Так почему же Иуда Искариот предал ? Имя Иуда вот уже много столетий ассоциируется с предательством и стало именем нарицательным. В не так много раз упоминается Иуда, но причины его предательства Иисуса описаны хорошо. Давайте разбираться.

Иуда Искариот крал деньги у апостолов

Этот факт необходимо знать, чтобы сделать правильный вывод о том, почему Иуда предал Иисуса Христа. Иуда любил деньги и был вором. Он воровал из ящика с пожертвованиями. В Библии также сказано, что «любовь к деньгам — корень всякого зла. Некоторые в своём стремлении к ним уклонились от веры и сами себе принесли жестокую беду », сказано в первом послании Тимофею. А ведь это именно то, что случилось с Иудой.

Один из учеников Иисуса, Иуда Искариот, который потом предал Его, сказал: «Почему это благовоние не продали за триста серебряных монет и не раздали эти деньги бедным?» Он сказал так не потому, что беспокоился о бедных, а потому что был вор: он имел при себе их ящик с пожертвованиями и крал, что туда опускали. (От Иоанна 12:4-6)

Иуда хоть и был физически с другими христианами, и сам считался , но позволял себе воровать из общего ящика для пожертвований. Зная это, мы теперь переходим к следующему отрывку из Библии.

Иуда предал из-за денег за предательство Иисуса Христа

И тогда один из двенадцати, по имени Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: «Что дадите мне за то, чтобы предать Его вам?» Они предложили ему тридцать сребреников. И с той минуты он стал искать удобного случая предать Иисуса. (От Матфея 26:14-16)

Почему Иуда решил предать Иисуса? Он хотел получить деньги за предательство. Неужели три года, проведенные вместе с Иисусом Христом не убедили его в том, что Иисус — Сын Божий? Неужели своей жизнью Иисус не показал, что Он несет добро людям - каждый день Он исцелял людей, Он кормил их, Он помогал им. И видя все это Иуда позволяет себе воровать из ящика для пожертвований. А теперь он решается предать своего учителя! Он идет к первосвященникам и предлагает предать Христа.

Давайте посмотрим параллельный отрывок о том же самом событии, но в Евангелии от Луки:

Приближался праздник Пресных Хлебов, называемый Пасхой. Первосвященники и законники искали способа убить Иисуса, ибо они боялись народа. В Иуду, прозванного Искариотом, одного из двенадцати апостолов, вселился сатана; и он пошёл к первосвященникам и к стражникам храма, чтобы договориться, как передать Иисуса в их руки. Они обрадовались и согласились дать ему за это денег. (От Луки 22:1-5)

Обратите внимание на фразу «в Иуду, прозванного Искариотом, одного из двенадцати апостолов, вселился сатана». Почему Иуда предал Иисуса Христа? Первая и главная причина в том, что его сердце было испорчено. Он любил и ценил деньги больше, чем друзей и праведность. Все просто - Иуда любил деньги. Используя эту его любовь к деньгам, сатана «вселился» в Иуду и убедил его предать Христа.

Через некоторое время Иуда осознал свой поступок, пошел к первосвященникам, у которых он взял деньги, чтобы попросить прощения, но они сказали, что теперь это не их дело. Иуда пошел и повесился.

Когда Иуда, предавший Иисуса, увидел, что Его осудили, то раскаялся и возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, сказав: « я, предав кровь невинную». Но они сказали: «Что нам до этого? Это твоя забота!» Тогда он бросил серебряные монеты в храме, пошёл и повесился. (От Матфея 27:3-5)

Иуда не смог простить самого себя за поступок, который он совершил. Он не смог обратиться к Иисусу, чтобы попросить прощение за свой поступок. Он обратился к тем, кто дал ему деньги за предательство. Но это не помогло. Пойти к Иисусу он не смог.

Итак, мы можем сделать вывод, что причиной предательства Иуды стала его любовь к деньгам. И эта любовь в итоге привела его сначала к духовной, а затем и к физической смерти.

А ведь как часто те же самые деньги становятся причиной предательства самых близких людей и в наши дни…

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

Больше статей по теме


Христианские видео и ролики


Фразы и слова, которые разрушают брак (СМИ)

Президент организации «Family First» (Семья на первом месте) Марк Мэррилл (Mark Merrill) в журнале Charisma пишет о том, какие фразы и слова нам не нужно использовать, чтобы не разрушить взаимоотношения в браке.

Ниже записаны 5 примеров «отравляющих» слов, которые нужно избегать, если вы хотите построить хорошие взаимоотношения.

1. Саркастические фразы.

Например, фразы «А что, у мусорного ведра ноги сами вырастут?» или «Я тебе в прислуги не нанималась» на первый взгляд кажутся не такой уж серьезной проблемой, но на самом деле они являются признаком скрытой неудовлетворенной потребности или неоправданного ожидания одного из супругов, на протяжении какого-то времени.

2. Неблагоприятные слова.

Каждый супруг или супруга хотят слышать подбривающие слова в свой адрес, а не те, которые будут убивать у вас всякое желание что-то сделать, или сделать это как можно лучше. Фразы: «Это чушь?» или «Ты что считаешь, что у тебя получится это сделать?», на самом деле означают – «Я не верю в тебя, не верю, что ты способен или способна это сделать» или «Я не в твоей команде и тебе помогать не буду». Конечно же, это не означает, что вам нужно молчатьили быть не честными, когда идеи, которые будут предлагать ваш супруг или супруга, на самом деле не самые лучшие. Но вместо того, чтобы сказать, что это самый большой бред, который вам когда-либо доводилось слышать, вы можете сказать: «Это не замечательная идея, но я думаю, ты можешь придумать что-то еще лучше». Вы должны поддерживать друг друга, поддерживать любые стремления и желания, и тогда у вас будет счастливые и благоприятные отношения в браке. Вы должны быть самым большим поклонником, а не критиком вашего супруга или супруги.

3. Неуважительные слова.

Уважение, это не то, что можно заработать. Уважение должно быть проявлено безоговорочно. Неуважительны фразы: «Ты что не можешь найти достойную работу?», «Да, мне наплевать, что ты там говоришь, я все равно сделаю по-своему», или «Ой, ты так сильно поправился или поправилась». Это обидные и неприятные фразы, которые могут подорвать чувство значимости одного из супругов.

4. Сравнения.

Когда мы говорим: «А он ради своей жены пошел бы на жертву и сделал то, что она просит», или «Ну, почему ты не такая как все?», в действительности означают, что ваш муж или жена не достаточно хорошие для вас или не подходят вам.

5. Эгоистичные слова.

«Меня вообще не волнует, как ты себя чувствуешь, ты должна это сделать и точка», или «Мне срочно надо это новое платье», или «Мне нужен такой человек, который будет исполнять все мои прихоти». Супруг или супруга, которые ставят свои интересы выше других, чаше всего используют обращение со слов «Я», все крутится вокруг них, их желаний, и нужд, невзирая на желания и потребности другого.

Если вы хоть раз использовали эти фразы или слова, тогда вам нужно попросить прощения и набраться терпения, пока ваш супруг или супруга пройдут процесс исцеления от этих «отравляющих» слов. Если вы сможете простить друг друга, тогда ваши отношения начнут восстанавливаться. Не будьте скоры на слова, обдумывайте ваши фразы, перед тем как хотите их сказать вслух. Пообещайте себе, что вы больше не будете использовать эти «отравляющие» фразы, даже тогда, когда вы расстроены.

Историк из университета Гессена Рене Скотт опубликовал монографию на тему «Смерть Папы Римского и мировая общественность с 1878 г. Медиализация ритуала», сообщает «Седмица».

Последние дни, смерть и церемония погребения Папы, начиная с последней трети XIX в., стали освещаться в СМИ. Однако пресса, радио и позднее телевидение сообщали не только о папской кончине, но и о сопутствующих событиях. Медиализация влияла также на структуру ритуала и его публичное представление.

Исследование рассматривает изменения формы ритуала и его общественного представления в период с 1878 по 1978 г. Работа показывает, что интерес к папской смерти и событиям, ей сопутствующим, остается неизменно высоким. Высокое положение Папы является причиной того, что его смерть всегда воспринимается как важный поворотный момент в истории Католической Церкви.

Папа, на понтификат которого выпало появление и стремительное развитие средств коммуникации, - Пий IX (1846-1878) принадлежал к консервативному крылу. В своем знаменитом «Списке заблуждений» (Syllabus Errorum, 1864) понтифик осудил свободу слова как «ошибку современности». При нем начала печататься газета L’Osservatore Romano. О смерти Пия IX в Риме 7 февраля, в 17:45, газеты написали уже спустя 12 ч. Для сравнения: о смерти его предшественника Григория XVI газеты написали только через 6 дней.

После II Ватиканского собора Церковь иначе взглянула на СМИ. Как и некоторые др. масштабные события первого десятилетия второго тысячелетия, такие как теракт 9/11 или цунами, смерть Папы Иоанна Павла II в 2005 г. надолго завладела вниманием общественности. В апреле 2005 г. почти 7 тыс. журналистов из 106 стран всех континентов были аккредитованы в канцелярии Ватикана. Кроме того, почти 5 тыс. корреспондентов из 122 стан работали для 487 телеканалов, 296 фотоагентств и 93 радиостанций.

До Папы. В Голливуде снимут фильм о жизни кардинала Бергольо

Известный американский режиссер, продюсер и сценарист Кристиан Пешкен решил снять художественный фильм о жизни Хорхе Марио Бергольо: священника, кардинала, а ныне – Папы Римского, - сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на Благовест-инфо и Apic.

Фильм будет рассказывать о служении Бергольо в родной Аргентине и завершится его избранием на папский престол.

Пешкен – уроженец Германии, не так давно обратившийся в католицизм, – рассказал, что группа европейских инвесторов уже пообещала ему 25 миллионов долларов на съемки фильма. Ожидается, что съемки начнутся в 2014 году и пройдут в Аргентине и Риме.

«Этот фильм будет обращен ко всем людям», - добавил режиссер.

Название фильма уже утверждено: «Друг бедных: история Папы Франциска».

В качестве консультантов Пешкен пригласил известного ватиканиста Андреа Торинелли, биографа нового Папы, знакомого с Бергольо с 2002 года, и Сержа Рубина – соавтора книги «Иезуит».

Идея снять фильм пришла Пешкену, когда он увидел новоизбранного Папу, выходящим на балкон собора святого Петра. «Этой сценой фильм будет завешаться, - говорит режиссер. – И это будет грандиозный финал!».

Оксамита: Пасха - время наполнить сердце благодарностью Господу

О пасхальных традициях в своей семье читательницам «Леди ТБН» рассказала партнер общественного телеканала «ТБН-Россия», певица Оксамита.

– Как Вы относитесь к празднику Пасхи?

– Думаю, сначала нужно сказать о том, что значит для меня Иисус Христос. Это мой Господь, смысл моей жизни, всей моей деятельности. Я провожу концерты, во время которых славлю Его, молюсь Ему, говорю о Нем зрителям. В день воскресения Христова все мои чувства - любовь, трепет, благоговение, достигают апогея. Я пытаюсь осознать непостижимый замысел Христа по спасению человечества, распятие и светлое воскресение. Пасха – возможность в очередной раз выразить свои чувства Господу, а также достучаться до многих людей, сказать им, что пришло время открыть свое сердце, наполнить его благодарностью к спасительной жертве Христа.

– Помните, как проводили Пасху в детстве?

– Конечно. На память приходит деревенский дом бабушки и дедушки, семейный вечер, во время которого мы говорим о воскресении Христа. Я, может, не до конца понимала тогда, что мы празднуем, но обычай собираться в этот благословенный праздник семьей, остался. Прошли годы, но до сих пор с Пасхой у меня ассоциируется единство и любовь родных. Сегодня мы также собираемся с близкими и благодарим Господа. Моей дочери уже 6 лет, и она присоединяется к молитве Всевышнему, к благодарности за Его дары, защиту и благословение.

– Как Вы готовитесь к этому Божьему празднику?

–У еврейского народа есть традиция, которая мне очень нравится. Перед праздником Пасхи принято убирать из дома весь сдобный хлеб, чтобы во время песаха есть только пресный. Дрожжевой хлеб символизирует гордость, а пресный – смирение. По этой еврейской традиции полезно перед Пасхой наводить порядок в своем духовном доме. Смириться перед Богом, осознать - все, что мы имеем, даровано нам через жертву Иисуса, пролитую Всевышним кровь.

Девять харизматических привычек, от которых нужно избавиться

Бывший редактор журнала Charisma Дж. Ли Греди (J. Lee Grady) в своей статье предлагаем рассмотреть 9 харизматических привычек, от которых нам нужно избавиться.

По мнению Греди, в Новом Завете говорится о том, чтобы мы дали возможность Духу Святому проявиться через нас. Апостол Павел в послании к Коринфянам дар нам руководящие принципы как использовать дар пророчества. Павел видел, как исцеляются люди, он получал сверхъестественные видения от Бога, он не запрещал церковным лидерам говорить на иных языках, он был воплощением харизматической духовности.

Но не все, что в наше время мы сейчас практикуем, будет являться проявлением Духа Святого. На протяжении четырех десятилетий харизматы внедрили некоторые традиции, которые не только выставляют на посмешище все харизматические церкви, но и препятствуют тому, чтобы люди внимали Слову Божьему. Думаю, наша духовная незрелость позволила нам вести себя подобным образом.

1. Не толкайте людей.

Иногда, когда Дух Святой прикасается к нам, мы можем почувствовать, как наше тело слабеет, и мы просто не можем стоять. Но бывает так, что мы слабеем не от Духа Святого, а от того, что проповедник ударяет нас, или толкает нас. Поступая так, он показывает, что надеется на свою силу, как бы пытается продемонстрировать ее, выдавая ее за “удар” Духа Святого.

2. Падение из вежливости.

Некоторые люди во время молитвы падают на пол, потому что они полагают, что в этом есть духовная сила. Но в Писании не говорится, что для того, чтобы получить помазание Божье или исцеление, вам для этого нужно упасть. Все это вы получаете по вере.

3. Нескончаемая песня.

От того, что мы будем на протяжении 159 раз повторять припев или куплет какой-то песни, Бог не станет более пристально прислушиваться к нашим молитвам. Это ничего не меняет, Он слышит нас и с первого раза.

4. Любительские флаги.

В 80-х годах в церквях появились флаги и баннеры, которые, несомненно, привлекали внимание во время поклонения. Но откуда возникла идея, что нужно размахивать ими во время прославления перед лицом наших братьев и сестре?

5. Не затягивайте время ваших приношений в церкви.

Да, ваша десятина расценивается, как часть вашего поклонения Богу. Но не стоит перегибать палку, и слишком много времени уделять приношению десятины во время служения, иначе закрадываются подозрения, что - то здесь не так.

6. Заканчивайте проповедь вовремя.

Я не против длинной проповеди, или того, что иногда вы можете проповедовать чуть больше положенного времени. И не стоит, говорить перед аудиторией, что вы уже заканчиваете, когда вы знаете, что у вас еще 30 минут, на протяжении которых, вы будете продолжать проповедовать.

7. Непристойные танцы в церкви

Я не вижу проблемы, чтобы танцевать в церкви, таким образом прославлять Бога. Но, я против того, когда мы позволяем многим не профессиональным, а любительски танцевальным группам, танцевать перед церковной аудиторией в облегающих костюмах.

8. Слишком громко

Когда ранняя церковь молилась, здание сотрясались. Сегодня, наши здания сотрясаются от объема наших звуковых систем. Иногда приходится ставить затычки в уши во время прославления. “Харизматично” на означает громко, наша духовность не измеряется в децибелах”.

9. Запуск Глоссолалии

Говорение на иных языках один из самых замечательных даров, которые Бог дал христианам. Но, некоторые считают, что повторение определенных фраз или слов, может помочь им в проявлении этого дара. Перестаньте манипулировать Духом Святым.

Американский служитель назвал 12 признаков глупого человека

Основатель движения «Fivestarman» Неил Кеннеди в своей статье говорит о том, что царь Соломон предостерегает нас об опасности от общения с людьми, которые могут негативно влиять на наш внутренний мир.

Как утверждает Кеннеди, «если вы хотите стать духовно более зрелыми, вам нужно находиться в окружении мудрых людей, например, наставников, которые будут помогать и направлять вас идти дорогой успеха». «А если вы находитесь постоянно среди людей, которые поступаю глупо, тогда они будут нести разрушительное влияние в вашу жизнь, прокладывая ваш путь к гибели», - отметил он.

Он также назвал 12 признаков, как отличить глупого человека от мудрого.

1. Глупцы призирают мудрость и наставления (Пр.1:7).

2. Глупцы насмехаются над человеком и клевещут (Пр.10:18).

3. У глупцов нет никаких моральных ограничений (Пр.13:19).

4. Глупцы относятся легкомысленно ко греху и его суждению (Пр.14:9).

5. Глупцам нельзя доверять важную информацию (Пр.14:33).

6. Глупцы пренебрегают наставления отца (Пр.15:5).

7. Глупцы проявляют неуважение по отношению к своей матери (Пр.15:20).

8. Глупцы не извлекают урок из наказания, когда проходят через страдания (Пр.17:10).

9. Глупцы выражают высокомерное пренебрежение по отношению к Богу (Пр.19:3).

10. Глупцы разжигают ссоры в любом месте, куда бы они не пришли (Пр.20:3).

11. Глупцы расточают все свои доходы (Пр.21:20).

12. Глупцы создают свою собственную теологию, чтобы оправдать свои поступки (Пр.28:26).

На этом всё. До новых встреч!
Пусть Бог обильно благословит Вас в стремлении познать Его!

Ссылаясь на географическое расположение города Кериоф (Крайот), большинство исследователей сходится во мнении, что Искариот был единственным представителем колена Иудина среди апостолов.

По другой теории, поскольку слово «крайот» имеет значение пригород, то «Иш-Крайот» дословно переводится как «житель пригорода», что весьма вероятно, поскольку Иерусалим в те времена был довольно большим городом, и возле него было много маленьких селений, которые и назывались «крайот».

Библейская история

После того как Иисус Христос был приговорён к распятию , Иуда, предавший его, раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» И, бросив сребреники в Храме, Иуда пошёл и удавился.

Иуда, возвращающий первосвященникам деньги.

По одной из легенд, Иуда повесился на осине , которая с тех пор стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке, вспоминая Иуду-предателя, и приобрела свойства магического оружия, способного поразить вампиров .

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды . Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия » и помолившись Богу, чтобы он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был сопричислен Апостолам.

Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства . По легенде за предательство Иуде заплатили 30 сребреников (30 серебряных шекелей , это цена раба того времени), которые так же часто используются как символ награды предателя. Иудин поцелуй стал идиомой, обозначающей высшую степень коварства.

Противоречие о «земле крови»

Со смертью Иуды связано известное противоречие. Согласно Евангелию от Матфея, Иуда вернул деньги первосвященникам, и они купили на них землю у горшечника. Эта земля называется «землёй крови», или Акелдама . Согласно Деяниям Апостолов, сам Иуда приобрёл «землю крови» «неправедною мздою» .

Согласно фонду «Лютеранское наследие», это противоречие объясняется следующим образом. Землю купили первосвященники, но поскольку они это сделали на деньги Иуды (и, возможно, от его имени), покупка приписывается самому Иуде .

Неканоническое восприятие Иуды Искариота

История Иуды привлекала целый ряд писателей Нового времени , в произведениях которых поступок этого библейского персонажа подвергался различным толкованиям и интерпретациям в попытке уйти от воспринимаемой как нелепой мотивации. Например, получило распространение объяснение, что Иуда был должен предать своего учителя, чтобы Иисус смог выполнить свою миссию, и Иуда это осознавал. В таком понимании (и в нескольких других близких) Иуда тоже, как и Христос, приносит себя в жертву. В частности, так трактует поступок Иуды Искариота в своем романе Никос Казантзакис сценарную адаптацию которого осуществил режиссёр Мартин Скорсезе в своём фильме Последнее искушение Христа .

Сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа, был создан в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот».

Также в произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощённые злом, или сорок лет спустя», Иуда представляется как нищий олигофрен, прибившийся к компании Христа и полюбивший последнего. Христос, попав в Иерусалим, чуть не затерялся среди лжепророков и разных «учителей», и единственным вариантом выделиться и привлечь к себе людей для него была мученическая смерть. Христос дает чёткие инструкции дурачку Иуде, куда идти и что говорить, который делает это, не понимая значения своих действий.

Иуда из Кириафа в романе «Мастер и Маргарита» в интерпретации Михаила Афанасьевича Булгакова красивый молодой человек, ловелас, лишённый моральных принципов и готовый из-за денег пойти на любое преступление.

В православных толкованиях и в литургических (богослужебных) текстах подчёркивается, что Христос, зная о том, что Иуда часто ворует из тех денег, которые предназначались для раздачи нищим, не прогонял его от Себя и не лишал его благодатных даров , с помощью которых Иуда, как и все остальные апостолы , исцелял больных и изгонял бесов . И даже во время предательского поцелуя Христос не злится на предателя, обращаясь к нему: «друг», ожидая покаяния Иуды.

Примечания

Ссылки

  • Judas dans la littérature, des origines du christianisme au 20 siècle (Jacqueline SAYERLE) (фр.)
  • Et si Judas n’avait pas trahi Jésus ? 17 siècles après … la vérité sur la vraie personnalité de Judas(фр.)
  • Иуда Искариот и «Евангелия от Иуды». Паасо В. Т.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Иуда" в других словарях:

    ИУДА - (Иуда Искариот – апостол из двенадцати, предавший Иисуса Христа; тж в знач. нариц.; см. тж ИСКАРИОТ) А я, ничтожный смертный прах, У ног твоих смятенно буду Искать в глубоких небесах Христа, учителя Иуды. АБ899 (I,424.1); И было знаменье и чудо:… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Ы, муж. Стар. редк.Отч.: Иудич, Иудична.Производные: Иудка; Юда.Происхождение: (Др. евр. имя Iehuda он восхваляет бога. От hoda восхвалять.)Именины: 2 июля, 13 июля Словарь личных имён. Иуда Хвала Бога (евр.) и имя одного из колен Израилевых. 2… … Словарь личных имен

    См … Словарь синонимов

    - (Иуда), (И прописное), Иуды, муж. (бран.). Предатель, изменник. « Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе?» Пушкин. (От имени апостола Иуды, предавшего, по евангельскому рассказу, Иисуса Христа.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИУДА, обратилось в бранное: предатель, изменник. Иудино лобзанье, лукавый, облыжный привет. Иудино дерево, осина. Иудою свет пройдешь, да удавишься. Иуде верить, не беда поплатиться. Чем Иудою быть, лучше на свет не нарожаться. Наш Иуда ест и без … Толковый словарь Даля

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова иуда

иуда в словаре кроссвордиста

иуда

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

иуда

обратилось в бранное: предатель, изменник. Иудино лобзанье, лукавый, облыжный привет. Иудино дерево, осина. Иудою свет пройдешь, да удавишься. Иуде верить, не беда поплатиться. Чем Иудою быть, лучше на свет не нарожаться. Наш Иуда ест и без блюда! здесь имя только для красного склада.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

иуда

(И прописное), Иуды, м. (бран.). Предатель, изменник. - Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? Пушкин. (От имени апостола Иуды, предавшего, по евангельскому рассказу, Иисуса Христа.)

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

иуда

Ы,м, (прост, презр.). Предатель, изменник [по имени апостола Иуды Искариота, предавшего, согласно евангельскому сказанию, Иисуса Христа первосвященникам]. Презренный и.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

иуда

м. Один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, который предал учителя за 30 сребреников.

иуда

м. и ж. Употр. как символ предателя, изменника, действующего под маской друга.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

иуда

ИУДА Угличский (ум. 1609) преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых).

Иуда (Ветхий Завет)

Эта статья посвящена основателю одноимённого колена; статью о имени см. Иуда

Иу́да (, Иегуда́, Yəhuda, Yəhûḏāh, «хвала Яхве») - четвёртый сын патриарха Иакова, от Лии. Его женой была ханаанейка, дочь Шуя, которая дала ему трех сыновей.

Ему посвящается особая глава в описании его отношения к своей снохе Фамари.

Иуда (фильм, 2013)

«Иуда» - второй полнометражный художественный фильм режиссёра Андрея Богатырёва. Производством картины занималась компания «АБС», продюсер фильма - Татьяна Воронецкая.

Фильм участвовал в конкурсной программе 35-го Московского международного кинофестиваля. Алексей Шевченков, исполнивший главную роль в фильме, был награждён призом «Серебряный Святой Георгий» За лучшую мужскую роль .

Иуда (значения)

Иуда может означать:

  • Иуда - еврейское мужское имя.
  • Святой Иуда - внетропический циклон 2013 года.

Иуда (фильм)

Иуда :

  • Иуда - итальянский короткометражный фильм 1911 года.
  • Иуда - венгерский художественный фильм 1918 года.
  • Иуда - итальянский художественный фильм 1919 года.
  • Иуда - советский художественный фильм 1930 года, режиссёр Евгений Иванов-Барков.
  • Иуда - американский художественный фильм 2004 года, режиссёр Чарльз Роберт Карнер.
  • Иуда - российский художественный фильм 2013 года, режиссёр Андрей Богатырев.

Иуда (имя)

Иу́да (, Иеh уда́, «хвала Господу») - библейское мужское имя.

Впервые упоминается в Торе в Бытие 29:35:

«и зачала еще, и родила сына, и сказала: на сей раз восхвалю Господа; поэтому нарекла ему имя Йеhуда »

Тора сама объясняет происхождение этого имени.

Женская форма имени Йеhудит упоминается в Библии раньше мужской формы в Бытие 26:34:

«когда Эйсаву было сорок лет, взял он в жены Йеhудит , дочь Беэри-хетта»

Первым носителем этого имени был четвёртый сын патриарха Иакова, Иуда.

Кроме того, имя Иуда носили:

  • апостол от Двенадцати Иуда Искариот
  • апостол от Двенадцати, Иуда Иаковлев по прозвищу Фаддей, сводный брат Иисуса Христа

В христианской традиции стало синонимом слова «предатель», так как евангельский Иуда Искариот предал Иисуса за тридцать серебреников и, поцеловав, указал на него воинам при аресте.

Вместе с тем существует русское имя Иуда, происходящее от канонического имени Иуда имени Апостола Иуды. Так, например, его носил отец знаменитого русского военачальника, командующего Юго-Западным фронтом в начале Первой мировой войны Николая Иванова.

От этого имени происходят фамилии: Юдин, Юданов , Юдасов , Юдасин, Юдов , Юдачёв , Юдинцев , Юдашкин, Юдкин , Юденич и некоторые другие.

Женский вариант этого имени - Юдифь (/ иhудит) - получил широкое распространение в европейских языках. Поскольку там букву י принято обозначать как j, то это имя приобрело форму Judith или просто Judi, что в английском звучит как Джуди. В ряде языков это имя приняло форму Эдит или Эдита .

Иуда (писатель)

Иу́да (; ; II век - начало III века) - раннехристианский писатель, хронист. Сведения о нём очень скудные. Иуда жил во времена правления императора Севера, написал Хронику до десятого года царствования императора Севера. В своём сочинении Иуда размышляя о семидесяти седьминах пророка Даниила, предсказывал близкий конец света и пришествие Антихриста. Предсказания Иуды были связаны с общими настроениями в умах верующих, ввиду непрерывных гонений на христиан. Сочинение не сохранилось.

Евсевий Кесарийский в своей книге «Церковная история» упоминает о Иуде. 52 глава книги Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах» посвящена Иуде.

Примеры употребления слова иуда в литературе.

Смотри, Гавриил, какая цепочка выстраивается: появляется Иуда , и апостолы с Троицей устраивают Тайную Вечерю, на которой распевают антирелигиозные частушки и балуются отнюдь не амброзией или нектаром.

Он вдруг решил, что непостоянство, бесчестность и прочие пороки Иисуса все равно не оправдают предательства, совершенного им, Иудой .

Иуда Халеви имеют непосредственное отношение к тому делу, которым господарь Бранкович и мы, его слуги, занимаемся уж несколько лет.

Пророки еврейской общины Иуда Варсава и Сильван подкрепили своим авторитетом изложенное в послании и напомнили о помощи бедным.

И Закхей приял ризу белую, Авраам - цвета птичьего, Лот - серную, Иона - голубую, Фекла - пламенную, Даниил - львиную, Иоанн - триклинную, Адам - кожаную, Иуда - серебряную, цвета денег, Раав - червленую, Ева - цвета дерева добра и зла, и кто-то еще приял пестропокровную, кто-то - серединную, кто-то - ворсяную, кто-то - морского цвета, кто-то - увеселенную, кто-то - ракушечную и ржавоцветную, и черную, и гиацинтовую, и цвета огня и пламени, а Христос прохаживался в ризе голубиного цвета и, хохоча, дразнил Иуду, что тот не умеет так пошутить, чтоб было весело.

Ну, подхватились заранее, а теперь уже не то, посол нам воистину возвестил, что к Покрову прибудут к гетману татарские потуги, и он двинется сейчас с ними сюда на правый берег и купно с нами пойдет на стены гадячские, дабы вызволить нас из пленения вавилонского и низвергнуть Иуду , Ирода и Навуходоносора в образе Бруховецкого суща!

Для них позировали непрофессиональные натурщики: Христа Гауди лепил с 33-летнего рабочего, смотритель стал Иудой , пастух - Пилатом, внук знакомого - Младенцем Иисусом, уличный бродяга - царем Соломоном, римским солдатом - бармен из Таррагоны с шестью пальцами на ноге, в чем любой турист может убедиться.

И, наконец, между Петром и столом, прижатый к столу, низкорослый, с взлохмаченными волосами, погруженный в тень, повернувшись к нам в профиль, напряженно и гипнотизирующе смотрит на Христа Иуда .

Таким образом, в тело, похожее на тело апостола Левия Матвея, который занял освободившееся от Иуды Искариота двенадцатое место в 63 год в девятый день августа после побития его камнями в Иерусалиме, - в тело Джан Ши, лежащее возле голбца русской печки, прямо на полу, под горнушками, в которых торчали Гордовы и Борисовы оленьи расшитые рукавицы, вернется новый, утоленный дух Джан Ши, будущего преданного друга Емели, по воле и силе Медведко побывавший в родных местах.

Уходя от традиционного сюжета о предательстве, Джотто приблизил и обратил друг к другу два лица: прозрачный, почти античный профиль Христа и отталкивающий полуобезьяний профиль Иуды .

Выбор Рембрандтом такого сюжета, как раскаяние Иуды , показывает, насколько отошел он - как и во всех своих работах на библейские и евангельские сюжеты - от традиционной религиозной живописи, до него воплощавшей стремления церковников и феодалов.

Тогда зеленщик придержал своего осла и добродушно спросил Иуду , есть ли у каждой из его птичек свое имя и умеют ли они петь.

Но Иуда упрямо молчал, не отрывая глаз от работы, и зеленщик сердито отбросил ногой одну из его птичек и поехал дальше.

А у Папия Иерапольского читаем, что Иуда дожил до преклонных лет, а умер от таинственной болезни: тело его страшно распухло и стало издавать невыносимое зловоние, так что люди брезговали подойти к недужному.

И когда воскликнули Иудеи, Бог поразил Иеровоама и всех Израильтян пред лицем Авии и Иуды .

Биография
Согласно Евангелиям, Иуда, один из учеников Иисуса, продал его за 30 сребреников. Он указал на Иисуса римским солдатам, публично поцеловав его в саду, куда те явились по договоренности. После Иуда получил обещанные за предательство деньги, но неожиданно раскаялся и покончил жизнь самоубийством. Верующие христиане истолковывали этот поступок Иуды неким прозрением, т.е. «прекращением действия дьявольской инспирации». Сатана покинул его, и Иуда осознал, что совершил. Таким образом, Иуда действовал под влиянием мистических сил, и его вина заключалась в том, что он допустил это влияние. Прозрение к нему пришло слишком поздно… Имя предателя было навеки предано позору, и даже осина, на которой повесился Иуда, превратилась в дерево «с дурной репутацией».
С тех пор минуло более двух тысяч лет, но, несмотря на давно утвердившуюся версию о подлом предательстве Иуды, многие авторы склонны считать, что настоящих мотивов для преступления у Иуды не было. Сомнения породили массу версий об истинной подоплеке его действий. По одной из версий, он всего лишь выполнял волю самого Иисуса, ведь тот знал о грядущем предательстве «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал на груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему «Господи! Кто это» Иисус отвечал «Тот, кому Я, обмакнув, кусок хлеба подам». И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту. И после сего куска вошел в него Сатана. Тогда Иисус сказал ему «Что делаешь, делай скорее» (Евангелие от Иоанна).
Если Иуда поступал по воле Иисуса, тогда вина с его поступка частично снималась бы. Но человеку, ступившему на порочный путь предательства, пусть даже совершенного по воле Бога, все равно не было места среди преданных учеников Иисуса. Каковы были истинные причины самоубийства Иуды Чтобы ответить на этот вопрос, вначале нужно разобраться с тем, ради чего он пошел на предательство своего учителя.
Массу сомнений вызывает и Иудин поцелуй. Почему он именно таким образом предает Иисуса Если рассуждать с чисто человеческих позиций, то этот поступок остается просто необъяснимым. Ведь Иуда мог указать на учителя хотя бы рукой, но он выбрал «поцелуй любви». Его роль злодея высвечивается с большей силой, поскольку трудно себе представить такого негодяя, который может целовать человека во время предательства. Даже если он действительно настолько коварен и черен душой, как это представляют традиционные толкования Библии, то разве может такой человек, совершенно испорченный, законченный злодей, затем вдруг раскаяться Способен ли злодей вообще испытывать какие-либо муки совести Тем более такие, которые могут привести к самоубийству
Один из современных авторов, задающихся подобными вопросами, С. Михайлов писал «История человечества столь богата многочисленными ошибками, когда предателей возводили в ранг героев, а из героев, наоборот, делали предателей, что никакой стереотип уже не может казаться абсолютным. И не является ли несчастная фигура Иуды Искариота дополнительным свидетельством ошибочного и скороспелого обвинения Возможно, и не возникло бы подобное сомнение в его вине, не предоставь само Евангелие к тому достаточный материал. Первый вопрос, который естественно возникает зачем Иуде, владеющему казной, каких-то 30 сребреников Далее, зачем он, коль уж решился на сей шаг, так скоро, по сути, тотчас испытал раскаяние, причем такое сильное, что жить с ним не представляло возможности, отчего Иуда и лишил себя жизни, предварительно бросив стражникам «заработанные» сребреники Не ожидал ли подобной реакции на факт выдачи Иисуса, рассчитывал на что-то иное, не выдержал ли всеобщего презрения или просто неожиданно испытал неведомые до сих пор муки совести»
Ни одно из Евангелий, по мнению современных авторов, не дает объяснения психологической мотивировке поступка Иуды. Ссылка на его корыстолюбие, как на изъян, который и позволил Сатане войти в его душу, весьма относительна. Как писал С. Михайлов, «корыстолюбие - это лишь внешняя маскировка истинных причин». Но какими же были истинные причины Именно по этому поводу так яростно спорят авторы, пытаясь разобраться, что стоит за предательством Иуды и как воспринимать его поступок.
Как относиться к человеку, который все-таки был учеником Иисуса Христа, завещавшего миру столь прекрасные слова «И не вводи нас во искушение, но избавь от лукавого» (Евангелие от Матфея). Иисус же не делает ничего, чтобы предостеречь Иуду от совершения злодеяния, напротив, он как будто подталкивает того на предательство «Что делаешь, делай скорее».
Непонятной кажется и реакция Иуды на «напутствие» учителя - он воспринимает это как нечто само собой разумеющееся, нисколько не возмутившись словами Иисуса и не смутившись. Михайлов по этому поводу замечает «Столь ли крепки были его нервы или настолько талантлива игра». Говорить о том, что Иуда обладал невероятной крепостью духа, сложно, ведь он все-таки покончил жизнь самоубийством. Что же касается исполнения роли изменника, то на этот счет существует несметное число всякого рода версий.
Иисусу был необходим предатель, чтобы принять смерть на кресте, вознестись на небо и стать Христом. Ему нужен был такой предатель в глазах всех людей. Следуя евангельскому сюжету, можно увидеть, что Иисус сам посылал Иуду к первосвященникам. На такое ответственное дело он мог избрать только единственного преданного ученика, способного принести себя в жертву. А остальные выполняли лишь роль зрителей или… Одиннадцать учеников Иисуса знали о предстоящем предательстве и не воспрепятствовали этому. Не менее странным кажется и то, что они знали, кто будет предателем, и не остановили его. Так было предписано, и изменить что-либо они не могли. Тогда почему же они заклеймили имя Иуды
Один сознательно пошел на крест, другой сознательно - на вечный позор. И если это так, то, как писал С. Михайлов, «Иисус был предан. Но не Иудой, а теми одиннадцатью, которые боялись признаться людям, что были с ним знакомы. Только две женщины пришли на Голгофу. Остальные его предали. Его и Иуду - единственного верного ученика. Иуда знал, на что идет, знал, чем жертвует, а жертвовал он не только жизнью, но и добрым именем, обрекая себя на вечные проклятия. Без Иуды не было бы спасения, не было бы Христа. Не предатель, а жертва предательства. И предаем его мы. Проклиная его, клевеща на него, втаптывая его имя в грязь. Такова ирония этой истории».
C. Михайлов, автор книги «Иуда Искариот», выдвигает версию о том, что евангельская история «не более чем хорошо разыгранный спектакль». По его мнению, Иисус явился миру с уже заготовленным сценарием. Каждый из учеников должен был играть отведенную ему роль, причем автор и режиссер сценария с невероятной точностью подбирал актеров. И в данном случае, Иуде была отведена исключительно роль предателя, никак иначе.
Трагедия, потрясающая человечество вот уже два тысячелетия, была разыграна точно по нотам, ведь ни один актер не подвел Иисуса и не вышел из образа. Сам же Спаситель зачастую выступал и как суфлер, подсказывая дальнейшее развитие событий. Он пророчествовал о своем Распятии и последующем Воскресении, он давал Иуде конкретные указания, как тому следует поступать, он предрек Петру троекратное отречение…
Пророчества Иисуса выглядят действительно как суфлерские реплики, помогающие всем исполнителям следовать роли в соответствии со сценарием, чтобы ничего не перепутать и не испортить «столь грандиозное предприятие». Все актеры сыграли свои роли без помарок, так же и Иуда, который выдержал взятый вначале верный тон до конца трагедии. И то, что спектакль игрался вживую, а казнь Спасителя и позорная смерть предателя произошли на самом деле, - это уже не столь важно, по мнению С. Михайлова сыграно-то великолепно и более чем правдоподобно!
Автор развивает далее мысль о сценарии, выдвигая в качестве автора самого Бога, «которым появление Сына Человеческого в мире было заранее просчитано и предопределено». «Впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предастся лучше было бы этому человеку не родиться» (Евангелие от Матфея). Этой фразой, - утверждает Михайлов, - вносится еще один штрих в «дело Иуды». Да, Иуда предает Учителя, однако действия его предначертаны Богом, заведомо заложены в сценарий в качестве необходимого сюжетного элемента». Иуда, даже если бы захотел, уже не смог бы изменить ход событий, переписать свою роль. Тем более что он не знал, каковы будут последствия его поступка, ему не ведомы «истинные намерения Бога-режиссера», возможно, поэтому он не возражал против возложенной на него миссии. У Иуды не было выбора - к такому выводу приходит Михайлов - ведь его поступками руководила высшая воля.
Но поскольку человек, созданный по образу и подобию Божию, все-таки существо свободное в выборе своих поступков и действий, то, стало быть, Иуда все-таки сознательно идет на предательство. Возможно, его и одолевали сомнения и муки, но он сделал свой выбор, он взял на себя ответственность, он сделал шаг, который был так необходим для исполнения Писания, для завершения трагедии. «За что - непонятый, униженный, растоптанный - и держит ответ перед судом поколений, на века заработав позорное клеймо предателя», - заключает Михайлов. Нельзя перебрасывать всю вину на Бога, ведь все-таки именно Иуда предал его, вернее, он не отказался от своей роли.
Скептики же склонны считать, что ответственность за содеянное все же лежит на Всевышнем. «В этом случае, - продолжает исследователь, - вся вина за смерть Иисуса ложится на его Отца, который оказывается по отношению к собственному Сыну слишком жесток и бесчеловечен он не только посылает его на верную гибель, но и вынуждает лично подготовить ее, включая набор главных исполнителей и формирование «общественного мнения». Очевидно, что при таком подходе Бог Отец, а вместе с ним и его «сообщник» Иисус приобретают в глазах неискушенного читателя весьма неприглядный вид».
Иисус пришел в этот мир по воле Божьей, он был призван спасти людей от греха. Финалом же Божественного плана должно стать установление Царствия Божьего на земле. Иисус избирает на главные роли апостолов опять же по воле Божьей «Они были Твои, и Ты дал их Мне» (Евангелие от Иоанна). Каждый апостол затем сыграл свою роль в процессе установления христианства, каждый внес свой вклад в это грандиозное и святое дело. Но они не были лишь актерами, безвольно исполнявшими свои роли. Они не были «послушными марионетками, управляемыми манипуляциями Божественных пальцев». Каждый из них был вправе выбирать. Как отмечал Михайлов, «каждый из них жил, действовал и служил общему делу в соответствии с зовом сердца, в меру своего понимания миссии Иисуса и любви к своему Учителю. Каждый из них соответствовал той роли, на которую был избран, каждый исполнил то, что должен был исполнить согласно Божественному замыслу, - однако каждый из них сознательно выбирал свою жизненную стезю, и выбор тот был проявлением свободного волевого акта».
Так же и Иуда Искариот - он был волен в выборе, хотя и действовал по «совету», данному свыше. «Бог не стал бы нарушать права Иуды на собственное волеизъявление». Таким образом, Михайлов приходит к выводу, что Иуда, передающий Иисуса в руки врагов, исполнял по собственному выбору «совет» Бога. В таком случае можно ли считать его поступок оправданным Неверие Фомы или Петра не привело ни к каким последствиям, но деяние Иуды сыграло самую важную роль в судьбе Иисуса. Миссия Спасителя нашла завершение в соответствии с замыслом Божиим. «И если уж кого и надо было оправдывать в глазах людей, - продолжал Михайлов, - то именно Иуду», а уже потом остальных учеников Иисуса. Автор полагал, что предательство Иуды было вовсе не грехом, а поступком, угодным Богу.
Михайлов напоминает, что Иуда попал в окружение Иисуса по выбору самого Спасителя, т.е. его появление не было случайностью. И поскольку он был избран Иисусом, то разве мог он действовать под влиянием мелочных чувств корысти, ради 30 сребреников или из зависти к подвижнической славе Иисуса Вероятно, мотивы поступка Иуды более сложные и даже возвышенные, хотя утверждать это однозначно нельзя.
Скандинавский исследователь Нильс Рунеберг пришел к подобным выводам, которые так заинтересовали Х. Борхеса. Последний проанализировал идеи Рунеберга в своем эссе «Три версии предательства Иуды» «Рунеберг согласился, что Иисус, располагавший необозримыми средствами, которые дает Всемогущество, не нуждался в одном человеке для спасения всех людей… Он опроверг тех, кто утверждал, будто мы ничего не знаем о загадочном предателе; мы знаем, говорил он, что он был одним из Апостолов, одним из избранных возвещать Царство Небесное, исцелять больных, очищать прокаженных, воскрешать из мертвых и изгонять бесов. Муж, столь отличенный Спасителем, заслуживает, чтобы мы толковали его поведение не так дурно. Приписывать его преступление алчности (как делали некоторые, ссылаясь на Евангелие от Иоанна) означает примириться с самым низменным стимулом».
Некоторые исследователи склонны видеть среди причин, толкнувших Иуду на предательство, то, что он разочаровался в своем учителе. Его предательство было своего рода местью за обманутые мечты. Э. Шюре писал по этому поводу «Надо думать, что эта черная измена была вызвана не низкой жадностью к деньгам, но честолюбием и несбывшимися надеждами». Затем русский философ Б.П. Вышеславцев повторил ту же мысль «Христос отверг государственную власть, дважды ему предложенную, в пустыне и в Иерусалиме, как искушение от дьявола. За это и был, в сущности, предан Иудою, и отвергнут первосвященниками, и покинут народом он не был властвующим Мессией и не сошел со креста».
Еще один русский философ, Н.О. Лосский, анализируя исследования С. Булгакова, утверждал следующее «В свою любовь к Иисусу Христу Иуда вложил фанатическую мечту о Мессии как земном царе, который освободит еврейский народ извне от политического порабощения и изнутри - от разделения на богатых и бедных. С. Булгаков считает Иуду революционером, который преувеличивает значение материальной стороны жизни и является своего рода «мессианским марксистом, большевиком», причем у него «в темной глубине души копошится змея честолюбия и сребролюбия». Вот он - ключ к указанному мотиву Иуда считал Иисуса неистинным Мессией, обманувшим все его надежды».
Но не только один Иуда был обманут в своих ожиданиях. Все израильтяне ждали прихода Мессии-царя, который сумел бы сплотить народ и поднять на борьбу против поработителей, против римских завоевателей. Потому-то никто не мог понять Мессии-аскета, проповедовавшего любовь и непротивление злу, изгоняющего бесов и исцеляющего калек и больных.
Иуда был разочарован в таком Мессии, как и весь израильский народ. Возможно, его предательство преследовало единственную цель - вызвать народный гнев, поднять израильтян на борьбу с римлянами. Вот что писал по этому поводу английский писатель и философ Томас де Куинси (кстати, Борхес также ссылался в своем эссе на этого автора) «Иуда предал Иисуса Христа, дабы вынудить его объявить о своей Божественности и разжечь народное восстание против гнета Рима». Приверженцев этой версии достаточно. Например, Никос Казандзакис в романе «Последнее искушение Христа» изобразил Иуду именно в таком обличье - пылким бунтарем, жаждущим народного восстания, хотя мотивы предательства в этом романе несколько иные.
Дмитрий Мережковский видел Иуду таким же «Может быть, Иуда галилеянин - ложный мессия тех дней - похож на Иуду Искариота оба «зелоты-ревнители», против римской власти бунтовщики - «революционеры», по-нашему. Главная черта обоих - нетерпеливое, со дня на день, с часу на час, ожидание Царства Божия. «Скоро, еще во дни жизни нашей, да приидет Мессия (Помазанник, Царь) и да освободит народ свой», - в этой святейшей молитве Израиля главное слово для обоих Иуд - «скоро». Все равно, победить или погибнуть, только бы скорей, - не завтра, а сегодня - сейчас. Если так, то понятно, почему Иуда пришел к Иисусу в те дни, когда думали все, что Царство Божие наступит «сейчас» (Евангелие от Луки), и отошел от Него, когда понял, что не сейчас, - надолго отсрочено… Больше всех учеников верил Иуда в Царство Божие и усомнился в нем больше всех… Чем подкуплен Иуда Золотом Нет, спасением Израиля».
Иуда жаждал спасения своего отечества, поэтому и предал Иисуса. Возможно, он был обманут в своих ожиданиях, а возможно, напротив, предвидел, что за собой повлечет казнь Иисуса и его последующее Воскресение - чудо, перевернувшее весь мир. Иисус завещал своим ученикам «Отвергни себя, возьми крест свой и следуй за Мною». То, что Иуда отрекся от себя, от своей жизни, как раз подтверждает его веру в слова учителя и его безграничную преданность Спасителю.
«Совершенно очевидно, - писал С. Михайлов, - что аскетизм Иуды - аскетизм, доведенный до логического конца, - имеет своей целью не будущие награды и воздаяние, не посмертную славу святого и подвижника, не очищение от скверны земного греха, а нечто совершенно иное. Иуда пошел на столь ужасную жертву (умерщвление духа и убийство своей души разве не жертва) не ради собственных выгод - прижизненных ли, посмертных, не столь важно, - а ради своего друга и учителя, которому безгранично верил и которого горячо любил, - ради Иисуса».
Действительно ли Иуда сознательно пошел на унижение и вечный позор Вероятно, мы этого так никогда и не узнаем, но то, что его имя превратилось в символ самого низкого и самого гнусного предательства, очевидно. И это может свидетельствовать о величайшей жертве Иуды, жертве быть вечно заклейменным. «Но не значит ли это, что Иуда, по сути, явился первым христианским подвижником, а имя его по праву должно стоять в череде имен великих христианских святых!» - спрашивает С. Михайлов, не без основания возмущаясь такой страшной несправедливостью, обращенной против человека, и так наказавшего себя и позором, и самоубийством.
Автор повести «Иуда Искариот» Леонид Андреев изобразил Иуду как самого преданного ученика Иисуса, настолько одержимого любовью к учителю, что присутствие остальных учеников вызывало у него вспышки безудержной ревности. Именно эта ревность и желание доказать Иисусу, что все его ученики не достойны внимания, заставили Иуду совершить роковой поступок - продать учителя за 30 сребреников. Доходящая до извращенности любовь заставила предать Иисуса, чтобы показать ему, насколько обманчива народная любовь и преданность учеников в сравнении с его чувствами.
Таким образом, предательство явилось доказательством любви Иуды и трусости остальных учеников. Злосчастные же 30 сребреников стали лишь предлогом для осуществления задуманного плана. Самоубийство в данном случае выглядит как единственно возможный способ избавиться от горя, постигшего Иуду после смерти любимого человека, преданного всеми. Следует добавить, что Леонид Андреев, по мнению мистиков, в одном из своих прошлых воплощений лично присутствовал при казни Иисуса, потому так блестяще и правдоподобно описал величайшую в мире трагедию.
Однако Леонид Андреев был не первым, кто выдвинул такую версию. На заре христианства существовала секта гностиков, которая трактовала предательство Иуды подобным образом. Согласно их версии, Иуда исполнял высшую волю, его предательство было предопределено и предписано самим Иисусом Христом; оно необходимо для искупления мира. Высказанная еще во II веке н.э., эта точка зрения была вновь поддержана лишь в XX столетии.
Что же касается ортодоксальной религии и средневековой апокрифической литературы, то здесь образ Иуды воспринимался и расписывался не иначе как в самых черных тонах. Он изначально был злодеем, а его предательство еще раз доказало, насколько он был порочен. Авторы XX века зачастую придерживались прямо противоположного мнения, а иногда выдвигали невероятные версии случившегося.
Сын Леонида Андреева, Даниил Андреев, в своей эпохальной книге «Роза мира» представил Иуду шпионом, который намеренно добивался доверия учителя, чтобы потом в полной мере выместить свою ненависть к Богочеловеку. В этом заключалась его миссия. После казни Иисуса дальнейшее пребывание Иуды на земле не имело смысла, ведь он выполнил то, зачем был явлен. Смерть же предателя, его самоубийство, превратилась также в некий мистический фарс. Он повесился на дереве, повторив фигуру распятия. Как и Иисус, он умер на возвышении. Таким образом, смерть предателя была как бы зеркальным отражением гибели учителя с прямо противоположным значением, с «темным» смыслом. Вот только остается неясным, намеренным ли было это повторение или случайным совпадением.
Писатели-фантасты братья Стругацкие в своем романе «03, или Отягощенные злом» предложили не менее интересную версию предательство Иуды было совершено по договору с Иисусом. Это было своего рода игрой, в ходе которой Иисус пытался повысить свой почти утраченный авторитет. В результате не Иуда оказался предателем, а его учитель, потому что игра оказалась реальностью, в которой роль Иуды была далеко не самой приятной. Вполне можно понять степень отчаяния Иуды, решившегося на самоубийство. Ведь его имя на века стало синонимом слова «предатель».
В. Розанов, повторяя и развивая версию гностиков, изображал Иуду как бы истинным Христом. Иисус был его отвлекающим двойником, поскольку причины, толкнувшие Иуду на предательство, заключались в желании спасти миссию Иисуса. Причем спасти ценой собственной жизни и авторитета, навсегда загубленного и поруганного человечеством. «В этой версии, - как писал С. Михайлов, - цена платы за спасение мира поднимается еще выше, переходя из разряда цены временных мучений, крови и смерти (распятия) в разряд вечности мук, проклятий и позора». Иудин поступок, соответственно, превращался в подвиг, а не в предательство, каковым его представляет традиционное толкование Библии.
Один из исследователей данного вопроса, Р.А. Смородинов, в ходе филологического анализа греческих оригиналов привел даже доказательство того, что Иуда является тождеством Иисуса. В трехтомном труде «Сын Человеческий» он подробнейшим образом изложил свою версию. Оказывается, имя Иуда Искариот - искаженное, трансформированное при переводе с греческого Иисус Христос. Неверная транскрипция привела в дальнейшем к грандиозной ошибке, и образ раздвоился. В таком случае получается, что Иуда - тот же Иисус, а если это так, то легенда о предательстве - всего лишь миф, вымысел, не имеющий вообще никакого значения.
Но, пожалуй, нам не дано узнать, как же все было на самом деле. Очевидно, образ Иуды останется еще одной неразгаданной тайной, как и загадочные три шестерки, упомянутые в Святом послании, - число апокалиптического зверя. Но его деяние до скончания веков будет считаться самым злейшим из всех зол. Любопытно, что самоубийство Иуды, которое также считается одним из тягчайших грехов, меркнет в свете его первого деяния. Великий Данте поместил Иуду в самом последнем круге ада вместе с Брутом и Кассием, предавшими Цезаря. За свой тяжкий грех они расплачиваются вечными мучениями, и ужасный Дит, вмерзший в лед, будет веками терзать их измученную плоть.


Close