Пермь: ООО «ПИТЦ «Геофизика», 2010. — 54 с.В соответствии с Протоколом совещания по рассмотрению результатов эксплуатационного бурения за 2009 год и графиков бурения новых скважин на месторождениях Группы «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» в 2010-2013 г.г. от 04.03.2010 г. (п.8) проведение дополнительного комплекса ГИС в 30% фонда новых скважин, ООО «ПИТЦ «Геофизика» в июле - декабре 2010 г. были проведены, наряду со стандартным комплексом ГИС, следующие дополнительные исследования:
- волновой акустический каротаж дипольный (ВАК-Д) аппаратурой АВАК-11;
- скважинное акустическое сканирование (САС) аппаратурой САС-90;
- боковой каротаж сканирующий (БКС) аппаратурой БКС-73;
- спектральный гамма каротаж (СГК) аппаратурой СГК-73;
- индукционная пластово-трещинная наклонометрия (ИПТН) аппаратурой НИПТ-1.
В дополнительный комплекс исследований в колонне, наряду со стандартным методом ИННК, входили спектральные методы радиоактивного каротажа (С/О, СИНГК-Сl). Каждый из методов решал свою определенную задачу, дополняющую стандартный комплекс ГИС.
ВАК-Д. По волновому акустическому каротажу дипольному определены физико-механические свойства пород (коэф.Пуассона Кр, Модуль Юнга Е, коэффициент сжимаемости BETA) по данным монопольных зондов и коэффициент анизотропии пород KAZ по дипольным зондам. Оценка наличия в пластах кавернозной и трещинной составляющей, позволила уточнить тип пластов-коллекторов. В дальнейшем, при эксплуатации скважин и проведении различных технологических операций, например ГРП, первичные данные ФМС позволят решать инженерные задачи уже в обсаженной скважине.
БКС, ИПТН, САС. Комплекс методов электрической (БКС и ИПТН) и акустической пластовой наклонометрии позволил оценить азимутальную анизотропию пород и углов падения пластов в разрезах. Методы БКС и ИПТН являясь разноглубинными, позволяют более точно определять структурное падение пластов и отличать более открытые и потенциально продуктивные трещины от техногенных. Метод БКС позволяет более детально выделять границы пластов и определять техногенные трещины, а метод ИПТН
отличает естественные потенциально продуктивные трещины, в том числе не пересеченные скважиной. Метод САС из всех методов является наиболее лучшим в плане вертикального разрешения (от 0.003м). Хотя в исследуемых скважинах, из-за угла наклона скважин более 18°, САС сработал некорректно как пластовый наклономер, зато более детально можно было оценить разрезы (трещины, слоистость, желоба).
Примечание: «Техногенные трещины, образовавшиеся после бурения, часто группируются в системы и имеют одинаковое направление. Они могут изменять направление когда открытые разломы или открытые естественные трещины пересекают
ствол скважины. Естественные трещины, образующиеся во время различных тектонических фаз на протяжении длительных периодов геологического времени, как правило, представляют собой более рассеянное распределение как по величине угла падения, так и по азимуту» (Schlumberger, Анализ трещиноватости карбонатов).
СГК. Метод спектрального гамма каротажа (данные K, U, Th) позволил определить, что в турнейских и башкирских отложениях Моховского, Этышского и Москудьинского месторождений известняки с низким содержанием глинистости (Th 2ррm). В башкирских отложениях Москудьинского месторождения отмечается доломитизация (Th 2 ррm и U~2 ррm). В дальнейшем, первичные данные этого метода позволят решать геологические и технические задачи уже в обсаженной скважине в процессе эксплуатации.

Как развить способность гипнотизировать и убеждать кого угодно Смит Свен

Три ключа, открывающих «дверь в подсознание» для трех типов людей. Метод ВАК

ВАК – это аббревиатура, которая расшифровывается как визуал-аудиал-кинестетик. Эти три слова обозначают три типа эмоциональной памяти. У визуалов эмоциональная память визуальная, то есть люди воспринимают окружающий мир в первую очередь глазами. Аудиалы лучше воспринимают звуки. Кинестетикам надо все пощупать, осязать.

О своем типе человек вам сам скажет – надо только прислушаться к его речи.

Визуал.

Визуалы лучше воспринимают информацию, если видят ее. Они думают картинками, образами. Распознать визуала довольно легко. Визуалы очень часто стараются упорядочить информацию, изобразив ее в виде схем. Им достаточно один раз пройти маршрут – и они на всю жизнь его запомнят. Их девиз «лучше сто раз увидеть, чем один раз услышать». Разговаривая с визуалом, прислушайтесь к тому, какие слова он чаще всего употребляет. Визуал скажет «я вижу эту проблему так», «вы видите, к чему это приведет», «мне ясно», «это блестящая идея». Его речь полна красок и образов. Объясняя что-то, он прежде всего старается нарисовать картинку.

Аудиал.

У аудиалов главный орган восприятия – слух. Они не только получают основную часть информации из звуков, но и мыслят звуками – мелодиями, словами, акцентами, интонациями. Узнать аудиала несложно. Они – прекрасные слушатели, стараются расслышать не только что вы говорите, но и как вы произносите слова. Им важны интонации, паузы, громкость, ритм. Они воспринимают мир, в первую очередь, звучащим. Чтобы мысль оформилась в мозгу аудиала, ему нужно выразить ее словами. От аудиала можно услышать такие выражения: «я слышу», «звучит неплохо», «гармония», «много шума», «просто песня», «послушайте меня», «мне не нравится ваш тон».

Кинестетик.

Это человек, который живет ощущениями и воспринимает информацию через ощущения. Это тот самый «Фома неверующий», которому надо все потрогать и испытать – иначе он просто не поверит в существование чего-либо. Кинестетики много жестикулируют – по одному этому признаку вы легко их узнаете. Они любят щупать, поглаживать вещи, им все надо подержать в руках. В речи кинестетика можно часто услышать слова: «ты чувствуешь?», «приятное ощущение», «возникло предчувствие», «надо подходить взвешенно».

Когда вы распознаете тип собеседника, все, что вам потребуется – настроить свою речь под его тип эмоциональной памяти.

Визуалу давайте яркие образы, употребляйте глаголы «представить», «вообразить», «увидеть», «нарисовать» и т. д. С аудиалом говорите о том, как «хорошо звучит его предложение», и вам это «приятно слышать». Кинестетику сообщите, что вы хотите «затронуть проблему», убедите, что вы «улавливаете идеи» и «чувствуете симпатию».

Метод ВАК очень прост в применении, требуется только небольшая практика для того, чтобы научиться распознавать тип собеседника и подстраиваться к нему. Но ВАК хорош еще и тем, что, в отличие от многих других методов НЛП он абсолютно незаметен. Собеседник воспринимает вашу подстройку как естественную речь, а потому у него не возникает подозрения, что вы пытаетесь им манипулировать.

Дайте образ визуалу

Распознать визуала очень легко. Говоря, он как бы рисует картины. Каждый предмет имеет для него форму и цвет. Так же легко под него и подстроиться. Только предложите ему представить что-нибудь. Слова «представить», «вообразить», «нарисовать», «увидеть» для человека с визуальным восприятием являются волшебными. Сами по себе они способны ввести его в транс. Если же вы будете ярко описывать события, рассказывая, как форма у этой машины или какого цвета глаза у той блондинки, или какие иллюстрации в той книге, – визуал будет не просто вас слушать, он станет дополнять ваши устные картины собственными образами.

Услаждайте слух аудиала

Люди с аудиальным восприятием сначала слушают голос, а затем – слова. С ними вам нужно вспомнить все ваши упражнения по развитию голоса и тембра. Старайтесь, чтобы ваш голос звучал как можно более глубоко, чтобы звук резонировал как в груди, так и в голове. С аудиалом вовсю осуществляйте голосовые подстройки – разнообразьте интонации, меняйте громкость речи. Чаще употребляйте слова «разговаривать», «беседовать», «убеждать», «слышать», «звучать».

Заставьте чувствовать кинестетика

Кинестетик должен не просто услышать вашу речь. Он должен почувствовать, ощутить, пережить ее. Общение для него – прежде всего ощущения. Поэтому с кинестетиком не бойтесь быть эмоциональным и открытым. Если позволяют отношения, не забывайте о рукопожатиях, похлопывании по плечу, других принятых в обществе прикосновениях.

Рассказывая кинестетику что-либо, подавайте это так, чтобы он прочувствовал ваши слова. С кинестетиком говорить очень легко, потому что слов, описывающих ощущения, очень много. Твердый, шершавый, мокрый, кислый, колющий, боль, наслаждение, спокойствие - чем больше подобных слов вы будете использовать в общении с кинестетиком, тем выше ваши шансы ввести его в транс.

Из книги Кокология 2 автора Сайто Исаму

Когда дверь – не дверь? Далеко не каждый день удается найти время, чтобы выбраться из дома и прошвырнуться по городу – неспешно, без всякой цели, просто чтобы поразмять ноги, проветрить голову и прогуляться по давно знакомым местам. Вполне возможно, что по дороге вы

Из книги О мальчике, который умел летать, или путь к свободе автора Клименко Виктор

ТРИ КЛЮЧА К ОДНОМУ ЗАМКУ Если проанализировать все три истории о летающих мальчиках, станет ясно, что это три ракурса одного и того же случая. Ведь каждый раз разрушалась целостность. В первом - иссякла энергия, во втором - нарушилась координация, в третьем - подвела

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

8. Метод анкетирования. Метод тестирования. Методы оценки эффективности труда работника Метод анкетирования является наиболее дешевым способом, который может охватить большую группу людей и большую территорию. Основным плюсом является запас времени, предоставляемый

Из книги Язык жестов. Как читать мысли без слов? 49 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Правило № 49 7 цветов радуги – 7 типов людей По мнению некоторых психологов, выбор цвета тесно связан с основными чертами характера человека. И действительно, цвета отражают наш внутренний мир и влияют на наше настроение – придают энергию и радость жизни или, наоборот,

Из книги Метод Хосе Сильвы [Перепрограммируй себя на деньги] автора Штерн Валентин

Пять утверждений, открывающих двери успеха Для того чтобы преодолеть пять препятствий, выйдите на альфа-уровень и представьте, как вы создаете то, что должно привести вас к успеху. Увидьте в своем воображении сам процесс своей работы и ее результат таким, каким вы хотите

Из книги Живите без проблем: Секрет легкой жизни автора Манган Джеймс

Взаимопомощь трех людей

Из книги Классификация мужчин по видам и отрядам: Полная периодическая система мужских достоинств и недостатков автора Копланд Дэвид

ТРИ КЛЮЧА К УЛУЧШЕНИЮ СЕКСУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЛЮБОЙ ЖЕНЩИНЫ Многие женщины ведут скучную, вялую и не удовлетворяющую их сексуальную жизнь, потому что они не владеют тремя важнейшими навыками поведения в спальне: общением, техникой и стилем поведения. Вы вскоре убедитесь, что

Из книги Свое лицо, или Формула счастья автора Алиев Хасай Магомедович

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Из книги Или вы побеждаете, или вы учитесь автора Максвелл Джон

ДВЕРЬ Дверь надо укрепить…- Зачем? Если кто-то решит ограбить мою квартиру, все равно ограбит! Ведь так?Так, да не так!В книге Яцека Палкевича “Выживание в городе” приводится статистика, утверждающая, что лишь 25 % квартирных взломов приходятся на долю профессионалов. (Из

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

Три ключа, открывающих «дверь в подсознание» для трех типов людей. Метод ВАК ВАК – это аббревиатура, которая расшифровывается как «визуал – аудиал – кинестетик».Это одна из главных находок и одно из самых мощных орудий НЛП – нейролингвистического

Из книги Книга Государя [Антология политической мысли] автора Светлов Роман Викторович

Большинство людей меняются лишь тогда, когда осознают одну из трех вещей В конечном счете, поскольку люди столь склонны к сопротивлению переменам, последние происходят лишь при некоторых условиях. Из своего опыта я вынес, что люди меняются, когда: они испытывают

Из книги автора

Глава 4. Три ключа к интеллекту успеха Джек полагает, что он самый умный в классе, и любит подсмеиваться над Ирвином, которого считает самым тупым из одноклассников. Джек отводит в сторонку своего приятеля Тома и говорит: «Том, хочешь увидеть, что значит “быть тупым”?

Из книги автора

Раздел 9. Наблюдение в своей стране за партиями людей преданных и людей, предательски настроенных Глава 13 Учредив надзор за главными должностными лицами, пусть царь устроит надзор за горожанами и сельскими жителями. Шпионы, разделившись на две стороны, пусть вступят в

Из книги автора

Раздел 10. Привлечение во вражеской стране партий людей преданных и людей, склонных к предательству Глава 14 Привлечение партий людей преданных и людей, склонных к предательству, в своей стране объяснено. Надо сказать [о том же] в стране врага.Обманутый после того, как ему

В своей преподавательской практике я часто сталкивалась с детьми, которым бесполезно было рассказывать учебный материал, им нужно было «показывать». Вот покажешь ему видео-ролик или картинку с изображением растительной клетки, и он запомнит это гораздо лучше, чем если описывать или читать текст об этой клетке в учебнике. Таких детей, признаться, было большинство, поэтому база моих учебных материалов состоит преимущественно из наглядных презентаций и видео.

Давайте разберемся, кто такой визуал и какие методы работы на уроке для него наиболее действенны, то есть работают лучше всего.

Кто такой визуал?

Визуал — это человек с преобладающей визуальной репрезентативной, который лучше воспринимает информацию зрительно . В свою очередь визуалы делятся на тех, кто лучше учится читая (восприятие печатных знаков ) и тех, кто учится при помощи наглядности (картинки, иллюстрации, схемы, таблицы, фильмы).

Визуалы любят наблюдать, рассматривать, рисовать, вырезать из цветной бумаги, складывать пазлы. В них бурная и оживленная фантазия. Слушая объяснения учителя, они что-то рисуют, чертят схему, таким образом они облегчают себе восприятие информации на слух. Прослушав какую-то учебную информацию, они хотят ее прочитать. Обычно визуал мало говорит. Вам необходимо больше внимания уделить развитию его коммуникабельности и языка.

Для визуала важен на уроке даже ассортимент канцелярских принадлежностей в виде блокнотов, стикеров разного цвета и формы, скрепок, карандашей, маркеров, закладок. Он будет выделять заголовки, отделять этапы работы стикерами, нумеровать главы, обозначать значками разные пометки в тексте.

Обучение учеников-визуалов

Давайте рассмотрим методы работы, наиболее применимые для визуала:

Для первой группы (так называемые «читатели»)
  • Работа с печатными текстами

Предложите ученикам-визуалам работать со статьями учебника, другими учебными текстами. Если ученики читают информацию на листочках, порекомендуйте им подчеркивать важную информацию разноцветными ручками или маркерами.

  • Чтение текста с пометками

Читая текст, ученики делают отметки на полях:

  • «+» Известно
  • «-» Противоречит моим знаниям
  • «%» Интересное, неожиданное
  • «$» Полезное
  • «?» Непонятное

По таким пометкам потом очень просто и быстро повторить уже прочитанный текст.

  • Метод «Чтение в парах / Обобщение в парах»

Этот метод рассчитан на чтение текста в парах и является эффективным, когда даете сложный текст или он перегружен фактическим материалом. Также можете его использовать при работе с литературными произведениями. Разбейте текст на короткие части, объедините учеников в пары и дайте четкие объяснения, что они должны сделать.

Каждый член пары выполняет две роли: докладчика и респондента. Докладчик — внимательно читает «про себя» абзац и обобщает его содержание, то есть кратко своими словами рассказывает основную идею. Респондент — тоже читает текст, а затем внимательно слушает докладчика и задает ему два вопроса, которые проясняют что-то в тексте. Затем они меняются ролями.


Это самостоятельное чтение произведения или текста «про себя». Предложите ученикам прочитать один или несколько абзацев текста «про себя» и найти ответы на некоторые вопросы. После прочтения отрывка ученики под вашим руководством обсуждают отрывок, используя заданные вопросы.

  • Метод прогнозируемого чтения

Предложите ученикам перед чтением фрагмента произведения спрогнозировать развитие событий в нем. После прочтения обсуждите, чьи прогнозы оправдались.

Для второй группы (так называемые «наблюдатели»)

Ученики-визуалы, которые лучше воспринимают учебный материал через созерцание наглядности, не всегда комфортно чувствуют себя на уроке, особенно то, где используются преимущественно объяснительные методы (лекция, рассказ, беседа). Для них важно, чтобы в материале была «картинка» (рисунки, презентация, схемы, диаграммы, таблицы, учебные фильмы). Поэтому советую вам максимально использовать наглядный материал на уроке.
Только не стоит демонстрировать сразу всю наглядность. Например, при работе с группой не развешивайте сразу в начале занятия рисунки, схемы: они будут отвлекать в течение всего занятия. Лучше демонстрируйте необходимую наглядность в процессе изложения материала, для этого хорошо подходят презентации, где слайды размещены в строгой последовательности, и вы можете включать их по ходу проведения урока.

  • Презентация

Очень удобно использовать презентацию, на слайдах которой можно разместить всю необходимую наглядность. Презентация — форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Чаще всего для создания презентаций используют программу MS Office PowerPoint, но есть и другие программы.

Если презентация станет основой урока, его «скелетом», то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели до заключения, и только после этого создавать слайды в соответствии с планом урока.

Если презентация только часть урока или один из его этапов, то вам необходимо для себя сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В этом случае вам нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией, вопросы и задания к слайдам.

  • Работа с картинкой

Ученикам-визуалам предлагайте рассматривать и описывать картинки. Во-первых, это развивает воображение и абстрактное мышление, во-вторых, способствует развитию связной речи.

Разработайте алгоритм работы с картинкой и заранее проговорите его с учеником, чтобы он понимал, что надо говорить. Дайте ученику подсказку, какие вопросы задавать, на какие отвечать, по каким критериям описывать картинку. Такая модель поможет логически выстроить вашу совместную работу и будет способствовать интеллектуальной и творческой активности учеников.

Вы можете использовать прием «выделения объектов, изображенных на картинке»: «Твоя рука превратится в подзорную трубу. А теперь давай попробуем увидеть сквозь нее и назвать только один какой-то предмет на картинке и описать его».

  • Карточки с рисунками-ассоциациями

Это лучший способ изучения наглядных предметов (биология, химия, физика). Сделайте каталог информации на карточках, показывайте такие карточки сначала в процессе изложения материала, а затем для контроля знаний и проверки изученного.

Метод наблюдения – один из самых древних в науке. Для учеников-визуалов нет ничего лучше, чем увидеть процесс воочию, чем 10 раз прочитать о нем в учебнике. Поэтому моя рекомендация: если ваш предмет и тема урока позволяют – лучше покажите ученику процесс или опыт, он запомнит это гораздо лучше и надолго.

  • Работа с таблицами

Довольно важный навык для ученика – уметь работать с таблицами . Для визуала таблица – нечто вроде хорошо структурированного текста, с уже выделенными колонками и строчками. Используйте таблицы в случае, если материал урока имеет какие-то общие черты, то есть можно разделить текст на 3-4 колонки по общей «шапкой», так информация будет усвоена гораздо лучше, а ваш ученик наверняка на следующем занятии поразит вас своими знаниями.

  • Работа со схемами

Схема для визуала – это настоящее чудо техники: все понятно, логично, есть иерархия и связи, а если еще есть разные цвета и картинки, так это вообще прекрасно! Для этого отлично подходят схемы, созданные при помощи программы MindManager или iMindMap , то есть интеллект-карты (карты ума, ментальные карты).

О том, как еще можно применять интеллект-карты,

О том, как сделать интеллект-карту, читайте здесь

  • Видео-ролики, обучающие видео и курсы

Находите для визуалов больше видео, если не получается продемонстрировать процесс прямо на уроке – заготовьте несколько роликов к одной теме (можно схематичных, можно живую видео-съемку) и показывайте в процессе урока для подтверждения своих слов или текстового материала.

– «Теория и методика профессионального образования» является область педагогической науки, которая рассматривает вопросы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений, предметных и отраслевых областях, включая вопросы управления и организации учебно-воспитательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства.

Области исследований:

Области исследования определены с учетом дифференциации по отраслям и видам профессиональной деятельности.

  1. Методология исследований по теории и методике профессионального образования (научные подходы к исследованию развития профессионального образования, связи теории и методики профессионального образования с областями педагогической науки и другими науками; взаимосвязь теории и методики профессионального образования с практикой; методы исследования профессионального образования).
  2. Генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования.
  3. Последипломное образование.
  4. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях.
  5. Подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования.
  6. Подготовка квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального образования.
  7. Внутрифирменная подготовка рабочих; дополнительное профессиональное образование.
  8. Переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов.
  9. Непрерывное профессиональное образование.
  10. Подготовка специалистов в системе многоуровневого образования.
  11. Современные технологии профессионального образования.
  12. Образовательный менеджмент и маркетинг.
  13. Образовательная среда профессионального учебного заведения.
  14. Профессиональное обучение безработных и незанятого населения.
  15. Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах мира.
  16. Взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами.
  17. Профессиональное воспитание: сущность, основные направления.
  18. Отбор и структурирование содержания профессионального образования.
  19. Гуманизация профессионального образования.
  20. Педагогические проблемы управления, финансирования и социально-экономического развития системы профессионального образования.
  21. Диагностика качества профессионального образования.
  22. Регионализация профессионального образования в условиях единого образовательного пространства.
  23. Проектирование локальных систем профессионального образования.
  24. Понятийный аппарат профессионального образования.
  25. Интеграционные процессы в профессиональном образовании.
  26. Проблемы изучения и реализации инновационного опыта профессионального образования.
  27. Профессиональный консалтинг и консультационные услуги.
  28. Система материального и морального стимулирования в области профессионального образования и профессиональной деятельности.
  29. Инновационные технологии в области профессионального образования.
  30. Механизмы взаимодействия образования, науки и производства.
  31. Профессиональное образование через всю жизнь.
  32. Государственно-общественный характер управления профессиональным образованием.
  33. Формирование профессионального мировоззрения.
  34. Уровни и типы учебных заведений профессионального образования.
  35. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования.
  36. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста.

(В.М.Добрынин, А.В.Городнов, В,Н.Черноглазов
РГУ нефти и газа им.И.М.Губкина;
С.В.Константинов, Ю.Г.Пименов ЗАО «Урал-Дизайн»)

УДК. 550.832
Опыт использования волнового акустического каротажа в составе технологии ГРП.

Воздействие на нефтяные пласты методом гидравлического разрыва (ГРП) в настоящее время выполняется повсеместно . Эффективность данной технологии во многом определяется полнотой исходной информации о пластах и скважине как на этапе подготовки разрыва, так и после выполнения ГРП.
В настоящее время наиболее широкое применение при сопровождении работ по ГРП находит геофизический метод термометрии [ 1 ]. Вместе с тем, по мнению авторов, существенное расширение получаемой информации, при тех же временных затратах, дает исследование скважин методом волнового акустического каротажа - ВАК. Этот метод позволяет получить комплексную информацию о пласте и техсостоянии скважины за один спуско-подъем прибора, а по составу информации он эквивалентен выполнению нескольких геофизических методов.
Для обработки и интерпретации данных ВАК используется система “Камертон” [ 3 ].
Опыт применения метода ВАК в составе технологии ГРП (локального поинтервально-направленного и др. видов), реализуемой сервисной компанией «Урал-Дизайн» показывает, что проведение двухкратного исследования скважины методом ВАК (до и после ГРП) дает всестороннее представление о текущих свойствах и изменениях происходящих с пластом и скважиной, а так же позволяет осуществлять контроль за проведением операции и воздействием оказываемым ГРП на них.
В данной статье рассматриваются результаты использования данных волнового акустического каротажа при сопровождении работ по ГРП.

Информационные возможности волнового акустического каротажа
Волновое поле, регистрируемое методом ВАК, содержит в себе разные типы упругих волн, основными из которых являются: продольная (P), поперечная (S) и Лэмба-Стоунли (L-St) волны. На каждом шаге регистрации данные волны отражают распространение в среде упругих деформаций различного вида. Характеристики волн (кинематические, амплитудные, частотные) несут в себе информацию о свойствах среды. Это позволяет получать по данным ВАК комплексную характеристику свойств пласта, содержащихся в нем флюидов и техническом состоянии скважины. На рис. 1 перечислены методики количественной интерпретации данных ВАК и стандартного комплекса ГИС, реализованные в компьютерной системе «Камертон» [ 3 ], которые иллюстрируют информационные возможности ВАК.

Рис. 1 Методики интерпретации данных ВАК и стандартного комплекса ГИС в системе «Камертон»

Применение данных методик заключается в расчете необходимых характеристик волн по волновому полю, зарегистрированному в скважине в «текущее» время и их совместная интерпретация с кривыми ГИС, полученными в открытом стволе на момент строительства скважины.

В результате, всего за одну спуско-подъемную операцию акустического зонда выдается комплексная характеристика текущего состояния пласта и скважины в следующем составе:

коэффициент текущей нефтенасыщенности пород - Кн, положение контактов ВНК и ГЖК;
пористость пород: общая, динамическая, трещинная, кавернозная;
проницаемость пород;
упругие свойства пород: сжимаемость, модуль Юнга, коэффициент Пуассона, модуль сдвига; (динамические и статические);
наличие или отсутствие зазоров между колонной и цементным камнем, их размер и протяженность;
качество гидродинамической сообщаемости скважины с продуктивным пластом в интервале перфорации.

Несколько слов к приведенному перечню получаемой информации.
Нефтенасыщенность - Кн.
Петрофизической основой оценки Кн служит усовершенствованное уравнение Био-Гассмана , связывающее объемную динамическую сжимаемость породы (она рассчитывается по данным ВАК) с динамической сжимаемостью твердых и жидких компонент породы. Таким образом, упругие свойства компонент породы являются параметрами для петрофизической настройки модели Решение уравнения относительно объемного содержания искомого компонента породы (нефти) дает величину Кн.
Практическим подтверждением надежности получаемых оценок Кн по данной методике служат результаты опробования скважин, выполненные на основании выданных заключений. В качестве примера, можно сослаться на статью нашего Заказчика (компанию РИТЭК) посвященную опыту применения ВАК на Кислорском нефтяном месторождении. . К сожалению, подобные примеры, когда Заказчик публикует результаты применения новых технологий немногочисленны.
Пористость - Кп
Общая пористость оценивается по уравнению среднего времени.
Для расчета динамической пористости Кпдин - отражающей тот объем пустотного пространства породы, в котором происходит смещение жидкости при прохождении упругой волны, используются значения интервального времени волны Лэмба-Стоунли, упругие свойства и кривая относительной аномалии на кривой ПС (пс). По вычисленному значению динамической пористости, с использованием уравнения Козени-Кармана рассчитывается величина проницаемости - Кпр изучаемого пласта.
Для оценки трещинной Кптр и кавернозной Кпкав долей пористости используется объемная модель порового пространства. Исходными параметрами для данного расчета служат: интервальные времена продольной и поперечной волн, общая пористость по нейтронному методу, плотность пород, сжимаемость трещин, каверн и межзерновых пор, которые задаются пользователем, исходя из известных данных .
Результатом расчета являются кривые трещинной, кавернозной и межзерновой пористостей.
Упругие свойства
Динамические значения упругих свойств рассчитываются по теоретическим уравнениям на основании известных значений интервальных времен продольной и поперечной волн и плотности пород. Введение поправок за упругость поровых флюидов позволяет перейти к статическим значениям упругих свойств.
Качество цементирования
Выполненная запись ВАК используется для оценки качества цементирования скважины. Применяемая методика обработки позволяет выделить интервалы некачественного цементирования и рассчитать величину зазора по контакту колонна-цементный камень.
Гидродинамическая связь (Пгдс) скважины с продуктивным пластом
Данный параметр определяется по динамическим параметрам волны Лэмба-Стоунли и характеризует степень гидродинамической связи пласта со скважиной т.е. наличие движения флюида через перфорационные отверстия и его относительную интенсивность. Этот параметр характеризует гидродинамическую связь пласта со скважиной как в открытом стволе, так и в интервале перфорации, а также указывает на места негерметичности колонны.

Сопровождение работ по ГРП
Упругие свойства пород, при воздействии на них неравномерного напряжения меняются достаточно своеобразно. Экспериментальные исследования, выполненные на образцах керна, показывают, что в зависимости от строения и состава пород можно наблюдать различные реакции пород на создаваемые напряжения.
На рис. 2 показаны примеры поведения объемных деформаций образцов керна, казалось бы, наиболее «простых» коллекторов представленных песчаниками кварцевого состава, мелкозернистой структуры, хорошо отсортированных, но находящихся под воздействием неравномерных напряжений.
Результаты экспериментов показывают, что даже у таких «простых» коллекторов (внешне относительно однородные по структуре и составу породобразующих зерен) в одних образцах под воздействием неравномерных напряжений происходят процессы разуплотнения (рис.2 а) и при этом улучшаются их фильтрационные свойства, у других образцов свойства не меняются, а третьи - уплотняются и снижают проницаемость.
Подобный «неоднозначный» характер поведения пород обусловлен их упруго-деформационными свойствами, которые в свою очередь, при прочих равных условиях, определяются такими литологическими показателями как количество, вид и протяженность контактов между породообразующими зернами. В частности, имеется закономерность - чем больше в породах протяженных линейных и инкорпорационных контактов между зернами, тем ниже их ФЕС, выше их прочностные показатели и при неравномерных напряжениях они обычно уплотняются. Если же в породе они развиты слабо, а преобладают точечные и короткие линейные контакты, то подобные коллектора имеют низкие прочностные показатели и при воздействии неравномерных напряжений они, как правило, разуплотняются.


Рис.2 Характер поведения деформаций объема () кварцевых песчаников при неравномерных объемных напряжениях ()
По оси Y - - объемные деформации, [%]
По оси Х -  - неравномерные средние объемные напряжения [Мпа]

В связи с этим, при сопровождении работ по ГРП (или любом другом воздействии на призабойную зону пласта) предлагается двухкратное исследование ВАКом - до и после воздействия.

На основании первого замера ВАК (до ГРП) решаются следующие задачи:
оценка технического состояния скважины (качество цементирования, состояние колонны, степень гидродинамической связи пласта со скважиной в зоне перфорации);
оценка свойств коллекторов в интервале воздействия (нефтенасыщенность, интервалы со свободным газом, фильтрационно-емкостные свойства, тип коллектора, а также его упруго-деформационные параметры, необходимые при проектировании ГРП);
обоснование места посадки пакера, а при поинтервально-направленном ГРП - проектирование мест щелевой перфорации.

Данная информация позволяет спроектировать ГРП с учетом поставленной геологической задачи (воздействовать на целевые интервалы разреза), режимы проведения ГРП адаптировать к выявленным особенностям технического состояния скважины (зазоры за колонной, негерметичности колонны) и геологического разреза (наличие вблизи интервала воздействия пластов с аномальными свойствами - обычно водо- или газонасыщенных)

Второй замер ВАК (после ГРП) совместно с результатами первого дает следующую информацию:
оценка технического состояния скважины (качество цементирования, состояние колонны, степень Г/Д связи пласта со скважиной в зоне перфорации)
оценка изменения свойств коллекторов в интервале воздействия (высоты зон баровоздействия и собственно трещины ГРП с местом входа основного объема пропанта, степень нарушенности подстилающих и перекрывающих экранов; определение примерной ориентировки трещин)
оценка необходимости корректирующего воздействия (повторное ГРП, обработка трещины химическим реагентом и т.д.)

На рис. 3 приведен пример геофизического планшета по скважине, где были выполнены замеры ВАК до и после ГРП. Совокупность всей информации полученной при сопровождении ГРП методом ВАК составляет «геофизический образ ГРП». В данной скважине по первому замеру ВАК была определена текущая нефтенасыщенность целевого пласта Бб2, а также было выявлено, что вышезалегающий пласт Бб1 насыщен водой с газом. Эта информация позволила выбрать оптимальное место для расположения пакера, чтобы предотвратить нарушение перемычки между пластами и прорыв газа в пласт Бб2.
Второй замер ВАК в этой скважине, выполненный после проведения ГРП, позволил подтвердить, что перемычка осталась ненарушенной, определить общий интервал барического воздействия (пока еще не учитывающийся при проектировании ГРП), где породы изменили свои свойства, а также выделить интервал основного входа пропанта в созданную трещину разрыва, где породы претерпели существенное изменение своих петрофизических и упруго-деформационных свойств и возникла интенсивная гидродинамическая связь между скважиной и продуктивным пластом.

Рис. 3 Геофизический образ ГРП.

Применение стандартной акустической аппаратуры с монопольным излучателем, типа АКВ, пока не позволяет провести оценку ориентации естественных трещин или трещин ГРП по сторонам света. Однако, по характеру изменения упругих модулей, происходящих вследствие развития в породах напряжений от ГРП есть возможность оценить вид возникших в пласте деформаций. Направленность последних обусловлена характером текстурных преобразований протекающих в породах и, в частности, развитием техногенных микро- и макротрещин различной ориентировки. Как известно (Р.Э. Дамко 1987, А.Николя 1992 г. и др.) в зависимости от общего напряженного состояния и соотношений нормальных и касательных напряжений в горных породах получают развитие трещины субгоризонтальной, субвертикальной либо смешанной ориентировки.
Для этого предлагается использовать диаграмму деформаций пород и ориентировки трещин в зависимости от изменений объемной сжимаемости и модуля сдвига (рис. 4)

Таким образом, имея записи двух замеров ВАК можно рассчитать изменения упругих модулей, происходящие вследствие барического воздействия на пласт, оценить вид развивающихся в нем деформаций и преобладающую ориентировку техногенных трещин относительно оси скважины (рис 4).

Рис.4 Диаграмма деформации пород при изменении сдвиговых и объемных напряжений.

Кроме того, определяемый по данным ВАК параметр гидродинамической связи - Пгдс позволяет не только выявлять места связи пластов со скважиной (открытый ствол, перфорированный интервал), но и выполнять контроль мест и качество выполненных работ по перфорации. В качестве примера на рис. 5 приведены кривые Пгдс полученные по материалам ВАК, в скважинах после проведения гидропескоструйной перфорации (ГПП), в результате которой на основании теоретических расчетов и лабораторных исследований, за эксплуатационной колонной должны образовываться щели/каверны глубиной и высотой не менее 400 х 400 мм. На рисунках точками показаны планировавшиеся места ГПП, а справа от них кривые Пгдс. Из рис.5а видно, что зарезки щелей в скважине были выполнены точно по намечавшимся местам и высота щелей соответствует рассчитанной, а вот глубина их по мере перемещения вверх снижается почти в 2 раза. На рис. 5б показано, что в данном случае, с одной стороны, при работе по ГПП была некачественно выполнена привязка перфоратора по глубине скважины - нижняя точка не совпадает с соответствующей ей отрицательной аномалией на кривой Пгдс, и с другой стороны - отмечено, что верхняя щель в скважине вообще не прорезана (экспертиза инструмента на поверхности отметила разрушение насадки перфоратора). Из этих примеров следует, что для качественного выполнения ГПП необходимо правильно подбирать насадку перфоратора соответственно используемому в работе абразивному материалу.

Рис.5. Контроль гидропескоструйной перфорации по кривой Пгдс.

Выводы
Волновой акустический каротаж позволяет за одну спуско-подъемную операцию получить комплексную информацию о свойствах пласта и скважины, что эквивалентно применению 4-х отдельных методов ГИС.
Сопровождение работ по ГРП (а также любого физического или физико-химического способа ПНП) методом ВАК обеспечивает информационную базу, необходимую для эффективного проектирования технологии и выполнения ГРП и позволяет оценить качество выполненной работы. В сочетании с ВСП данные метода ВАК позволяют спрогнозировать в пределах залежи ориентировку по сторонам света развития техногенных трещин разрыва.

Литература
1. «Интенсификация добычи нефти и газа» Труды международного технологического симпозиума, М., РАГС при Президенте РФ, (26-28 марта 2003 г.)

2. Анализ итогов внедрения методов повышения нефтеотдачи пластов, интенсификации добычи нефти и ремонта скважин в ОАО «Лукойл» за 2003г. - М., ЗАО «Лукойл-Информ»

4. В.М.Добрынин, А.В,Городнов, В,Н.Череноглазов
Оценка коллектора по данным волновой акустики - новые возможности интерпретации, Журнал “Геофизика», 2000 N 2, 27-38с

5. Бучинский Я.И., Городнов А.В., Крылов Д.Н., Шакирова Г.М., Черноглазов В.Н.
Оценка нефтенасыщенности сложнопостроенных коллекторов Кислорского месторождения по данным волнового акустического каротажа
Ж-л ГЕОЛОГИЯ НЕФТИ и ГАЗА, №4, 2003.с.46-48 М.ООО «ГЕОИНФОРМЦЕНТР»

6. Б.П.Беликов, К.С.Александров,Т.В.Рыжова
Упругие свойства породообразующих минералов и горных пород, М., «Наука», 1970г, 275с.

7. Физические свойства минералов и горных пород при высоких термодинамических параметрах. Справочник. Под.ред.М.П.Воларовича, М.,Недра, 1988г.


Close