Экономический кризис 30-х годов XX века, поразивший ведущие на мировые державы, на сегодняшний день является самым сильным кризисом с тяжелейшими последствиями глобального характера.

Начался он в США осенью 1929 г., далее распространился в Латинской Америке, Западной Европе и других странах Азии и Африки. Грандиозный биржевой крах тогда, в «черный» вторник, 29 октября 1929 года, положил начало кризису, или «Великой депрессии» 1929-1933 гг. Падение цен сопровождалось резким сокращением производства, происходил глубокий кризис всей банковской системы, обесценивались валюты, разорялись предприятия, появился запредельный уровень безработицы, массовая бедность, разочарование населения в существующих порядках, - и это далеко не полный перечень бед, свалившихся на экономику государств, еще недавно считавшихся богатейшими и преуспевающими.

Главными причинами мирового экономического кризиса (1929-1933) стали сверх монополизация производства, отсутствие любого его регулирования, диспропорция между ростом объемов производства и уровнем доходов значительной части населения. Платежеспособность населения уменьшилась, и оно не в состоянии было покупать товары, количество которых все увеличивалось.

Промышленный кризис сошелся с аграрным перепроизводством. Аграрный кризис ощутимо ударил по крестьянам. Из-за крайне низких цен, производство сельскохозяйственной продукции стало убыточным, началось массовое уменьшение производства продуктов питания, началось массовое разорение сельских и фермерских хозяйств. А это не могло не сказаться на состоянии внутреннего рынка.

Кризис нанес ощутимый удар мировой торговле. Уменьшение торгового оборота привело к свертыванию международных связей. Конкуренция международных монополий перерастала фактически в открытую торговую конфронтацию между странами. Торговые споры нарушили традиционные основы финансовых взаимосвязей между странами.

Кризис 30-х годов заставил правительство этих стран предпринимать серьезные попытки воздействия на экономическое развитие и предупреждения их разрушительных последствий.

«Великая депрессия» показала неспособность традиционных подходов к решению социально-экономических проблем. В поисках эффективных антикризисных средств в большинстве стран пришли к выводу, что без вмешательства государства из кризиса выйти невозможно. Правительство и деловые круги развитых стран мира прилагали чрезвычайные усилия для выхода из кризиса. Государство стало одним из факторов стабильности и прогресса в этих странах, в его руках сосредоточилось все больше экономических функций, которые расширялись за счет побочных методов регулирования экономикой. С этой целью широко использовали кредит, субсидии, ссуды из государственного бюджета, регулировалась налоговая система. В большинстве стран проводилась политика протекционизма. Совместные усилия государства и предпринимателей не только перебороли последствия кризиса, а стали своеобразным гарантом будущей стабильности. Переход к широкому полномочию государственного регулирования позволил восстановить расширенное воспроизведение капитала, найти новые возможности для наращивания экономического и технического потенциала, ослабить остроту социальных конфликтов. Экономический кризис 1929 - 1933 гг. оказался мировым. Он нарушил все Международные экономические связи, привел к массовому сокращению промышленного производства и других отраслей экономики почти всех государств.

В США закрылось большое количество банков, появилась дефляция и рухнули цены на недвижимость, сокращения промышленного производства в 2 раза, безработица выросла до 12 млн. человек, многие фермеры разорились, урожаю зерновых культур упали в 2 раза. В Великобритании, напротив, Великая Депрессия способствовала оздоровлению экономики и притоку инвестиций в старые отрасли промышленности. Для Франции этот период завершился потерей ведущих позиций на мировых рынках. В Германии в итоге депрессии к власти пришли национал-социалисты во главе с Гитлером, а в Италии положил начало становлению фашизма, другие страны Европы также значительно пострадали от этого мирового кризиса. В итоге можно сказать, что Великая Депрессия, начавшаяся в США, привела ко Второй мировой войне, которая нанесла неслыханные страдания миллионам жителей Земли.

1. Перечислите основные причины мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

1. Серьезное нарушение (дисбаланс) в экономике, и прежде всего в цепи производство - распределение - потребление. Т. е. производили больше, чем могли купить.

2. Вышли из строя рыночный механизм автоматического регулирования и система реализации результатов производства (распределение и потребление) - в руках немногочисленных корпораций и трестов сосредоточились громадные производства, благодаря чему создавались условия монополии, диктата цен и ограничения конкуренции. Несколько корпораций, например господствующих в сталелитейной промышленности, сокращали производство, но цены оставляли почти на прежнем уровне. Поэтому рынок и конкуренция как регуляторы перестали работать.

2. Каковы его основные проявления и особенности?

Обесценивание акций, банкротство банков, производство лишилось финансового питания - инвестиций и кредитов. В итоге закрывались фабрики и заводы, конторы, свертывалась торговля. Росла безработица.

Кризис приобрел мировой характер, длился достаточно долго – 5 лет.

Кризис произошел в США - стране, где были самые большие темпы экономического роста, где был достигнут высокий уровень зрелости в индустриальном развитии, в организации и управлении массовым производством. Следовательно, начавшийся мировой экономический кризис носил структурный и системный характер, т. е. это был кризис определенного этапа развития капиталистической системы - излом, переломный момент в развитии капитализма.

Закрытие предприятий, сокращение производства породили массовую безработицу, рост контрастов богатства и бедности, появление на улицах городов бездомных и нищих, голодные бунты и социальные движения протеста. Кроме этих видимых признаков разложения системы, многое оставалось как бы за кадром - утрата многими людьми чувства достоинства, безысходность, самоубийства, падение нравственности, рост преступности.

3. Почему кризис поставил на повестку дня проблему государственного регулирования рыночной экономики?

В США, Германии, Англии, за первую треть XX в. достигла высокого уровня концентрации: в руках немногочисленных корпораций и трестов сосредоточились громадные производства, благодаря чему создавались условия монополии, диктата цен и ограничения конкуренции. Несколько корпораций, например господствующих в сталелитейной промышленности, сокращали производство, но цены оставляли почти на прежнем уровне. Поэтому рынок и конкуренция как регуляторы перестали работать. В сложившейся ситуации невозможно было автоматически выйти из кризиса при помощи прежних рыночных механизмов.

4. Что предлагал английский экономист Кейнс?

Он обосновал необходимость государственного регулирования экономического развития и перераспределения результатов производства. При этом ключевым вопросом является повышение покупательной способности населения (надо создать «эффективный спрос»), чтобы массовому производству соответствовало массовое потребление, иначе система не сможет выбраться из тупика относительного избытка произведенных товаров. Решать такую макроэкономическую задачу могла только государственная власть.

Кейнсианство предложило конкретный механизм антикризисного или антиинфляционного (это зависит от конкретной ситуации) регулирования: в первом случае через увеличение государственных расходов, понижение налогов и банковского процента (принцип «иди»), а во втором случае через сокращение государственных расходов, повышение налогов и банковского процента (принцип «стой»). Эти принципы, предусматривающие при кризисе «подталкивание» роста потребления, а при инфляции его «сдерживание», получили название «стой - иди».

5. Почему массовому производству должно соответствовать массовое потребление?

Произведенный товар необходимо продать, иначе начнут падать доходы как самого предприятия, так и его работников. Соответственно, упадет и покупательная способность населения.

6. Какие типы политических режимов существовали в Европе?

Либерально-демократический режим: равное применение законов, признание основных и неотъемлемых прав человека, имеющих преимущество перед правами государства, принцип разделения властей, парламентаризм, гражданское общество как система самостоятельных и независимых от государства общественных организаций.

Тоталитарный режим: тоталитаризм, согласно значению самого термина (тотальный - это всеобщий), выступает за всеобщность, тотальность государственного регулирования. Замена рыночных отношений государственным планированием и распределением. В этом случае частная собственность настолько ограничивается, что исчезает как основа личной свободы.

Тоталитарное государство предполагает нераздельное политическое и государственное руководство страной со стороны однопартийно-бюрократической верхушки. Поэтому в политической области тоталитаризм означает уничтожение режима либеральной демократии, выборных институтов или сведение их к пустой формальности, поглощение гражданского общества государством.

В области идеологии тоталитаризм насаждает единомыслие, нетерпимость к иным взглядам, культ вождя.

Авторитаризм - политический режим, при котором политическая власть осуществляется политическим лидером, политической партией, семейной или социальной группой при минимальном участии народа. При этом существует ограниченная или строгая регламентация политических прав граждан и общественно-политических организаций, однако нет большого репрессивного аппарата. Вмешательство в гражданское общество незначительное, действует принцип «разрешено все, что не запрещено государством», что предполагает отсутствие тотального регулирования, необязательность единой идеологии.

Задание к таблице 1.

Проанализируйте базовые принципы политических режимов и сформулируйте линии их сопоставления.

Линии сопоставления: политика в области идеологии, партии и принцип управления государством, контроль над армией, цензура, репрессии, экономика, частная жизнь и общество.


Причины экономического кризиса

Сегодня Украина находится в стадии сильнейшего экономического кризиса: падение промышленного производства, убыточное сельского хозяйства, полное расстройство кредитно-финансовой системы. Страна ищет пути решения своих проблем. Этот поиск большей части населения оказался трудным периодом его существования. Президент, правительство, парламент прилагают все усилия, чтобы выправить положение, но эти попытки зачастую оказываются неудачными. Кажется, забыто, что кризис в экономике - это украинское явление, а хорошо изученное и известное положение, которого существуют выходы.

В 1929-1933 гг. мировая экономика получила урок в виде мирового экономического кризиса. “Великая депрессия”, так еще называют этот кризис, дала миру иммунитет от самой себя. В те годы выход был найден, человечество сделало выводы. Был накоплен бесценный опыт борьбы с этим проявлением экономики.

Положение в экономике США в начале 30-х годов XX века, если судить по специальной и художественной литературе, статистическим данным, было примерно таким же, как в настоящее время Украине. В годы экономического кризиса падение производства США было большим, чем в других странах Запада. Добыча снизилась на 41%, выплавка стали - на 79,4%, стали - на 76%, производство автомобилей сократилось на 80%. Из 279 доменных печей действовало только 44. В целом промышленная продукция к году сократилась по сравнению с 1929 годом на 46%, в т.ч. производство средств производства - 72%. Тысячи фабрик и заводов 6ыли остановлены. Сокращение производства, зарплаты предприятий, недогрузка действующих фабрик и заводов породили огромную безработицу. К марту 1933 года армия безработных достигла 17 млн. человек, не считая нескольких миллионов полубезработных. Причины кризиса в США и нынешнего в Украине разные, но следствия одинаковы. Рассматривая мировой экономический кризис и анализируя его причины и последствия, лучше всего опираться на историю США. Это будет вполне справедливо, ибо эта страна положила начало и конец кризиса.

После Первой мировой войны Западная Европа была истощена экономически и политически. США, в свою очередь, укрепили свои позиции в мире и окончательно стали лидером мировой системы капитализма. Участвуя в войне лишь как производитель оружия и кредитор, США обогатились за счет воюющих стран. Бурное развитие экономики было неизбежно. Это и произошло в период 1920-1928гг. Так в 1929 г. производство автомобилей в целом по стране составляла 5337 тыс. штук, что в 11 раз превышало довоенный уровень. Национальный доход США вырос за 1923-1929 гг. с 74.3 до 86,6 млрд. долл., т.е. на 17%. В конце 20-х годов почти 70% всех фабричных станков было электрифицировано.

Наряду со старыми отраслями в промышленности стали появляться и развиваться новые: химия, электричество и др.

Положение людей в социальной жизни стало улучшаться. Наряду с интенсификацией производства (в 1923-1929 гг. выработка на одного рабочего возросла на 43%) росла и заработная плата, хотя и не так быстро, как производительность. Как на дрожжах, выходил средний класс. Это дало в то время основу для высказываний, что США вступили в эру всеобщего благоденствия и что скоро бедность будет побеждена.

Первые удары кризиса разразились 24 октября 1929 г., когда в США началась беспрецедентная биржевая паника. В этот день на Нью-Йоркской фондовой бирже было продано 12, 8 млн. акций, что в 1,5 раза больше, чем когда-либо ранее. Через несколько дней был достигнут новый пик спекулятивного ажиотажа. Позднее этот день назовут “черный четверг”, ибо он ознаменовал собой начало невиданного по разрушительности кризиса. 29 октября 1929 г., когда из рук в руки перешло 16,4 млн. акций, курс ценных бумаг стремительно покатился вниз. Если на 1 октября 1929 г. стоимость акций, котировавшихся на бирже, была 87 млрд. долл., то через месяц, 1 ноября, она составила лишь 55 млрд. долл., произошло понижение цены акций на 37%. Падение продолжалось 3 года. К марту 1933 года общая стоимость акций составляла 19 млрд. долл., т.е. сократилась в 4,5 раза. Биржевой крах был первым проявлением кризиса.

Уже с лета 1929 г. стали сказываться признаки перепроизводства. Кризис охватил промышленность, сельское хозяйство и финансовую систему. Объем промышленного производства начал падать. По сравнению с 1929 г. объемы производства в 1930 г. составляли 80,7%, в 1931 г. - 68,1%, в 1932 г. - 53,8%.

В Западной Европе положение экономики было еще хуже. Так, в Германии кризис поразил хозяйство наиболее глубоко, т.к. экономика страны сильно зависела от иностранных капиталов. Промышленное производство упало на 40%, внешняя торговля в 1932 г. составляла 60% от уровня 1929 г.

Сильно пострадала от кризиса и Франция. Импорт товаров сократился с 4852 млн. франков в 1929 г. до 1740 млн. франков 1935 г., экспорт страны уменьшился с 4178 млн. франков 1279 млн. франков. Национальный доход снизился на 30%. Загруженность мощностей в легкой промышленности составляла около 65% к довоенному периоду. Общее количество безработных - 1,5 млн. человек. Фонд заработной платы снизился на 40%.

Великобритания была в более лучшем положении, чем континентальные соседи. Кризис докатился до империи позже, к 1930 году, и его воздействие на экономику страны было слабее, чем в других странах. Общий объем производства упал на 15%, внешняя торговля сократилась вдвое. Количество безработных достигло 35% от всего числа работающих в промышленности. Особенно пострадали угольная, металлургическая и судостроительная промышленно Англии.

Кроме промышленности, пострадала и финансовая система. Так, в США за годы “депрессии” разорилось более 5760 банков, около 1/5 всех банков страны. Общая сумма депозитов составляла в 1933 г. 3,5 млрд. долл. Ряд крупнейших банков Германии обанкротился. Франция вдвое сократила вывоз своих капиталов. “Депрессия” затронула и сельское хозяйство стран мира. В США кризис сельскохозяйственного производства начался еще в 1920 г; 1924 г. он сменился более сильной формой. В этот период ни цены, ни доходы фермеров не могли достичь довоенного уровня. Падение стоимости сельскохозяйственной продукции особенно сказывал на мелких и средних фермерах. В 1925-1928 гг. с аукционов было продано 547 тыс. ферм, что составляло 87% их общего количества. Сельское население уходило в города. В 1929 г. жителей сельскохозяйственных районов насчитывалось 32 млн. человек, а в 1930 всего 30,5 млн. человек. Сокращалось количество фермерских хозяйств: с 6448 тыс. до 6289 тыс.

Во Франции производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 40%.

В годы кризиса происходит и кризис политической власти странах мира. В США в основные годы кризиса у власти находилось правительство Г. Гувера (1874-1964) - 31 президента С (1929-1932 гг. правления) от республиканской партии. Он был приверженцем минимального вмешательства государства в экономику, такая философия называлась “американским индивидуализмом”. Он ограничился введением торгового протекционизма, считая, что кризис будет преодолен автоматически, и страна справится с ним за 60 дней. В 1930 г. для резкого сокращения ввоза товаров в США был принят высокий таможенный тариф. В ответ на это другие страны тоже повысили ввозные пошлины. Для сдерживания падения цен и сокращения предложения продуктов на рынках их уничтожали. В целях предотвращения банкротства Гувер с конца 1931 г. предпринял попытки государственного кредитования банков, промышленности транспортных предприятий.

В феврале 1930 г. была создана Зерновая стабилизационная компания, которая скупала хлеб у фермеров. Затем такая же компания была создана по закупке хлопка. Вся продукция поступала на государственные склады. В 1930-1931 гг. создана государственная программа капитального строительства с общей суммой контрактов 7 5 млрд. долл. Затем создана Реконструкционная финансовая корпорация с уставным фондом в 2 млрд. долл. Эти организации субсидировали монополии и банки. За годы их существования распределилось 2,1 млрд. долл., 2/3 из которых ушли на банки, страховые компании и фирмы. Во второй половине 1931 г. Стальной трест, а за ним и другие крупные компании, объявили о снижении заработной платы. В то же время с переполненных государственных складов началась распродажа сельскохозяйственной продукции, что привело к усилению кризиса.

В годы кризиса, после биржевого краха, многие американцы были шокированы происшедшим на бирже. Все это случилось не в один день, этому предшествовали годы. Миллионы американцев, вкладывая деньги в ценные бумаги, надеялись на рост курса акций (что и происходило на протяжении ряда лет, заметьте - военных для Европы лет), рассчитывали, что это сделает их в скором времени богачами. Для захвата контрольных пакетов акций создавались фиктивные конкурирующие держательские компании. В борьбе за них применялись все средства: и махинации с акциями, и спекуляция, и распространение всяких слухов о компаниях, что и привело к “черному четвергу” 29 октября 1929 г. Произошло это в сложное для экономики послевоенное время.

В годы кризиса были расстроены и финансы. Кредит получить было невозможно. Многие производства из-за этого останавливались.

Можно выделить основные причины кризиса:

Перепроизводство;

Трудность сбыта продукции вследствие неплатежеспособности населения;

Низкая покупательная способность населения;

Неумелая политика администрации, отсутствие государственного регулирования экономикой;

Биржевые спекуляции;

Расстройство финансовой системы.

Как вывод, можно сказать следующее: Америка стала стран безудержной свободы хозяйствования и стихии рынка, нужна была новая экономическая политика. Из-за избытка товаров цены резко упали, сокращение спроса и обострение проблемы сбыта были столько катастрофическими, что закрывались заводы и фабрики, банки и фирмы, шахты и фермы, торговые предприятия и компании. Таковы были причины и последствия того экономическою кризиса или “Великой депрессии”, как называли ее американцы в 1933 годах.

“Новый курс” Ф. Рузвельта

С 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882-1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из него требовались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы под названием “Новый курс”. Отрицая политику “грубого индивидуализма” Гувера, Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления “классового мира” внутри страны и доброго соседства с другими странами.

Теоретической основой “Нового курса” стало учение английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). В условиях господства монополий при капитализме Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни. Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства.

В осуществлении “Нового курса” выделяют два этапа:

I- с 1933 до 1935 гг.;

II - с 1935 г.

Основные мероприятия “Нового курса”:

1. Спасение банковской и финансовой систем. С этой целью запрещался вывоз золота за границу, прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. Возобновление функций и получение правительственных кредитов из федеральной резервной системы разрешалось только благополучным, наиболее крупным банкам. К концу марта 1933 г. вновь было открыто 4/5 банков, но 2 тыс. банков разрешения на это не получили.

Созданная при Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции - за первые два года “Нового курса” сумма займов выданных ею, превысила 6 млрд. долл. В результате усилилась концентрация банковской системы - число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.

Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от Золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию доллара. В январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%. Девальвация доллара затруднялась торговым и платежным балансом. Встать на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не решился. Был найден оригинальный путь решения этой проблемы. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн. долл. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам выдавались взамен золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят закон о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото - 35 долл. за унцию, действовавшую до 1971 г. Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США. Для стимулирования мелких вкладчиков (частных средств) была создана корпорация по страхованию банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции. Введение государственного страхования депозитов (вкладов) способствовало предотвращению банкротств, повышало доверие вкладчиков.

2. Восстановление промышленности. В июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА). Для его проведения была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (торговая палата, фирма “Дженерал моторс”, “Стандарт ойл”, Морган и др.), а также экономисты. Закон вводил систему государственного регулирования этого подразделения экономики. Он включал три раздела. Первый предусматривал меры по оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на честную конкуренцию, правила занятости и найма. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования его средств. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. В числе других мер по борьбе с безработицей - создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18-25 лет. Oни обеспечивались бесплатным питанием, проживанием, одеждой, им платили 1 долл. в день. На общественных работах в 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев. Основные общественные работы: строительство ГЭС, лесонасаждение, строительство дорог, мостов, аэропортов и др. Закон о восстановлении национальной промышленности вводился на два года. Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, т.к в конечном счете они определяли условия производства и сбыта продукции.

3. Восстановление сельского хозяйства. В начале 1933 г. принят закон о восстановлении сельского хозяйства. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909-1914 гг. В их числе:

Сокращение посевных площадей и поголовья скота, за что фермеры получали компенсацию и премию, льготы по налогообложению;

Меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.;

Инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. долл. казначейских билетов. В результате фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., продажа разорившихся ферм с аукциона прекратилась.

Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице, оказывалась помощь больным и инвалидам.

На втором этапе проведения “Нового курса” увеличились масштабы общественных работ. Если на первом этапе на эти цели выделялось 3,3 млрд. долл., то в 1935 г. - 4,9, а в 1938 г. - еще 5 млрд, долл. Оказывалась помощь не только крупному фермерству, но низкодоходным хозяйствам. Все эти меры способствовали выходу страны из кризиса.

Оценивая “Новый курс”, мы должны, прежде всего, отметь то, что он соответствовал исторической эпохе утверждения государственно-монополистического капитализма. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли вверх. В результате “Нового курса” в США укрепились позиции крупной буржуазии, концентрация производства и капитала усиливалась.

В политике Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития ГМК. Важнейшим инструментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ.

Экономическая политика фашистской Германии

Сильнейшее потрясение капиталистического мира, происшедшее в 1929-1933 гг., глубоко и серьезно поразило германскую экономику. Это объясняется, прежде всего, ее зависимостью от иностранного капитала. Кризис в стране достиг кульминации к 1932 г. Промышленное производство в Германии упало в 1932 г. на 40% по сравнению с 1929 г. 68 тыс. промышленных предприятий потерпели крах. Были распроданы десятки тысяч крестьянских хозяйств. Массовые стачки охватили страну. Усилилось национально-освободительное движение в колониях. На 60% сократилась внешняя торговля. Вновь обесценилась валюта, произошел крах ряда крупных банков. В 1932 г. имелось 8 млн. полностью и частично безработных. Кризис в Германии вызвал к власти крайнее порождение реакции - фашизм. "Экономический кризис германского капитализма породил крах политической системы Веймарской республики. Монополистическая буржуазия не смогла больше господствовать при помощи старых парламентских методов. Ее руководители, склоняясь к мысли о необходимости военной диктатуры, все чаще обращали взоры на фашистское движение. Именно они в большей степени способствовали приходу фашистов к власти".

Крупнейшие финансовые магнаты Германии, поняв невозможность сохранить свое господство с помощью буржуазной демократии, стали делать ставку на установление в стране фашистской диктатуры. Выход из кризиса путем гонки вооружения был особенно притягателен для немецких промышленников. Г. Стиннес, Ф. Тиссен, владельцы угольных копей Рура и др. выдавали огромные денежные суммы фашистской партии. Так, глава концерна “Тиссен АГ” финансировал Гитлера (1889-1945) уже в 1923 г, В конце 20-х годов Гитлер сотрудничал уже со стальными королями Рура. В 1931 г. связь с нацистской партией установил директор Рейхсбанка Я. Щахт. Через его посредничество нацисты расширили свои контакты с другими крупными промышленниками Германии, в частности, с Фликом, внесшим в так называемый “фонд Гиммлера”, из которого финансировался захват власти нацистами, 100 тыс. марок. Он же подписал и пресловутое письмо, в котором группа немецких промышленников просила президента Германии фон Гиндербурга (1847-1934) назначить Гитлера канцлером Германии. Промышленники Рура отчисляли в кассу нацистской партии по 5 пфеннингов с каждой проданной тонны угля.

Были покровители нацистской партии и среди американцев: Рокфеллер, Морган, Ламо и др. В 1930 г. вложения США в германскую экономику достигли 5% национального дохода. В 1931 г. настоянию президента Гувера прекратились выплаты Германией репараций. В то же время Нью-Йоркская биржа повысила курс акций фирм, имевших вложения в германскую экономику.

30 января 1933 г. по прямому требованию финансовых воротил президент Гиндербург передал реальную власть Гитлеру, назначив его рейхсканцлером. Фашизм в Германии смог прийти к власти благодаря поддержке германского и иностранного (в особенности американского) финансового капитала. Фашистская диктатура была установлена в тот период, когда высшая точка экономического кризиса миновала. Началось оживление экономики, чему способствовал ее перевод на военные рельсы. Главным содержанием экономической политики фашизма стала милитаризация Германии. Военные расходы в 1933-1939 гг. возросли в 10 раз. Были построены новейшие заводы по выпуску танков, боевых самолетов, орудий и т.д. Расширилось производство пушек, подводных лодок, боеприпасов. Запасы сырья, продовольствия, денежные средства передавались руки военных. В ряде соседних стран развернули работу фили; германских фирм.

Внутренний и внешний курс фашизма был связан с подготовкой Второй мировой войны. Сразу после прихода к власти Гитлер нарушил условия Версальского договора и начал открытое перевооружение страны: в апреле 1933 г. создал министерство авиации, марте 1935 г. ввел всеобщую воинскую повинность. В июне 1935 был заключен англо-германский морской договор, по которому Германия строит свой надводный флот в размере 35%, а подводный флот - 45% от тоннажа британского флота. С 1934 г. восстановлено колониальное ведомство. Монополии Великобритании, Франции, США финансировали Германию, снабжали ее сырьем, помогали оснащению армии.

Фашисты стимулировали перерастание монополистического капитала в государственно-монополистический. Они объединили все промышленные и финансовые компании, транспорт, торговлю, ремесленные предприятия в отраслевые и территориальные группы, поставив во главе крупных капиталистов. Происходит сращивание государственного аппарата с монополистическими кругами. Крупнейшие промышленники Крупп, Тиссен, Феглер, банкир Шредер вошли в состав Генерального совета хозяйств при министерстве народного хозяйства.

Поскольку одной из хозяйственных задач Германии была проблема снабжения стратегическим сырьем ввиду отсутствия собственных ресурсов, налаживалось производство синтетических материалов: искусственного каучука, бензина, пластмасс, химическою волокна. Сырье закупалось в США, Великобритании, Франции.

Преимущественное развитие получали отрасли тяжелой и военной промышленности. Сюда направлялись 3/5 всех инвестиций. В итоге тяжелая промышленность к 1939 г. превысила предкризисный ее уровень в 1934 г. на 50%. Милитаризация хозяйства обеспечила высокие темпы производства промышленной продукции. Ведущее место занимает машиностроение, дававшее около 25% промышленной продукции. Накануне Второй мировой войны на долю Германии приходилось 13% мирового промышленного производства.

Данные об общественных инвестициях в Германии, млн. рм. Брутто

Инвестиции

Год
1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938
На военные цели 620 720 3300 5150 9000 10850 15500

На транспорт

805 1238 1694 1876 2144 2400 3376

На управление

800 810 1200 1400 1400 1420 1200
В жилищное строительство 150 185 275 220 175 200 250

Из таблицы видно, что с 1932 по 1938 гг. военные расходы увеличились в 25 раз. Их удельный вес поднялся с 26 до 76%. Расходы на транспорт увеличились в 4 раза, управление - в 1,5 раза, на жилищное строительство - в 1,7 раза.

Государственный сектор в экономике Германии занимает значительное место. В 1932 г. государственный акционерный капитал составлял 13,2 млрд., а в 1939 г. - 17 млрд. рейхсмарок. В марте 1936 г. по данным имперского статистического управления в Германии насчитывалось 1085 общественных предприятий. Из них 61 было собственностью империи, 57 - собственностью земель, 25 – собственностью ганзейских городов, 291 - собственностью общин и союзов, 142 - совместная собственность империи и общин. 30% предприятий составляли акционерные общества, 64,4% - общества ограниченной ответственностью и 4,2% - общества частного права.

В целях подготовки к войне осуществлялось государственно-монополистическое регулирование и сельского хозяйства. Каждый крестьянин превращался в “солдата фронта питания”, обязан есть не то, что ему хотелось, а то, что ему диктовали руководители Имперского сословия по продовольствию - главный орган государства по регулированию сельскохозяйственной продукции.

План экономии английского банкира Дж. Мэя

Экономический кризис 1929 - 1933 гг., поразив ведущие стран мира, не миновал и Великобританию. Объем промышленного производства упал на 15%, особенно пострадали традиционные отрасли - металлургическая, угольная и др., сократились посевные площади, объем внешней торговли сократился в 2 раза, торговый баланс был дефицитным, увеличилась безработица - в 1932 году она охватила 30-35% всех рабочих.

Однако в Великобритании кризис начался позднее, чем в других странах, - в конце 1930 г., хотя первые симптомы появились в начале того же года. Министерство финансов, чтобы найти дополнительные доходы, увеличило прямые налоги, включая подоходный, из косвенных был увеличен только один - на пиво. К весне 1931 г. финансовое положение страны ухудшилось. В связи с неустойчивым положением фунта стерлингов иностранные держатели краткосрочных вкладов в банках Лондонского Сити стали изымать их для перевода в более прочную валюту, уменьшался золотой запас страны.

Следует отметить, что целью банкиров и правительства не было увеличение занятости или спасение промышленности, они хотели просто исправить дисбаланс бюджета, торговли и кредита. Это происходило потому, что тогда в период экономического кризиса единственной функцией правительства считалось обеспечение благоприятных финансовых условий, хотя в это время уже высказывались новые идеи о вмешательстве государства в экономику. Новый ход экономической мысли не был еще полностью разработан, а сам Кейнс еще анализировал основания для некоторых положений своей концепции, он еще открыто не защищал несбалансированный бюджет и имел мало поддержки среди коллег.

В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны и выработки рекомендаций под руководством финансиста Дж Мэя была создана королевская Комиссия по национальной экономии, в июле 1931 г. был опубликован доклад Комиссии, в котором предрекался дефицит бюджета в 120 млн. фунтов стерлингов в год.

Комиссия считала необходимым уменьшить государственные расходы и использовать национальный доход для перераспределения выделяемых средств из менее существенных отраслей в те, которые предназначены смягчить социальную несправедливость, или в те, которые улучшают экономическую структуру нации. Было предложено увеличить прямые и косвенные налоги на 24 млн. фунтов стерлингов, сократить государственные расходы на 96 млн. фунтов стерлингов.

Поскольку доклад Комиссии получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству займы, необходимые для платежного баланса страны. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании заем в размере 80 млн. фунтов стерлингов.

В целом регулирование государственных расходов во время депрессии оказало стабилизирующий эффект. Общие государственные расходы в реальном выражении по отношению к валовому национальному продукту увеличились с 24% в 1929 г. до 29% в 1931 г., немного упали в конце 1931 г. (28%), а к 1934 г. снизились почти до уровня 1929 г. Кроме того, бюджет был хорошо сбалансирован, и финансовая стабильность позволила вернуть доверие к правительству и в самой Великобритании, и за границей.

Кроме осуществления политики экономии, правительство Макдональда принимало и другие меры для оздоровления экономики.

20 сентября 1931 г. был отменен золотой паритет фунта стерлингов, в результате обесценивался бумажный фунт - его стоимость к концу 1931 г. снизилась на 30%, повысились розничные цены на внутреннем рынке. Большое число стран (Скандинавия, Япония и Др.) последовали за Великобританией, отменившей золотой стандарт. А поскольку США, Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия не отказались от золотого паритета, стерлинговые товары приобрели внезапное ценовое преимущество, изменив неблагоприятную ситуацию 1925-1931 гг. Конечно, большинство стран отреагировало соответственно, повысив пошлины на британские товары, но благоприятное воздействие на торговый баланс на время сохранилось, т.к. Великобритания также ввела протекционизм. В 1931-1932 г. был принят ряд законов об обложении таможенными пошлинами не менее 10% стоимости всех видов ввозимых товаров: Великобританию. Внутренний рынок был огражден от иностранной конкуренции, что положительно отразилось на английской промышленности и позволило улучшить платежный баланс за счет сокращения импорта. В стране цены оставались стабильными, уровень жизни практически не менялся в 1931-1936 гг., цены возросли: среднем лишь на 10%. Доверие к фунту почти восстановлено, вклады начали возвращаться в английские банки. Банковский процент постоянно снижался и достиг 2% в июне.

Высвобождению дополнительных денежных ресурсов способствовал переход к более низкой процентной ставке по военному займу, позволивший в 1932 г. сэкономить 31 млн. фунтов стерлингов.

В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кризиса, концу 1932 г. в экономике наблюдались уже первые признаки оздоровления, а в 1934 г. объем промышленного производства достиг уровня 1929 г.

Экономическая политика французского правительства Национального фронта

Мировой экономический кризис носил затяжной характер во Франции и резко обострил социально-экономические проблемы в стране. Правительство Народного фронта создает программу выхода из кризиса, главной задачей которой было удовлетворение ближайших нужд широких слоев страны. Так, требование национализации было ограничено объектами военной промышленности и финансовым монстром - Французским банком. Другое экономической положение программы - требование создания национального фонда безработицы, сокращения рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение числа рабочих мест за счет снижения пенсионной барьера, организация общественных работ, регулирование закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию в интересах производителей, реформы системы налогообложения и др.

В мае 1936 г. началось общенациональное движение за осуществление программы Народного фронта. Его пик пришелся на конец мая - начало июня этого года, когда в забастовках принимало участие около 2 млн. человек. Правительство столкнулось с острой проблемой дефицита государственного бюджета. Непомерные расходы на социальные выплаты заставили пойти на первую девальвацию франка, что сильно ударило по гражданам страны. Усилилось бегство капиталов из страны, ускорилось сворачивание производства. Несмотря на существенное сокращение расходов из бюджета, состояние финансов ухудшалось, что вынудило прибегнуть к новой девальвации франка. Правительство вводит более высокий налог на капитал, превышающий 150 тыс. франков, увеличивает налоги на так называемые привилегированные предприятия, облагает налогами сверхприбыли предприятий, работающих на оборону страны, устанавливает контроль за валютными операциями, импортом и т.п.

В социально-экономической политике правительства Народного фронта проявилась антимонопольная направленность, был установлен контроль над Французским банком, проведена частичная национализация военной промышленности. В 1937 г. государство стало участвовать в национальном Обществе железных дорог, было создано Национальное зерновое бюро, покупавшее у крестьян зерно по твердым ценам. Осуществленная налоговая реформа, увеличившая сборы с крупных наследств и высоких доходов, облегчила положение мелких и средних предприятий. В социальной политике правительством Народного фронта был принят закон о 40-часовой рабочей неделе, об оплачиваемых отпусках, коллективных договорах. Были повышены зарплата и пенсия, для безработных открывался фронт общественных работ.

Таким образом, опыт Народного фронта заложил основы политики реформирования экономических отношений в интересах общества без применения крайних форм социальной борьбы.



В 1929-1933 годах капиталистический мир переживал жесточайший экономический кризис. Это был самый глубокий и самый разрушительный по своим последствиям кризис из всех, которые знала история капитализма.

За годы кризиса объем промышленного производства в капиталистических странах сократился на 38%, а сельскохозяйственного- на одну треть. Была дезорганизована кредитно-денежная система. Резко возросла армия безработных. Их число составило более 30 миллионов человек. Были разорены миллионы крестьян, пополнявшие ряды безработных.

Экономический кризис затронул и область международных отношений. Резко обострилась борьба за рынки сбыта; внешнеторговая конкуренция привела к нарушению ранее достигнутых соглашений о разделе мира на зоны влияния. Перестала соблюдаться Версальско-Вашингтонская система договоров, сложившаяся после 1 Мировой войны.

Гигантские масштабы и разрушительная сила кризиса 1929-1933 гг. объясняются тем, что это был не обычный, циклический кризис, которые время от времени поражали капиталистическую систему, а кризис самой системы монополистического капитализма. На том уровне развития производительных сил, который существовал в конце 20-х годов 20 века, при том уровне международного разделения труда и капиталистической интеграции, капитализм уже не мог существовать на основе старого механизма производства. Законы свободного рынка перестали работать. Монополии, заинтересованные в сохранении высоких прибылей, проводили политику высокого завышения цен, то есть нарушали рыночные законы. В этой связи следует подчеркнуть, что уровень монополизации производства в США к 1929 году составил около 70%, а более 1000 наименований основополагающих видов промышленной продукции производились на 1-2-х предприятиях страны.

Катастрофическое падение производства, рост числа безработных привели к повышению напряженности в обществе. Над ведущими капиталистическими странами нависла опасность социального взрыва.

Для того, чтобы устранить эту опасность, чтобы сохранить общественный порядок необходимо было преодолеть страшные последствия кризиса. Силой, способной это сделать было государство.

Активное вмешательство государства в экономику позволило ведущим капиталистическим государствам выйти из кризисного положения. История знает два варианта выхода из кризиса в 30-х годах 20 века. Первый из них- установление фашистской диктатуры, полное подчинение экономики тоталитарному государству, ориентирование ее на военные нужды.

Второй путь- реформирование экономики одновременно с решением социальных проблем. Наиболее ярким примером выхода из кризиса мирным путем, без установления диктатуры, является “новый курс” президента США Ф. Рузвельта.

Ведущую страну капиталистического мира- Соединенные Штаты Америки, кризис 1929-1933 гг. поразил особенно сильно. 24 октября 1929 года в Соединенных Штатах началась невиданная паника на Нью-Йоркской фондовой бирже. Курс акций стремительно покатился вниз. Падение курса акций продолжалось более трех лет. В результате к середине 1932 г. общий объем котировавшихся на бирже акций составил 19 млрд.долл., что почти в 4,3 раза меньше уровня начала октября 1929 года. За четыре года кризиса разорились 5671 банк, то есть пятая часть всех банков страны. Миллионы мелких вкладчиков теряли свои сбережения и превращались в нищих. Гигантская разрушительная сила кризиса проявилась прежде всего в исключительно резком падении производства в промышленности. Выплавка стали снизилась за 1929-1932 годы более чем в четыре раза. Из 285 доменных печей, числившихся тогда в США, в середине 1932 года действовало только 46. Падение производства в автомобилестроении составило 80%.

Кризис в промышленности вызвал ухудшение положения рабочих. По данным “Ассоциации по исследованию проблем труда” к концу 1932 года в США не имел работы каждый третий рабочий. Из тридцати миллионов безработных, насчитывавшихся во всем мире, 17 миллионов были американцами. Очень широкое распространение получила частичная безработица. По свидетельству той же ассоциации, в 1932 году полностью занятыми были всего лишь 10% американских рабочих. Реальная заработная плата снизилась в среднем на 51%

Катастрофически ухудшилось в начале 30-х годов положение фермеров. Цены на продукты сельского хозяйства к 1932 году упали в 3-4 раза. Особенно тяжелой оказалась для фермеров уплата процентов по задолженности и налогов. В 1932 году они поглощали до 40% дохода фермеров. То, что кризис с особенной силой проявился в США, было следствием усиления неравномерности развития капитализма, а также того, что после первой мировой войны значительно возросла доля США в мировом капиталистическом производстве. США, выпускавшие в 1913г. 36% мировой промышленной продукции, повысили свою долю в 1920 г. до 47%. Увеличение удельного веса США в мировом производстве и рост всемирной экспансии американского империализма привели к обострению его противоречий и сделали его более уязвимым в смысле воздействия противоречий капиталистической системы мирового хозяйства.

В силу трудностей сбыта и невозможности получить где-либо кредит, по всей стране прокатилась волна банкротств. Согласно официальной статистики, за годы кризиса потерпели крах более 130 тыс. торговых и промышленных фирм, 19 крупных железнодорожных компаний, более миллиона фермерских хозяйств.

Падение производства в США оказалось большим, чем в других капиталистических странах. Общий уровень промышленного производства в 1933г. упал по сравнению с 1929г. на 46%,а производственные мощности оказались загружены всего на одну треть. Промышленность стары была отброшена более чем на 20 лет назад, к уровню 1911г

Возникнув в США, кризис стал быстро перерастать в мировой экономический кризис. Сказался большой экспорт ее капитала, натиск ее промышленности и сельского хозяйства на мировой рынок сбыта, растущий ввоз в США сырья и полуфабрикатов, финансовая зависимость ряда стран от американских банков, действие международных монополий под эгидой финансовых магнатов США- все это поставило западноевропейские, южноамериканские и азиатские страны под сильное влияние тех процессов, которые происходили в экономике США.

Таким образом, экономический кризис 1929-1933 годов нанес тяжелый урон экономике США. В громадной степени ухудшилось положение народа. Характеризуя обстановку в стране в начале 30-х годов, У.Фостер писал: “Соединенные Штаты, в прошлом страна хваленого капиталистического процветания, стали страной, где властвовал кошмар голода, нищеты и пауперизма”.

С 1929 по 1933 год у власти в США находилась администрация во главе с президентом Гувером. Правительство, призванное “кабинетом миллионеров”, заботилось в основном о благополучии монополий и игнорировало социальные программы. В результате, в 1933 году Гувер проиграл в борьбе с другим кандидатом в президенты- Ф.Рузвельтом. Еще в ходе предвыборной кампании Рузвельт сформировал “мозговой трест”, который разработал теорию “нового курса”.

Теоретической базой “нового курса” явились воззрения английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Основная его идея- необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь, формирование такого государственного бюджета, доходы которого позволяли бы эффективно вмешиваться в экономическое развитие, сглаживать социальные противоречия. Д.Кейнс впервые в экономической теории поставил вопрос о необходимости перехода к государственному регулированию экономики, уделяя первоочередное внимание поискам способов смягчения экономических кризисов и массовой безработицы. На практике эту теорию впервые успешно реализовал президент США Ф.Рузвельт.

9 марта 1933 года Рузвельт созвал специальную сессию конгресса. Работа сессии продолжалась более трех месяцев. За это время конгресс принял множество законов, которые охватили почти все стороны жизни США.

Основу любой экономики составляет финансовая система. Поэтому первым из законодательных актов, принятых конгрессом был “Чрезвычайный банковский акт”. Были закрыты все банки и проведена тщательна ревизия. В результате получили право продолжить работу только платежеспособные банки (примерно 1/3 от существовавших).

Другие финансовые мероприятия правительства Рузвельта (отмена золотого стандарта, сосредоточение в руках государства золотого запаса США, девальвация доллара) были направлены главным образом на увеличение финансовых ресурсов государства и на усиление его регулирующих функций. Одновременно были приняты меры к успокоению мелких вкладчиков: акты конгресса, принятые в 1933 году ограничили масштабы биржевой спекуляции и дали правительству полномочия на создание федеральной корпорации по страхованию банковских вкладов.

Ядром “нового курса” было реформирование промышленности. Согласно принятого конгрессом “Закона об оздоровлении национальной промышленности” была создана Национальная администрация оздоровления промышленности во главе с генералом Джонсоном. Она провела принудительное картелирование промышленности во главе с генералом. Было создано 17 промышленных групп, для них установлены цены, условия кредита, объем выпуска продукции и рынки сбыта. Запрещалась продажа продукции ниже установленных цен.

Был установлен минимум заработной платы и максимальная продолжительность рабочего дня. Заключение коллективных трудовых договоров стало обязательным.

В результате введения этих эаконов уже весной 1934 года начался побьем производства в промышленности. Предприятия полностью выполнявшие законы получали право льготного сбыта продукции. Выполнение этих законов позволило наиболее правильно переориентировать экономику с учетом возможностей сбыта продукции и интересов государства.

Другой серьезной проблемой для США была огромная армия безработных. Для урегулирования этой проблемы была образована Администрация общественных работ во главе с министром внутренних дел Г.Икенсом. Весной 1933 г. начали создаваться трудовые лагеря для безработных. В них было занято свыше 10 миллионов человек. На осуществление программы общественный работ правительство выделило 13 миллиардов долларов. В начале 1934 года была образована Администрация гражданских работ во главе с Г.Гопкинсом. Она обеспечила работой еще 4 миллионов безработных.

За 4 года существования трудовых лагерей, занятые в них безработные, работая за жилье и питание построили 755 миль дорог, 75 тысяч школ, 584 аэродрома, 3700 стадионов, 12 миллионов футов канализации, множество ферм. Была проведена полная электрификация сельской местности, обустройство национальных парков.

По мере подъема производства и создания новых рабочих мест, программа общественных работ сворачивалась.

Важной составной частью “нового курса” был закон о помощи фермерам, принятый 12 мая 1933 года. Чтобы добиться повышения цен на продукты сельского хозяйства, фермерам предлагалось заключить контракты с государством на предмет сокращения посевных площадей и поголовья скота. Согласие на заключение контракта давало право на получение премии. Источником этих субсидий стал налог на первичную обработку сельскохозяйственных продуктов, то есть в конечном счете- налог на потребителей. Для осуществления программы ограничения сельскохозяйственного производства была создана Администрация регулирования сельского хозяйства. Она занималась тем, что скупала и уничтожала излишки продукции сельского хозяйства.

Однако, несмотря на то, что на осуществление этой программы были затрачены огромные средства, покупательная способность американского фермерства не достигла даже довоенного уровня. Только крупные фермеры получили немалые выгоды от сокращения производства.

Закон о помощи фермерам предусматривал также рефинансирование фермерской задолженности. С этой целью была создана Администрация фермерского кредита, которая начала выдачу займов фермерам-должникам по более низким процентам. За 1933-1935 годы общая сумма займов составила 2 миллиарда долларов. Эти средства укрепили в первую очередь крупные фермерские хозяйства. Что касается мелких фермеров, их положение не улучшилось. За первые три года “нового курса” было продано за долги около 600 тысяч ферм, а владельцы их поступили в распоряжение Национального бюро труда, которое перераспределяло трудовые ресурсы и занималось перераспределением фермеров.

Одновременно с экономическими мерами правительство США принимало меры по защите прав трудящихся. В июле 1935 года был принят закон о трудовых отношениях. Запрещалось преследовать рабочих за создание профсоюзов и участие в стачках. Права профсоюзов подтверждались законом. Одновременно предпринимателям запрещалось создавать компанейские профсоюзы, которые действовали в угоду администрации.

Кроме того был принят закон о социальном страховании, который устанавливал пенсии для рабочих старше 65 лет, пособия по безработице, пенсии инвалидам, сиротам и вдовам, потерявшим кормильцев и другие социальные пособия.

В духе “нового курса” проводилась и внешняя политика США. По инициативе Рузвельта в октябре 1933 года были установлены дипломатические отношения с СССР, а 16 ноября 1933 года установлен режим наибольшего благоприятствования в торговле. Этот шаг позволил США приобрести перспективного и честного внешнеторгового партнера, обладающего емким внутренним рынком, и несколько успокоить левую оппозицию.

В результате мер, предпринятых администрацией Рузвельта, к 1936 году кризисные явления в экономике США были в основном преодолены.

Таким образом, политика “нового курса”, проводимая американской администрацией во главе с президентом Рузвельтом явилась эффективным способом преодоления экономического кризиса. “Мозговому тресту” Рузвельта удалось понять необходимость активного вмешательства государства в экономику страны, и сделать это, избежав социальных потрясений.

Благодаря жесткому контролю государства за промышленностью и финансами, перераспределению ресурсов с учетом интересов государства, а не монополий, удалось оздоровить экономику, и за счет государственных заказов вызвать промышленный подъем.

Политика в области сельского хозяйства была менее эффективной, и результаты ее сказались несколько позднее.

Создание трудовых лагерей позволило безработным выжить в условиях кризиса, смягчить социальную напряженность, и вести работы, требующие большого вложения рабочей силы. Эти же работы, произведенные строительными компаниями, стоили бы государству гораздо дороже.

Важным фактором политики “нового курса” было сочетание в едином комплексе мер экономических и социальных. Только государство, регулируя экономические процессы, и принимая меры по защите населения, помогло экономике Соединенных Штатов преодолеть кризисные явления. Благодаря успешному проведению политики “нового курса” Соединенные Штаты Америки преодолели самый глубоких и разрушительный кризис в истории капитализма и остались ведущей страной капиталистического мира.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что “новый курс” Ф.Рузвельта предполагал реализацию двух взаимосвязанных целевых функций: первую(тактическую)- вывод США из кризисной ситуации; вторую(стратегическую)- создание экономических основ общества, социально-ориентированного рыночного хозяйства.

С точки зрения экономической теории Великая Депрессия 1929 года в США наступила вследствие перепроизводства товаров и нехватки денежной массы для покупки этих самых товаров. Великой Депрессии предшествовал бурный рост американской экономики. Рост производства товаров требовал увеличения денежной массы. Так как деньги были привязаны к золоту, а количество этого металла ограничено, возник дефицит денег, а затем и дефицит платежеспособного спроса на товары и услуги. Далее по цепочке работает «принцип домино»: резкое падение цен (дефляция) на товары, банкротства предприятий, безработица, заградительные пошлины на импортные товары, падение потребительского спроса и резкое падение уровня жизни.

Первая мировая война также послужила одной из причин великой депрессии - американская экономика была сначала «накачана» военными заказами правительства, которые после окончания Первой Мировой резко сократились. В первые послевоенные годы экономика развивалась благодаря инерции резкого скачка «военной экономики», однако рано или поздно должен был наступить спад и перестройка всей системы уже в новых условиях.

Следующей причиной считаются так называемые "заградительные меры", введенные в США Законом Смута-Хоули в 1930 году, потому что они привели к повышению цен на импортные товары и снижение потребительского спроса. Но вопрос о корректности этого вопроса остается спорным. С одной стороны, правительство США должно было срочно принять меры и ограничить по максимуму поступление импортных товаров, чтобы смогли развиваться собственные производители. С другой стороны, огромные налоги, которые правительство наложило на ввоз импорта, практически задушили промышленность, потому что разорились предприятия, зависящие от поставок импортного сырья.

Сыграли свою незавидную роль и биржевые махинации. Особенно негативное влияние оказали маржевые займы, по условиям которых биржевые брокеры могли потребовать немедленной уплаты долга по заключённым прежде сделкам. Когда в конце октября 1929 года на нью-йоркской бирже стали резко снижаться котировки акций, брокеры в массовом порядке стали требовать возврата долгов по маржевым займам. Количество этих требований было таковым, что у банков попросту не осталось средств (никто не ожидал такого единовременного изъятия наличности), что и обусловило крах банковской системы.

Великая депрессия в сша

Разорение крупных банков и корпорации. В среднем в период с 1921 по 1929 год ежегодно прогорали 627 банков. Но эти банкротства были в порядке вещей, поскольку разорялись в основном не выдерживавшие конкуренции мелкие банки. За первые же три года депрессии обанкротились 4835 банков. Акции разорившихся банков не просто упали до нулевой отметки. Многие банки, потеряв все инвестированные активы, должны были отвечать по долгам перед вкладчиками и держателями акций. Между тем охваченное паникой население бросилось изымать свои деньги из уцелевших банков, чтобы зашить их в матрасы. Количество денег в обращении выросло. Население прятало в кубышках полтора миллиарда долларов. Президент Гувер попытался остановить этот процесс.

В 1931 году он призвал банки организоваться в своеобразный фонд взаимопомощи - «Национальную кредитную корпорацию» , которая в 1932 году «Национальная кредитная корпорация» была преобразована в «Реконструктивную финансовую корпорацию», в которой уже участвовало государство. Корпорация, обладавшая капиталом в $3,5 млрд., ссужала государственные деньги банкам, испытывающим трудности. Это помогло лишь замедлить скорость развала банковской системы, на протяжении 1932 года ежедневно разорялись по 40 банков. К концу года в банковской системе наступил коллапс. В марте 1933 г. по всей стране были объявлены банковские каникулы.

Разруха фермерских хозяйств. 1929 год стал годом разорения для многих фермеров. Закрывающиеся банки перестали выдавать кредиты. Фермеры потеряли возможность реализовывать произведенную продукцию, их труд обесценился. Многие хозяйства рушились. Так начинался голод. Обездоленные фермеры с семьями ходили в города.

Безработица. Положение в городах было не менее утешительным. Многие фабрики и заводы закрывались, увеличивая таким образом армию безработных. Весной 1932 года число безработных достигло отметки 12,5 млн. человек (10% от всего населения). Пик пришелся на начало 1933 года, когда безработных в Америке было 16 млн. человек. Примерно 17% трудоспособного населения США осталось без средств к существованию. Положение усугублялось тем, что у администрации Гувера не было федеральной программы борьбы с безработицей. Гувер полагал, что проблемы безработных должны решать власти штатов и городские муниципалитеты.Гувер категорически возражал против прямой федеральной помощи безработным и наложил вето на принятый Конгрессом закон об оказании прямой помощи физическим лицам и о значительном расширении общественных работ. В июле 1932 число безработных достигло 12 млн. человек, но президент настаивал, что прямая федеральная помощь «деморализует» граждан. Однако практически все промышленные города превратились в банкротов, так что оставшимся без работы людям приходилось уповать на благотворительные фонды и пожертвования частных лиц. Однако этих средств катастрофически не хватало, и в третью зиму депрессии разразился голод.

Страна стояла на грани социальной пропасти. Мятежи и стачки ежедневно происходили в том или ином штате страны. Америке нужны были перемены.

На президентских выборах 1932 г. победил Франклин Рузвельт. Так начался новый этап восстановления после депрессии.

«Новый курс» Франклин Рузвельт пытался делать всё возможное, чтобы страна не стояла на месте. Для выхода из кризиса в 1933 году начал осуществляться Новый курс - различные меры, направленные на регулирование экономики. Некоторые из них, по современным представлениям, помогли устранить причины Великой депрессии, некоторые носили социальную направленность, помогая наиболее пострадавшим выжить, другие меры усугубили положение.

Почти сразу же после вступления в должность, в марте 1933 года, Рузвельту пришлось столкнуться с третьей волной банковской паники, на которую новый президент отреагировал закрытием банков на неделю и подготовкой за это время программы гарантирования вкладов.

Первые 100 дней президентства Рузвельта были отмечены интенсивной законодательной деятельностью. Конгресс разрешил создать Федеральную корпорацию страхования вкладов и Федеральную администрацию чрезвычайной помощи (ФАЧП), создание которой предписывалось Законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 года. В задачи ФАЧП входило: а) строительство, ремонт и улучшение шоссе и магистралей, общественных зданий и любых других государственных предприятий и коммунальных удобств; б) сохранение естественных богатств и развитие их добычи, включая сюда контроль, использование и очищение вод, предотвращение почвенной и береговой эрозии, развитие водной энергетики, передачу электрической энергии, строительство различных речных и портовых сооружений и предотвращение наводнений.

Безработные активно привлекались к общественным работам. В общей сложности в 1933-1939 годах на общественных работах под эгидой Администрации общественных работ (PWA) и администрации гражданских работ (СВА) (это строительство каналов, дорог, мостов зачастую в необжитых и болотистых малярийных районах) численность занятых на общественных работах достигала 4 миллиона человек.

В сфере сельского хозяйства принятый 12 мая 1933 года закон о регулировании, который реструктурировал 12-миллиардный фермерский долг, сократил проценты по ипотечной задолженности и удлинил срок погашения всех долгов. Правительство получило возможность предоставить фермерам заем, и в течение последующих четырёх лет аграрные банки выдали полумиллиону земельных владельцев ссуды на общую сумму 2,2 млрд долларов на очень льготных условиях.

Итоги первого года президентства Рузвельта были неоднозначны: падение ВВП значительно замедлилось и составило лишь 2,1 % в 1933 году, но безработица выросла до 24,9 %.

Методы Рузвельта, резко повышавшие роль правительства, рассматривались как покушение на Конституцию США. В 1935 году Верховный суд США постановил, что Национальная администрация восстановления и вводящий её закон неконституционны. Причина была в фактической отмене в этом акте многих антимонопольных законов и закреплении за профсоюзами монополии на наём работников.

Государство решительно вторглось в сферу образования, здравоохранения, гарантировало прожиточный минимум, взяло на себя обязательство по обеспечению престарелых, инвалидов, неимущих. Расходы федерального правительства в 1932-1940 годах выросли более чем вдвое. Однако Рузвельт опасался несбалансированного бюджета и расходы на 1937 год, когда, казалось бы, экономика набрала уже достаточные обороты, были сокращены. Это снова погрузило страну в рецессию 1937-1938 годов.

Индекс промышленного производства составил в 1939 году только 90 % уровня 1932 года. В 1939 году безработица все ещё оставалась на уровне 17 %. Некоторые указывают, что причиной окончания Великой депрессии стала Вторая мировая война, вызвавшая массовые закупки государством вооружения. Бурный рост в американской промышленности начался лишь в 1939-1941 годах на волне активного наращивания военных закупок.

Борьба за доллар. Рузвельт,запретив экспорт золота, не только резко обесценил доллар, но и способствовал его дальнейшему падению. Падение доллара вызвало серьезное беспокойство среди деловых кругов во всем мире, но администрация Рузвельта хладнокровно посоветовала, например, участникам Всемирной экономической конференции - обратить внимание на более важные вопросы, чем стабилизация доллара. Казавшееся неподконтрольным падение доллара было остановлено в конце января 1934 года благодаря хитроумному плану увеличения закупок золота по все возрастающим ценам. В феврале 1934 года доллар был стабилизирован на отметке 59% от прежнего курса.


Close