Спокойный, мирный, тихий, скромный - именно такое обозначение дают лингвисты слову «чуваш», каким именует себя одна из поволжских национальностей. Чувашские фамилии давно смешались с исконно русскими и украинскими, а может быть, это другие нации заимствовали некоторые из них у чувашей? Историческое прошлое этого народа очень интересно, как и происхождение их именных наречений. Именно этой теме мы уделим сегодня внимание, рассмотрим подробнее фамилии и имена чувашей, а также историю их происхождения.

Кто такие чуваши?

Когда-то давным-давно, предположительно в 7-8 веке, одна из орд Булгарских племен двинулась на восток, дошла до района среднего русла Волги и Камы, и обосновалась тут, смешавшись с финно-угорскими племенами. Позднее здесь образовалось Волжко- Булгарское царство, население которого составляли тюрскоязычные племена болгар, эстель и берсула. Чуваши считают себя потомками булгар, сувар и савиров. Слияние в христианских, мусульманских, языческих культурных традиций нашло свое отражение и в именах. Исконно славянские и фамилии соседствуют с мусульманскими, несмотря на то, что их носители одной национальности.

Где и как живут чуваши?

Почти половина всех чувашей проживают на территории современной которая входит в состав Российской федерации. Также чувашские фамилии можно встретить по всей территории России. Много чувашей проживает в Украине, Казахстане, Узбекистане. Основное вероисповедание современных потомков булгар - православное христианство, но многие из них сохраняют приверженность мусульманству или поклоняются традиционным языческим верованиям. Чувашский язык - это уникальная ветвь

Имена в язычестве

До первой половины 18 века основной религией среди волжских булгар было язычество, при котором наречению новорожденного именем отдавалось большое значение. Чувашские фамилии, как таковые, в те времена не существовали. Это не особенность тюркского языка, такой порядок наречения был свойственным большинству народов по всему миру. Языческие имена обозначали силы и явления природы, качества, которыми родители хотели одарить своего ребенка. Дохристианские имена у чувашей были по происхождению как исконно принадлежащие родному языку, так и заимствованные из других языковых групп. Позднее, после принятие христианства, многие имена адаптировались к славянским, русским, дополнились фамилиями. В последнее время у населения Чувашской республики появляется мода на красивые дохристианские национальные имена. Самыми распространенными можно назвать:

  • Илем (пи - для девушки) - «красота».
  • Милюк - идеалистический человек.
  • Нарспи - красивая девушка.
  • Алехан - защитник.
  • Тахтаман - живучий.

Преобразованные чувашские фамилии

Основным в языческом обществе было имя, для уточнения, о ком именно идет речь, человеку добавлялась кличка: принадлежность к роду, семье: чей? - Илемов, Алеханов, Никифоров и т. д. В народе существовало поверье, что ребенок будет крепче и здоровее, если он наречен именем, обозначающим название животного, дерева или птицы. Добавление окончания «- ов» образовывало второе имя. Эти вторые имена часто переводились на русский язык, образовывая новые русские фамилии, тождественные по значению чувашским. Примеры:

Юман (дуб) - Юманов, Дубов; Курак (грач) - Кураков, Грачев; Кашкар (волк) - Кашкаров, Волков; Карташ (ерш) - Карташов, Ершов. Происхождение чувашских фамилий такого рода объясняет то, что в одном роду могут быть родственники Карташовы рядом с Ершовыми, Юмановы с Дубовыми и т. д.

Христианство и фамилии

После принятия православия при обряде крещения чуваш получал новое православное имя и фамилию, которая чаще всего образовывалась от имени отца и служила фактически отчеством: отец - Никита Иванов, сын Фома Никитин, внук Алексей Фомин. Такое наречение вносило путаницы в документообороте, тогда правительством России был принят закон, обязывающий носить фиксированную фамилию, которая будет передаваться детям по отцовской линии. Тогда и стали появляться фамилии, преобразованные с помощью окончания, от кличек, профессий и рода занятий, черт характера и внешности. Часто человек имел два имени - одно старое языческое в обиходе, и новое, с фамилией, для официальных документов.

Чувашская или русская фамилия?

У чувашей и русских основная часть фамилий образована окончанием « -ов» или «-ова» для женщин. Это словообразование принято у предков чувашей - болгар. После включения территории волжских булгар в состав Российского государства произошло взаимное обогащение культур разных народов. Многие русские высокопоставленные чины приходили на службу в Чувашию, принимая традиции этого края. В свою очередь, чуваши становились христианами, меняли на российский лад имена и чувашские фамилии. Список фамилий, с общими образованиями для русских и для чувашей, как и для болгар, на 70% состоит из фамилий на «-ов» и «-ев». Они образовались, в основном, от имен отцов или от рода занятий. Значительную часть составляют также фамилии с окончаниями «- н» или «-яйкин». Чувашским именам свойственно употребление ласкательно-уменшительного склонения. Отсюда Мишайкины, Ванюткины, Колюнины. Абаськины, Чиндяйкины, Самардейкины - также из чувашских районов.

Наиболее знаменитые чувашские фамилии: список по алфавиту

Отличить по фамилии принадлежность рода к чувашским корням очень сложно. Исторические события, времена, когда фамилию можно было менять по желанию, привели к тому, что ныне 99% чувашей имеют христианские имена и фамилии. А самыми распространенными считаются Михайлов. Нижеследующий короткий список включает которые, по мнению лингвистов, имеют булгарский корни. Этот, далеко не полный перечень, является примером того, как древняя история народа живет в его фамилиях.

  • Абашев.
  • Абдулов.
  • Агишев.
  • Адашев.
  • Аксаков.
  • Алмазов.
  • Аничков.
  • Арсеньев.
  • Бабичев.
  • Бажов.
  • Базаров.
  • Бакланов.
  • Баранов.
  • Вельяминов.
  • Ведерников.
  • Гаршин.
  • Глинский.
  • Давыдов..
  • Ермолов
  • Жданов.
  • Зубов.
  • Зюзин.
  • Карамзин.
  • Кармышев.
  • Карачеев.
  • Мосолов.
  • Муратов.
  • Строганов.
  • Суворов.
  • Темиров.
  • Тенишев.
  • Чекмарев.
  • Чемесов.
  • Якушин.
  • Яушев.

Народ чуваши - довольно многочисленный, только в России проживает более 1,4 млн человек. Большинство занимают территорию республики Чувашия, столицей которой является город Чебоксары. Есть представители народности и в других областях России, а также за границей. По сотне тысяч человек проживают на территории Башкирии, Татарстана и в Ульяновской области, чуть меньше - в Сибирских краях. Внешность чувашей вызывает множество споров у ученых и генетиков о происхождении этого народа.

История

Считается, что предками чувашей были булгары - племена тюрков, которые проживали с IV в. на территории современного Урала и в Причерноморье. Внешность чувашей говорит об их родстве с этническими группами Алтая, Средней Азии и Китая. В XIV веке Волжская Булгария прекратила свое существование, народ переселился на Волгу, в леса вблизи рек Сура, Кама, Свияга. Поначалу было явным разделение на несколько этнических подгрупп, со временем оно сгладилось. Название «чуваши» в русскоязычных текстах встречается с начала XVI века, именно тогда места, где проживал этот народ, вошли в состав России. Происхождение его также связывают с существовавшей Булгарией. Возможно, оно пришло еще от кочевых племен сувар, которые позже слились с булгарами. Мнения ученых разделились в объяснении того, что обозначало слово: имя человека, географическое наименование или что-либо другое.

Этнические группы

Народ чуваши расселялся вдоль берегов Волги. Этнические группы, проживающие в верховьях, назывались вирьял или тури. Сейчас потомки этих людей проживают в западной части Чувашии. Те, что селились по центру (анат енчи) располагаются в середине края, а селившиеся в низовьях (анатари) занимали юг территории. Со временем различия между субэтническими группами стали не столь заметны, теперь это народ одной республики, люди часто переселяются, общаются друг с другом. В прежнее время у низовых и верховых чувашей образ жизни сильно различался: по-разному строили жилища, одевались, организовывали быт. По некоторым археологическим находкам можно определить, какой этногруппе принадлежала вещь.

На сегодняшний день районов в Чувашской республике насчитывается 21, городов - 9. Кроме столичного, в числе крупнейших называют Алатырь, Новочебоксарск, Канаш.

Внешние особенности

Удивительно, но только у 10 процентов от всех представителей народа доминирует во внешности монголоидная компонента. Специалисты-генетики утверждают, что раса смешанная. Принадлежит преимущественно к европеоидному типу, что можно сказать по характерным чертам внешности чувашей. Среди представителей можно встретить людей с русыми волосами и глазами светлых оттенков. Есть и личности с более выраженными монголоидными признаками. Генетики подсчитали, что у большинства чувашей группа гаплотипов аналогична той, что характерна для жителей стран на севере Европы.

Среди других особенностей внешности чувашей стоит отметить невысокий или средний рост, жесткость волос, более темный цвет глаз, чем у европейцев. Естественным образом вьющиеся локоны - явление редкое. У представителей народа часто встречается эпикантус, особая складка у уголков глаз, характерная для монголоидных лиц. Нос по форме обычно короткий.

Чувашский язык

Язык остался от булгар, но значительно отличается от других тюркских языков. Его используют до сих пор на территории республики и в близлежащих областях.

В чувашском языке встречается несколько диалектов. Проживающие в верховьях Суры тури, по мнению исследователей, «окают». Этнический подвид анатари больший упор делал на букву «у». Однако четкие отличительные признаки на данный момент отсутствуют. Современный язык в Чувашии, скорее, близок к используемому этносом тури. В нем есть падежи, но отсутствует категория одушевленности, так же как и род существительных.

До X века алфавит использовался рунический. После реформ был заменен арабскими символами. А с XVIII века - кириллицей. Сегодня язык продолжает «жить» в интернете, появился даже отдельный раздел Википедии, переведенный на язык чувашей.

Традиционные занятия

Народ занимался земледелием, выращивал рожь, ячмень и полбу (разновидность пшеницы). Иногда на полях высеивали горох. С давних времен чуваши разводили пчел и употребляли в пищу мед. Чувашские женщины занимались ткачеством и плетением. Особенно популярны были узоры с сочетанием красного и белого цветов на ткани.

Но и другие яркие оттенки также были распространены. Мужчины занимались резьбой, из дерева вырезали посуду, мебель, украшали жилища наличниками и карнизами. Развито было рогожное производство. А с начала прошлого века в Чувашии всерьез занялись строительством судов, были созданы несколько специализированных предприятий. Внешность коренных чувашей несколько отличается от облика современных представителей народности. Многие живут в смешанных семьях, создают браки с русскими, татарами, некоторые и вовсе переселяются за границу или в Сибирь.

Костюмы

Внешность чувашей ассоциируется с их традиционными типами одежды. Женщины носили вышитые узорами туники. Низовые чувашки с начала XX века облачались в пестрые рубахи со сборками из разных тканей. Спереди был вышитый передник. Из украшений девушки анатари носили тевет - обшитую монетами полоску ткани. На голове носили специальные шапочки, по форме похожие на шлем.

Мужские штаны назывались йем. В холодное время года чуваши носили портянки. Из обуви традиционными считались сапоги из кожи. Существовали специальные наряды, одеваемые на праздники.

Женщины украшали одежду бисером, носили перстни. Из обуви также часто использовались лыковые лапти.

Самобытная культура

От чувашской культуры осталось множество песен и сказок, элементов фольклора. У народа было принято на праздниках играть на инструментах: пузыре, гуслях, барабанах. Впоследствии появились скрипка и гармонь, стали сочинять новые застольные песни. Издавна существовали разные предания, которые отчасти были связаны с верованиями народа. Перед присоединением территорий Чувашии к России население было языческим. Верили в разные божества, одухотворяли природные явления и объекты. В определенное время совершали жертвоприношения, в знак благодарности или ради хорошего урожая. Главным среди прочих божеств считали бога Неба - Тура (иначе - Тора). Чуваши глубоко чтили память о предках. Строго соблюдали обряды поминовения. На могилах, обычно, устанавливали столбы из деревьев определенной породы. Для умерших женщин ставили липы, а для мужчин - дубы. Впоследствии большая часть населения приняла православную веру. Многие обычаи изменились, некоторые со временем были утрачены или забыты.

Праздники

Как и у других народов России, в Чувашии существовали собственные праздники. Среди них Акатуй, отмечаемый в конце весны - начале лета. Он посвящен земледелию, началу подготовительных работ к посеву. Продолжительность празднования - неделя, в это время совершаются особые обряды. Родные ходят в гости друг к другу, угощаются сыром и многообразием других блюд, из напитков предварительно варят пиво. Все вместе поют песню о посеве - своеобразный гимн, затем долго молятся богу Тура, просят его о хорошем урожае, здоровье членов семьи и прибыли. На праздник распространены гадания. Дети бросали в поле яйцо и следили, разбилось оно или осталось целым.

Другой праздник у чувашей был связан с почитанием солнца. Отдельно существовали дни поминовения умерших. Также распространены были земледельческие обряды, когда люди вызывали дождь или, наоборот, желали, чтобы он прекратился. Большие пиры с играми и увеселениями проводились на свадьбу.

Жилища

Селились чуваши вблизи рек в небольших поселениях, именуемых ялами. Планировка расселения зависела от конкретного места жительства. На южной стороне дома выстраивались вдоль линии. А в центре и на севере использовался гнездовой тип планировки. Каждая семья селилась на определенном участке деревни. Родственники жили рядом, в соседних домах. Уже в XIX веке стали появляться деревянные постройки по типу русских сельских домов. Чуваши украшали их узорами, резьбой, иногда - росписью. Как летняя кухня, использовалось специальное строение (лась), выполненное из сруба, без крыши и окон. Внутри находился открытый очаг, на котором занимались приготовлением пищи. Вблизи домов часто строились бани, назывались они мунчами.

Иные особенности быта

До того момента, как главенствующей религией в Чувашии стало христианство, на территории существовало многоженство. Исчез также обычай левирата: вдову больше не обязывали вступать в брак с родственниками погибшего мужа. Количество членов семьи существенно сократилось: теперь в нее включались только супруги и их дети. Жены занимались всеми хозяйственными делами, подсчетом и сортировкой продуктов. На их плечи также возлагалась обязанность ткачества.

По существовавшему обычаю сыновей женили рано. Дочерей же, наоборот, старались выдать замуж попозже, потому нередко в браке жены были старше мужей. Наследником дома и имущества назначался младший в семье сын. Но у девушек также имелось право на получение наследства.

В поселениях могли быть смешанного вида общины: например, русско-чувашские или татарско-чувашские. По внешности чуваши не отличались разительно от представителей других народностей, потому сосуществовали все довольно мирно.

Пища

В связи с тем, что животноводство в крае было развито в малой степени, в пищу в основном употребляли растения. Основными блюдами чувашей были каши, (полбяная или чечевичная), картофель (в более поздние века), супы из овощей и зелени. Традиционный испеченный хлеб называли хура сакар, его выпекали на основе ржаной муки. Это считалось женской обязанностью. Распространены были также сладости: ватрушки с творогом, сладкие лепешки, ягодные пироги.

Еще одно традиционное блюдо - хулла. Так назывался пирог в форме круга, в качестве начинки использовали рыбу или мясо. Чуваши занимались приготовлением разных видов колбас на зиму: с кровью, с начинкой из круп. Шартан - так назывался сорт колбасы, сделанный из овечьего желудка. В основном мясо употребляли только по праздникам. Что касается напитков, чуваши варили особенное пиво. Из полученного меда делали брагу. А позднее стали употреблять квас или чай, которые были позаимствованы от русских. Чуваши с низовья чаще пили кумыс.

Для жертвоприношений использовали птицу, которую разводили дома, а также конину. На некоторые особые праздники закалывали петуха: например, когда на свет появлялся новый член семьи. Из куриных яиц уже тогда делали яичницу, омлеты. Эти блюда употребляются в пищу по сей день, и не только чувашами.

Известные представители народа

Среди обладающих характерной внешностью чувашей встречались и известные личности.

Вблизи Чебоксар родился Василий Чапаев, в будущем известный полководец. Его детство прошло в небогатой крестьянской семье в деревне Будайка. Другой известный чуваш - поэт и писатель Михаил Сеспель. Писал книги на родном языке, одновременно был общественным деятелем республики. На русский язык его имя переведено как «Михаил», но по-чувашски звучало Мишши. В память о поэте были созданы несколько памятников и музеев.

Уроженцем республики также является В.Л. Смирнов, уникальная личность, спортсмен, ставший абсолютным чемпионом мира по вертолетному спорту. Обучение проходил в Новосибирске и неоднократно подтверждал свое звание. Есть среди чувашей и именитые художники: А.А. Кокель получил академическое образование, написал множество потрясающих работ углем. Большую часть жизни провел в Харькове, где преподавал и занимался развитием художественного образования. В Чувашии также родился популярный артист, актер и телеведущий

Разноликая Россия: чуваши mamlas wrote in August 21st, 2016

Ещё

Страна трёх солнц
Многоликая Россия: заметки о чувашском народе

Жили-были волжские булгары – таинственное смелое племя, следы которого обнаруживаются далеко от Волги, в центре Азии, откуда, видимо, они и принесли в Среднее Поволжье прототюркский язык. Ещё из

Затем большая часть булгар, жившая на левом берегу Волги, выкристаллизовалась в две нации – татары и башкиры – и приняла ислам. Чуваши, которые предпочли пересечь водную преграду, осели на правобережье Волги и стали впоследствии, в основном, православными христианами (есть и чуваши-мусульмане), хотя и сохранили почтение к древним верованиям. А еще одна часть булгар – видимо, у них был молодой отчаянный вождь – умчалась к Черному морю, где и дала имя славянской нации... Процесс передвижения, оседания, смешивания народностей длился, конечно, веками. Давно это было. Но в Поволжье, дай волю защитникам чистоты и высоты разных наций, родившихся от одного древнего предка, разгорятся не только диспуты: предпосылки к этому есть. Лишь составление точной и общедоступной генетической карты населения Европы могло бы внести ясность в эту сложнейшую картину. Но до этого, похоже, пока далеко.

Чуваши же не довольствуются только всеобщей историей, у них есть своя, легендарная. На родном языке, прямом потомке булгарского (а братьями булгарского были, между прочим, исчезнувшие хазарский язык и язык гуннов), чуваши веками рассказывали детям предания, а в наше время включили изобразительные элементы эпоса в герб и флаг Чувашской Республики. На них изображено древо жизни (конечно, мощный дуб), ветви которого тянутся к трем солнцам – восьмиконечным золотым звездочкам. Солнце – это понятно. Оно всем народам Земли дарит жизнь, здоровье, благополучие. Но почему сразу к трем?

А вот это уже интересно.

Троекратное повторение солнца – не случайный элемент древнечувашской символики. Оно означает чувашское народное понятие «Пулна. Пур. Пулатпар» («Были. Есть. Будем»).


Расшифровать можно так: чуваши уважают прошлое и себя в нем, заявляют об уверенности в себе в настоящем и с оптимизмом смотрят в будущее. Отличный девиз для целой нации, тем более не гигантской по численности. Но и не малой. Более полутора миллионов чувашей живут компактно в Чувашской Республике и проживают в других регионах России и мира, что также отражено в символике флага. Вообще сакральность, память о духовных корнях, свойственна чувашам даже в быту. Всего каких-нибудь 30 лет назад социологи обследовали местное население на предмет владения ремеслами. Так вот: приемами народной вышивки владела тогда добрая половина чувашек. А вышивка у них богатая, разнообразная и «говорящая»: что ни узор – то важный символ.

Чуваши любят жить и трудиться вместе, например, в строительной бригаде, что удесятеряет их трудолюбие и умение мастерить, делать что-то своими руками. Множество их работают летом и зимой едва ли не по всей России: труд свой ценят недешево, но строят добротно.

И, тем не менее, – до 75 процентов мяса и молока производится в Чувашской Республике вовсе не в коллективных, а в личных подсобных хозяйствах крестьян, да и овощей с картофелем – столько же, если не больше.

Конечно, сейчас в республике основное внимание уделяется сохранению промышленности, особенно химической – и гордости, и проблеме Чувашии. Считается развитым все сельское хозяйство республики: все-таки не так сильно, как по некоторым соседям, ударили по нему недавние наши «реформы», а вот, поди ж ты, – три четверти его продукции производят всё же «единоличники». Многим их коллегам, а также фермерам из других регионов России мешает работать отсутствие хороших дорог: молоко скисает, пока довезешь.

Но с этой общероссийской бедой Чувашия успешно справилась. За время правления первого президента Чувашской Республики, известного российского политика, чуваша по национальности Николая Федорова хорошие дороги были проложены до каждой деревни.


На всякий случай спросила одного знакомого чувашского строителя: «Правда? Так и есть? Не только до крупных сел, а даже до малых деревень он трассы проложил?» «Так, да не так, – ответил строитель. – Если точно – до каждой фермы».

Пищу чуваши предпочитают естественную и здоровую. Ими придумано много каш, а также простых, но вкусных пирогов, кисели часто варят, в том числе, - редкий овсяный. Из напитков этот народ предпочитает молочные и пиво домашнего приготовления. Я пробовала его в одном сельском доме. Пиво слабенькое, особо не развеселишься, но мне объяснили: это для повседневного употребления, вот если бы вы свадьбу здесь застали – тогда другое дело. Попробовать «казенное» пиво мне удалось потом на Чебоксарском пивоваренном комбинате, куда я приезжала в командировку по проблемам пивоварения от центральной газеты, а также в одном из красивых питейных заведений чувашской столицы с крепкими деревянными столами и красивыми кружками.

Надо сказать, что деревенский пейзаж Чувашии всегда сильно отличался от соответствующих пространств сопредельных областей и республик: в нем преобладали вертикали. Разумеется, ни скал, ни небоскребов в чувашских селах нет. Но почему торчат из земли какие-то длинные жерди, где деревянные, где бетонные, а летом качаются между ними под ветром ярко-зеленые солнечные гардины? Что это? А это большие и маленькие плантации хмеля на шпалерах.

Хмельники – чудо Чувашии, а пиво – национальный напиток чувашей.

Дикий хмель в средней полосе видели все, кто любит лес. Это активное растение длиной до семи метров оплетает за лето все, что встретится на пути: заборы, деревья, постройки на дачных участках, любые столбы – лишь бы оказаться поближе к солнцу. Много веков назад европейцы, варившие пиво, обнаружили, что женские цветы хмеля – изящные шишечки могут стать естественной защитой напитка от скисания и порчи, к тому же шишки придавали пиву его особенный великолепный вкус. Народы стали специально выращивать хмель, выводить новые сорта, а чуваши-то всю свою историю хмель культивировали. Есть даже мнение, что само имя этого растения на многих европейских языках, в том числе на очень важном для науки латинском языке – хумулюс люпулюс – восходит к названию хмеля по-чувашски.

В Чувашии издавна называли хмель «зеленым золотом». Стилизованные листья хмеля включены даже в герб Чувашской Республики. Здесь производили львиную долю всего хмеля в большой стране, который шел как в пивоварение, так и на нужды фармацевтической промышленности.


Сердечные и успокаивающие препараты, содержащие природные компоненты, выпускаются, как правило, с участием шишечек хмеля. В Чувашии в 1990-м году был даже открыт Всероссийский институт хмелеводства. И надо же было такому случиться, что он был открыт на закате социализма и советской власти. Через год-полтора непродуманных «реформ» в России были созданы все предпосылки к тому, чтобы извне, из зарубежной Европы и зарубежной же Азии, хлынули в незащищенную державу потоки дешевых промышленных товаров и продуктов, различных составляющих отечественной продукции, которые захлестнули наше собственное производство. Вдруг выяснилось, что чувашский хмель, разумеется, добротный и вкусный, выпускается за ворота хмелефабрик «не тем форматом» – прессованный, тогда как чешский и немецкий, например, идет в гранулах, к которым приспособлено современное производство пива. И прочая, прочая. Из названия института выкинули слово «всероссийский», он стал просто НИПТИХом, а в 2010-м году его и вовсе ликвидировали, так что институт хмелеводства проработал ровно 20 лет. В его фондах остался генофонд более 250 разных сортов, в том числе, новых, выведенных и районированных здесь. Были митинги, протесты ученых против закрытия, но все впустую.

Вот почему так порадовала меня опубликованная прошлой осенью в чувашской прессе заметка о том, что хмелеводство как таковое в Чувашии все-таки живо: «Есть в Цивильском районе сразу за городом место, где хмельники стоят зеленой стеной. На шпалерах созрели крупные шишки. Как не заглянуть на ухоженные и ровные плантации, которые так и притягивают взгляд! Тем более посадки хмеля сегодня редкость. А на землях Чувашского научно-исследовательского института сельского хозяйства – всё так же, как и много лет назад… Старший научный сотрудник группы агротехники хмеля Анатолий Коротков говорит: «Сегодня мы выращиваем сорта «сумерь», «подвязный», «крылатский», «цивильский», «дружный», «флагман», «фаворит» и другие»… Хмель в Чувашии, как известно, срезают вручную. Шестиметровую лозу укладывают на прицеп, потом везут на комбайн».

…Чебоксары – совсем не старый город, все поперечные улицы которого ведут к Волге. Летним солнечным вечером я увидела, что множество народу устремилось к реке, к благоустроенному затону, из середины которого, как на Женевском озере, бил мощный фонтан. Помню, как поразило меня обилие японских девичьих лиц с модными прическами под пажа, блестящие черные волосы девушек, аккуратно уложенные над воротниками и вырезами платьев. Да откуда же здесь столько японок, отлично говорящих по-русски? Но именно так выглядели в то лето стремившиеся быть стильными чувашки.

Помните изящную, скромную девочку со слегка восточными чертами лица и гениальной балетной статью, которая ворвалась подобно маленькому метеору на сцены страны, и великую балетную пару с ее участием, которую успели назвать «Надеждой и Славой русского балета»?


Если не помните – пересмотрите фильм «Сицилианская защита», она там играет. Надя Павлова! В 15 лет – лауреат первой премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, затем обладательница Гран-при Второго Международного конкурса артистов балета в Москве, народная артистка СССР в 28 лет (1984-й год)… Друг знаменитого русского балетного импресарио Сергея Дягилева, выдающийся американский театральный продюсер Sol Hurok (Сол Юрок, но вообще-то Соломон Гурков, эмигрировавший в США еще до революции из городка Погар, что в Брянской области) на старости лет признался: «Когда-то я первым привёз в Америку Анну Павлову, теперь я познакомил американцев с Надеждой Павловой. Раз в России есть балерина такого класса, я могу спокойно умереть…» Несколько дней назад, в мае 2016-го, Надежда Васильевна отметила юбилей. Она по-прежнему работает. С Вячеславом Гордеевым, правда, давным-давно рассталась, теперь замужем за профессором медицины. А родилась прелестная чувашка Наденька в Чебоксарах, в многодетной семье, училась в Пермском хореографическом училище у прекрасной балерины, хореографа, народной артистки СССР Людмилы Павловны Сахаровой, которая и благословила ее на служение балету.

Чувашем был и Андриян Григорьевич Николаев, советский космонавт, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. Он во многом был первым.


Например, первым взмыл в невесомость в кабине космического корабля, отвязавшись от кресла. Первым, вместе с дважды Героем Советского Союза, генерал-майором авиации Павлом Романовичем Поповичем участвовал в военном эксперименте в космосе. Судьба распорядилась так, что скончался Андриян Григорьевич летом 2004 года в Чебоксарах, где он был главным судьей V Всероссийских летних сельских спортивных игр. Земляки пожелали, чтобы Третий космонавт СССР был торжественно захоронен на родине – в селе Шоршелы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, инициативу поддержал чувашский президент Н.В. Федоров. Дочь космонавта, красавица Алена вместе с матерью, летчиком-космонавтом СССР, Героем Советского Союза, генерал-майором В.В. Терешковой, бывшей женой А.Г. Николаева, настаивали на перезахоронении отца и мужа в Звездном городке. Но чувашей не переупрямишь. В конце концов, стороны примирились. На внутренней стене православной часовни-усыпальницы, которой увенчана могила Николаева, золотыми буквами выбиты слова из последней книги Андрияна Григорьевича: «Мне часто снятся родные Шоршелы и звёзды над ними…» Елена Андрияновна побывала на могиле отца вместе со своим сыном.

На весь мир знаменит чувашский и русский поэт Геннадий Айги. Его стихи так необычны, что кажутся присланными с небес. И человеком он был необыкновенным.


До Октябрьской революции и сразу после нее самым известным чувашем был крестьянский сын, педагог и просветитель Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930). Очень рано он пришел к мысли о необходимости просвещения родного народа с помощью обучения на чувашском языке и путем приобщения чувашей к великой русской культуре. И немедленно приступил к делу. В 1867 г. Яковлев поступил в V класс Симбирской мужской гимназии. Обучаясь там, вызвал в Симбирск мальчиков-односельчан и начал их учить, содержа на средства, которые добывал репетиторством. В 20 лет организовал, таким образом, частную школу! Затем она, при активной поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова стала расширяться. В год рождения сына инспектора Володи, 1870-м, Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И.Н. Ульянов. Он же помогал, в том числе и материально, и самому Яковлеву. После Октябрьской революции великого чувашского просветителя поддерживал тот самый сын инспектора народных училищ – Владимир Ильич Ульянов (Ленин).

Еще будучи студентом, Иван Яковлев составил на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита. На следующий год на нем был издан «Букварь для чувашей», причем первые два выпуска Яковлев издал на свои деньги.


В дальнейшем выпускник историко-филологического факультета Казанского университета был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний. Началась (а точнее сказать – продолжилась) интереснейшая, активная, умная деятельность Ивана Яковлевича Яковлева в области педагогики и просвещения…

Талантливый человек во всем талантлив. В том числе, и в потомстве. Старший сын И.Я. Яковлева Алексей стал известным историком, членом-корреспондентом АН СССР, лауреатом Сталинской премии, сын Николай – горным инженером, военным конструктором, а также музыковедом. Дочь Лидия, в замужестве Некрасова, филолог и переводчик, является родоначальницей артистической ветви генеалогического древа Ивана Яковлева. Ее (и ее мужа, профессора биологии А.Д. Некрасова) дочь – Анна Алексеевна Некрасова, народная артистка РСФСР, театральный режиссер. Сын А.А. Некрасовой – Борис Покровский, народный артист СССР, знаменитый оперный режиссер. Дочь Б.А. Покровского – Алла Борисовна Покровская, народная артистка РСФСР, актриса и театральный педагог. Сын Аллы Покровской и народного артиста СССР Олега Ефремова – заслуженный артист Российской Федерации Михаил Ефремов…

Чувашия расположена в Среднем Поволжье в самом центре России. Она имеет древнюю историю, самобытную культуру и славится выдающимися людьми, которые внесли вклад в развитие науки и культуры не только своей республики, но и страны в целом.

В данной статье мы представим краткую информацию о биографиях некоторых знаменитых людей Чувашии с фото.

Чувашский просветитель

Яковлевич (1848-1930) - великий просветитель чувашского народа, составитель первой азбуки на чувашском языке. Именно он создал чувашскую письменность, переняв русскую графику и добавив в нее чувашские буквы. Он сам написал рассказы для своей азбуки и перевел множество книг на чувашский язык. Он открыл первую чувашскую школу в Симбирске и начал готовить педагогов. Также Иван Яковлевич известен тем, что открыл много школ в деревнях Среднего Поволжья.

Чувашия помнит своего просветителя и гордится им. В , Чебоксарах, есть проспект, названный в его честь, библиотека, установлен памятник, работает музей, а также имя Яковлева Ивана Яковлевича носит педагогический университет (ЧГПУ).

Великие писатели и поэты

Иванов Константин Васильевич (1890-1915) - ученик И. Я. Яковлева, прославился на весь мир своей поэмой «Нарспи». Несмотря на очень короткую творческую деятельность, он успел написать много стихотворений, поэм и рассказов. К. Иванов описывал жизнь и быт простых чувашей, восхищался национальным характером, а также поднимал философские вопросы.

Учащиеся на уроках чувашской литературы знакомятся с его творчеством и учат стихотворения наизусть. В Чебоксарах именем К. Иванова названа улица, установлены памятники.

Хузангай Петр Петрович (1907-1970) - выдающийся поэт, общественный и культурный деятель Чувашии. Благодаря его творчеству произошел настоящий расцвет чувашской поэзии. Он издал более пятидесяти книг, которые являются лучшими образцами национального творчества.

Айги Геннадий Николаевич (1934-2006)- известный советский поэт. Прославился тем, что являлся одним из лидеров советского авангарда. Его произведения печатались не только на родине, но и за рубежом. Г. Айги носит звание народного поэта Чувашии, имеет несколько международных наград.

Известные люди в других областях

Среди знаменитых людей Чувашии не только писатели и поэты. Есть также композиторы, архитекторы, деятели искусств, врачи и герои войн. Например, всем известный Иванович (1887-1919) - герой Гражданской войны, также находится в списке знаменитых людей Чувашии. Чапаев известен своими подвигами, патриотизмом, мужеством и героизмом.

В Чебоксарах ему установлен памятник, в честь него назван сквер, улица и завод, есть музей.

Павлова Надежда Васильевна (род. в 1956) - знаменитая чувашская балерина. В течение двадцати лет она работала в Большом театре в Москве и в большинстве постановок исполняла главные роли. Побывала во многих странах с гастролями и обладает званием народной артистки СССР.

Павлович (1892-1931) - чувашский композитор, дирижер, фольклорист и поэт. Ему Чувашия благодарна за организацию национального хора и основание музыкального образования в республике.

Федоров Святослав Николаевич (1927-2000) - известный российский офтальмолог, профессор, общественный деятель. Благодаря ему в Чувашии открылся филиал Московского МНТК «Микрохирургии глаза», который ежедневно принимает жителей не только республики, но и других регионов России. В течение 14 лет С. Федоров являлся его руководителем.

Именем известного доктора названа одна из улиц в Чебоксарах, медицинская клиника, на территории которой установлен монумент.

Юрьев Элли Михайлович (1936-2001) - известный художник, дизайнер и геральдист. Он является создателем эскизов Государственного герба и флага Чувашской Республики, герба столицы республики - города Чебоксары, а также герба Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.

Имя известного живописца носит улица в столице Чувашии, детская художественная школа № 4, работает Музей-галерея.

Среди знаменитых людей Чувашии 21 века хотим выделить известную легкоатлетку Олимпиаду Владимировну Иванову. Она занимается спортивной ходьбой и является мастером спорта по легкой атлетике. О. Иванова серебряный призер 28-х Олимпийских игр, которые проходили в Афинах в 2004 году.

Заключение

Конечно же, здесь представлены не все именитые уроженцы солнечной Чувашии. Список можно дополнить и другими фамилиями. Для чувашских детей знаменитые люди Чувашии являются примером для подражания. Детям нужно знать великих граждан своей родины, чтобы расти патриотами и любить не только свою республику, но и страну.

Ленину, поставленный на земле породившего его народа, словно каменный гость, не дает покоя чувашским властям, отступивших от заветов Ильича. Есть мнение, что его надо толи снести толи отремонтировать. Чуваши стыдятся своего великого сына.
В Монголии, например, недавно с мировым размахом отмечали 800-летие Ясы Чингисхана, во всем мире понимают огромный вклад сына монгольского народа в историю человечества. Неужели нам нужно ждать 800 лет, чтобы понять, что Ленин не менее велик?
Ведь его идеи тоже завоевали полмира, и Китай, в том числе, живет по ним и процветает. Даже чисто внешне Ленин похож чуваша,

а по упорному характеру тем более.Теперь его хотят отреставрировать, наверное, спилят бороду и назовут Путиным. .
нельзя отдавать сына чувашского народа!

Демонтаж памятника - это преступление против национальной гордости, любой чувашский паренек, посмотрев на памятник Ленина, должен понять что, он тоже сможет поставить мир вверх тормашками.

Если Владимира Ильича захотят вынести из мавзолея, надо приютить его на чувашской земле. Ведь евреи тоже вполне могут затребовать его в Израиль, от матери ему досталось половина еврейской крови
┌──Григорий Ульянин
┌──Никита Григорьевич Ульянин
┌──Василий Никитич Ульянин
┌──Николай Васильевич Ульянов (Ульянин)
│ └──Анна Симеоновна Ульянина
┌──Илья Николаевич Ульянов (1831—86)
│ │ ┌──Лукьян Смирнов
│ │ ┌──Алексей Лукьянович Смирнов
│ └──Анна Алексеевна Смирнова

Владимир Ильич Ульянов(1870-1924)

│ ┌──Мойша Ицкович Бланк
│ ┌──Александр Дмитриевич (Израиль) Бланк
│ │ └──Мириам Бланк
└──Мария Александровна Бланк (1835—1916)
│ ┌──Юган Готлиб (Иван Фёдорович) Гросшопф
└──Анна Ивановна Гросшопф
│ ┌──Карл Рейнгальд Эстедт
│ ┌──Карл Фредерик Эстедт
│ │ └──Беата Элеонора Ниман
└──Анна Беатта (Анна Карловна) Эстедт
│ ┌──Карл Борг
└──Анна Кристина Борг
│ ┌──Симон Новелиус
└──Анна Бригитта Новелиа
└──Екатерина Аренберг
^генеалогическое древо^ из википедии и "Советская Чувашия" подтверждают:
Ленин-Чуваш (Мариата Шагинян) "С.Ч."


"Ленин - чуваш?": обзор СМИ Чувашии

На вопрос, все ли верно в родословной Владимира Ленина , пытается ответить "Советская Чувашия" в публикации "Признание Мариэтты Шагинян". Как отмечает газета, в кинофильме "Какую Россию мы потеряли" известный режиссер Станислав Говорухин прямым текстом говорит, что Владимир Ленин - чуваш по национальности. Автор публикации в газете народный писатель Чувашии Михаил Юхма утверждает, что документы, подтверждающие слова Говорухина, он видел собственными глазами. В конце 70-х годов он познакомился с Мариэттой Шагинян - известной и очень популярной в те годы писательницей (1888-1983), автором романов-хроник о В.И. Ленине "Семья Ульяновых", "Первая Всероссийская". Как-то она подошла к нем и спросила: "Юхма, ты - чуваш. А знаешь, что Ленин - чуваш?" И сказала, что у нее есть документы, подтверждающие это. Она показала Юхме первое издание своей книги "Семья Ульяновых", в которой рассказывает о родословии семьи Ульяновых и приводит документы Астраханского магистрата. Речь в них идет о Ульяне, которая просит записать себя в сословие мещан, так как ожидает рождения ребенка. Она была "рабыней" - так неофициально называли в Российской империи девушек, купленных разными людьми от "инородцев" - представителей нерусских народов. Ульяна была чувашкой: ее купили и привезли в Астрахань. Покупали "рабынь" русские помещики, разные чиновники, купцы: одни - для потехи, другие - для работы, третьи - для ухода за детьми. Кем была куплена Ульяна, достоверно не известно, есть только предположения. И вот она забеременела. Можно предположить, что от своего хозяина. Так как в Российской империи не было официальных "рабов", то "рабыни", если оказывались беременными, записывались по их просьбе в мещане. Их дети рождались и тоже записывались мещанами. Так у чувашки Ульяны родился сын. Назван он был Николаем Ульяниным. Он вырос и женился на крещеной калмычке, у них родился сын Илья, который впоследствии изменил свою фамилию на Ульянов.

Как отмечает автор публикации, в более поздних изданиях книги Шагинян этих документов не было. По словам самой Шагинян в изложении Юхмы, ее книга исчезла из магазинов, а потом ее пригласили в ЦК партии, где ей предложили подписать бумагу - новую версию родословия семьи Ульяновых. В противном случае, ей пригрозили не давать Ленинскую премию, не давать возможности переиздать книги миллионным тиражом и стать секретарем правления Союза писателей СССР, а также пригрозили "осложнениями в партбюро". Шагинян объяснили, что переписали все документы, потому что "так нужно", и она подписала. Первое издание книги сохранилось у нее в единственном экземпляре. Все остальные книги были изъяты, даже из Ленинки. О том, что книга М. Шагинян как биографа семьи Ульяновых в 1938 году обсуждалась в узком кругу Президиума Союза писателей СССР, пишет и Дмитрий Волкогонов, отмечает газета. Шагинян сначала не соглашалась на обман, т.е. на фальсификацию биографии Ленина. Тогда ее обвинили в том, что будто бы она, "применяя псевдонаучные исследования о т.н. "родословной" Ленина, дает искаженные представления о национальном лице вождя..." На Президиуме ее работу оценили как "мещанскую" и "идеологически враждебную". Волкогонов подтверждает это в своей книге "Ленин" (Москва, "Новости", 1994). Он пишет, что документы, содержащие сведения о родословии Ленина, всего 284 листа, были изъяты. О чувашском происхождении Ленина пишут и другие авторы. Как пишет газета, отец В.И. Ленина И.Н. Ульянов прекрасно владел родным чувашским языком и старался, чтобы и дети знали его. "В.И. Ленин всегда помнил заветы отца, помнил свое чувашское происхождение. С любовью и уважением относился он к чувашам, к патриарху чувашского возрождения Ивану Яковлевичу Яковлеву. "Богатырский был дух у этого человека, - говорил он о нашем патриархе. - Пятьдесят лет тянул к свету свой народ, и в каких условиях!"", - пишет газета.


Close