесная 3 раза. Ещё во времена Иоанна IV после явления иконы Божией Матери в Казани в июле 1579 года пробился источник из под земли.

В 1991 году над источником были устроены часовня и купальня, перестроенная в 1997 году. Здесь совершается таинство крещения. На праздники Крещения и Казанской иконы Пресвятой Богородицы на этом источнике освящается вода.

В начале ХХI века рядом с Казанским источником устроили и освятили еще два источника — Источник в честь великомученика Пантелеимона и Источник в честь иконы Божией Матери “Умиление” .

Источник преподобной Александры Дивеевской

Источник матушки Александры

До 60-х годов XX века источник матушки Александры находился на берегу реки Вичкинза. По дивеевскому преданию, он истек из могилы матушки Александры, похороненной у алтаря Казанской церкви. В начале 60-х годов на реке устроили запруду, и прежний источник был затоплен. Современный источник возник под горою сам. Говорят, что сюда перешел прежний источник, когда сдвинулись доломитовые плиты под давлением воды в запруде.

На Крещение, на праздники иконы Божией Матери “Живоносный источник”, Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются крестные ходы и освящается вода.

Иверский источник

Иверский источник

Этот источник основательница монастыря матушка Александра выкопала сама для утоления жажды рабочих, добывавших камень на строительство Казанской церкви.

По преданию, местные жители молились на источнике о дожде. Народ считал этот источник целебным и приносил купать в нем больных детей. В XIX веке там построили маленькую часовню, и по находившейся в ней иконе Иверской Божией Матери источник получил название “Иверский”.

После изменения русла реки Вичкинзы в 60-е годы XX века источник стал зарастать, а его название перешло на несколько разрозненных ключей близ старого кладбища. В народе они были известны под названием “Киров источник”.

На Иверском источнике так же, как и на других дивеевских источниках, устроены колодец и купальня. На праздник Преполовения Пятидесятницы здесь совершается освящение воды.

Подробную информацию о Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, о его святых, храмах, источниках и святынях Вы можете получить на сайте Дивеевского монастыря или непосредственно в Дивеево, если совершите туда паломничество.

А Вы уже посещали Дивеево или иные святые места ? Что Вам больше всего запомнилось? Были ли с Вами и Вашими близкими случаи чудесного исцеления? Поделитесь с нами!

Интересно? Расскажите друзьям!

История Дивеева неразрывно связано с именем замечательного человека и краеведа, увы, ныне покойного – Василия Ивановича Карпушова. Почти 50 лет этот человек скрупулезно, по крупицам собирал историю родного края. Краеведению он посвятил всю свою жизнь, а огромнейший документальный материал, собранный им, лег в основу не одной книги.

Поэтому, кто бы не захотел узнать что-то из истории Дивеевского района, одним из главных источников информации будут труды В.И. Карпушова. Мимо них не пройти никому.

Далекое прошлое

Дивеевский край был малообжитым. В середине XVI века на левом берегу Вичкинзы (примерно нынешний конец улицы Труда), появилось несколько семей русских пахарей-смердов. Переселенцев манили свободные земли и перспектива будущей счастливой жизни.

На противоположном берегу реки проживала мордва. Между поселениями быстро завязались дружеские и экономически выгодные отношения. А летом 1552 года Иван Грозный двинулся в третий поход на Казань. Вместе с царем шло и Касимовское войско, управляемое татар–мурзами. Среди них был Дивей Мокшев, коему в 1558 году, в честь победы над Казанью, царским указом отошли земли в районе впадения Вичкинзы в Старую речку. Русские переселенцы передавались во владения князю и были обязаны платить ему дань. Так владения князя Дивея, впоследствии претерпев изменения, закрепились в названии села Дивеево.

Дивеево росло медленно. Статус села оно получило лишь в XVIII веке, когда в нем была построена Никольская церковь. А в 1706 году был основан Саровский мужской монастырь. Паломники, устремившиеся туда, неминуемо посещали Дивеево, так как все дороги, ведущие в Саровский монастырь, через Ардатов, Арзамас и другие населенные пункты проходили через это небольшое село. Здесь паломники и отдыхали у Никольской церкви перед последним переходом в монастырь. Но по-настоящему широкую известность Дивеево получило после открытия в нем .

История и жизнь села Дивеево в 19 и начале 20 веках

Уже к середине 19 века в Серафимо-Дивеевском монастыре насчитывалось пять церквей, множество подсобных хозяйств и других строений. Удивительная история монастыря, близость Саровской обители привлекали сюда ежегодно большое количество паломников. Это послужило толчком для развития сельской жизни.

Земледелие в Дивеево было развито плохо. В конце зимы и весной крестьянам даже приходилось подкупать зерно. Возможно именно поэтому, долгое время дополнительной работой дивеевцев была добыча железной руды в окрестностях. После чего она свозилась на Выксунское железоделательные заводы. Добыча руды велась до самого закрытия рудников в 1907 году

Монастырь также давал работу сельчанам. Они плотничали, шили одежду, выполняли строительные и подсобные работы. К 1912 году в селе были бакалейная лавка, кузнеца, мельница, в монастыре была маслобойня. В 1916 году в Дивеево в земском училище работало 2 учителя.

Весной 1918 года на территории Ардатовского уезда, в который входило село Дивеево устанавливается советская власть. В 20 годах открылась новая девятилетняя школа, библиотека, Народный дом. А в 1927 году прекратил свою деятельность Серафимо–Дивеевский монастырь.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли почти семь с половиной тысяч дивеевцев. Из них пали в боях, умерли от ран, погибли в плену 4089 человек. Цифра установлена к 2005 году. Все вернувшиеся домой были удостоены боевых наград.

Во второй половине 20 века было много внимания уделено культуре. В селе открылась музыкальная школа, возникло несколько песенных коллективов, стали появляться творческие кружки для детей.

А в 1991 году был возвращен церкви всемирно известный Серафимо-Дивеевский монастырь. Вскоре после открытия сюда были перенесены вновь обретенные .

Дивеево в настоящее время

Было бы несправедливым ограничиваться лишь прошлым. Ведь история села творится каждый день, и мы становимся свидетелями уникальных событий, которые в скором времени будут увековечены летописцами. А краеведы не перевелись на нашей земли. И «перо», выпавшие из рук усопшего Василия Ивановича Карпушова было подхвачено его приемниками – супругами Шекуровыми. Они не менее скрупулёзно собирают крупицы истории родного края, выискивают документы, ранее недоступные; выспрашивают легенды у старожилов. И пишут книги.

Немало этих книг, как и трудов самого Василия Ивановича Карпушова, находится в местной библиотеке. Более того, в ней открыт целый отдел краеведения, где можно найти и ксерокопии старых документов, и книги, и статьи из журналов. Здесь хранят свидетельства истории не только самого Дивеевского района, а также интересные материалы о близлижайших населенных пунктах, и о Нижегородской области в целом.

Свою новую летопись пишет и Серафимо–Дивеевский монастырь, фиксируя исторические события по ; по возведению храмов и реставрации старинных зданий.

Старый архив монастыря приведен в порядок, в него поступают документы, которые уже в наше время были обнаружены в разных местах, как в светских архивах, так и у частных лиц.


Close