Мы привыкли рассматривать зависть как чувство, порочащее человека, как некое разлагающее душу обстоятельство нелицеприятного черного цвета. «Зависть - пассивное состояние, и неудивительно, что впоследствии оно перерастает в ненависть.» - писал Гете, даже не подозревая, что прокладывает начало довольно однобокой теории заговора против собственной личности, ведь полностью лишив себя способности завидовать, мы отнимаем у себя возможность двигаться вперед.

Так кто это, индивидуум, полагающий, что он имеет гораздо меньше, чем мог бы иметь, - подстерегающий за углом враг, несчастный человек или недостаточно простимулированная личность?

Что есть зависть

Само слово «зависть» произошло от общеславянского «видеть», несколько видоизмененного в промежуточном состоянии в «завидки». Видеть то, чего у тебя нет, и что, может быть, и не очень нужно, но раз есть у кого-то, значит, должно быть и у тебя, - вот самое нелицеприятное определение зависти. Есть и другие, в прекрасном стиле русского языка описывающие всю низость пагубного самоедства, и ни одного рассматривающего понятие зависти как вариант запускного механизма, провоцирующего на свершения. Впрочем, нет - иначе, если не в положительном ключе, говорит о ней наш классик Пушкин: «Зависть - соревнования, так что она точно хорошего рода».

Итак, завистливый человек - кто он?

Причины и следствия

Чтобы понять, какая прячется зависть в корне наших поступков, нужно просто вспомнить ментальный контекст того решения, которое подвигло вас на то или иное действие. Позавидовать красивой машине соседа и найти вторую работу, чтобы позволить себе не хуже - хорошо, а вот положить глаз на дорогие часы коллеги и за его спиной обсуждать происхождение такой несоразмерной покупки с другими - позвольте себе расписаться в черном чувстве. Навряд ли адекватный взрослый человек признает, что им двигала черная зависть, и уж точно застигнутый врасплох попробует оправдаться в неконтролируемых эмоциях, но так ли неподвластны нам наши желания?

Как рождается зависть

Каждое человеческое желание, прежде чем достигнуть попытки воплощения в действие, проходит несколько стадий. На первом этапе кольнувшее душу «хочу такие же» может бесследно раствориться в бытовых вопросах и так и остаться нереализованным.

На второй стадии желание достигается только при неоднократном озвучивании «больной» темы либо бесконечном мелькании перед глазами «возжеланного». Человек, обладающий в большей степени разумом, чем эмоциями, и на данном этапе сможет себя одернуть и не вступать в рассуждения с самим собой «если бы, да кабы».

Другое дело - личность слабая, изначально человек завистливый, привыкший давать свободу пустым фантазиям, этакий «иудушка» Порфишка Головлев. Этот в мечтах и в генералы выйдет, и полмира завоюет, а на деле будет в драном халате чертиков на полях чертить. С таким человеком дело иметь не столько опасно, сколько неприятно. Собственно, воплощенная лицемерная фантазийность - это уже переход на третью, крайнюю стадию зависти, которую иначе чем глубоко черной не назовешь.

Оттенками черного наделены и такие неприятные «итоговые» действия, как сплетничество, мелкое пакостничество, фальшивая эмоциональность - все это яркие показатели того, когда чувство зависти целиком выстраивается на лживом представлении, что достигнуть желаемого все равно не удастся.

Другая ветвь третьей стадии состояния зависти - поиск решения для осуществления мечты. Конечно, и здесь могут быть негативные моменты, ведь чтобы получить желаемое, его можно и украсть, и отобрать, и отсудить, и выклянчить, но это все-таки будет динамика, хотя и в отрицательном ключе. В идеале предваряющая действие стадия должна подвигать на здоровую конкуренцию, что и озвучил в своем высказывании о завистливых людях А. С. Пушкин.

Примеры такой зависти, воплощенной в действия и приведшей к достижениям, можно наблюдать на каждом шагу - это политик, поднявшийся из среднего класса общества, предприниматель, построивший миллионный бизнес, начиная с продажи газет в переходе, домохозяйка, написавшая книгу, которая стала бестселлером. Сложно поверить, но каждое из этих начинаний было когда-то не более чем чьим-то «хочу», ставшее затем «могу» и только потом - «сделаю».

Черное и белое

Прежде чем условно разделять такие понятия, как белая зависть и черная, оговоримся сразу, что окрашенного в светлые тона чувства зависти не бывает. Даже если человек добивается чего-то в жизни исходя не из собственной страсти подражания чужому успеху, он обязательно делает это, чтобы вызвать эту страсть у других людей или кого-то конкретно. М. Твен охарактеризовал такой оборот событий с присущей ему прямотой: «Если ради того, чтобы добиться любви, человек готов на многое, то ради того, чтобы вызвать зависть, он пойдет на все».

Итак, зависть - это основной двигатель почти любых достижений в жизни индивидуума, и неважно, ли это по природе или в силу единичных обстоятельств. Но так не хочется расписываться в нехорошем чувстве, когда искренне веришь, что идешь по своему пути с чистыми намерениями! Тут и приходит на помощь термин «белая зависть».

Белая зависть - а есть ли она?

Другими словами: «Мне ужасно нужно все лучшее, что есть у тебя, но поскольку я - человек хороший, я на тебя не злюсь за то, что у тебя все это уже есть, а у меня - нет».

Думая так и вспоминая, что он - хороший, завистливый человек может вскользь даже признаться в своем «белом» чувстве - непременно с пафосом и широкой улыбкой. Но это не потому, что признание будет искренним, а оттого, что зависть настолько сильна, что скрыть ее иначе, чем замаскировать под преклонение перед чужой удачей, уже невозможно. Вообще, вырвавшиеся слова такого рода - очень хороший знак для собеседника. Сопоставив бурную и неуместную радость по поводу чужого успеха с языком жестов, о котором будет сказано далее, умный человек поймет, что от такого «доброжелателя» лучше держаться подальше.

Личность завидующая, но при этом делающая правильные выводы («да, он купил хорошую машину, но это потому, что он работает не 8 часов в день, как я, а 16»), не станет кидаться наперерез счастливчику с поздравлениями двусмысленного характера, и не будет обсуждать событие с окружающими. Он отреагирует со сдержанной искренностью и постарается сделать все возможное, чтобы повторить триумф товарища. Такой фактор, если уж так угодно наградить его штампом, и может называться «белой завистью».

Как распознать завистника по жестам

«Зависть прежде нас родилась» - старая народная мудрость, очень верно открывающая еще одну важную истину - являясь нашим «приданым» по умолчанию, так же как способность смеяться или плакать, необходимость завидовать спрятана в человеческой сущности очень глубоко. Можно научиться ее контролировать и даже почти полностью изжить, но в тот момент, когда коварное чувство уже овладело вами, контролировать его практически невозможно. Узнать завистливого человека как раз в тот момент, когда весь его жесткий негатив обрушен на собеседника, легко по невербальным знакам. Кто не знает - невербальным в психологии называется язык телодвижений, никак не связанный с устной речью.

Работать против завистника может все его тело, поэтому важно сопоставлять сразу несколько сигналов, чтобы не принять за плохое чувство простую скуку или неприязнь, которые не всегда означают, что человек завидует. Другое дело - скука наигранная, а неприязнь - спрятанная под улыбку, но об этом ниже.

Итак, вам завидуют, если:

  • собеседник всеми силами показывает, как ему скучно и, в то время как ему рассказывают о чьих-то успехах, лениво ворочается на стуле, поглядывает по сторонам и даже зевает;
  • собеседник не может удержать на вас взгляд - его глаза бесконечно «убегают» и в конце концов превращаются в узенькие щелочки;
  • от бровей или подбровной части лица собеседника пролегли тонкие складочки к спинке носа - такая мимическая картинка означает высшую степень презрения и смущения одновременно;
  • человек напротив улыбается, но так, что улыбка кажется натянутой на лицо или неровно приклеенной;
  • корпус собеседника, сидящего на стуле, наклонен в вашу сторону, а нижняя часть торса неестественно напряжена.

Руки - очень показательная часть тела в плане невербального общения, но в случае с завистливым человеком признаки на лице дешифруются гораздо проще. В моменты максимального выплеска негатива человек напротив может сжать кулаки, но может и безжизненно их повесить, так что старайтесь акцентировать внимание на неоспоримых сигналах, а дополнительные знаки присовокуплять уже к сложившейся картинке.

Как не дать завистнику испортить вам жизнь

Даже заведомо зная, от кого не следует принимать уверения в искреннем расположении, полностью исключить данного индивидуума из круга общения не всегда возможно. Им может оказаться руководитель или коллега по работе, близкий родственник, бизнес-партнер - то есть человек, который осознает вашу обоюдную зависимость друг от друга и от этого становится еще назойливее.

Поневоле, оказавшись ввязанной в эту игру, личность, внушавшая зависть, может начать испытывать раздражение и выказывать все те же нелицеприятные поведенческие черты, что и завистливые люди. Как себя защитить от этого? В первую очередь не позволять собой манипулировать, то есть не принимать навязанные правила игры:

  • не позволять принижать свои достижения;
  • не реагировать на упреки, придирки и мелочные замечания, даже если они исходят от начальства;
  • в любой ситуации, в которой качество вашей работы публично ставится под сомнение, уметь противопоставлять этому ледяное спокойствие и железные аргументы, что это не так;
  • не оправдывайтесь никогда - черная зависть тем и характерна, что заставляет человека ощущать свою неполноценность, зароняет сомнение в справедливости его побед.

Лучше всего понаблюдать за поведением людей уже после того, как вы поделились с ними хорошей новостью, и тогда завистник сразу обнаружит себя. Даже если во время разговора он излучал радость, после беседы настроение его ухудшится, он станет скучным, неразговорчивым. А в случае если предмет вашей гордости нагляден, например новая одежда, игрушка ребенка, дорогая кухонная утварь, завистник постарается как можно больше его «не замечать», показывая всем своим видом, что для него такие явления - дело привычное.

В конце подтемы о том, как не допустить управления над собой чужой несостоятельности, уместно привести цитату про завистливых людей от самого Бернарда Шоу, что «зависть - это наилучшая форма признания из всех возможных». А значит, вы всегда останетесь на голову выше того, кто наклонил свою, разглядывая осколки своих разбитых возможностей.

Женская зависть

В большинстве своем это чувство у женщин обращено в сторону семейных успехов или денежного благополучия, причем о самих деньгах женщина почти не думает, но зато отчаянно мечтает о том, что могла бы реализовать на недостающие суммы. Удачное замужество подруги, рождение детей в чужой семье, значимая покупка в жизни кого-то из окружения - это основной список причин душевного терзания женщины, хотя далеко не исчерпывающий. Завидовать могут здоровью, красоте, успехам детей, умению все успевать.

Главная беда женской зависти - наплывы импульсного мышления. То есть в те минуты, когда неприятное чувство в ней обостряется, ожидать от завистницы можно чего угодно - от стремительного распускания сплетен за спиной до поступков, направленных против здоровья или даже жизни того, на кого обращен негатив.

Нередко, остыв после нахлынувшей ненависти, женщина начинает раскаиваться в содеянном, реже пытается исправить ситуацию. Но это не должно служить причиной приближения к себе человека, уже однажды показавшего себя подобным образом, так как зависть, уже запущенная и имеющая достаточную подпитку, неискоренима. Допуская завистницу в свое окружение, вы только дадите ей возможность ранить вас с ближнего расстояния.

Кстати, зависть со стороны женщины может быть и неосознанной, но тут бдительность должна проявить «счастливица», подставленная под удар. Если она замечает, что ее привычка одеваться, укладывать волосы, манера общаться находят второе воплощение в постороннем человеке, это уже повод задуматься. Также завистница, даже не понимая этого, будет стараться всячески уколоть «предмет», вывести на эмоции.

Самый лучший способ вывести себя из «зоны обстрела» - не реагировать на пули, свистящие над головой. Женщины, нападки которых игнорируют, очень быстро оставляют соперниц и переключаются на кого-то другого.

Мужская зависть

Для мужчины предметом зависти часто является внешняя статусность и возможность реализовывать все свои возможности через собственные средства. Может мужчина завидовать и просто деньгам - частое явление, когда с трудом накопленная им сумма лежит в полной неприкосновенности долгое время, так как мужчины попросту наслаждаются ощущением своего богатства и жестоко страдают, когда вынуждены его расходовать.

Среднестатистический парень редко в мечтах позволяет себе перешагнуть более одной-двух ступеней социального уровня, так как жизнь и успехи людей, находящихся за гранью видимого пространства, доносятся до него как из другого мира. У большинства мужчин имеется мысленная планка, дальше которой они себе фантазировать не позволяют, пока ее не достигнут, но и достигнув, нередко на этом успокаиваются и остаток жизни пожинают плоды трудов своих.

Крупные бизнесмены и политики - это скорее исключение из правил, поэтому их гораздо меньше, чем держателей небольших торговых точек или управляющих мелких производств. Тут действует закон «слепой зоны» - дойдя до установленного ранее самому себе уровня, большая часть мужчин перестает видеть перспективы впереди себя, но начинает облагораживать и раздвигать границы вширь, расширяя зону комфорта, но не преступая ее.

Оберег от зависти

Формирование вокруг себя защитной оболочки, сквозь которую не сможет пробиться разъедающая парша чужого негатива, это задача, скорее, психоэмоционального плана, чем мистического. Однако никому не возбраняется позаимствовать часть силы из энергетического пространства, подключиться к которому можно только искренне веря в него. Для этих целей и предназначены манипуляции по сотворению личных талисманов.

Создание такого рукотворного амулета недаром заключает множество этапов. Пока человек изготавливает оберег, он настраивается на частоту собственного намерения избавиться от проблемы и по мере соблюдения определенных ритуалов как бы взращивает в себе твердую уверенность в том, что получившееся в результате трудов изделие возьмет его под свою защиту.

В первую очередь выбирается материал, из которого будет сделан оберег от завистливых людей. Чтобы он максимально соответствовал назначению, пусть это будет дерево, подходящее вам по друидскому гороскопу или камень по зодиакальной взаимосвязи. Если материал пластичный, на него, с одновременным произношением подходящей по случаю молитвы, наносятся рунические символы (подойдет знак «альгиз»). Затем талисман зашивается в холщевый или кожаный мешочек и постоянно носится при себе, подпитываясь от тела и даря уверенность в защищенности от дурных людей.

«Зависть прежде нас родилась» и не при нас умрет - так можно продолжить. Так что в борьбе с этим невидимым врагом лучше не забывать, что каждый из нас может оказаться как по одну, так и по другую сторону этого чувства. А значит, не растерять веру в свои силы и воспринимать чужие достижения как возможность собственного роста - единственный настоящий способ победить завистника и в себе, и в человеке рядом.

Мы с вами разбирались. Надеюсь, помогло. Мне – точно помогло. Настало время «легализовать» зависть. Я лично встречала и встречаю людей, которые говорят, что никогда никому не завидовали и не завидуют. И я им верю. И думаю, что им повезло. Мне не так повезло 🙂 И я им завидую. Но уже – не очень.

Какое-то время я была уверена: «завидовать – это не про меня». Но, ох и увы, это оказалось не так. Зато после того, как я признала свою зависть , жить с ней стало гораздо проще. И да, её стало гораздо меньше. А жизнь, как говорится, стала легче и веселей.

Я предлагаю вам на собственном опыте проверить теорию парадоксальных изменений Арнольда Бейссера (она описывает исцеляющие механизмы психики человека): «Наиболее вероятно, что изменение может произойти, когда человек отказывается, по крайней мере, на секунду, от желания стать другим и старается быть тем, кто он есть». И я бы добавила: со всем тем, что у него есть. В том числе и с завистью.

Итак, чтобы понять, как избавиться от зависти , нужно сначала разобраться с тем, как она у вас проявляется. Чтобы преодолеть сопротивление вашей психики, предлагаю принять за основу такие вводные данные: с вами все ОК, если вы испытываете зависть . Вы не становитесь плохим человеком из-за этого. Зависть – одно из переживаний, которые вы проживаете. Попробуем от этого оттолкнуться.

  • считать себя «ничтожеством» (разной степени «ужасности») и страдать от этого (чаще всего не признаваясь себе ни в том, что считаете себя ничтожеством, ни в том, что завидуете)
  • считать, что зависть — это запрещённое постыдное переживание и бороться с ним, например, с помощью игры «белая зависть »
  • вообще не признавать, что у вас есть зависть, вытеснять её из сознания и все время сталкиваться с ощущением неясной тревоги и апатии
  • отчаянно обижаться на несправедливость мира, судьбы, вселенной или Бога (нужное подчеркнуть) с разнообразными вытекающими от такой обиды внутренними переживаниями и внешним поведением
  • разрушать себя самокритикой, иногда граничащей с «самоедством»
  • разрушать отношения с теми, кому завидуете
  • в крайних случаях продолжать строить козни разных степеней «пакостности» тем, кому завидуете и себе, «любимому»

Навигация по статье «Зависть: как избавиться от зависти?»

Как проявляется зависть. Почему люди завидуют

Клод Адриан Гельвеций, философ

Чтобы понять, узнать, как у вас проявляется зависть, рассмотрим наглядный пример. Для простоты объяснения, почему люди завидуют , я выбрала знакомый всем вариант отношений: две подруги, и у одной из них появляется новая кофточка. Вместо пресловутой кофточки (то есть предмета зависти – чему завидую), может быть, как вы понимаете, всё, что угодно:

  • материальное: жильё, машина, дача, страна, город или район проживания, ремонт на кухне, путешествия, телевизор, зарплата, бизнес…
  • нематериальное: внешность, муж, любовь, дети, друзья, семья, способности, таланты, должность, статус, круг общения…
  • даже духовное: степень духовности или «продвинутости», наличие альтруизма, обладание личностной свободой, масштаб личности… и даже «у него йога получается лучше» 🙂

Один мой приятель рассказывал, как обзавидовался на ретрите (духовные практики йоги, созерцания, осознания и т.п.). Его уровень духовности не был столь духовным, как у остальных. И, конечно, на месте подруги (то есть объекта зависти – кому завидую), тоже может быть кто угодно: от родственника (даже ближайшего), соседа или коллеги, вплоть до Билла Гейтса или «просветленного мастера».

Зависть, как любое человеческое переживание, проявляется в нас как человеческих существах на нескольких уровнях: уровень сознания (что думаю), уровень эмоций (что чувствую), уровень ощущений (что происходит в теле), уровень поведения (что делаю/не делаю).

Почему люди завидуют ? Какие есть стадии и формы зависти? Для человека, переживающего зависть, это не всегда очевидно, поэтому предлагаю вам пояснительную схему. Существуют 4 стадии зависти. Отличаются они друг от друга тем, как глубоко человек осознаёт свою зависть и как это осознавание ведёт его к удовлетворению собственных потребностей и к реализации ценностей, то есть, в конечном итоге, — к счастливой жизни, о которой так мечтает каждый завистник (и каждый человек). Для некоторых стадий есть варианты – в зависимости от степени зрелости личности человека и его собственных этических установок.

Вследствие осознания самого переживания зависти, люди испытывают те или иные эмоции и ведут себя тем или иным способом (то есть переживают зависть на разных уровнях). Каждый из переживающих зависть может находиться на любой из этих стадий, но если говорить о развитии самого переживания, то оно проходит путь от стадии «неосознанная зависть» к стадии «ценностно-ориентированная жизнь»

Чтобы понять, как избавиться от зависти лично вам, нужно сначала определить, на какой стадии вы находитесь. Помогут вам в этом описания каждой стадии с точки зрения уровней переживания: иногда легче признать за собой какие-то мысли, эмоции, ощущения и поведение, чем сразу сказать себе «я завидую». А без осознания зависти по-настоящему справиться с ней невозможно.

Так что вы можете просто читать описания, и, как только подумаете «А вот это похоже на меня», ставьте для себя пометку – возможно, именно так и проявляется ваша зависть, и тогда признание этого – шаг навстречу тому, как избавиться от зависти .

Сам алгоритм «избавления» я приведу в следующей статье. Но первый шаг — осознать, что вы завидуете, признать свою зависть — делается как раз на основе наблюдения собственной зависти на разных уровнях переживания.

Теперь посмотрим, как переживается зависть на каждой из этих стадий. Представьте, что у вас есть подруга, в общении с которой вы испытываете не только приятные эмоции (даже если вы думаете, что это – не зависть). Или вспомните любой случай, когда вы кому-то завидовали, или подозреваете, что завидовали. Определите для себя предмет зависти — в нашем пример это кофточка. И объект зависти: у нас — подруга. И понаблюдайте, что из описанного ниже подходит к вашим переживаниям.

Итак, ваша подруга пришла на встречу в обновке и говорит: «Посмотри, какую я себе купила кофточку!»


«Чего не слышишь, о том и не тужишь»

«На словах — сладость, а на сердце — зависть»

В голове (что думаю): «Классно ей… может себе позволить… я должна быть рада за неё … Тоже мне, нашла чему радоваться…»

В сердце (что чувствую): апатия, грусть, тревога

В теле (ощущения): астения (упадок сил), ком в горле, неприятные ощущения в области солнечного сплетения и сердца

В действии (что делаю): теряю интерес, скучаю, игнорирую, молчу, меняю тему, выражаю неискреннюю радость, льщу, жалею себя

Описание: если говорить простым языком, это стадия «чего-то хочу, но не понимаю, почему и чего хочу». Можем определить это так: зависть как неосознаваемое переживание, подавление непереносимого или непонятного возбуждения.

На этом этапе человек не осознаёт своих потребностей и целей, чувствует только смутное ощущение «что-то не так», которое возникло от вида чужого достижения, имущества, успеха, возможности, способностей, счастья.

Так как человек не понимает, откуда это ощущение, то силы идут не на достижение того, что он хочет, а на подавление зависти. Отсюда – апатия, астения и неосознаваемая тревога. Если долго находиться на этом уровне, то, как защита от зависти, может возникнуть депрессия.


«Берут завидки на чужие пожитки»

Он же «Охал дядя, на чужие достатки глядя»

В голове (что думаю): «Какая красивая… Я себе хуже купила… И ведь зарабатывает меньше меня… А вообще ей — как корове седло…Мне бы куда больше пошла…»

В сердце (что чувствую): злость на подругу, злость на судьбу, злость на себя, грусть, неосознаваемый стыд.

В теле (ощущения): повышенное сердцебиение, учащённое дыхание, покраснение кожи, напряжение в руках, напряжение в лицевых мышцах, ком в горле, неприятные ощущения в области солнечного сплетения и сердца.

В действии (что делаю): критикую, «перемываю ей кости» с другой подругой, обращаю внимание на недостатки, хвалюсь своей кофточкой, рассказываю, что кто-то купил на распродаже такую же китайскую точь в точь, не отличишь, за смешные деньги, выражаю при этом сочувствие, случайно (или не совсем) наношу вред предмету или объекту зависти, например, опрокидываю бокал с вином на подругу.

Описание: если говорить простым языком, это стадия «не знал, чего хочу – и вот оно, теперь знаю, но у меня этого нет, а у него есть, это – плохо и несправедливо». Можем определить это так: недостаточное осознавание зависти. Выражается оно в обесценивании достижений другого человека и своих собственных. Обесценивание может быть как психологическое, так и физическое (прямой ущерб).

Людям с сильными моральными запретами, которые не дают человеку выплеснуть свое раздражение на других, более присущи варианты направления злости на себя, остальным – на предмет или объект зависти.

Так как все силы заняты попытками справиться со своим раздражением, они не направляются на какую-либо продуктивную деятельность по удовлетворению своих потребностей и реализацию своих ценностей. Однако на этом уровне уже есть шанс задуматься о том, что это за потребности и ценности. Запомните этот момент: он пригодится нам, когда мы будем выяснять, что делать с завистью.

На этом уровне очень сильно ощущается «несправедливость мира»: «Почему у него есть, а у меня нет?! Так не должно быть!» Признание этой несправедливости делает очевидным невозможность достижения некоторых (или многих) вещей. А смириться с этой невозможностью человек не в силах. И тогда бывает легче уничтожить то, что есть у другого, чем смириться с тем, что этого никогда не будет у тебя.

Неосознаваемый стыд возникает от понимания нехватки чего-либо в своем внешнем или внутреннем мире: «Раз у меня этого нет, значит, со мной что-то не так. Я ущербен в этом. И это стыдно – быть таким».

На этом уровне существует несколько вариантов зависти. Отличаются они мыслями в голове и поведением, уровни эмоции и ощущений соответствуют уже описанным выше для этой стадии, однако они могут различаться интенсивностью переживаний.


«Не столько смущает свой убыток, сколько чужой прибыток»

«Не то плохо, что своя корова сдохла. Плохо, что у соседа жива»

В голове (что думаю): «А я что-то давно ничего не покупала себе… Но она-то чего выпендривается? Подумаешь, ну кофта — как кофта! Только и думает, что хвастаться… Конечно, мужика нет, вот и приходится себя хоть как-то успокаивать… А всё равно ничего ей не поможет…».

Описание: обесценивание чужого успеха, достижений, способностей, талантов. Возникает от смутной или явной убежденности в том, что сам человек не будет никогда обладать предметом зависти. Появляется переживание вины за то, что он сам не способен или не делает попыток добиться желаемого, и стыд за эту неспособность. Оно настолько сильно и болезненно, что его не хочется признавать и переживать.

И тогда один из способов справиться с этим: обесценить предмет зависти, доказать самому себе, что ничего хорошего в этом нет, например, заявив подруге, что её кофточка совсем не в тренде. Еще один способ называется «игра в изъян»: необходимо найти у объекта зависти области, которые не так хороши, и акцентировать на них внимание, например, сказав себе или третьему лицу, что у подруги ноги кривые.

Еще один способ справиться с такой завистью: «зелен виноград» — не обесценивать предмет или объект зависти, а обесценить потребность или ценность, которая за ними стоит. То есть доказать себе, что этого вовсе и не хочется, например, убедив себя, что я выше этого слепого поклонения моде. Обратный способ: «сладкий лимон» — обратить внимание на свои достижения и преувеличить их в сравнении с предметом зависти, по принципу «зато я умнее».

Причём, можно делать это как мысленно, в своем внутреннем монологе, так и вынося в реальное общение: с самим объектом зависти, или с другими людьми («перемыть косточки»). Такой способ на время снимает душевную боль, потому что делает предмет зависти не таким привлекательным, одновременно как бы оправдывает собственную бездеятельность и примеряет с «несправедливостью мира». Например, можно подумать или обсудить с другими: «А у неё-то ведь всё не так уж и хорошо».


«Не дал Бог ста рублёв, а пятьдесят не деньги»

«В чужих руках ломоть велик; а как нам достанется, мал покажется»

В голове (что думаю): «Вот всегда она может выбрать…. А у меня никогда так не получается… Я так радовалась своей новой кофточке, а тут она явилась: мне моя не нравится теперь совсем…Никогда не могу выбрать нормальную…»

Описание: обесценивание своего успеха, достижений, способностей, талантов. Возникает от убежденности, что я всегда должен быть лучше других. Поэтому любой успех другого человека — это мой личный проигрыш. Характерна для людей с перфекционизмом , у которых отсутствует внутреннее ощущение «достаточно хорошо», и людям с неустойчивой самооценкой (кстати, перфекционизм и неустойчивая самооценка — это стороны одной медали).

Как только у кого-то что-то оказывается лучше, это автоматически означает: то, что у меня есть – плохое. А так как люди со стратегией перфекционизма или с неустойчивой самооценкой приравнивают свои достижения к самоценности и «вычисляют» по ним свое собственное достоинство, то этот проигрыш бьёт в самую суть личности.

Если я думаю, что «я всегда во всем должен быть самым лучшим», то реальные или предполагаемые достижения других людей воспринимаются как угроза ценности моего «Я». И с таким трудом построенный на своих достижениях замок «я – хороший» получает разрушения разнообразной тяжести. И отражается это разной степенью болезненности для его хозяина.

Что особенно неприятно в этом варианте: такая зависть не насыщаемая. Потому что её источник — «ущербное» собственное достоинство. Всегда кто-то будет моложе, богаче, привлекательнее, талантливее, успешнее и т.д.: внешний мир будет поставлять предметы зависти постоянно. И каждый из них будет бить по собственному достоинству.

Иногда мы говорим, что зависть понижает самооценку. На самом деле наоборот: зависть выявляет проблемы в самооценке. У человека, который знает, что с ним всё в порядке, что он в целом равен другим людям, что он — полностью окей, независимо от того, чем он обладает из имущества, достижений и личных качеств, в случае сравнения с другими не возникает зависти.

Насколько будут серьезными разрушения, и выстоит ли замок самооценки, зависит от нескольких причин.

Первая: каким был удар артиллерии, то есть, какие ценности и потребности человека были задеты и как сильно. Например, в случае моего приятеля – задеты были ценность «духовное развитие» и потребность в самореализации. И здесь при небольшом ударе от замка может, например, отвалиться штукатурка, а может появиться и брешь в стене. Внутренне это переживается как душевная боль разной степени.

Вторая: на каком фундаменте выстроен замок. Если на плохо утрамбованном песке «я – недостаточно хорош», то он может зашататься, если на болоте «я – плохой», то частично «оплыть». А если замок «я – супер» построен на пропасти «я – ничтожество», то в сложных случаях он может рухнуть в эту пропасть, вплоть до развития у человека депрессии. И тогда мы имеем следующий вариант.

Вариант «Нарциссическая зависть»


«Себя изведу, а тебя дойму»

В голове (что думаю): «Я прилагаю огромные усилия для того, чтобы быть самой красивой… И вдруг являешься ты, в этой новой кофточке… Ты, которая ничего не сделала, чтобы получить такое… Ты не можешь быть лучше меня… Я докажу тебе это: я уничтожу тебя… Никто не может быть красивее меня…»

Описание: нарциссическая зависть. Не признается самим человеком совершенно, иначе такое признание может разрушить саму личность, внутренний стержень (заставит увидеть свое «ничтожество», что непереносимо). Ценность, на которую указывает предмет зависти, становится сверхценностью. Пропасть «я – ничтожество» очень глубока. Зависть может дойти до серьёзных проступков. Порча имущества, месть, тайные интриги. Или даже убийство.

Так как сама зависть не осознаётся, то на её месте ощущается постоянная тревога: угроза своему благополучию и положению, страх критики, страх неудачи, предвосхищение негативной оценки.

В качестве примера напомню вам легенду о Моцарте и Сальери. Кстати, историки музыки утверждают, что нет никаких доказательств того, что Сальери виновен в смерти Моцарта. Более того, некоторые современники композиторов превозносили человеческие качества Сальери и утверждали, что он и Моцарт уважали друг друга. И, конечно, у меня нет никаких сведений о самооценке Сальери и уровне его «нарциссической пропасти».

Я привожу эту недоказанную историю как расхожий пример мести из зависти. Пушкин свою маленькую трагедию «Моцарт и Сальери» поначалу так и хотел назвать: «Зависть». Имя Сальери со временем стало нарицательным. Несмотря на то, что участие Сальери в смерти Моцарта не доказано, существует даже психологический феномен, который получил название «Синдром Сальери».


«У богатого богатины пива-меду много, да с камнем бы его в воду»

«Господи, господи! Убей того до смерти, кто лучше нашего живет»

В голове (что думаю): «Пришла тут выпендриваться… Нечего думать, что ты лучше других… Я тебя поставлю на место… Будешь знать…»

Описание: чёрная зависть. Человек воспринимает успех другого как доказательство своего более низкого положения в мире (социуме). Зависть осознается как злость на другого, как явная несправедливость, которая должна быть исправлена.

Может выражаться в разрушении и устранении предмета зависти, объект зависти может обвиняться в создании проблем самому человеку. Появляется открытая или скрытая вредительская зависть. Эта зависть похожа на нарциссическую, но в основе имеет не желание «быть всем», а желание «владеть всем».

Уничтожение предмета или объекта зависти может быть символическим (ритуальным), психологическим (унижение или принижение, блокировка чужого успеха, благополучия, радости, дискредитация), физическим (разрушение, разорение), и фатально-биологическим (травмы, убийство). Такие действия часто говорят о несформированной внутренней этике и духовной самозащиты человека.


«Душа не принимает, а глаза всё больше просят»

«Завистливый по чужому счастью чахнет»

В голове (что думаю): «Ах, как я была бы счастлива, если бы у меня была такая же!!!»

В сердце (что чувствую): грусть, злость, тревога, страх неудачи

В теле (ощущения): возбуждение, напряжение

В действии (что делаю): стараюсь изо всех сил получить то же, что у другого, постоянное сравнение своих достижений с достижениями другого

Описание: зависть как погоня за призрачным счастьем – свои ценности не осознаются, но мотивация к действию есть. Главная ловушка здесь в том, что мы приравниваем на этот раз достижения человека к его счастью: «У него это есть, значит, он счастлив от этого, я тоже хочу быть счастлив, у меня тоже это должно быть, иначе я не буду счастлив».

И думаем, что если не достигнем того, что есть у другого, то не достигнем и своего счастья. И пытаемся добиться того же, что и у другого, но не становимся счастливее, потому что не понимаем, что хотим не этих достижений, а своего личного счастья. А из чего оно состоит, не знаем и не задумываемся. И тогда нам нужно всё больше и больше достижений, но мы оказываемся все дальше и дальше от счастья.

Мы, начиная гнаться за призрачным счастьем, попадаем в «крысиные бега»: бесконечно приобретаем на самом деле ненужное и неценное для нас для того, чтобы получить власть, или престиж, выиграть в конкуренции, или обрести привязанность и любовь других.

Здесь мы снова сталкиваемся с ощущением несправедливости мира. Особенно в случаях, когда «я так много делаю ради этого, а все равно я не счастлив, это несправедливо».

Богословы определяют зависть как «недовольство человека тем, что Бог сохранил что-либо за Собой или оделил другого человека чем-либо, чего завистник страстно желал бы для себя». А чего мы желаем больше всего для себя? Кончено, счастья. И здесь возникает огромная обида на Бога: Бог не дал мне счастья. А другому дал. Возможно, из-за этой обиды на Создателя, зависть и находится в списке смертных грехов человека?

В голове (что думаю): «Ух ты! Классно, что у неё это есть… Я тоже хочу такую… Надо ей комплимент сделать, чтобы не подумала, что завидую ей»

В сердце (что чувствую): грусть, радость, тревога.

В теле (ощущения): напряжение, облегчение, возбуждение.

В действии (что делаю): анализирую, ищу свое, ставлю цели, хвалю другого, разделяю с ним его радость, запрещаю себе огорчаться.

Описание: наконец зависть становится видимой самому человеку. Но само переживание зависти остается под запретом («завидовать — это стыдно»). Этот стыд ощущается человеком, но не признается, вытесняется. Кроме этого, сохраняется стыд по принципу «раз у меня этого нет, значит, со мной что-то не так, я ущербный». Этот стыд от наличия зависти и стыд от мыслей «со мной что-то не так» очень сложно переживать.

Поэтому нужно «обелить себя»: например, назвать это переживание «белая зависть », чтобы не было так мучительно стыдно. И придумать, например, такой афоризм: «белая зависть — это желать того чего у тебя нет, а у другого есть, а чёрная — это желать тому, у кого есть, чтоб у него этого не было». То есть убедить себя, что я на самом деле не завидую, что со мной всё хорошо, что я хороший, ведь я никому не желаю зла.

На этом уровне начинается погоня за настоящим счастьем: в моей жизни не возникает или не происходит что-то важное для меня, чего я жажду, что мне необходимо. Человек начинает осознавать свои ценности, появляется мотивация к действию. Вроде бы, звучит это хорошо, но внутри остается червячок стыда, который напоминает человеку, что с ним что-то не так, но что – не понятно.

Есть большая разница между стадией «белая зависть» и просто желанием что-то иметь, которое возникает от наблюдения чего-либо у другого человека. Во втором случае не возникает этот червячок неосознаваемого стыда за то, что у меня этого нет. Человек узнаёт, чего именно у него нет, сравнивает со своими ценностями и потребностями: нужно ли мне это, или это намекает мне о чем-то другом, чего у меня пока что нет.

Если это ему необходимо – ставится цель «иметь это» и планируются способы достижения. И в случае, если человек не сможет этого достигнуть, у него не возникает стыд за то, что «раз я не смог, значит, со мной что-то не так, я – не полноценный». У него появится печаль от мыслей: «Я не смог этого достигнуть, но со мной всё ОК, я – ценный и достойный независимо от своих достижений и качеств».

В голове (что думаю): «Классная кофта… О, а вот и кольнула зависть… Ну, привет, зависть… Я тебя не боюсь… Я тебя не стыжусь… Спасибо, что показала то, чего я хочу… и что я пока что стыжусь того, что у меня этого нет…»

В сердце (что чувствую): стыд, радость, воодушевление, восхищение, предвкушение.

В теле (ощущения): подъём энергии, переживание радости.

В действии (что делаю): выражаю радость за другого, строю планы, ищу способы реализации.

Описание: человек осознает свою зависть. Признает её и прощает себя за неё. Осознаёт, что именно стоит за предметом зависти, то есть, на какие ценности и потребности указывает этот предмет. Может сравнить это со своими ценностями и потребностями. Может отличить, когда это не его ценности и потребности, а удар по его собственному достоинству. Может научиться не приравнивать свою ценность как личности к своим достижениям, признавать свою безусловную ценность, со всеми своими достоинствами и ограничениями.

Когда человек привыкнет осознавать свои ценности, он может научиться выстраивать ценностно-ориентированную жизнь: жить исходя из своих потребностей и ценностей, искать свой жизненный путь, принимать ответственность за него и идти по нему. Со временем, если ему удастся отделить свою личностную ценность от своих достижений и качеств, зависть пропадёт, и человек будет жить ценностно-ориентированную жизнь без переживания зависти.

В зависти, среди прочего, заложена и любовь к справедливости.

Уильям Хэзлитт, писатель

Зависть – это акт сравнения. А точнее, это АД сравнения. Что-то у другого человека привлекает мое внимание. Я замечаю это, оно возбуждает мой интерес: «Ценно ли мне это, интересно ли оно мне?» Затем я сравниваю то, что есть у другого, с тем, что есть у меня. Я предвосхищаю радость от обладания объектом, преимущества от применения способностей, удовольствие от получения нового опыта. И на этом этапе у меня могут возникнуть:

  • безразличие: «Для меня это не ценно, мне всё равно, есть это у кого-то, или нет»
  • радость за другого человека: «Для меня это ценно, я рад, что это есть у него»
  • предвосхищение радости: «Для меня это ценно, у меня тоже может быть так»
  • печаль: «Для меня это ценно, мне жаль, что у меня этого нет»
  • угнетённость: «Для меня это ценно, у меня этого никогда не будет»
  • стыд: «Для меня это ценно, мне стыдно , что у меня этого нет, что я этого не достиг, а раз этого нет у меня, значит, я – ущербный»
  • злость: «Для меня это ценно, это неправильно и несправедливо, что у него это есть, а у меня – нет»

Могут быть и другие мысли, которые ведут к этим же эмоциям. Почему люди завидуют ? Почему кто-то сворачивает на шоссе радости, а кого-то упорно тянет брести по дороге зависти? При описании стадий и вариантов зависти я уже говорила об этом. Теперь сведём все вместе.

Дело в том, что сравниваем мы на самом деле не то, что является предметом зависти: не кофточку, не машину, квартиру, способности, возможности, любовь и т.п. Сравниваем мы свое состояние «счастья» с предполагаемым состоянием «счастья» другого человека.

Человек на первых уровнях зависти всегда попадает в эту ловушку. Он не примеряет предмет зависти на себя: «буду ли я счастлив, если я буду это иметь?» На первых уровнях он не понимает ценности этого для себя. Он думает не «буду ли я счастлив, имея это», а «у него это есть, он счастлив, значит, если у меня будет это, я буду счастлив».

И если человек делает вывод «он счастливее меня» — то всё, он попал в лабиринт зависти. Теперь предмет зависти будет водить его в нём, как ориентир призрачного счастья.

Но это еще не всё. Следом может возникнуть мысль: «Раз у меня этого нет, значит, со мной что-то не так, я какой-то не такой, я ущербный». Затем человек может сделать вывод: «У меня этого нет, может быть, у меня никогда этого не будет, мне не дали это, это несправедливо».

С каждой новой мыслью человек все глубже погружается в спираль зависти, со всеми вытекающими из неё эмоциями и физическими состояниями, и в поведение, следующее за этим.

Почему люди завидуют? Что же является основными причинами зависти? Вера в справедливость мира и в свою неполноценность.

Мы не рождаемся и не живём равными: у каждого из нас свой набор генов, и они не равноценны, мы рождаемся с разной внешностью, с разными способностями, в разных семьях, в разных местностях, в разных странах.

Со временем мы начинаем это понимать. Мы начинаем смотреть вокруг и удивляться: почему я такой, а он – другой? Почему у него это есть, а у меня – нет? Почему кому-то что-то достается, а мне – нет? Почему кто-то может чего-то достичь, а я – нет?

Мир делит нас на красивых и некрасивых, на худых и толстых, на высоких и низких, на отличников и троечников, на застенчивых и общительных, на умных и глупых, на удачливых и неудачников, на бедных и богатых, на здоровых и не очень, на полноценных и «ограниченных в возможностях».

К посланиям мира добавляются послания тех, кто нас должен любить и принимать такими, какие мы есть, но кто сам себя такими не принимает и не может дать нам такого принятия.

Но ребёнок не может критично отнестись ни к несправедливости мира, ни к посланиям взрослых. Он принимает на веру то, что транслирует ему мир о нём самом. И формирует в себе ощущение неполноценности, глубинное убеждение и веру: «Со мной что-то не так», «Я – недостаточно хороший», «Я – плохой», «Я – ужасный».

И именно эта вера о себе составит в дальнейшем его самооценку. И тут тоже проявляется несправедливость мира: потому что у кого-то формируются такие убеждения, а у кого-то — другие: «Со мной все ОК», «Я ценен на 100% и достоин любви», «Я – хороший».

А затем ребёнок начинает сравнивать себя с другими. И в этом нет ничего плохого. Сравнение – это всего лишь инструмент, который помогает нам ориентироваться в мире. Но вслед за сравнением он делает выводы и оценивает ситуацию и себя. И если вывод не в его пользу, то это то мгновение, в которое и появляется зависть.

И если в этот момент мы будем упорствовать в том, что мир должен быть справедлив, и винить себя за то, что мы не можем быть такими же, как другие, если мы будем страдать из-за своей неполноценности, то из сетей зависти мы не выберемся никогда.

Как именно зависть проявляется мы рассмотрели выше. И человек будет попадать в неё снова и снова, пока не разберётся с основными причинами: не признает, что мир несправедлив, но что, несмотря на это, он сам может считать и чувствовать себя абсолютно и безусловно ценным (и в этом равным другим), и стремиться к своему собственному, уникальному, настоящему счастью, проживать свою уникальную жизнь. Как и все, кто есть еще в этом мире. Мы с Вами рассмотрели, почему люди завидуют, а в следующей статье мы выясним, как избавиться от зависти .

Если у Вас возникли вопросы по статье:

Часто ли вам казалось, что вам кто-то завидует, и эта зависть отравляет жизнь и вам, и ему? Есть целых восемь признаков, по которым можно понять, так ли это - и чем раньше, тем лучше...

Завистники приносят несчастья другим, и мучают самих себя» — Уильям Пенн

Представьте, что вы достигли цели, к которой шли долгие годы, или, скажем, добились успеха в каком-то сложном деле… и внезапно обнаружили, что кто-то из вашего ближайшего окружения вовсе не гордится вашим успехом, и не радуется ему — напротив он или она завидует тому, чего вам удалось добиться. Зависть — довольно мерзкое чувство, и оно порою может превратить во врагов даже самых близких людей всего лишь из-за того, что ваши достижения или успех затронули какие-то тайные струны в глубине их души.

Психолог Стивен Стосни считает, что зависть «заставляет нас раз за разом прокручивать в голове надуманные обиды, и чем дольше вы это делаете, тем меньшее отношение к реальности они имеют. Все сильные эмоции несут в себе иллюзию убежденности, и зависть убеждает нас в том, что это искаженное восприятие мира истинно».

Каждый человек испытывал это малоприятное чувство хотя бы раз в жизни, а скорее всего, это случалось намного чаще. Но справиться со своей завистью — это одно, а вот с чужой — совсем другое. В конце-концов, мы хотя бы в какой-то степени властны над своими чувствами, но как можно повлиять на то, что чувствуют в отношении нас другие? И потому чем раньше вы сможете распознать признаки того, что кто-то вам завидует, тем раньше вы сможете начать думать, что делать с подобной ситуацией.

Итак, вот восемь признаков того, что кто-то вам завидует:

1. Фальшивые похвалы

Когда кто-то вам завидует, это может стать заметным далеко не сразу. Более того, во время общения с вами они даже могут делать вам комплименты (искренние, или полные сарказма и сочащиеся пассивной агрессией). Но в любом случае хвалить они вас будут только в вашем присутствии — и стоит вам покинуть их общество, от их восхищения не остается и следа.

Если задать им прямой вопрос, то, скорее всего, они будут делать вид, что они вам вовсе не завидуют, и вообще не понимают, о чем вы говорите. Как этому противостоять? Один из способов — искренне хвалить их за их собственные успехи и поздравлять, когда в их жизни случится что-то хорошее. Это поможет им увидеть вас, как искреннего и честного человека, и, возможно, заставит поумерить зависть.

Клинический психолог и доктор медицины Леон Ф. Зельтцер пишет по этому поводу следующее: «Я, конечно, не хочу сказать, что вам стоит ставить под сомнение любые комплименты и похвалу, но когда вас начинают хвалить те, от кого вы этого совсем не ожидали, стоит задуматься, не делают ли они это с какой-то скрытой целью. Так вы минимизируете возможность принять за чистую монету комплименты, на деле оказавшиеся фальшивкой с ядовитой подкладкой».

2. Пытаются преуменьшить ваши достижения

Неважно, чего вы добились, и сколько труда вам пришлось приложить для достижения этой цели, ваши завистники в любом случае будут утверждать, что вам просто повезло, и что не так уж вы и напряженно работали, чтобы достигнуть успеха. Их аргументы чаще всего выглядят более-менее рациональными… но они бывают также грубыми и оскорбительными.

«Люди, больше всего вам завидующие, больше всего нуждаются в том, что у вас есть» , — считает успешный бизнесмен Фарук Радван.

Не попадитесь к ним на крючок! Если вы начнете с ними спорить, тем более на повышенных тонах, они лишь продолжат попытки втоптать ваш успех в грязь. Будьте скромны, но не отрицайте своих достижений. Если же вы начнете хвастаться направо и налево, то их зависть точно никуда не денется, а станет лишь сильнее.

3. Раздувают и превозносят до небес свои собственные успехи

Время от времени те, кто вам завидует, пытается вызвать зависть у вас, раздувая свои успехи и достижения до невероятных размеров, даже если они этого вовсе не заслуживают. В особенности они склонны это делать, когда вы радуетесь своим собственным успехам. В общем, такие люди вполне могут объявить о собственной помолвке во время вашей свадьбы — заявив, что у них свадьба будет вдвое пышнее.

Но почему они с таким остервенением размахивают перед вами своей успешностью из стороны в сторону, словно тряпкой матадора перед носом у быка?

Потому что, вполне вероятно, они далеко не так успешны, как хотят показать… или, к примеру, менее успешны, чем вы. Как пишет об этом известный писатель Боб Блай, «Вокруг вас всегда найдутся люди, переполненные негативными мыслями — не только о тех,кому они завидуют (вас), но и о себе, а также о собственной неспособности достичь поставленных перед собою целей (к примеру, обзавестись собственным бизнесом, или, скажем, разбогатеть по-настоящему)».

И хотя такое поведение не может не раздражать, советую все же не возмущаться ему явно и открыто — это лишь раззадорит завистников, и они окончательно уверятся, что их явная или мнимая успешность вас как-то задевает. Вместо этого искренне и от всей души поздравьте их, и порадуйтесь вместе с ними. Покажите им пример правильной и здоровой реакции на чужие успехи — и, как знать, возможно, это поможет им изменить свое поведение к лучшему.

4. Они подражают вам

Кто-то, кто вам завидует, может одновременно хотеть стать лучше вас, и стать таким же, как вы — во всем. Они вполне могут начать имитировать вашу манеру речи, или то, как вы одеваетесь, в надежде почувствовать себя лучше, или добиться такого же успеха, как вы. Вместо того, чтобы возмущаться этим, постарайтесь убедить их найти собственный стиль и путь к цели, а если они последуют вашему совету, поддержите их на этом пути. Покажите им, что для того, чтобы что-то из себя представлять, не обязательно быть вами, и что они смогут добиться намного большего, если будут сами собою.

5. Они пытаются обставить вас (да и всех остальных) в чем угодно

Завистливые люди пытаются соперничать с вами во всем — прежде всего потому, что они хотят быть успешными по сравнению с вами хоть в чем-то, или, как пишет клинический психолог Мелани Гринберг, они «либо не уверены в себе, либо высокомерны, и хотя доказать свое превосходство перед вами».

И хотя вас, несомненно, время от времени посещает желание показать таким людям, где их место на самом деле, и оставить их позади глотать дорожную пыль, лучше откажитесь, если дальнейшее соперничество не идет на пользу ни вам, ни им, или и вовсе откажитесь участвовать в этих бесполезных тараканьих бегах. Если они хотят поспорить с вами, кто первый женится, купит машину, или, скажем, заведет детей, просто скажите им: «Это не соревнование, и хватит об этом». Чем раньше вы откажетесь играть в их игры, тем быстрее они сдадутся, и перестанут пытаться вас в них обставить.

6. Они радуются вашим неудачам

Те, кто вам завидует, обычно радуются каждой вашей ошибке или нагоняю от начальства на работе. И хотя они редко проявляют свою радость открыто, в своих мыслях они устраивают ритуальные танцы радости вокруг костра после каждого вашего падения в грязную лужу. Как этому противостоять? Принимайте ваши ошибки и неудачи с честью и достоинством! Вы всегда можете напомнить завистникам, что на ошибках учатся, и что они — нормальная часть жизни. И если им не удается вас расстроить, им ни за что не получить от этой ситуации того удовольствия, на которое они рассчитывали.

7. Они сплетничают у вас за спиной

Завистливые люди всегда найдут способ распустить о вас дурные слухи у вас за спиной. Это само по себе мерзко, даже если не брать во внимание содержание подобных слухов и слушков. Лучший способ разобраться с такой ситуацией — вызвать человека, ведущего себя подобным образом, на откровенный разговор.

Как говорит об этом писатель Джеймс Клир, «…негатив, который мы чувствуем от других людей — это словно стена. И если вы будете концентрироваться на ней, то непременно в нее врежетесь. Вам просто не пробиться через стену, состоящую из негативных эмоций, гнева и неуверенности в себе. А ваш разум выбирает именно тот путь, на который направлено ваше внимание. Критика и негатив не помешают вам в конечном итоге достичь финиша, но определенно могут сделать ваш путь намного дольше».

Так как завистливые люди редко идут на открытую конфронтацию, серьезный разговор об их поступках вполне может заставить их переосмыслить свое поведение, а то и понять, насколько мелочно они себя ведут, и отказаться от своей зависти.

8. Они ненавидят вас

Если в вашем окружении есть кто-то, кто ненавидит вас без каких-либо явных причин, возможно, он вам просто завидует. Такую зависть мы зачастую воспринимаем тяжелее всего, ведь нам в целом хочется, чтобы нас любили, и нам не по душе чужая ненависть, особенно беспричинная. Мы часто ощущаем в себе стремление доказать таким людям, что мы более чем достойны, чтобы нас если не любили, то хотя бы уважали… но не факт, что нам удастся это сделать. И если все усилия понравится этому человеку не привели ни к какому результату… возможно, пришло время вычеркнуть его из вашей жизни. Вам вовсе не нужен этот негатив, к тому же одно ваше присутствие рядом заставляет таких людей накручивать свою ненависть к вам. Лучший способ исправить эту ситуацию — избавиться от этого человека, во всяком случае, до тех пор, пока в нем не перегорит эта бессмысленная и беспричинная ненависть.

Несколько мыслей напоследок…

Справиться с чужой завистью (и завистниками) может быть не так-то просто. Зачастую, заслышав их зубоскальство, вам может захотеться просто-напросто послать их куда подальше, не особо выбирая выражения. Но всегда ли стоит это делать? Справляясь с чужой завистью более позитивным и здоровым способом, вы в конечном итоге помогаете не только себе, но и человеку, с которым у вас возникла проблема. Ведь он вполне может оказаться вовсе не такой сволочью, какой вы себе представляете, а всего лишь человеком с заниженной самооценкой… Так не лучше ли вместо того, чтобы перебрасываться с ним оскорблениями при каждой встрече, помочь ему справится с этой проблемой, заодно избавив его от склонности завидовать другим людям? Ну а зная признаки завистливого человека, вы сможете сделать это намного быстрее и проще.

Одна из самых сильных человеческих эмоций - зависть. Нередко она становится причиной раздоров, всяческих интриг и даже попыток нанести вред "счастливчику". О завистливых людях есть записи в летописях древних времен. Похоже, что существует она столько же, сколько и сам человек.

Все религии мира осуждают зависть. Мораль говорит нам то же: каждый человек знает, что завидовать нехорошо. Однако эта коварная эмоция возникает незаметно. Стоит только дать ей свободу, и она может овладеть человеком.

Приносит ли зависть вред?


Многие опасаются завистливых людей, считая, что они своей отрицательной энергией способны нанести вред. Даже ищут какие-то заговоры, молитвы. Но правда состоит в том, что от этого страдает прежде всего тот, кто ее испытывает. Завистники оказываются в ловушке собственных мыслей, эмоций. Прежде всего это - демонстрация слабости, несостоятельности.

Проявления зависти:

  • Человек нелестно отзывается о тех, кто чего-то достиг, преуменьшая эти достижения, приписывая дурные мотивы и нечестные действия. Купил дом - значит, наворовал денег. Получил награду - помогли знакомые, женился на красавице - ей только деньги нужны и т. д. Завистливым людям невыносимо принимать чужие успехи. Им кажется, что они самые достойные, а удача несправедливо улыбается другим.
  • Часто становится причиной распускания сплетен. Испытывая злость, раздражение, завистник может сочинять небылицы, нередко даже искренне веря в них.
  • Завистливый человек может делать мелкие пакости "назло", настраивать окружающих против вас, высказываться неуважительно.
  • В самом тяжелом случае превращается в стойкую неприязнь или даже ненависть.

Обращая внимание на все эти "выпады", можно здорово испортить себе нервы. Хотя скорее всего, бесполезно что-то доказывать такому завистнику, пытаясь его вразумить. Можно конечно попробовать , объяснить, что тот ошибается, ведет себя некрасиво. Но самое верное решение - просто не обращать внимание, оставить без ответа глупые обвинения. Не стоит унижать свое достоинство, пытаясь оправдаться. Знакомые тоже не глупые люди и способны отличить ложь от правды.

Как перестать завидовать людям: психология мышления


  • Чтобы избавиться от этой неприятной эмоции, следует понять ее первоисточник. Зависть - это , вызванная чувством несправедливости. Вам кажется, что кто-то получил то, чего достойны вы. Не стоит поддаваться таким мыслям. Они ослепляют, лишают радости. Следует радоваться собственным достижениям.
  • Если что-то не устраивает в жизни, предпринимайте активные действия, меняйте ситуацию к лучшему. Тогда просто не останется времени завидовать.
  • Научитесь быть довольным, благодарным за то, что есть у вас. Ведь именно чувство неудовлетворенности становится основой зависти, которая может серьезно испортить нервы и даже отношения с окружающими.
  • Направьте энергию в положительное русло, пусть эта сила станет созидающей. Жизнь наполнится новыми достижениями, которыми можно гордиться, а от зависти не останется даже следа.
  • Чтобы перестать завидовать людям, нужно сосредоточить внимание на собственной жизни, активно заниматься интересными,

Close