Блоки КИМ

В каждом блоке из 4-х вариантов даётся одна тема сочинения 15.3, отражающая ключевое слово-понятие текста для изложения .

Композиция сочинения-рассуждения

1. Вступление. Тезис.

Формулировка определения и комментарий к нему.

2. Основная часть. Доказательства.

Два примера-аргумента.

3. Заключение. Вывод.

Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Критерий оценивания

С1К4 Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста – 1 б.

В работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б.

Вступление. Тезис

По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное определение.

Есть разные способы толкования лексического значения слова.

1. Понятийный

Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

2. Синонимический

Человечность – это гуманность, человеколюбие.

3. Описательный

Добро всё положительное, хорошее, полезное.

4. Комбинированный

Сострадание это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого человека или животного.

Комментарий

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.

Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Например: Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Критерий оценивания

С3К1 Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б.

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,

но не прокомментировал его – 1 б.

Экзаменуемый дал неверное определение

или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.

Переход к рассуждению

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише :

Попробуем разобраться в смысле этого понятия.

Как можно понять это определение?

Попробуем объяснить данное определение.

Основная часть. Аргументы

В основной части аргументируется тезис.

Необходимо привести 2 примера-аргумента

1) из указанного текста;

2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).

Примеры должны

    соответствовать данному понятию;

    иллюстрировать данное определение.

Включение примеров

Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:

    Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту ( автор ).

    Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста ( автор ).

    Предложение … подтверждает мысль о том, что … .

    Примеры ( понятие ) можно встретить в жизни.

    Это определение можно доказать на таком примере.

    В подтверждение приведу также пример из жизни.

Критерий оценивания

С3К2 Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта

или

экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б.

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б.

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б.

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б.

Заключение. Вывод

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами

значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Критерий оценивания

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2б.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б .

О почерке

Помните , что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты, поэтому старайтесь писать не только грамотно , но и аккуратно, разборчиво , чтобы написанное можно было прочитать без труда.

Использованные источники

Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2014. – 319с.

ОГЭ 2015 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2014. – 240с.

(Проект демонстрационного варианта КИМ ОГЭ-9 2015 г.)

Удачи на экзамене!

учитель русского языка и литературы

МОУ ООШ № 25 ст.Курской

Государственная итоговая аттестация

Основной государственный экзамен

по русскому языку

Советы по написанию

сочинения-рассуждения

Задание 15.3

Фразеологизмы в художественной литературе

Я верю: под одной звездою
Мы с вами были рождены.

(Михаил Юрьевич Лермонтов. «Графине Ростопчиной»)

Николай Матвеевич отличался суеверием. На охоту или рыбную ловлю он обычно выходил ранним утром. Делалось это с целью, чтобы - Боже упаси - какая-нибудь баба не перешла дороги.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. «Зелёные горы»

В годину мрака и печали.
Как люди русские молчали,
Глас вопиющего в пустыне
Один раздался на чужбине.

Николай Платонович Огарёв. Предисловие к «Колоколу» Герцена

Он получал пенсию (сто пятьдесят франков) за ранение на войне, и эти гроши позволяли ему не кидаться очертя голову на слишком рискованные предприятия.

Алексей Николаевич Толстой. «Случай на Бассейной улице»

Если они так рассуждать будут, мы им самим сделаем от ворот поворот .

Елизар Юрьевич Мальцев. «От всего сердца»

Wikipedia . org

razumniki . ru

slovari . yandex . ru ›БСЭ› Фразеология

Фразеологические синонимы - это фразеологизмы, имеющие близкие значения .

    «опытный» - стреляный воробей, травленый волк, тертый калач, собаку съел;

    «умный» - светлая голова, ума палата, голова на плечах, семи пядей во лбу;

    «плакать» -лить слезы, обливаться слезами, ревмя реветь, распускать нюни;

    «обязательно» - во что бы то ни стало,

чего бы это ни стоило, любой ценой, хоть

умри, хоть тресни, кровь из носа.

Фразеологические антонимы - фразеологические обороты с противоположными значениями.

    кот наплакал («мало») - хоть пруд пруди («много»);

    засучив рукава («старательно» - спустя рукава «небрежно»);

    семимильными шагами («быстро») - черепашьим шагом («медленно»);

    душа в душу («дружно») - как кошка с собакой («в постоянной ссоре, вражде»).

Фразеологические омонимы - фразеологизмы, одинаковые по составу,

но не связанные по смыслу

    до точки 1 - «точно, досконально, до мельчайших подробностей (знать)»;

    до точки 2 - «до отчаяния, до безвыходности (дойти)».

«Во фразеологизмах - душа и мудрость русского народа».

Выполнила:

Руководитель:

Фрафразео

Фразеологизмы

русского происхождения

    вывести на чистую воду (кого) - «разоблачить, раскрыть преступление» ;

    как в воду опущенный - «унылый, грустный человек»;

    прошёл сквозь огонь, воду и медные трубы - «об опытном, бывалом человеке»;

    загребать жар чужими руками -

« пользоваться результатом чужого труда»;

    два сапога пара, сделаны на одну колодку - «одинаковые, похожие»;

    белены объелся – «делать глупости»;

    как в воду глядел «верно предсказывать грядущие события»

Фразеологизмы

старославянского происхождения

    внести свою лепту - «принять в каком-то деле своё посильное участие»;

    допотопные времена – «доисторические времена»;

    манна небесная – «неожиданная удача, чудесная помощь»;

    до второго пришествия – «ждать неопределенно долго»

Фразеологизмы – это устойчивые выражения с самостоятельным значением. Каждое отдельное слово, потеряло своё первоначальное значение. Они приобрели совсем иной, общий для них смысл.

(словарь С. И. Ожегова)

Признаки фразеологизмов:

1) в предложении являются одним членом (подлежащим, сказуемым, определением и т.д.), вследствие подобия по грамматической отнесённости к какой-либо части речи: не от мира сего (прил.); прокрустово ложе (сущ.); на всю катушку (нареч.); батюшки святы! (межд.);

2) фразеологизмы употребляются в переносном значении (например, в значении «тёртый калач» – никакого потёртого калача нет, но зато есть значение - опытный в каком-либо деле);

3) на другие языки фразеологизмы дословно не переводятся – их необходимо заменять на соответствующий по смыслу и стилистической окраске фразеологизм, бытующий в языке, на который делается перевод.

Виды фразеологизмов

с точки зрения стилистической окраски

1. Нейтральные – употребляемые во всех стилях речи: замкнутый круг, правое дело, доживать век, с замиранием сердца, знай себе цену, игра воображения, прийти в сознание.

2. Книжные – употребляются в книжных стилях, преимущественно в письменной речи: зондировать почву, пойти по стопам, искушать судьбу, исчезнуть с лица земли, египетская казнь, камень преткновения, авгиевы конюшни.

3. Разговорные – используемые преимущественно в устной форме общения: жить припеваючи, за семью замками, глаз радуется, как на иголках, сквозь зубы, первый блин комом, семь пятниц на неделе .

4 . Просторечные – отличаются от разговорных сниженностью, грубостью: на кудыкину гору, дать промашку, дурить голову, плевое дело, дойти до ручки.

Фразеологизмы

литературного происхождения

    слона-то я и не приметил (И. Крылов) - «не заметить главного»;

    на деревню дедушке (А. П. Чехов) - «послание в никуда, без адреса, неточность, неясность»;

    рыльце в пуху (в пушку) (И. А. Крылов) – «быть причастным к неблаговидному поступку, действию, событию»;

    блоху подковать (Н. С. Лесков) – «проявить мастерство, необыкновенную выдумку в каком-либо деле»;

    а Васька слушает да ест (И. А. Крылов) – «один говорит, а другой не обращает на него внимания»;

    делить шкуру неубитого медведя (Ж. Лафонтен) – «обозначает необоснованные надежды».

Фразеологизмы из мифов Древней Греции

    оседлать Пегаса – «начать писать стихи»

    дары данайцев – «дары, гибельные для получателя»

Виды диктантов

(памятка к урокам русского языка)

Составитель : учитель русского языка и литературы

Курбангалиева О.Д.

Диктант – это одна из эффективных форм

контроля и усвоения знаний и умений учащимися,

способствующая повышению их грамотности.

2014 год

Предупредительный диктант с использование алгоритма.

(Правописание личных окончаний глаголов)

Цель: усваивать логическую структуру новых правил, умение работать с алгоритмом.

Ты много решаешь задач. Стукнет осторожно в окно. Первым листом пахнет земля. Легко дышится на Родине.

Предупредительный диктант с использованием таблиц.

Цель: закреплять и обобщать знания учащихся.

Пахнет в саду черемуха. Конь скачет по рыхлой пашне. Слышится пение птиц. Изредка поднимается легкий ветерок. Чуть колышется камыш у реки.

Буквенный диктант.

Цель: развивать мышление, скорость письма, возможность проверки нескольких орфограмм одновременно.

Задание: указать род несклоняемых существительных

Шоссе, метро, кофе, авеню, реле, тюль, рояль, такси, какао, кольраби.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

с с м ж с м м с с ж

Знаковый диктант

Цель: развивать мышление, скорость письма

Задание: указать в каком слове не (+) приставка, в каком частица (-)

Небольшой кустарник, не большой, а маленький домик, неинтересный собеседник, недостойное поведение, недорогой, а красивый ситец, далеко не красивый вид, невидимая глазом, не справился с работой, не делая зла, вовсе не красивый бутон.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

+ - + + + - + - - -

Графический диктант.

Цель: развивать способности к абстрактному мышлению, умение видеть структуру предложения.

1) На столе лежали белые, зеленые, оранжевые листы.

2) На небосклоне чуть заметны были бледные, неяркие звезды.

3) Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.

4) В степи, по дорогам, за рекой – везде было пусто.

5) Маленький, да удаленький.

1) [ О, О, О]. 2) [ О, О]. 3) [О и ].

4) [О, О, О - О]. 5)[О, да О].

Объяснительный диктант

Цель: формировать умение логически мыслить, применять практически знания теории одной или нескольких орфограмм.

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Дорогу замело снегом, и нам посоветовали переночевать в деревне. Надо поймать тот час, когда косые лучи солнца начнут пронизывать лес. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами. Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать.

Выборочный диктант

Цель: развивать логическое мышление, умение выделять заданную орфограмму.

Задание: выписать в левый столбик номера предложений с вводными словами, в правый – без них.

К сожалению, приехать не могу. К сожалению прибавилась досада. Поезд мчит меня к счастью. К счастью, на всем своем протяжении река имеет большую глубину. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Он, правда, это скоро понял.

Диктант с хлопками

Цель: развивать внимание, слуховую память.

Задание: хлопком выделить слова, которые пишутся через дефис.

Пол-ларька, полнеба, полшколы, пол-Астаны, полминуты, пол-экватора, пол-облака, полпортфеля, полземли, пол-иглы.

Мини- и макси диктанты

Цель: проверить орфографические и пунктуационные знания и умения.

Задание: объясните написание н и нн в разных частях речи.

В колеях неезже.ой дороги росло много грибов. Горят очи его соколи..ые, на опричника смотрят пристально. Громадный маховик беше..о вертелся. На ней была вяза..ая кофта и синяя юбка. Вечер был безветре..ый и жаркий.

Контрольный диктант

Цель: проверить знания и умения, полученные при изучении темы.

Текст из сборника.

Словарный диктант с обобщением

Цель: развивать осознание общих закономерностей, лежащих в основе ряда написаний, общих признаков, характерных для какой-то группы орфограмм

Задание: записать слова в 3 столбика:

1) гласные, проверяемые ударением;

2) написание гласных проверяется правилом;

3) непроверяемые гласные.

Сращение, росток, весна, слагаемое, сложение, модный, картина, корабль, растение, ведро.

Зрительный диктант

Я подошел к крутому обрыву. Передо мной раскрылась чудесная картина. Громадное расстояние можно было окинуть взором. До самого горизонта расстилаются бесконечные поля.

Самодиктант.

Цель: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, внимание.

Текст из книги.

Творческий диктант

Цель: повторить и обобщить написания тех или иных орфограмм.

Задание: замените выделенные слова синонимами с приставками на з-, с-

Грачи давно ходили (расхаживали) по двору и начали вить гнезда в березовой роще. Скворцы тоже переселились (расположились) поближе к человеческому жилью. Отец сообщил (рассказал), что видел стаю лебедей.

Диктант «Проверь себя»

Цель: способствовать выработке орфографической зоркости, критического отношения к собственной работе.

Человек осуществляет себя и утверждает делом. Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. Путь к величию человека лежит в высочайшем его признании, которое выражается в одном: работать, работать, работать.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств.

Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а от сюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плановость) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Художественная система русского фольклора своеобразна.

Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в школьных сочинениях.

Старший воспитатель Пупынина Л.В.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка-

детский сад № 7

Развитие культуры речи

в домашних условиях посредством чтения художественной литературы

Консультация для родителей.


г.Курганинск

2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.

Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...



Close