Глава 8. Как построить пирамиду

Обсуждение этого вопроса начнем с того, что пирамида Хуфу (Хеопса), одно из величайших архитектурных чудес света, состоит примерно из 2,3 миллиона каменных блоков, каждый из которых весит в среднем 2,5 тонны, что в целом составляет 6 миллионов тонн перемещенного камня. Площадка для пирамиды была выровнена с математической точностью в пределах нескольких сантиметров. Стороны пирамиды ориентированы по сторонам света (север, юг, восток и запад) с погрешностью десять сантиметров. Ошибку эту удалось обнаружить лишь с помощью современных сверхточных компасов. Египтяне смогли добиться такой точности…

Так как же построить пирамиду?

Простым этот вопрос кажется лишь на первый взгляд. Потому, чем больше мы пытаемся понять способы строительства, тем больше вопросов возникает. Бывало, даже специалисты – те, что еще пять минут назад растолковывали, что «не надо городить огород на ровном месте», смущенно замолкали и разводили руками: «До этого наука еще не дошла…» Странно, не правда ли? Науке точно известно, как построены пирамиды, вот только как это можно повторить – до этого наука еще не дошла. Однако уже в наши дни подобная попытка была сделана.

Новейшая пирамида

Американский телеканал «Нова» предложил профессору Марку Ленеру, египтологу из Чикагского университета, и каменщику Роджеру Хопкинсу построить на плато Гиза маленькую пирамиду, не используя при этом современных технологий.

Была набрана команда добровольцев, и для начала Ленер и Хопкинс потратили три недели на добычу каменных блоков. Бюджет был ограничен, также ощущалась нехватка рабочей силы, и потому они позволили себе воспользоваться железными инструментами вместо медных, какие использовали египтяне. Через некоторое время профессор сумел построить пирамиду, сориентировав ее по сторонам света с помощью солнца. На этом вроде бы можно было признать, что тайна строительства пирамид разгадана, и современные ученые смогли древними способами воссоздать подобное строение.

Но дьявол, как говорят, таится в деталях. Во-первых, пирамида американцев была гораздо меньше, чем даже пирамиды-спутницы. И лишь поэтому, да и то с весьма большим трудом, удалось уложить на ее вершине последний камень. Что делал бы профессор при большей высоте пирамиды – непонятно. Сам он утверждал, что дело – лишь в количестве людей, тянущих за веревки, но тогда для строительства Великой пирамиды необходимо было бы привлечь практически все население тогдашнего Египта. А оставшиеся должны были бы обеспечивать их пищей и питьем. Понятно, что при таких условиях хозяйство страны вряд ли смогло бы функционировать. Тем более что, по оценке ученых, пирамиды строились не один год.

Примерно так же обстоит дело с ориентированием пирамиды по сторонам света. То, что кажется «семечками» современному профессору, за спиной которого стоят тысячелетия развития науки, вряд ли могло быть хорошо известно представителям цивилизации, только что вышедшей из первобытно-общинного строя (по историческим, а не по временным меркам, естественно). К сожалению, профессор Ленер так и не пояснил, каким образом древние египтяне сумели сориентировать пирамиду на Сириус, также без освещения осталось еще множество вопросов.

Но в них, собственно, и заключается загадка! Все это больше напоминает не научный эксперимент, а игру ребенка, который построил из кубиков автомобиль и стал утверждать, что он – совсем как настоящий. А будь побольше времени, так этот автомобиль из кубиков еще бы и ездил! Впрочем, мы, кажется, слишком многого хотим от телевидения. У него совершенно другие задачи – развлекать, а не двигать науку. Странно, что некоторые до сих пор воспринимают эту телепередачу как некий комплекс научных доказательств…

Итак, все, что знаем мы о Древнем Египте, позволяет нам пока лишь констатировать, что пирамиды и удивительное умение их строителей возникли буквально из ничего. Возвращаясь к аналогии с автомобилем, скажем, что это все равно как если бы после телеги с запряженной парой гнедых сразу был бы создан болид «Формулы1». Мы не поверили бы в такой «рывок человеческой мысли»? Так почему же мы верим в создание пирамид цивилизацией без всякого строительного опыта?

Впрочем, верят далеко не все, и эти исследователи смогли обнаружить весьма любопытные факты. Нельзя, безусловно, говорить, что альтернативные версии постройки пирамид абсолютно достоверны, но, тем не менее, чтобы их опровергнуть, их необходимо сначала изучить. И к тому же признать, что они во многом, даже весьма во многом логичны…

След атлантов?

Древнеегипетский город Саис упоминается начиная с 3000 года до н. э., и уже тогда он был не таким уж новым населенным пунктом. Ученые до сих пор затрудняются назвать время его основания. В этом городе, собственно, ничего особо примечательного не было, и лишь в VII веке до н. э. он ненадолго стал столицей XXVI династии. Но находилась в этом городе некая жемчужина, которая притягивала любопытных со всего тогдашнего мира.

В одном из храмов Саиса, на огромных каменных колоннах были высечены иероглифы, рассказывавшие историю затерянной земли. Жрецы, по словам Платона, рассказывали: «Девять тысяч лет назад еще существовал остров, лежавший перед тем проливом, который называется на вашем языке Геркулесовыми столпами. Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию вместе взятые… На этом-то острове, именовавшемся Атлантидой, возникло удивительное по величине и могуществу царство, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении». Предположительно, столица Тиррении находилась в районе современного города Гренобль (юго-восток Франции).

То есть по своим размерам Атлантида была близка нынешней Испании.

Самое подробное описание Атлантиды оставил Платон в двух своих диалогах – «Тимее» (кратко) и «Критии» (где повествуется более развернуто). Наш соотечественник, поэт и писатель Валерий Брюсов говорил: «Если допустить, что описание Платона – вымысел, надо будет признать за Платоном сверхчеловеческий гений, который сумел предугадать развитие науки на тысячелетия вперед… Надо ли говорить, что при всем нашем уважении к гениальности великого греческого философа такая прозорливость нам кажется невозможной, и мы считаем более простым и более правдоподобным другое объяснение: в распоряжении Платона были материалы, шедшие от глубокой древности».

Друг Платона Критий в «Тимее» излагает рассказ о войне Афин с Атлантидой, якобы со слов своего деда Крития-старшего, который, в свою очередь, пересказал ему рассказ Солона, услышанный от жрецов в Египте. Общий смысл рассказа таков: некогда, 9 тысяч лет назад, Афины были наиболее славным, могущественным и добродетельным государством. Главным их соперником была упомянутая Атлантида, и все ее силы были брошены на порабощение Афин. Афиняне встали на защиту своей свободы и сумели отразить нашествие, сокрушили атлантов и освободили порабощенные ими народы. Вскоре последовала грандиозная природная катастрофа, в результате которой за одни сутки погибло все войско афинян, а Атлантида погрузилась на дно морское.

Диалог «Критий», с теми же участниками, служит непосредственным продолжением «Тимея» и целиком посвящен рассказу Крития о древних Афинах и Атлантиде.

Центром Атлантиды, по легенде, являлся холм, расположенный в 50 стадиях (8–9 км) от моря. Для защиты Посейдон обнес его двумя земляными кольцами и тремя водными кольцами, а атланты перекинули через эти кольца мосты и прорыли дополнительные каналы, так что корабли могли подплывать к самому городу или, точнее, к центральному острову, имевшему 5 стадиев (несколько менее километра) в диаметре. На острове возвышались храмы, выложенные серебром и золотом и окруженные золотыми статуями, и роскошный царский дворец. Также здесь были корабельные верфи. «Остров, на котором стоял дворец… а также земляные кольца и мост шириной в плетр (30 м) цари обвели круговыми каменными стенами и на мостах у проходов к морю всюду поставили башни и ворота. Камень белого, черного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где с двух сторон оставались углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьем из олова, а стену самого акрополя – орихалком, испускавшим огнистое блистание».

Посейдону в его храме приносили в жертву быков. Храм окружала священная роща, в которой вольно паслись дикие быки, и, по заведенной традиции, каждые пять или шесть лет царь и его родственники, удельные правители, собирались здесь, чтобы возобновить свой договор с Посейдоном.

Сначала они должны были поймать быка, оружие из железа использовать запрещалось, и они пользовались деревянными палками и веревочными петлями. Затем быка вели к металлической колонне, которая стояла внутри храма и на которой были запечатлены древнейшие сказания и законы страны. Быка затем приносили в жертву, его кровь стекала по надписям, и правители клялись в том, что останутся верными своему закону, и, дабы скрепить свой договор, все отпивали из чаши, в которой эта кровь была смешана с вином. По окончании обряда правители держали совет и принимали решения.

До тех пор, пока в атлантах сохранялась божественная природа, они пренебрегали богатством, ставя превыше его добродетель; но когда божественная природа выродилась, смешавшись с человеческой, они погрязли в роскоши, алчности и гордыне. Зевс, возмущенный этим, задумал погубить атлантов и созвал совет богов…

Дальнейшее нам неизвестно. Во всяком случае, дошедший до нас текст обрывается.

Говорят об Атлантиде и другие античные авторы: Геродот, Диодор Сицилийский и Плиний Старший. В V веке н. э. неоплатоник Прокл рассказал в своих комментариях к «Тимею» о последователе Платона Кранторе, который около 260 года до н. э. специально посетил Египет с целью узнать об Атлантиде и якобы видел в храме богини Нейт в Саисе колонны с надписями, рассказывающими историю этой загадочной страны.

Кроме того, Прокл пишет: «То, что остров такого характера и размеров некогда существовал, явствует из рассказов некоторых писателей, которые исследовали окрестности Внешнего моря. Ибо, по их словам, в том море в их время было семь островов, посвященных Персефоне, и также три других острова огромных размеров, один из которых был посвящен Плутону, другой Амону, а затем Посейдону, размеры которого составляли тысячу стадиев (180 км); и жители их, – добавляет он, – сохранили предания, идущие от их предков, о неизмеримо большем острове Атлантиде, которая действительно существовала там и которая в течение многих поколений правила всеми островами и точно так же была посвящена Посейдону. Ныне Марцелл описал это в „Эфиопике“». Марцелл в других источниках не упоминается, и, по всей видимости, его «Эфиопика» – попросту роман.

Собственно, со всей этой историей есть три проблемы. Во-первых, изначально ее сообщает Платон, у которого в «Диалогах» весьма много различных философских мифов. Он, в отличие от Аристотеля, и тем более историков, вообще никогда не ставил своей целью сообщение читателю каких-то реальных фактов, его интересовали только идеи, иллюстрируемые философскими аллегориями.

Но если история все же правдива, то возникает вопрос: почему она не была широко известна в Древнем Египте и, значит, запечатлена на других памятниках? Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что большая часть египетских памятников утрачена, а многие знания были тайными, и жрецы скрывали их от непосвященных.

С другой стороны, получается, что на рубеже X–IX тысячелетий до н. э. существовала некая цивилизация, которая использовала металлические орудия, суда, знала обработку камня и обладала сельскохозяйственной культурой. Но это характерно для бронзового века, отсчитывающегося примерно с конца IV тысячелетия до н. э.

Наконец, если огромный остров был в течение менее чем двух суток уничтожен Атлантическим океаном – должна была иметь место глобальная катастрофа. Но упоминаний о ней больше нигде нет…

Однако, за исключением металлической посуды, в уровне цивилизации загадочного острова ничего необычного нет. Всего лишь немного позже сложная торговая культура существовала в Чатал-Хююке в Анатолии. Каменные городские стены и башни были в Иерихоне, возможно, уже около 7000 года до н. э. А обработка металла началась, возможно, всего на две тысячи лет позднее.

Так что ничего особенно уж фантастичного в существовании подобной культуры около 9000 года до н. э. нет. Многие исследователи считают, что Атлантида, как она описана у Платона, представляла собой цивилизацию позднего бронзового века.

Не углубляясь чрезмерно в даты, попробуем выяснить, были ли какие-нибудь, потом исчезнувшие, крупные центры культуры бронзового века?

Оказывается, были. И даже два.

Тайна пирамид

Интерес к Атлантиде внезапно оживился в начале 90-х годов минувшего века. И, как и во времена Платона, разговор начался с Египта. Ряд уважаемых египтологов – Джон Энтони Уэст, Роберт Бовал (Бьювэл), Эдриан Гилберт (Джилберт), Грэм Хэнкок и Колин Уилсон признали существование исчезнувшего острова. Бунтари против официальной науки доказывали, что Атлантида являлась центром гигантской морской империи, где отправлялись таинственные религиозные обряды и наука продвинулась весьма далеко.

Как и некоторые исследователи до них, они считали, что остров находился в Малой Антарктике. В то время Антарктида имела климат, сходный с нынешней Канадой, и там практически не было ледников. Но когда поменялось положение магнитных полюсов, цивилизация атлантов была разрушена, а следы их культуры оказались скрыты под слоем льда и снега. Произошло это примерно за 16 тысячелетий до н. э.

Во время позднейших этапов катастрофы, около XIV тысячелетия до н. э., спасшиеся атланты расселились по миру. Одна из групп, в которой были посвященные высокого ранга, знавшие секреты технологий, религии и науки атлантов и называвшие себя «последователи Гора», обосновалась в Египте и создала культовый центр на плато Гизы. Тот самый, со Сфинксом и пирамидами.

Последователи Гора, опасаясь новых катаклизмов, с целью сохранения своего учения на все времена, осуществили план долговременного строительства. Ими был разработан метод передачи знаний в геометрии строений, которым следовало быть настолько мощными, чтобы пережить любые неприятности, которые может доставить природа, и если посвященные погибнут, то позднейшие поколения смогли бы, расшифровав заложенные в геометрию этих сооружений константы, воспринять их знания.

Посвященные воздвигли Сфинкса и разработали основной план Гизы. Далее они либо сами построили на плато первые сооружения, либо передали записи проекта последующим поколениям. Восемь тысяч лет спустя, около 2500 года до н. э., в соответствии с этим древним планом и были построены пирамиды.

Секреты атлантов хранились последователями Гора, жрецами-астрономами, чья тайная власть была настолько велика, что даже спустя 8 тысяч лет фараоны не посмели их ослушаться и изменить план культового комплекса в Гизе.

Хэнкок и Бовал писали: «Мы полагаем, что факты свидетельствуют о непрерывной передаче высочайших научных и инженерных знаний на протяжении всего этого огромного промежутка времени, а значит, о непрерывном присутствии в Египте, со времен палеолита до Династического периода, группы высокоразвитых и просветленных людей… они обладали знанием божественного происхождения».

В комплексе Гизы до сих пор обнаруживают новые элементы. Совсем недавно, во время землекопных работ по проведению канализации для близлежащих предместий Каира, был обнаружен долинный храм Хуфу. Версия о времени происхождения этого комплекса, воспевающего смерть, давно уже укрепилась, и усомниться в ее достоверности заставила атрибуция возраста Сфинкса. Если предположить, что какая-либо часть этого комплекса относится к Додинастическому периоду, то есть появилась до того, как около 3100 года до н. э. зародилась египетская монархия, – египтологам пришлось бы признать существование некой гораздо более древней, но технически развитой египетской культуры!

Заметим, кстати, что Сфинкс, в отличие от пирамид, не построен, а вырублен из целой скалы песчаника. Большая часть каменной основы, на которой располагается Сфинкс, а возможно, и вся она, была покрыта в древности облицовочными камнями. Принято было считать, что облицовку добавили к грубо обработанному телу Сфинкса, чтобы придать ему окончательную форму. Но в 1979–1980 годах, во время тщательного обследования Сфинкса, уже знакомый нам Марк Ленер писал: «Мы нигде не заметили каких-либо рабочих следов на внутреннем теле (под облицовкой. – Авт .) – ни в виде следов от инструментов, ни в виде шероховатых поверхностей, которые бы остались, по-видимому, в результате грубого процесса добычи». Кроме того, он пришел к выводу, что сильная эрозия, которая видна на теле Сфинкса, на момент его облицовки уже была. Потому он отнес облицовку к 1500 году до н. э., дав эрозии для работы тысячу лет.

В 1992 году Захи Хавасс, директор комплекса Гизы, сообщил, что анализ правой задней ноги Сфинкса доказал: самый ранний уровень кладки вокруг тела датируется временем Древнего царства, то есть периодом с 2700 по 2160 год до н. э. Пирамиды были сооружены как раз в середине этого периода. То есть получается, что на глубокую эрозию ушло всего 340 лет, а такое вряд ли возможно.

В 1400 году до н. э. фараон Тутмос IV приказал убрать от Сфинкса весь песок, и, чтобы увековечить это событие, между лап Сфинкса был помещен камень с надписью. Он до сих пор существует, только большая часть текста уже стерлась. Камень был обнаружен в 1818 году. Тогда решили, что в 13-й строке этого текста, весьма плохо сохранившейся, упоминается имя Хеопса, исходя из этого и была сделана расшифровка надписи.

Сегодня у ряда египтологов есть сомнения в том, что текст был прочитан правильно. Некоторые считают, что Хеопс там упоминается не как строитель, а как человек, лишь восстановивший Сфинкса. Сомнения эти появились чуть более ста лет назад. В 1904 году директор Британского музея сэр Уоллис Бадж, один из главных авторитетов египтологии, писал, что Сфинкс «существовал во времена (Хеопса)… и, весьма вероятно, был очень древен даже в тот ранний период». Уже через год, в 1905 году, чикагский египтолог профессор Дж. Брестид отметил, что вокруг слога, принятого за часть имени Хеопса, нет и не было следов картуша (продолговатой рамки), который должен был обязательно выделять царское имя. Все без исключения царские имена в Династическом Египте писались в картуше. По одной из версий, этот слог без картуша означает вовсе не сокращение имени фараона, а всего лишь слово «восходит».

Однако сторонники традиционных взглядов не хотели сдаваться (они не сдались и до сих пор) и выдвинули контраргументы. Дело в том, что в долинном храме рядом со Сфинксом были обнаружены статуи Хуфу, и одна из них изображала его именно в виде Сфинкса. Также утверждали, что лицо Сфинкса сходно с лицом Хуфу на этих статуях. Это, впрочем, был весьма слабый аргумент. В лице Сфинкса, даже после длительной эрозии, видны негроидные черты, которых у Хуфу не наблюдается. Впрочем, этот спор разрешить было довольно легко. Приглашенные в 1992 году судмедэксперты, сопоставлявшие при помощи компьютера лицо Сфинкса с подписанными статуями Хуфу, пришли к выводу, что они не могут изображать одного и того же человека.

Профессор Селим Хассан, долгие годы проводивший раскопки на плато Гизы и являющийся признанным экспертом по Сфинксу, признает, что, «по общему мнению древних, Сфинкс имеет больший возраст, чем пирамиды». И указывает на то, что «за исключением поврежденной строки на гранитной стеле Тутмоса IV, которая ничего не доказывает, нет ни одной древней надписи, которая бы связывала Сфинкса с Хеопсом».

Версию гораздо более древнего происхождения Сфинкса доказывает и характер следов эрозии. В 1978 году Джон Энтони Уэст отметил, что следы эрозии на Сфинксе идут сверху вниз, указывая скорее на обильные дожди, нежели на песчаные бури. А так как в Египте столь обильных дождей не было с конца последнего ледникового периода, то есть уже 12 тысяч лет, то датировка Сфинкса напрашивается сама собой.

В 1991 году группа американских специалистов провела детальное исследование эрозии Сфинкса. Основным специалистом в этой команде был профессор Роберт Шох из Бостонского университета – геолог, специалист в области выветривания мягких горных пород.

Египтологи считают, что на момент начала работ над песком выступала только часть скалы, из которой был вырублен Сфинкс, и первой была сделана его голова. Затем, в более мягкой породе, был вырублен котлован, а потом вырубили и остальную часть скульптуры. Сфинкс впоследствии неоднократно заносился песком, так что на поверхности оставалась лишь его голова, и потом снова расчищался.

Шох отметил, что, хотя Сфинкс и внутренние стены его котлована вырублены из одной и той же скальной породы и в одно время, как и несколько соседних гробниц, уровень эрозии у Сфинкса и гробниц весьма разный.

Если на Сфинксе и в котловане эти следы очень глубокие и древние, то гробницы прекрасно сохранились. Эрозия Сфинкса, по словам профессора, является «классическим, описанным в учебниках примером того, что происходит с известняковым образованием, когда оно в течение тысяч лет подвергается воздействию дождя… Это явно дождь вызвал эти эрозионные следы… Он выявлял слабые места в скальной породе и размывал их до этих выбоин – для меня как для геолога явное свидетельство того, что эта эрозионная картина стала результатом дождевых осадков».

Шох делает выводы: «Нынешние данные, взятые в целом, говорят мне как геологу о том, что Великий Сфинкс Гизы значительно старше, чем его традиционная датировка примерно 2500 годом до н. э. Более того, мои нынешние подсчеты, основанные на имеющихся у меня под рукой данных, показывают, что истоки гигантской скульптуры могут восходить, по крайней мере, к 7000–5000 годам до н. э., а возможно, даже к более ранним временам».

Шох выступил со своим докладом на проходившем в 1992 году в Сан-Диего ежегодном собрании Американского геологического общества, и у профессионалов-геологов его выводы возражений не вызвали. Зато египтологи были ими весьма возмущены. Шох прокомментировал это так: «Мне говорят вновь и вновь, что народы Египта… не имели ни технологии, ни социальной организации, необходимых для того, чтобы вырубить ядро туловища Сфинкса в Додинастические времена… Как я понимаю, это не моя проблема как геолога… в действительности это задача египтологов… выяснить, кто его высек. Если мои данные вступают в противоречие с их теорией о развитии цивилизации, то, может быть, им уже пора сделать переоценку этой теории?»

О Додинастическом периоде Египта известно, действительно, очень мало. Однако те отрывочные данные, что до нас дошли, весьма интересны.

Крупнейший центр Додинастического Египта располагался напротив Гизы, по другую сторону Нила – в Маади. Раскопки здесь выявили три характерные особенности города: очень большую роль здесь играла торговля, жило множество иноземцев, и это самое раннее место в Египте, где обрабатывался металл. Можно сделать выводы и о социальной организации в Маади: здесь найдены общественные хранилища товаров. Также в городе, судя по нескольким находкам, уже было каменное строительство. Так что жители Маади вполне могли вырубить из скалы такую скульптуру. Официальная египтология это отрицает, ссылаясь на то, что в Гизе не найдено никаких остатков культуры Маади. Но это не так.

В 1907 году у подножия Великой пирамиды были найдены четыре глиняных сосуда, которые приписали Четвертой династии. В то время о Маади ничего известно не было, его открыли только в 1930-х годах. Археолог Водил Мортенсен, изучив в 1980-х годах сосуды, атрибутировал их как принадлежащие культуре Маади. Поскольку целые горшки не выбрасывались, то закономерно считать, что они были принесены в Гизу с какой-то целью, скорее всего – для захоронения. Получается, что жители Маади использовали Гизу уже за много сотен лет до появления там Хуфу.

Древняя обсерватория?

Давно известно, что стены пирамид ориентированы строго по сторонам света, причем с очень высокой точностью – отклонение составляет менее 0,06 процента. Достигнуто это было без использования компаса – древние строители ориентировались только по звездам. И в расположении всех построек комплекса Гизы также можно увидеть аналогию карты звездного неба. Но с весьма странными искажениями.

Три пирамиды имеют вход с северной стороны, а тоннели и галереи внутри них идут в южном направлении. Но, однако, по отношению друг к другу пирамиды расположены не на параллели север-юг или, как можно было бы предположить по аналогии, запад-восток, а составляют причудливую линию с поворотом, идущую с юга на запад. Центральные точки первых двух пирамид весьма точно соотнесены между собой, но третья пирамида, самая маленькая, нарушает построение: она сдвинута на восток.

Роберт Бовал, опытный инженер-строитель, попытался понять, почему столь точные в остальном египтяне нарушили гармонию здесь. Сначала он исследовал плато с инженерной точки зрения, но понял, что рельеф не мог помешать разместить пирамиды ровно. Тогда он решил изучить Тексты пирамид. Они, как мы помним, хоть и находятся в усыпальницах фараонов конца Пятой – начала Шестой династии, но отражают, без сомнения, весьма ранние реалии.

Из текстов Бовал узнал, что, как считалось, после смерти фараон отправляется к звездам и становится богом Осирисом. А небесной формой Осириса было созвездие, именовавшееся Саху, ныне известное как Орион. К тому же Бовал заметил, что так называемые воздушные шахты, ведущие из усыпальниц фараона и его жены в Великой пирамиде, соотнесены с определенными звездами. Шахта усыпальницы царя соответствовала нижней звезде из пояса Ориона.

После недолгого исследования выяснилось, что относительно Млечного Пути звезды, входящие в пояс Ориона, образовывают линию, идущую с юга на запад, идентичную линии расположения трех пирамид Гизы по отношению к Нилу.

Затем, проанализировав расположение воздушных шахт, Бовал определил, что около 2450 года до н. э., когда примерно и была построена Великая пирамида, южная шахта, ведущая из усыпальницы царя, указывала на нижнюю звезду в поясе Ориона, а южная шахта Усыпальницы царицы указывала на Сириус. Сириус отождествлялся с Исидой, а Орион – с Осирисом. Осирис и Исида в египетской мифологии были мужем и женой, родившими сына – Гора, первого царя-полубога, правившего Египтом задолго до времен фараонов. При этом Сфинкс устремлял свой взгляд к точке на востоке, где во время весеннего равноденствия восходит солнце.

Далее, в результате астрономических вычислений, Бовал выдвинул предположение о дате, когда в момент весеннего равноденствия Сириус и Орион находились в тех местах, на которые направлены шахты. Выяснилось, что это могло быть в 10 500 году до нашей эры, то есть именно в то время, когда, согласно древнеегипетским текстам, Осирис дал Египту царя…

Вывод, конечно, впечатляет. Но к этой версии также есть много претензий, и окончательной ее вряд ли можно назвать.

Пирамиды продолжают хранить свои тайны. В качестве еще одного штриха, вернее, всвязи с еще одной загадкой, можно добавить, что английский Стоунхендж, гигантская каменная постройка, с датировкой которой также имеются некоторые проблемы, ориентирована, как и пирамиды, на Орион. Как соотнести это с пирамидами?

Есть в расположении пирамид Гизы и такая особенность: эти монументальные сооружения с удивительной точностью размещены вдоль 30-й параллели. О чем это говорит? Но и это еще не все.

Арабский историк Масуди еще в X веке утверждал, что Великая пирамида не только является хранилищем познаний древних египтян в астрономии, искусстве и религии, но и содержит в себе «исторические и пророческие предсказания». В 1865 году археолог Роберт Мензиес высказал предположение, что если взять за основу меру длины египтян – царский локоть (52,07 см) – и измерить протяженность внутренних помещений пирамиды Хуфу, то можно хронологически определить даты наиболее важных событий прошлого и будущего. Как тут не вспомнить случай с Наполеоном?

Мензиес сумел найти соотношение внутренних измерений пирамиды с началом войн, а позже его последователи сумели сопоставить цифры, заложенные древними египтянами, с началом Второй мировой войны, бомбардировкой Хиросимы и еще рядом подобных знаковых событий ХХ века. Следующая дата, подсказанная нам из Древнего Египта, – 2012 год. Всего лишь несколько лет остается до разгадки тайны… Но обрадует ли нас отгадка?

Уже в течение нескольких веков в центре внимания историков и археологов находятся загадки Древнего Египта. Когда речь заходит об этой древней цивилизации, в первую очередь вспоминаются грандиозные пирамиды, многие тайны которых до сих пор не раскрыты. К числу таких загадок, которые еще далеки от решения, относится строительство великого сооружения - самой огромной из всех дошедших до нашего времени пирамиды Хеопса.

Известная и таинственная цивилизация

Из всех старейших цивилизаций культура Древнего Египта изучена, пожалуй, наиболее хорошо. И дело здесь не только во множестве дошедших до наших дней исторических артефактов и архитектурных памятников, но и в обилии письменных источников. Еще историки и географы Античности уделяли внимание этой стране и, описывая культуру и религию египтян, не обошли вниманием и строительство великих пирамид в Древнем Египте.

А когда в XIX веке француз Шампольон смог расшифровать иероглифическое письмо этого древнего народа, ученые получили доступ к огромному массиву информации в виде папирусов, каменных стел с иероглифами и многочисленных надписей на стенах гробниц и храмов.

История древнеегипетской цивилизации насчитывает почти 40 веков, и в ней много интересных, ярких и часто таинственных страниц. Но наибольшее внимание привлекает Древнее царство, великие фараоны, строительство пирамид и загадки, связанные с ними.

Когда строились пирамиды

Эпоха, которую египтологи именуют Древнее царство, продолжалась с 3000 по 2100 год до н. э., как раз в это время египетские правители увлекались строительством пирамид. Все возведенные ранее или позднее усыпальницы значительно меньше по размеру, да и качеством хуже, что сказалось на их сохранности. Создается впечатление, что наследники архитекторов великих фараонов разом утратили знания своих предков. Или это были совсем другие люди, пришедшие на смену непонятно куда исчезнувшей расе?

Пирамиды возводились и в период и даже позднее, в эпоху Птолемеев. Но далеко не все фараоны «заказывали» себе подобные усыпальницы. Так, в настоящее время известно более ста пирамид, построенных за 3 тысячи лет - с 2630 года, когда была возведена первая пирамида, до 4 века н. э.

Предшественницы великих пирамид

До того как были возведены великие история строительства этих грандиозных построек насчитывала не одну сотню лет.

По общепризнанной версии, пирамиды выполняли функцию усыпальниц, в которых хоронили фараонов. Задолго до строительства этих сооружений правителей Египта погребали в мастабах - сравнительно небольших постройках. Но в XXVI веке до н. э. были сооружены первые настоящие пирамиды, строительство которых началось с эпохи фараона Джосера. Гробница, названная его именем, находится в 20 км от Каира и сильно отличается по виду от тех, которые называют великими.

Она имеет ступенчатую форму и создает впечатление нескольких поставленных одна на другую мастаб. Правда, размеры ее немаленькие - больше 120 метров по периметру и 62 метра в высоту. Это грандиозная постройка для своего времени, но она не идет ни в какое сравнение с пирамидой Хеопса.

О строительстве усыпальницы Джосера, кстати, известно немало, сохранились даже письменные источники, в которых упоминается имя архитектора - Имхотеп. Спустя полторы тысячи лет он стал святым покровителем писцов и врачей.

Первой же из пирамид классического вида является гробница фараона Снофу, строительство которой завершилось в 2589 году. Известковые блоки этой гробницы имеют красноватый оттенок, поэтому египтологи ее называют «красной» или «розовой».

Великие пирамиды

Так называют три циклопических тетраэдра, находящиеся в Гизе, на левом берегу Нила.

Самая древняя и большая из них - пирамида Хуфу, или, как его называли древние греки, Хеопса. Именно ее чаще всего и называют Великой, что неудивительно, ведь длина каждой из ее сторон составляет 230 метров, а высота - 146 метров. Сейчас, правда, она немного ниже из-за разрушений и выветривания.

Второй по размерам является усыпальница Хефрена, сына Хеопса. Ее высота составляет 136 метров, хоть визуально она выглядит выше пирамиды Хуфу, потому что построена на возвышенности. Неподалеку от нее можно увидеть знаменитого сфинкса, лицо которого, по легенде, является скульптурным портретом Хефрена.

Третья - пирамида фараона Микерина - высотой всего 66 метров, и построена она значительно позднее. Тем не менее эта пирамида очень гармонично смотрится и считается самой красивой из великих.

Современный человек привык к грандиозным сооружениям, но и его воображение потрясают великие пирамиды Египта, история и тайны строительства.

Тайны и загадки

Монументальные сооружения в Гизе еще в эпоху Античности вошли в список главных чудес света, которых древние греки насчитывали всего семь. Сегодня очень сложно постигнуть замысел древних правителей, которые тратили колоссальные средства и людские ресурсы на строительство столь гигантских гробниц. Тысячи людей в течение 20-30 лет были оторваны от хозяйства и занимались возведением усыпальницы для своего правителя. Подобное нерациональное использование рабочей силы вызывает сомнение.

С того времени, как были возведены великие пирамиды, тайны строительства не перестают привлекать внимание ученых.

Может быть, строительство великой пирамиды преследовало совсем иную цель? В пирамиде Хеопса обнаружено три камеры, которые египтологи назвали погребальными, но ни в одной из них не найдено мумий умерших и предметов, в обязательном порядке сопровождавших человека в царство Осириса. Каких бы то ни было украшений или рисунков на стенах погребальных камер тоже нет, точнее, есть всего один небольшой портрет в коридоре на стене.

Саркофаг, обнаруженный в пирамиде Хефрена, тоже пуст, хоть внутри этой усыпальницы обнаружено множество статуй, но никаких вещей, которые по египетским обычаям клались в гробницы, нет.

Египтологи считают, что пирамиды были разграблены. Возможно, но не совсем понятно, зачем грабителям понадобились еще и мумии погребенных фараонов.

Загадок, связанных с этими циклопическими сооружениями в Гизе, много, но самый первый вопрос, возникающий у человека, который их воочию увидел: как происходило строительство великих пирамид Древнего Египта?

Удивительные факты

Циклопические сооружения демонстрируют феноменальные познания древних египтян в астрономии и геодезии. Грани Пирамиды Хеопса, например, точно ориентированы на юг, север, запад и восток, а диагональ совпадает с направлением меридиана. Причем точность эта выше, чем у обсерватории в Париже.

И такая идеальная с точки зрения геометрии фигура имеет огромные размеры, да еще и сложена из отдельных блоков!

Поэтому еще большее впечатление производят знания древних в области строительного искусства. Пирамиды построены из гигантских каменных монолитов до 15 тонн весом. Гранитные блоки, которыми облицованы стены главной погребальной камеры пирамиды Хуфу, весили 60 тонн каждый. Как поднимались такие махины, если камера эта находится на высоте 43 метра? А некоторые каменные глыбы усыпальницы Хефрена вообще достигают в весе 150 тонн.

Строительство великой пирамиды Хеопса потребовало от древних зодчих обработать, перетащить и поднять на весьма значительную высоту более 2 миллионов таких глыб. Даже современная техника не делает эту задачу простой.

Возникает вполне закономерное удивление: зачем египтянам понадобилось тащить на высоту в несколько десятков метров подобные махины? Не проще ли было сложить пирамиду из камней меньших размеров? Ведь они смогли как-то «выпилить» эти блоки из цельного массива скалы, почему же не облегчили себе задачу, распилив их на куски?

Кроме этого, есть еще одна загадка. Блоки не просто уложили рядами, а настолько тщательно обработали и плотно пригнали их друг к другу, что в некоторых местах зазор между плитами - менее 0,5 миллиметра.

После возведения пирамида еще была облицована каменными плитами, которые, правда, давно растащили на строительство домов предприимчивые местные жители.

Как древние зодчие смогли решить эту невероятно сложную задачу? Существует множество теорий, но все они имеют свои недостатки и слабые места.

Версия Геродота

Известный историк Античности Геродот побывал в Египте и видел египетские пирамиды. Строительство, описание которого оставил древнегреческий ученый, выглядело следующим образом.

Сотни людей на волокушах подтаскивали каменный блок к строящейся пирамиде, а затем с помощью деревянного ворота и системы рычагов поднимали его на первую площадку, оборудованную на нижнем уровне сооружения. Затем в дело вступал следующий подъемный механизм. И так, перемещая от одной площадки к другой, блоки поднимали на нужную высоту.

Трудно даже представить, сколько сил потребовали великие египетские пирамиды. Строительство (фото, по версии Геродота, см. ниже) их было действительно чрезвычайно трудной задачей.

Долгое время этой версии придерживалось большинство египтологов, хоть она и вызывала сомнения. Трудно представить такие деревянные подъемники, которые могли бы выдержать вес в десятки тонн. Да и перетаскивание на волокушах миллионов многотонных блоков кажется трудновыполнимым.

Можно ли верить Геродоту? Во-первых, он не был свидетелем строительства великих пирамид, так как жил много позже, хотя, возможно и мог наблюдать, как возводили усыпальницы меньших размеров.

Во-вторых, известный ученый Античности в своих сочинениях нередко грешил против истины, доверяя рассказам путешественников или древним рукописям.

Теория «пандуса»

В XX веке среди египтологов стала популярной версия, предложенная французским исследователем Жаком Филиппом Луэром. Он предположил, что каменные блоки перемещали не на волокушах, а на катках по специальной насыпи-пандусу, которая постепенно делалась все выше и, соответственно, длиннее.

Строительство великой пирамиды (фото изображения внизу), таким образом, требовало еще и огромной смекалки.

Но у этой версии тоже есть свои недостатки. Во-первых, нельзя не обратить внимания на то, что труд тысяч рабочих по перетаскиванию каменных глыб такой способ совсем не облегчал, ведь блоки приходилось тащить в гору, в которую постепенно превращалась насыпь. А это необычайно тяжело.

Во-вторых, наклон пандуса должен быть не больше 10˚, следовательно, длина его составит более километра. Чтобы соорудить такую насыпь, нужен труд не меньший, чем строительство самой усыпальницы.

Даже если это был не один пандус, а несколько, сооруженных с одного яруса пирамиды на другой, то все равно это колоссальный труд с сомнительным результатом. Особенно если учесть, что для перемещения каждого блока необходимо несколько сотен человек, а их практически негде разместить на узких площадках и насыпи.

В 1978 году почитатели из Японии попыталась построить с использованием волокуш и насыпи пирамиду высотой всего в 11 метров. Достроить сооружение они так и не смогли, пригласив на помощь современную технику.

Кажется, что людям с той техникой, которая была в древности, подобное не по силам. Или это были не люди? Кто построил великие пирамиды в Гизе?

Инопланетяне или атланты?

Версия, что великие пирамиды построили представители иной расы, несмотря на ее фантастичность, имеет вполне рациональные основания.

Во-первых, вызывает сомнение, что люди, жившие в бронзовом веке, владели инструментами и технологиями, позволившими им обработать такой массив дикого камня и сложить из него совершенное, с точки зрения геометрии, сооружение весом не один миллион тонн.

Во-вторых, утверждение, что великие пирамиды построены в середине III тысячелетия до н. э., спорно. Его высказал тот же Геродот, побывавший в Египте в V в. до н.э. и описавший египетские пирамиды, строительство которых завершилось почти за 2 тысячи лет до его визита. В своих сочинениях он просто пересказывал то, что ему сообщили жрецы.

Есть предположения, что возводились эти циклопические сооружения значительно раньше, возможно, 8-12 тысяч лет назад, а может, и все 80. Предположения эти основаны на том, что, видимо, пирамиды, сфинкс и храмы около них пережили эпоху наводнений. Об этом свидетельствуют следы эрозии, которые были обнаружены на нижней части статуи сфинкса и нижних ярусах пирамид.

В-третьих, великие пирамиды явно являются объектами, так или иначе связанными с астрономией и космосом. Причем это их назначение важнее, чем функция усыпальниц. Достаточно вспомнить, что захоронения в них отсутствуют, хоть имеется то, что египтологи называют саркофагами.

Теорию инопланетного происхождения пирамид в 60-е годы популяризировал швейцарец Эрих фон Деникен. Однако все его доказательства - это, скорее, плод фантазии писателя, чем результат серьезных исследований.

Если допустить, что инопланетные пришельцы организовали строительство великой пирамиды, фото должно выглядеть примерно так, как на картинке, размещенной ниже.

Не меньше поклонников у версии «атлантов». Согласно этой теории, пирамиды задолго до возникновения древнеегипетской цивилизации построили представители какой-то иной расы, обладавшие либо сверхразвитой технологией, либо способностью силой воли перемещать колоссальные глыбы камня по воздуху. Совсем как магистр Йода из известного фильма "Звездные войны".

Доказать, равно как и опровергнуть эти теории, научными методами практически невозможно. Но, может быть, на вопрос, кто построил великие пирамиды, есть и менее фантастичный ответ? Почему это не могли сделать древние египтяне, обладавшие разнообразными познаниями в других областях? Есть которая снимает покров тайны, окружающий строительство великой пирамиды.

Бетонная версия

Если перемещение и обработка многотонных каменных блоков столь трудоемко, не могли ли древние строители использовать более легкий метод бетонной заливки?

Эту точку зрения активно отстаивают и доказывают несколько известных ученых, причем разных специальностей.

Французский химик Иосиф Давидович, сделав химический анализ материала блоков, из которых построена пирамида Хеопса, предположил, что это не природный камень, а бетон сложного состава. Сделан он на основе перемолотой горной породы, и является так называемым Выводы Давидовича были подтверждены и рядом американских исследователей.

Академик РАН А. Г. Фоменко, исследовав блоки, из которых построена пирамида Хеопса, считает, что «бетонная версия» самая правдоподобная. Строители просто перемалывали имеющийся в избытке камень, добавляли связующие примеси, например, известь, поднимали основу для бетона в корзинах к месту строительства и уже там загружали в опалубки и разводили водой. Когда смесь застывала, опалубку разбирали и переносили на другое место.

Спустя десятилетия бетон так спрессовывался, что становился неотличим от природного камня.

Получается, что при сооружении великой пирамиды использовались не каменные, а бетонные блоки? Казалось бы, эта версия вполне логична и объясняет многие загадки строительства древних пирамид, в том числе и сложности транспортировки и качество обработки блоков. Но у нее есть свои слабые места, и вопросов она рождает не меньше, чем другие теории.

Во-первых, очень сложно представить, как древние строители без использования техники смогли перемолоть более 6 миллионов тонн породы. Ведь именно таков вес пирамиды Хеопса.

Во-вторых, вызывает сомнение возможность использования деревянной опалубки в Египте, где дерево всегда ценилось очень высоко. Даже ладьи фараонов делались из папируса.

В-третьих, древние зодчие, несомненно, могли додуматься до изготовления бетона. Но возникает вопрос: куда потом делись эти знания? Уже через несколько веков после постройки великой пирамиды от них не осталось и следа. Усыпальницы подобного вида еще возводились, но все они были лишь жалким подобием тех, которые стоят на плато в Гизе. И до настоящего времени от пирамид более позднего периода остались чаще всего бесформенные груды камней.

Следовательно, нельзя с уверенностью сказать, как были построены великие пирамиды, тайны которых до сих пор еще не раскрыты.

Не только Древний Египет, но и другие цивилизации прошлого хранят много загадок, что делает знакомство с их историей невероятно увлекательным путешествием в прошлое.

Начало Древнего царства принято считать со времени династии, в период царствования которой имел место стремительный подъём каменного строительства. Начинается этот подъём с возведения ступенчатой пирамиды царя Джесера, высота которой достигала 60 м, и строительства окружавших её поминальных сооружений (у нынешнего селения Саккары, к югу от Каира). В этих каменных громадах, с которыми даже отдалённо не могли сравниться сооружения предшествующей династии, запечатлелся рост могущества фараонов, явившийся в значительной мере результатом полного объединения страны. И долгие тысячелетия спустя предание отчётливо хранило память о времени Джесера.

После Джесера история III династии неожиданно погружается для нас в густой мрак. Если и можно приписать ту или иную законченную или незаконченную пирамиду отдельным властителям, то самое число и последовательность их царствований остаются неясными.

Внезапно мрак рассеивается с началом IV династии. От первого же её царя Снефру остались две громадные пирамиды, в 100 м и 99 м вышиной (подле нынешней деревни Дахшур, к югу от Саккары).

Внутреннему упрочению фараоновского государства сопутствовало расширение его захватнической деятельности. Мы знаем о большом походе Снефру в Эфиопию, сопровождавшемся уводом 7 тыс. пленных и 200 тыс. голов скота, о пленении 1 100 ливийцев и захвате их скота, о привозе по морю финикийского леса. Ко времени правления Снефру восходят и древнейшие из известных нам обстоятельных летописных записей по годам.

При сыне Снефру-Хеопсе (егип. Хуфу) фараоновская власть, видимо, достигла наибольшего для периода Древнего царства могущества. Пирамида Хеопса, находящаяся подле нынешнего селения Гизэ, около Каира, была величайшей. Её вышина была 1461/2 м, ширина каждой стороны - свыше 230 м, площадь основания - более 52 900 кв. м. На сооружение пирамиды пошло примерно 2300 тыс. гранёных глыб весом около 21/2 т каждая.

При всём том работа строителей была самого высокого качества. Громадные глыбы были обтёсаны, отшлифованы и пригнаны друг к другу с чрезвычайной точностью. И если мы дивимся тому, как сочетанием пустот, ступенчатых сводов, седлообразных перекрытий распределялось чудовищное давление на внутренние помещения, как в прорезях проходов двигались огромные спускавшиеся плиты-заслоны, то еще удивительнее., как зодчие могли изменить мемстоположение и склепа и проходов в уже готовой кладке пирамиды.

Несколько десятилетий царская власть находилась на высоте своего могущества. То, что осталось от незаконченной пирамиды преемника Хеопса - Джедефра (к северу от Гизэ, около селения Абу-Роаш), свидетельствует, что и она была затеяна в духе пирамиды Хеопса.

При втором преемнике Хеопса, его сыне Хефрене (егип. Хафра), была воздвигнута пирамида рядом с пирамидой его отца. Эта пирамида была только на 3 м ниже хеопсовой, а по великолепию облицовки превосходила её.

К пирамидам от того места, куда доходили воды Нила во время разлива, вели крытые каменные ходы, заканчивавшиеся у подножий пирамид храмами, сделанными тоже из камня. К пирамидам примыкало необозримое кладбище царских приближённых, подлинный город мёртвых, где каменные громады гробниц теснились вдоль улиц, равномерно пересекавшихся под прямым углом.

Из кирпичных сооружений, самое большее, с каменной каморкой внутри, какими гробницы вельмож были ещё при воцарении IV династии, они при Хеопсе, строителе величайшей пирамиды, превратились в могучие каменные сооружения; пусть они терялись перед пирамидой, в тени которой были расположены,- в совокупности своей они представляли внушительное целое.

Вынести чудовищное напряжение, связанное со строительством столь громадных пирамид, страна была не в силах. Третья из пирамид Гизы, воздвигнутая при преемнике Хефрена-Микерине (егип. Менкаура), знаменовала уже спад пирамидного строительства: по вышине - 66 м - она уступала даже дахшурским пирамидам. Смерть Микерина помешала закончить ему погребальные сооружения, после его смерти его поминальный храм был наскоро достроен из кирпича-сырца. Царь Шепсескаф вовсе отказался от пирамиды, ограничившись надгробием в виде огромного ящика, правда всё ещё из громадных камней (так называемое Мастабат-Фираун у Саккары).

Список царей в рукописи XIII в. до н. э., хранящийся в настоящее время в Турине, а также список Манефона содержат несколько царских имён конца IV династии, не найденных ни на одном памятнике того времени. Очевидно, это связано с тем, что в стране началась внутренняя борьба, о которой мы, к сожалению, не знаем ничего определённого. Чрезмерное напряжение сил народа могло быть главной её причиной.

Организация строительства пирамид

Две тысячи лет спустя после постройки великих пирамид греческому историку Геродоту рассказывали про то, как фараоны Хеопс и Хефрен заставляли весь народ поочерёдно трудиться над сооружением пирамид: одни-де тащили камень из заречных каменоломен к реке, другие - от реки на нагорье, где воздвигались пирамиды. Насколько эти рассказы неточны, видно хотя бы по тому, что на самом деле пирамиды построены совсем не из заречного, а из местного известняка, добывавшегося тут же. Из-за реки доставлялся лишь белый высококачественный известняк для наружной и внутренней отделки. Кто же в действительности строил пирамиды?

На камнях царских и частных сооружений IV династии можно и поныне видеть нанесённые краской рабочие пометки, из которых следует, что во время постройки великих пирамид в каменоломнях работало ограниченное число рабочих отрядов (для времени Микерина их известно три, для времени Хеопса - четыре), делившихся каждый на несколько подразделений. На ряде камней в сооружениях Микерина упомянуты «мастера нагорья». В связи с постройкой пирамиды Микерина надпись одного вельможи называет царского зодчего и верховных руководителей мастеров и далее говорит о том, как 50 человек было выделено, чтобы работать над гробницей вельможи ежедневно без переключения на другую работу.

Основное количество камня для пирамид добывалось, как сказано, на месте, и подъём глыб на пирамиду был, по всей видимости, несколько облегчён особыми приспособлениями. Спустя два тысячелетия Геродоту ещё рассказывали о деревянных подъёмных приборах, расставлявшихся и перемещавшихся по уступам кладки. При постройке храма и пирамид IV и V династий камни поднимались и опускались на место на верёвках и медных когтях, подвешенных, надо полагать, на установках из дерева.

Главной рабочей силой при постройке пирамид были постоянные, строго упорядоченные и обученные рабочие отряды. Отсюда становится понятным совершенство пирамидной кладки. Таких работников должно было быть много, хотя число отрядов и было невелико. С пирамидного строительства можно было, видимо, без особого ущерба для хода основных работ перебросить полсотню людей и на сооружение частной гробницы.

Имеются кое-какие сведения о содержании рабочих отрядов в каменоломнях. Из одного письма времени VI династии следует, что «ополчение отрядов» заречных каменоломен вызывалось на другой берег в столицу для получения одежды. При той же династии в каменоломнях в Среднем Египте находился царевич-военачальник с «многочисленным» ополчением, состоявшим из 1 000 людей дворца, 100 каменотёсов, 1 200 горнорабочих и ещё 50 каких-то людей; все они находились на царском содержании.

С полным основанием считают, что для постройки пирамид наряду с постоянными отрядами не могли не привлекаться в помощь им чернорабочие, и притом в большом количестве. Что так было в последующие времена - известно вполне достоверно.

Маркс писал, что «грандиозные сооружения древнего Египта обязаны своим возникновением не столько многочисленности египетского населения, сколько тому обстоятельству, что значительная часть последнего могла быть употреблена на это дело»(Я. Маркс, Капитал, т. I, стр. 516.).

Грандиозное строительство пирамид осуществлялось за счёт безудержной эксплуатации населения страны, жизненный уровень которого был чрезвычайно низок.

Значительная часть населения Нильской долины была отвлечена на строительство гигантских гробниц Хеопса и Хефрена. Как оказалось, страна не смогла долгое время выдерживать это огромное отвлечение сил от хозяйства. Строительство пирамид было сокращено.

V династия

Новая, V династия, с материнской стороны прямое продолжение IV, в лице своего основателя Усеркафа только до некоторой степени могла восстановить прежние порядки. Пирамиды V династии (около соседних селений Абусир и Саккара) - всего лишь бледное подобие пирамид Гизэ. Самая большая из пирамид не достигала и половины вышины пирамиды Хеопса. И если большинство царей V династии строило богу Солнца каждый по особому храму, в котором имелся громадный идол - каменный обелиск в глубине двора, то это не требовало столь большого напряжения сил народа, как сооружение пирамид.

Но если строительство пирамид пошло на убыль, то строительство гробниц знати продолжало развиваться. Из сплошных каменных сооружений, так называемых «масаба», не расчленённых внутри, развились целые каменные дворцы, сохранявшие лишь наружно прежний облик «завалинок»; эти гробницы-дворцы имели множество помещений внутри, стены которых были испещрены резными изображениями и надписями.

Владычество знати всё более утверждалось. Постепенно V династия была принуждена отказаться от того, чтобы в руках царствующего дома сосредоточивались важнейшие государственные должности. При ней должность главного судьи и верховного сановника перестала быть достоянием царевичей, и ею стали владеть другие представители знати, возможно даже представители одного и того же знатного, но не царского рода.

Время V династии было золотым веком для столичных вельмож; сила царской власти, необходимая для знати, сочеталась с возросшим значением и благоденствием знатных семей.

Государство V династии с большой воинственностью поддерживало свои притязания на Синайском полуострове. От последнего царя династии - Униса - сохранилось изображение ожесточённой схватки египтян с азиатами. Второй представитель династии, Сахура, изобразил в своём поминальном храме не только прибытие судов с многочисленными пленными азиатами, но и пленённых ливийцев, а также захваченные у них стада. При том же царе мы впервые слышим о доставке из Южного Красноморья (так называемой страны Пунт) больших количеств благовонной смолы, золота и других ценностей. Путешествие на далёкий юг предпринималось и при предпоследнем царе этой династии - Джедкара.

Начало упадка Древнего царства

Неизвестно, почему и как власть перешла от V династии к VI-внешне мало что изменилось. Цари строили попрежнему представительные, но не слишком большие пирамиды (около Саккары), а гробницы высшей столичной знати никогда ещё не были так великолепны: в одном таком надмогильном дворце из камня иной раз могло быть свыше трёх десятков помещений.

Но вскоре стала отчётливо обозначаться новая сила в лице приобретающей всё большее влияние местной, не столичной знати. Рост её значения при VI династии заметен прежде всего по многочисленности гробниц, высеченных в скалах на протяжении всего Верхнего Египта различными его областными правителями. При IV и отчасти при V династии, как мы уже говорили, царь свободно распоряжался их должностями, теперь же в областях прочно сидят свои наследственные роды правителей; через отдельных своих представителей они роднятся с царствующей династией и занимают высшие должности, вплоть до верховного сановника. Если при IV династии, в дни наивысшей силы царской власти, преобладание среди знати принадлежало царской родне, а при V династии стало заметно господство вообще столичной знати, то при VI династии преобладание начинает переходить к местной знати.

У нас нет данных, которые говорили бы об усилении местной знати в Дельте, и дело, вероятно, не только в малочисленности дошедших оттуда памятников. Рядом с Дельтой, в том же Нижнем Египте, лежал город Мемфис, где находилось правительство и сосредоточивалась столичная знать. Напротив, Верхний Египет в значительной степени был для столицы страной на отлёте. Благополучие его знати зиждилось не на разбросанных повсюду угодьях, как-у столичных вельмож, а на владениях в тех областях, которыми местные правители - номархи - сами управляли. В развитии своих местных хозяйств они были кровно заинтересованы.

Наружно государство фараонов VI династии в течение долгих десятилетий выглядело ещё достаточно внушительно. Воинственность и предприимчивость его вовне также не ослабевали, скорее даже возросли. Пиопи I неоднократно направлял свои ополчения на азиатских соседей. Мы читаем в надписях того времени об одновременном движении египетских вооружённых сил морем и сушей, об опустошении цветущих областей, об уводе многочисленных пленных. Преемник Пиопи I Меренра ездил на крайний юг своего государства и принимал изъявление покорности от соседних эфиопских племён. Внушать чужеземным народам страх перед фараоном считалось одной из доблестей тогдашних государственных деятелей Египта. «Мирные» походы для добычи сырья из рудников и каменоломен и открытые грабительские вторжения к соседям были обычным явлением. Обычны были и плавания в Финикию и в Южное Красноморье.

Так продолжалось ещё при фараоне VI династии, преемнике Меренра - Пиопи II, дожившем до глубокой старости и процарствовавшем около 100 лет. Наступившее вслед за тем, при последних царях VI династии, время полного упадка фараоновского самовластия и распада страны на полунезависимые области и соперничающие царства будет рассмотрено в главе о Среднем царстве. Отдельные намёки на неспокойное положение в стране появляются уже в начале и середине VI династии. По Манефону, её основатель Тети был убит собственными телохранителями. Известно также, что при Пиопи I тайным судом судили царицу.

С ослаблением фараоновской власти всё более обнаруживаются противоречия, характерные для общества Древнего царства. На пути дальнейшего развития египетского общества стояло засилье столичной знати во главе с фараоном. Свержение этих сил, приобретение номами определённой самостоятельности означало устранение этого препятствия. К концу VI династии общественные противоречия резко обострились. Древнее царство было накануне своего падения. Недаром те, кому сооружались пирамиды, даже в своих каменных усыпальницах боялись мятежного народа. Обеспечить его покорность они не смогли.

Экспедиции за пределы страны

В период Древнего царства из Египта организуются много численные экспедиции за пределы страны. Медные рудники на Синайском полуострове вместе с тамошними бирюзовыми копями усиленно разрабатывались. На скалах множились изображения и надписи,. прославлявшие победы царей над кочевниками, и имена должностных лиц, прибывавших для разработки горных недр.

Любопытно, что мастера обходились с серебром куда бережливее, чем с золотом. Золото (из него изготовлялись не одни украшения, но также разного рода обшивка, утварь, статуи) добывалось в пустыне между рекой и Красным морем. Но потребность в золоте была уже настолько значительна, что его везли и издалека - с берегов Южного Красноморья, вместе с благовонной смолой. Страна на юге от Египта - Эфиопия, позднейшая поставщица золота, в период Древнего царства таковою, повидимому, ещё не была. Однако правители южной окраины Египта - области и крепости Элефантины-при VI династии ездили уже далеко на юг. Один из них, Хуфхор, проник далеко на юг и вывез оттуда карлика к особой радости юного фараона. Эти правители привозили различные ценности: слоновую кость, шкуры львов и барсов, ладан, масло, только не золото.

Камень для строительства во времена Древнего царства египтяне находили в избытке на родине, но за редкостным камнем, например для изваяний парей, посылали далеко за южную границу, ко вторым порогам реки. Из ценных камней некоторые имелись в прилегающей пустыне, но другие поступали из-за границы. Так, бирюза добывалась заодно с медью в синайских рудниках, и в таком количестве, что самый полуостров назывался «Уступами Бирюзы». Другой распространённый полудрагоценный камень - лазурит - доставлялся из более далёких мест (из нынешнего Афганистана), и для его получения, несомненно, необходим был длинный ряд посредников.

Страна в это время уже не изобиловала деревом, и добротный лес поступал из Финикии. Ещё при первом царе IV династии египетская летопись говорит о поступлении 40 судов с кедром. Из него царь сооружал суда свыше 50 м длиною, дворцовые двери; громадные кедровые брёвна найдены внутри его пирамиды. В финикийском городе Библе был откопан храм и в нём обнаружена заложенная при основании храма посуда с именами царей Древнего царства. При VI династии корабли, даже предназначенные для плавания по Красному морю, назывались «библскими» (по имени финикийского города Библа). Известен случай при VI династии, когда для постройки грузовых судов дерево (акацию) поставляли вожди североэфиопских племён. Большим спросом пользовалось привозившееся с юга чёрное дерево.

Как получали зарубежное сырьё в том случае, когда не добывали его сами в рудниках, в копях, каменоломнях и не взимали в виде дани с подчинённых племён? Один из правителей области Элефантины, Сабни, рассказывает в своей надписи, что, отправляясь за прахом своего отца, скончавшегося в Эфиопии, он нагрузил сотню ослов маслом, мёдом, одеждой, фаянсовыми вещицами. Обратно путешественник вёз ко двору полученные им, повидимому в обмен, южные ценности. Примером безвозмездного получения различных благ может служить случай, рассказанный другим правителем Элефантины, уже упоминавшимся Хуфхором. Один из североэфиопских вождей, увидев, какая воинская сила шла с египетским вельможей, не только провёл его горными путями, но и дал ему быков и коз.

Насколько известно, подобные путешествия были государственными мероприятиями. Руководителями «мирных» походов оказывались неизменно царские сановники, при VI династии это были очень часто номархи Элефантины. Благодаря пограничному положению своей области они стали признанными предводителями в такого рода экспедициях, и не только в Эфиопию, но и в другие страны. Некий Хнумхетеп ездил с двумя правителями Элефантины и «казначеями бога» (доверенными фараона по доставке ценностей) в финикийский Библ и на юг Красного моря 11 раз!

Такими путями рабовладельческий Египет стягивал к себе из окрестных стран живую рабочую силу - пленников, а также ценности - накопленный труд других народов.

Подобные предприятия бывали, конечно, небезопасны. Одного из правителей Элефантины, Пепинехта, царь посылал за телом придворного, погибшего вместе с воинами от рук кочевников на чужбине, вероятно на Синайском полуострове, во время постройки судна, предназначенного для плавания в Южное Красноморье.

Архитектура Древнего Египта и по сей день восхищает людей, ведь цивилизация Древнего Египта была одной из наиболее развитых и повлияла на дальнейшее формирование искусства во всем мире. Египетская архитектура фактически не имеет аналогов, в основном на ее формы повлияли климатические условия, а также своеобразная религиозная культура египтян. На нашей планете не существует более известной гробницы, нежели пирамида Хеопса. Египтяне - самый известный народ, который создавал архитектурные шедевры, не для живых, а для мертвых.

Великие сооружения Древнего Египта

Конечно же, самыми масштабными сооружениями древнего Египта являются пирамиды. Одной из них является пирамида Джосера, которая имеет ступенчатый вид. Но, пожалуй, самыми известными являются пирамиды Гизы:

  1. Самая большая - пирамида Хеопса (рис.1).
  2. Средняя - пирамида Хафра.
  3. Маленькая - пирамида Микерина.

Среди известных построек стоит также отметить храмы Карнака и Луксора, огромную статую Великого Сфинкса, храм царицы Хатшепсут.

Рис. 1 - Пирамида Хеопса

Периодизация архитектуры Древнего Египта

Для того, чтобы глубже постичь такую вещь как архитектура Египта и разобрать подробнее памятники архитектуры, следует обратится к истории.

Известно, что архитектура Древнего Египта делится на пять разделов:

  • Раннее царство.
  • Древнее царство.
  • Среднее царство.
  • Новое царство.
  • Позднее царство.

Рассмотрим архитектуру каждого периода более детально.

Архитектура раннего царства

Большинство памятников этого периода не дошли до наших дней, так как во времена раннего царства египтяне использовали легко разрушавшийся кирпич-сырец. Для этого времени характерно строительство большого количества святилищ, молелен, мастаб. О последних стоит упомянуть в отдельности. Мастаба (рис. 2) - это гробница в форме усеченной пирамиды с подземными погребальными камерами. В надземной части мастабы располагалась молельня сердаб со статуей. По египетским поверьям в статую должна была переселится душа усопшего. «Столицами» погребального культа с наибольшим состедоточением мастаб можно назвать Мемфис и Абидос. Также во времена раннего царства сложились такие приемы оформления, как орнаментальные фризы и вогнутые карнизы.

Рис. 2 - Мастаба

Архитектура древнего царства

Период древнего царства называют эпохой пирамид. Пирамида Древнего Египта, ее правильная геометрическая форма - прежде всего архитектурное воплощение основопологающей египетской мифологии идеи прахолма, возникшего в начале сотворения мира. По ступеням пирамиды поднимаются и спускаются боги.

Впервые идея постройки вертикальной гробницы была осуществлена при строительстве ступенчатой пирамиды Джосера. Пирамида была построена архитектором Имхотепом в честь фараона Джосера. Постройка состоит из шести ступеней, ее размеры составляют 121x109 м, а в свое время высота достигала 62,5 м. Пирамида имеет особенность, которая отличает ее от других пирамид фараонов. Этой особенностью является глубокая вертикальная шахта, перекрытая сверху куполом.О пирамиде Джосера ходят различные легенды, одна из которых гласит о существовании подземного города, в который можно попасть через пирамиду.

Конечно же самой известной постройкой того времени являются пирамиды Гизы. Они находятся в пригороде Каира, недалеко от нила. Пирамида Хеопса, входящая в этот комплекс, является единственным сохранившимся «чудом света». Высота пирамиды - 140 м. Архитектором гробницы считается племянник Хеопса по имени Хемиун.Загадкой пирамиды является отсутствие упоминания о ней в египетских папирусах, а первые описания архитектурного шедевра встречаются у греческого историка Герадота. Внутри пирамиды Хеопса находятся три усыпальницы и погребальные камеры царицы и фараона. Пирамида также известна своми многочисленными загадочными коридорами, которые до сих пор до конца не исследованы учеными.

Одним из новых типов здания, появившихся во время Древнего царства является солнечный храм.Он представляет собой постройку на возвышении, обнесенную стеной. В центре храма был установлен обелиск. Самым известным солнечным храмом является храм Ниуссера (рис.3),построенный в месте под названием Абу-Гураб.

Рис. 3 - Храм Ниссусера

Архитектура среднего царства

Следующий период - среднее царство.Это время, когда фараону удалось восстановить единую власть в Египте под эгидой Фив, что повлияло на развитие египетского индивидуализма, который выражался в том, что теперь каждый египтянин старался заботится о своем бессмертии.В этот период пирамиды уже становятся меньшими в размере, их постройке уделяется меньше внимания.В основном делали акцент на обустройстве внутреннего пространства зданий. Также в этот период развивается городская инфраструктура.Например в период Среднего царства в районе Фаюма был воздвигнут город Кахун.С длинными широкими улицами и водостком.

Архитектура нового царства

В 1 половине XVI в. до н.э. в Египетерастет культ бога Амона. В честь этого воздвигаются такие монументальные постройки, как Луксорский и Карнакский храм. Луксорский храм выполнен в виде прямоугольника, характерной чертой является полная симметричность сооружения. Также храм славится своим обилием колон. Вход в храм украшен статуями Рамзеса II,также на входе можно увидеть огомный обелиск. Карнакский храм раньше был соединен с Луксорским храмом аллеей сфинксов, однако до наших времен она не сохранилась. Храм разделен на три части, посвященных богам Амон-Ра,его жене Мут и сыну Хонсу. Здание разделено на 33 помещения, в нм можно увидеть множество пилонов, сфинксов, посетить многочисленные лабиринты. Ещё одной важной постройкой этого периода является Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (рис.4). Храм вырублен в скале и являет собой три ступени, соединенные между собой пологими пандусами. Говорят раньше на этих ступенях находились оранжереи с цветущими растениями и прудами. Первое что бросается в глаза - это множество колон. На втором ярусе храма можно лицезреть рельефы, повествующие о жизни царицы.

Рис. 4 - Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

Архитектура позднего царства

Власть в Древнем Египте становится менее единой, Египтом правят династии различных соседних стран вплоть до захвата Египта Александром Македонским. Столицей избирается город Саис, город являлся образцом культуры того времени, однако сиаские постройки не дошли до наших дней. Известно что в зданиях того времени применяются и классические египетские элементы: гипостили, пилоны. В эпоху персидского правления храмы уменьшаются, сохраняется тенденция использования колон в архитектуре, но при этом делается упор на отработку декора. После вторжения греков на территорию Египта, можно наблюдать синтез искусства этих двух стран. Наиболее точно он отобразился в Храме Гора в Эдфу.

Строительные материалы Древнего Египта

На первых порах для Египтяне строительство использовали дерево, которое считалось очень дорогим материалом. Однако в последствии перешли на камень. В Египте существовало множество каменоломень, где добывали различные породы камня. Самым распространенным камнем был асуанский гранит. А вот облицовочные плиты всем известных пирамид изготовлялись из турского известняка. Большинство зданий в основном строилось из кирпича. Знать часть использовала древесину. Простые люди чаще жили в домах из тростника или кирпичей из нильского ила с соломой. Стоит заметить, что при строительстве зданий в Египте долгое время использовали только физическую силу рабочих, однако спустя большое количество времени всё же начали внедрять различные механизмы, например, использовать повозку или ворот.

Общая характеристика архитектуры Древнего Египта

В целом основные памятники египетской архитектуры имели религиозный характер. Они были созданы для возвеличивания богов или правителей.

Основными характерными чертами египетской архитектуры является:

  1. Строгая симметрия.
  2. Монументальность.
  3. Ритмика.
  4. Геометричность.

Особенностью древнеегипетской архитектуры также были просторные галереи из множества огромных колон. Наиболее это заметно в храмовых постройках. Египетские храмы обычно строились так, что колоны были частью интерьера. Среди важных деталей архитектуры Египта можно выделить обелиски, пилоны, статуи божеств и сфинксов. Нельзя обойти стороной и древнеегипетские колоны. В Египте их существовало пять видов, но наиболее необычными можно считать колоны с изображением фараонов.

Важно также заметить, что египтяне славились своей настенной росписью. Создавая краски при помощи минеральных веществ и используя продукты животного происхождения они добились наиболее ярких цветов, что позволило им стать мастерами в настенной росписи и украшать интерьеры своих храмов разнообразными рельефами, повествующими и жизненном пути их богов и правителей. В целом культура древнего Египта, является одной из влиятельнейших культур в истории. Древнеегипетская архитектура является отражением мастерства зодчих той эпохи.


Древний Египет известен в первую очередь своими каменными гигантами – пирамидами, служившими для захоронения египетских царей и фараонов. Однако, не все египетские владыки находили упокоение внутри пирамид, и это не единственная тайна египетских пирамид. И хотя пирамиды учёные изучают уже не первое столетие, только недавно удалось приподнять завесу тайны над тем, как строили их египтяне и почему отказались от строительства.

Строить пирамиды древние египтяне стали с незапамятных времен - еще до начала эпохи Древнего Царства, широко известного такими постройками как пирамида Джосера, Розовая Пирамида, пирамиды в Гизе и пирамида Медуме. Однако, более древние пирамиды были в десятки раз меньше, предназначались для погребения не только египетских царей. Не исключено, что в них были и массовые захоронения. Тем не менее, с начала эпохи Древнего Царства, египетские цари предпочитают быть похороненными именно внутри пирамиды.


Чтобы осознать инженерный гений египтян, стоит сделать небольшое лирическое отступление.

В 2004 году, группа ученых из Японии, в состав которой вошли математики, физики, и архитекторы, решили раскрыть тайну строительства пирамид. Стоит напомнить, что египетские пирамиды построены с такой точностью, что угол между укладкой булыжников равен ровно 90 ͦ, а камни располагаются идеально ровно по отношению друг к другу. Проще говоря, пирамида – это просто идеальная конструкция с точки зрения, как математики, так и архитектуры. Так вот, японским исследователям, с учетом всех современных технологий не удалось добиться такой же точности в строительстве. На основании чего группа исследователей сделала единственно «правильный» вывод: если не можем построить мы с нашими технологиями, не могли и древние египтяне, а значит пирамид – нет. Впрочем, как не хотелось приверженцам уфологии, инопланетяне здесь тоже не причем, не причём и мистификации, окружающие, например . Все вышесказанное было приведено для того, чтобы читатель мог осознать не только масштаб пирамид, но и тот объем усилий, ресурсов и времени, который уходил на их возведение.


Строительство пирамиды начиналось сразу же после прихода к власти нового царя или фараона, так как занимало десятилетия. Стоит также отметить, что пирамиды строили вовсе не рабы, как долго считалось. Последние исследования и раскопки показали, что в строительстве было задействовано много рядовых египтян, коих на стройке было большинство. Фактически строительством пирамиды занимался едва ли не весь Египет. В районах пирамид были найдены целые города рабочих. Согласно утверждению историков, строительство пирамиды для жителей Египта было чем-то вроде трудовой повинности, каждый должен был несколько лет отработать на возведении гробницы. Возведение «упокоища» для царя требовало множества ресурсов, в частности, необходим был в больших количествах трудно добываемый камень, известняк. Таким образом, затяжные похороны одного человека, чрезвычайно сильно нагружали экономику государства.

Строительство пирамид имело и серьезные социальные последствия. Египтяне хотя и были вынуждены повиноваться воле правителя, мягко говоря, не одобряли строительство. И дело было вовсе не в принуждении к труду, а в том, что оторванные от своего домашнего хозяйства мужчины, зачастую, возвращаясь домой, находили пропавший урожай или пришедшей в упадок торговой лавке. При этом пирамиды строились египетскими царями всегда и несмотря ни на что: будь в стране болезни, голод или война. Безусловно, иногда строительство «замораживалось», однако случалось это в исключительных случаях.


Не раз строительство пирамиды подводило Египет к грани «глобального экономического кризиса». Так, уже во времена строительства пирамиды Джосера, которая считается первой пирамидой Древнего Египта, среди населения страны возникло негодование в отношении нового пристрастия царя. Строительство первой пирамиды было осложнено тем, что в стране фатально не хватало камня для ее возведения. Царь Джосер тратил неимоверные средства на покупку основного материала и еще больше рук на его добычу и транспортировку. Так, в некоторых древнеегипетских записях сохранился египетский анекдот того времени о том, что царь заставляет спать свою дочь с князьями соседей, чтобы те поставляли в страну все больше камня. Видимо эта шутка древних египтян отражала всю плачевность экономической ситуации.


Возведение пирамид очень сильно «отвлекало» царей и фараонов от ряда немаловажных задач, в частности, от развития державы. Безусловно, обвинять пирамиды в падении нескольких египетских царств не стоит, однако, и величия на политической арене они стране не добавили. За исключением быть может греков, которые всегда восхищались архитектурным гением заморских соседей. Строили пирамиды еще и в эпоху Среднего Царства и даже в начале эпохи Нового царства. Однако постепенно в Древнем Египте начал происходить отказ от подобных построек. Историки считают, что новатором в области захоронений стал Рамсес II, который предпочел перейти к храмовым, подгорным захоронениям. Причиной тому послужила не только «дороговизна» пирамид, но и тяжелое положение Египта, в начале эпохи Нового царства, которое во времена Рамсеса еще не успели забыть.


Хотя в эпоху Нового царства о пирамидах почти забыли, египтяне не утратили своей тяги к гигантским постройкам. Именно при Рамсесе II создавались крупнейшие храмовые комплексы, начинает активно развиваться скульптура. Помимо строительства, Рамсес уделяет много внимания расширению державы и ее экономическому укреплению: он реформирует армию, экономику, внешнюю и внутреннюю политику, приводя Древний Египет эпохи Нового Царства к своей высочайшей точке развития. Однако это уже совсем другой . Эпоха каменных исполинов уходит вместе с Рамсесом в прошлое.


Close