Тематические и жанровые телепредпочтения россиян

Чаще всего люди смотрят новостные программы и кино. Недоверие к новостной информации возникает – часто или редко – у 66% респондентов (среди людей с высшим образованием – у 75%). Вообще же телевизор нужен людям, чтобы ориентироваться в текущих событиях в нашей стране, значительно реже (в том числе реже в сравнении с прошлыми опросами) люди говорят, что это способ расслабиться, отдохнуть, приятно провести время.


ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Как часто в течение недели вы смотрите телевизионные программы (неважно, через какие устройства и какой канал)?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

Карточка, один ответ

7 сентрября 2008 22 января 2012 20 января 2013 25 мая 2014 24 мая 2015 12 июня 2016 5 февраля 2017
Практически каждый день 72 78 75 74 73 61 67
3-5 дней в неделю 15 11 11 11 12 11 12
1-2 дня в неделю 7 5 8 7 7 13 11
Реже, чем раз в неделю 3 2 2 2 3 4 3
2 2 3 6 5 9 5
У меня нет телевизора 1 1 <1 1 <1 3 1
Затрудняюсь ответить 1 1 <1 <1 <1 <1 <1
Население в целом 18-30 лет 31-45 лет 46-60 лет Старше 60 лет
Практически каждый день 67 43 63 79 89
3-5 дней в неделю 12 15 12 11 8
1-2 дня в неделю 11 21 13 6 2
Реже, чем раз в неделю 3 8 4 1 <1
Я не смотрю телевизионные программы 5 11 7 2 1
У меня нет телевизора 1 2 1 0 <1
Затрудняюсь ответить <1 <1 <1 1 <1

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Карточка, не более трех ответов

22 января 2012 20 января 2013 25 мая 2014 24 мая 2015 12 июня 2016 5 февраля 2017
Новости 64 63 72 58 55 57
Художественные фильмы 64 62 53 52 48 53
Развлекательные программы 36 33 30 34 26 29
Телесериалы 27 29 25 26 26 27
Спортивные программы 24 26 20 25 24 24
Документальные фильмы 25 23 21 24 24 24
Концерты, театральные постановки 27 26 22 24 16 19
Общественно-политические программы 16 13 19 23 20 18
Авторские программы 16 15 14 16 15 16
Ток-шоу 21 16 17 15 17 13
Образовательные программы 13 13 9 15 12 13
Интеллектуальные игры 11 11 7 10 9 10
Другие 2 1 2 2 2 2
Затрудняюсь ответить 1 1 1 1 1 1

Для чего, в первую очередь, вы смотрите телевизионные программы? Назовите не более трех причин.

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

25 мая 2014 24 мая 2015 5 февраля 2017
Ориентироваться в текущих событиях в нашей стране 54 49 47
Расслабиться, отдохнуть, приятно провести время 50 43 30
Забыть о повседневности, о тревогах и проблемах 20 21 24
Понимать актуальные проблемы страны и общества 22 25 22
Расширять кругозор, развивать свой ум 19 31 17
Понимать действия политиков и государственных деятелей 12 12 14
Понимать жизнь людей в других странах 11 9 11
Понимать, как живут люди в других регионах страны 12 10 11
Понимать законы страны и как их применять 8 10 7
Понимать, как жить, как строить свою жизнь 3 6 6
Представлять перспективы страны 6 8 6
Понимать себя, понимать других людей 5 4 5
Узнавать о людях, с которых можно брать пример 4 5 3
Затрудняюсь ответить 3 3 3

Бывает ли так, что новостная информация на телевидении вызывает у вас недоверие, сомнения? И если да, то так бывает часто или редко?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

Вопрос не задавался тем, кто не смотрит телевизионные передачи и у кого нет телевизора, – отвечали 94% респондентов

Что вы обычно делаете, когда новостная информация на телевидении вызывает у вас недоверие, сомнения?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Вопрос не задавался тем, кто никогда не испытывает недоверия к новостной информации, – отвечали 71% респондентов. Карточка, любое число ответов

24 мая 2015 5 февраля 2017
Ищу информацию в интернете на новостных сайтах 15 18
Обсуждаю информацию со знакомыми, друзьями, родственниками 14 17
Ищу информацию в других СМИ (газеты, радио) 9 10
Ищу информацию в интернете на форумах, в блогах, в социальных сетях 6 9
Другое 2 3
Обычно ничего не предпринимаю специально 24 23
Затрудняюсь ответить 2 2

Одни считают, что в новостных программах тележурналисты должны только передавать факты, информацию о событиях. Другие считают, что в новостных программах журналисты также могут давать оценку фактам, событиям. Какая точка зрения вам ближе?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Вопрос не задавался тем, кто не смотрит телевизионные передачи и у кого нет телевизора, – отвечали 94% респондентов

Как вам кажется, за последние два-три года качество информационных, новостных передач отечественного телевидения изменилось к лучшему или к худшему?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Вопрос не задавался тем, кто не смотрит телевизионные передачи и у кого нет телевизора, – отвечали 94% респондентов

Какие из телеканалов вам нравятся больше всего?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Вопрос не задавался тем, кто не смотрит телевизионные передачи и у кого нет телевизора, – отвечали 94% респондентов. Карточка, не более трех ответов

22 января 2012 20 января 2013 25 мая 2014 24 мая 2015 12 июня 2016 5 февраля 2017
Первый канал 52 61 63 63 48 52
Россия 1 48 55 57 57 46 43
НТВ 41 49 38 42 31 36
ТНТ 23 24 23 26 23 21
Россия 24 5 10 20 23 17 18
СТС 19 19 22 23 19 18
РЕН ТВ 10 17 16 17 17 18
Звезда 7 12 9 18 12 15
Пятый канал 8 12 14 20 14 13
Домашний 9 13 9 12 12 12
Матч ТВ 12 14 13 15 9 11
Россия К (Культура) 10 12 9 11 7 9
ТВ Центр 6 10 9 13 8 8
Пятница 4 3 3 7 9 8
ТВ 3 3 5 5 7 7 7
Карусель 3 4 4 7 6 5
3 3
Ю 6 1 2 3 2 3
РБК-ТВ 1 1 1 2 2 2
Че (Перец) 4 7 7 9 3 2
Евроспорт (Eurosport) 3 3 1 3 2 2
Лайфньюс (Life News) 2 2
Евроньюс (Euronews) 1 2 2 3 1 2
2х2 1 2 1 2 2 1
Дождь 1 1 1 0 1
Местные телеканалы 6 7 7 9 5 4
Спутниковые телеканалы 2 2 2 6 2 3
Кабельные телеканалы 5 8 3 5 4 4
Другой 2 3 4 3 3
Затрудняюсь ответить 5 1 1 2 1 1

Из передач каких телеканалов вы обычно узнаете о последних событиях в нашей стране и за рубежом?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Вопрос не задавался тем, кто не смотрит телевизионные передачи и у кого нет телевизора, – отвечали 94% респондентов. Карточка, любое число ответовв
До 12 июня 2016 г. вместо телеканала «Матч ТВ» был телеканал «Россия 2 (Спорт)», до 25 мая 2014 г. вместо телеканала «Пятница» был телеканал MTV

24 мая 2015 12 июня 2016 5 февраля 2017
Первый канал 68 51 58
Россия 1 58 43 47
НТВ 33 20 26
Россия 24 24 18 19
РЕН ТВ 7 6 8
Пятый канал 10 5 7
Звезда 6 3 4
ТВ Центр 8 5 4
ОТР - Общественное Телевидение России 1 2
Россия К (Культура) 3 1 2
Евроньюс (Euronews) 3 1 1
РБК-ТВ 2 2 1
Лайфньюс (Life News) 2 1
ТНТ 4 2 1
СТС 4 1 1
Домашний 2 <1 1
Матч ТВ 5 1 1
Пятница 1 <1 1
ТВ 3 1 <1 <1
Дождь <1 <1 <1
Ю <1 <1 <1
2х2 <1 <1 <1
Евроспорт (Eurosport) <1 <1 <1
Карусель 1 <1 <1
Че (Перец) 1 <1 <1
Местные телеканалы 4 2 2
Спутниковые телеканалы 1 <1 1
Кабельные телеканалы 1 1 1
Из передач других телеканалов 1 2 1
Затрудняюсь ответить 4 3 2

ъДТБЧУФЧХКФЕ, УЕЗПДОС Ч ТБУУЩМЛЕ УФБФШС чБМЕТЙС лПМПНЕОЛПЧБ ОБ ФЕНХ "рПЮЕНХ МАДЙ УНПФТСФ ФЕМЕЧЙЪПТ?"

б ОБЫБ ЦЙЪОШ - ЬФП ФЕМЕЧЙЪПТ. пО РТБЧЙФ ОБНЙ, ПО ХЮЙФ ОБУ ЦЙФШ...

чУЕЗДБ ИПФЕМ РПОСФШ, РПЮЕНХ МАДЙ УНПФТСФ ФЕМЕЧЙЪПТ?

б УФБМ С ЧУЕ ВПМШЫЕ ЪБДХНЩЧБФШУС ОБД ЬФЙН ЧПРТПУПН У ФЕИ РПТ, ЛБЛ РПОСМ, ЮФП ЛХДБ-ФП С ОЕ ФХДБ УФБМ ТБЪЧЙЧБФШУС. оБЮБМУС НПК ПРЩФ ФЕМЕЪТЙФЕМС Ч ДБМЕЛПН ДЕФУФЧЕ 25 МЕФ ОБЪБД.

ч ФП ЧТЕНС, Б ВЩМП ЬФП Ч 80-И ЗПДБИ, РПУНБФТЙЧБМЙ НЩ ФЕМЕЧЙЪПТ. уЮБУФШЕ, ЮФП НПЙ РТПУНПФТЩ ОБЮБМЙУШ ФПЗДБ. вХДШ С УЕКЮБУ РПДТПУФЛПН, ОБЧЕТОПЕ, ОЕ УМЕЪ ВЩ У ЬФПК ЙЗМЩ.

пВЯСУОА РПЮЕНХ. еУМЙ чБН ХЦЕ ЪБ 30, ФП ЧЩ ДПМЦОЩ РПНОЙФШ ФП ЪБРПМОЕОЙЕ ФЕМЕЬЖЙТБ. с РПНОА, ВПМШЫЙОУФЧП УЕНЕК РПДРЙУЩЧБМПУШ ОБ НЕУФОЩЕ ЗБЪЕФЩ. б Ч ОЙИ ЮФП ВЩМП, ЛТПНЕ ЧЩУПЛЙИ ОБДПЕЧ Й ПЛХМШФХТЙЧБОЙС ОБГЙК? лПОЕЮОП ЦЕ, ОБ РПУМЕДОЕК УФТБОЙГЕ МАВПК ПВМБУФОПК ЙМЙ ТБКПООПК ЗБЪЕФЩ ВЩМБ ТБЪНЕЭЕОБ ЛХМШФХТОБС, ФБЛ УЛБЪБФШ, РТПЗТБННБ. оХ ФБН, ЮФП Ч НЕУФОПН ФЕБФТЕ РПЛБЪЩЧБАФ, Ч ЛЙОПЫЛЕ ЮФП ЛТХФСФ, Б УБНПЕ ЗМБЧОПЕ, ЕУМЙ ОЕФ ДЕОЕЗ ОБ НПТПЦЕОПЕ (Б ДЕФУЛЙК ВЙМЕФ Ч ЛЙОП, РТЕДУФБЧШФЕ УЕВЕ, УФПЙМ Ч ДЧБ ТБЪБ ДЕЫЕЧМЕ, ЮЕН РМПНВЙТ), ФП ОЕЙЪНЕООП НЩ ЮЙФБМЙ УБНХА ЗМБЧОХА РПМПУХ - РТПЗТБННХ ФЕМЕРЕТЕДБЮ (Б ТБДЙ ЮЕЗП ДХНБЕФЕ ЗБЪЕФЩ ЧЩРЙУЩЧБМЙУШ). лТПНЕ ФПЗП, ЛПЗДБ ОБУФХРБМП УЮБУФМЙЧПЕ ЧТЕНС ЛБОЙЛХМ, ОЕ ОБДП ВЩМП ЫЛПМСТБН ХЮЙФШ ХТПЛЙ, ЧЩЛМСОЮЙЧБМЙУШ ДЕОШЗЙ Х ТПДЙФЕМЕК ОБ РПЛХРЛХ ЕЦЕОЕДЕМШОПК ЗБЪЕФЩ, ЗДЕ ПВСЪБФЕМШОП ДПМЦОБ ВЩФШ ОЕДЕМШОБС ФЕМЕРТПЗТБННБ…

у ЛБЛПК ГЕМША ЧУЕ ЬФП ДЕМБМПУШ? рТБЧЙМШОП, ВТБМУС Ч ТХЛЙ ЛБТБОДБЫ Й ПФДЕМСМЙУШ РЕУОЙ ОБТПДПЧ НЙТБ ПФ ПУФБМШОПЗП. пУПВП РТЙЧЕФУФЧПЧБМЙУШ Ч РТПЗТБННЛЕ НХМШФЙЛЙ, ЖЙМШНЩ (РТБЧДБ ОЕ ЧУЕ - ОЕ РЕТМП РПЮЕНХ-ФП ПФ “юЕМПЧЕЛБ У ТХЦШЕН” ЙМЙ ФБН “хЗТАН-ТЕЛЙ"... оЙЛБЛПК ЙДЕПМПЗЙЙ. фПМШЛП ТЕМБЛУБГЙС. фЕМЙЛ УНПФТЕМУС УФТПЗП РП ТБУРЙУБОЙА, Б Ч ПУФБМШОПЕ ЧТЕНС - ЙЗТЩ, ЛОЙЗЙ, ОХ ЛПОЕЮОП ЦЕ Й ХТПЛЙ. дБЦЕ ЙОПЗДБ РПЛХРБМУС ОЕДЕМШОЩК БВПОЕНЕОФ Ч ЛЙОПФЕБФТ ДМС ЫЛПМШОЙЛПЧ ОБ ЛБОЙЛХМБИ (Х ОБУ ЪОБЕФЕ МЙ Ч 10 ЮБУПЧ ХФТБ РПЛБЪЩЧБМЙ ЧУСЛЙИ ФБН "оХ-РПЗПДЕК" Й "дЕФЕК ЛБРЙФБОБ зТБОФБ"). фБЛ ЧПФ, МЕЗЛП ВЩМП Ч ФП ЧТЕНС ЖЙМШФТПЧБФШ ТЕЫЕОЙС 27 УЯЕЪДБ лруу ПФ ПУФБМШОПК ОЕЙДЕПМПЗЙЮЕУЛПК УПУФБЧМСАЭЕК ЧЕЭБОЙС.

чЕТОЕНУС ФЕРЕТШ Ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС. уЛПМШЛП УЕНЕК ЧЩРЙУЩЧБЕФ ЗБЪЕФЩ У ГЕМША ЙЪХЮЕОЙС РТПЗТБННЩ ФЕМЕРЕТЕДБЮ? дБ Ч УФПОЙ ТБЪ НЕОШЫЕ ЮЕН ТБОШЫЕ… й ОЕ ОБДП НЕОС ХВЕЦДБФШ, ЮФП РТПЗТБННХ УФБМЙ ЙЪХЮБФШ ЮЕТЕЪ йОФЕТОЕФ, ФЕМЕФЕЛУФ Й РТПЮЙЕ РТЕМЕУФЙ Ч ТБЪЧЙФЙЙ ГЙЧЙМЙЪБГЙЙ. нПЦЕФ Х МАДЕК ОЕФ ДЕОЕЗ ОБ ЗБЪЕФЩ? оЕФ, СЧОП ОЕ Ч ЬФПН ДЕМП… фПЗДБ Ч ЮЕН, УРТПУЙФЕ чЩ? оБ НПК ЧЪЗМСД УЕТПУФШ ЧУЕ ВПМШЫЕ ЧОЕДТСЕФУС (УПЪОБФЕМШОП ЙМЙ ВЕУУПЪОБФЕМШОП - ЬФП ФЕНБ ПФДЕМШОПК ВЕУЕДЩ) Ч ОБЫЙ ХНЩ. оБН ХЦЕ ОЕ ДБАФ ДБЦЕ РТБЧБ ЧЩВПТБ…

рТЙДС ДПНПК, ЧЩ У ХДЙЧМЕОЙЕН ПВОБТХЦЙЧБЕФЕ, ЮФП Ч ПДОП Й ФП ЦЕ ЧТЕНС РП ЧУЕН ВЕУРМБФОЩН ЛБОБМБН ЛТХФСФ РТЙНЕТОП ПДОЙ Й ФЕ ЦЕ УЕТЙБМЩ (ЬФП ЙМЙ ЛБЛЙЕ-МЙВП ЧБТЙБГЙЙ ОБ ФЕНХ ЛТЙНЙОБМБ ЙМЙ УМБЭБЧЩЕ ФТЕИУПФУЕТЙКОЩЕ НЩМШОЩЕ ВТБЪЙМШУЛЙЕ ПРЕТЩ).

рУЙИПМПЗЙ, ОБ ЛПФПТЩИ Х НЕОС ЕУФШ ПФДЕМШОЩК ОБЕЪД, УЛБЦХФ - ЬФП ЙМЙ УФТЕНМЕОЙЕ РПОЙЪЙФШ РПТПЗ ЮХЧУФЧЙФЕМШОПУФЙ (ОХ ЪОБЕФЕ, ЬФП ЛПЗДБ чБН ЧУЕ ЧТЕНС РПЛБЪЩЧБАФ ФТХРЩ, ХВЙКУФЧБ, ОБУЙМЙЕ ОБД МЙЮОПУФША, Б РПУМЕ ЬФПЗП ЧЩ ЧЩИПДЙФЕ ОБ ХМЙГХ, Й ЧБН ХЦЕ ОБРМЕЧБФШ, ЮФП ФБН РТПЙУИПДЙФ ФП ЦЕ УБНПЕ) ЙМЙ УФТЕНМЕОЙЕ ХЛТБУФШ Х чБУ МЙЮОПЕ ЧТЕНС (чБЫБ НЩУМЕДЕСФЕМШОПУФШ ЪБНЕДМСЕФУС РТЙ РТПУНПФТЕ НЩМШОЩИ УЕТЙБМПЧ, чБН ХЦЕ ОЕ ФБЛ ЙОФЕТЕУОП, РПЮЕНХ ВПМШЫЙОУФЧП ЙЪ ЧБУ ОБИПДЙФУС Ч ФБЛПК Ц…, Й ФЕН ВПМЕЕ НПЪЗ ОЕ ПЪБВПЮЕО РТПВМЕНБНЙ ЧЩИПДБ ЙЪ ЬФПК Ц...

оХ РТП ВЕУРМБФОЩЕ ОПЧПУФЙ С НОПЗП ТБУРЩМСФШУС ОЕ ВХДХ, ФПМШЛП ЪБНЕЮХ, ЮФП ОЕФ ОЙЮЕЗП ХДЙЧЙФЕМШОПЗП, ЮФП Й РТЙ ууут Й РТЙ тПУУЙЙ ОЕФ ТБУИПЦДЕОЙК Х ЛПННЕОФБФПТПЧ У ПЖЙГЙБМШОПК РПЪЙГЙЕК, ЙДЕПМПЗЙС ЧУЈ-ФБЛЙ.

б ЕЭЈ ОБН РТЙЧЙЧБАФ РУЙИПМПЗЙА РТПЙЗТБЧЫЙИ - ЬФП С РТП УРПТФЙЧОЩЕ УПТЕЧОПЧБОЙС. чЩ ДХНБЕФЕ, РПЮЕНХ бНЕТЙЛБ ФБЛ НОПЗП УТЕДУФЧ ФТБФЙФ ОБ УРПТФ? ъДПТПЧШЕ ОБГЙЙ? жЙЗ ЧБН, ТБДЙ РПДДЕТЦБОЙС ЙНЙДЦБ БНЕТЙЛБОГБ, ЛБЛ УБНПЗП УЙМШОПЗП Й ТБЪХНОПЗП. дТХЗПК УФЙНХМ Х ОЙИ… б Х ОБУ: ЬФЙ РТПДХМЙ ФЕН-ФП, ФЕ РТПЙЗТБМЙ ФЕН, ДБЦЕ ФБЛЙЕ ОПЧПУФЙ, ЛБЛ ЧЩЙЗТЩЫ ОБЫЙИ ФЕООЙУЙУФПЛ ОБ хЙНВМДПОЕ НЩ ХЪОБЈН ЧУЛПМШЪШ.

фУУ… оЕ РПМПЦЕОП ОБН ЪОБФШ ИПТПЫЙИ ОПЧПУФЕК, ЪБЛБЪЮЙЛ РТПЗТБНН ОЕ ЧЕМЙФ ЪОБФШ… лФП ЦЕ ПО, ЬФПФ ЗМБЧОЩК ЖЙОБОУЙУФ ДЕРТЕУУЙЧОПЗП УПУФПСОЙС? рХУФШ ЮЙФБФЕМШ УБН ПФЧЕФЙФ ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ.

юФП ЦЕ РПМХЮБЕФУС? б ЧПФ РТЙНЕТОП ЮФП. чЩ РТЙИПДЙФЕ У ТБВПФЩ, ЗДЕ РПМХЮБЕФЕ ЦБМЛЙЕ ЗТПЫЙ, ЧЛМАЮБЕФЕ ФЕМЙЛ, ЗПЧПТЙФЕ, Б РПЫМП ЧУЕ… й ОБЮЙОБЕФЕ ДТХЗХА ЦЙЪОШ… чОЕ ТЕБМШОПУФЙ ПОБ. чБН ФБН УЛБЦХФ, ЮФП ЧУЕ РМПИП, ЪБ ЪБВПТ МХЮЫЕ ОЕ ЧЩИПДЙ, МХЮЫЕ РПУНПФТЙ, ЛБЛЙЕ УФТБУФЙ ФБН, Ч вТБЪЙМЙЙ (Й ОЕ ЧБЦОП ЦЕОЕ Ч ЬФПФ ЮБУ, ЮФП НХЦ ЗПМПДОЩК, Б ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙЕ ОБЮЙОБЕФУС УП ЧЪБЙНПХЧБЦЕОЙС). б ФП, ЮФП ЪБТРМБФБ Х ФЕВС НБМЕОШЛБС, ФБЛ ФЕВЕ ИЧБФЙФ ОБ ФБЛХА ЧПФ НБТЛХ РЙЧБ, Б ЦЕОЕ ОХЦЕО ЧПФ ФБЛПК УФЙТБМШОЩК РПТПЫПЛ У ЧПФ ФБЛЙНЙ, РБТДПО, РТПЛМБДЛБНЙ… фБЛ ЮФП ДЕОЕЗ ФЕВЕ ИЧБФЙФ.

уйдй й унпфтй…

чПФ ФХФ УЛБЪБОБ ЧБЦОБС НЩУМШ - МАДЙ ДЕМБАФ ЧУЕ ЮФП ХЗПДОП, МЙЫШ ВЩ ОЕ ЛБУБФШУС змбчопзп. рП ФЕМЕЧЙЪПТХ УНПФТСФ ЧУЕ ЮФП ХЗПДОП, МЙЫШ ВЩ ОЕ ФТЕЧПЦЙФШ УЧПЕ ЗОЙМПЕ ВПМПФП.

рПФПНХ ЮФП Х ФБЛЙИ МАДЕК ЧПЪОЙЛБЕФ ХЦБУ ПФ ПДОПЗП ОБНЕЛБ ОБ ФП, ЮФП ПОЙ ОЕ ХНЕАФ РТЙОЙНБФШ ТЕЫЕОЙС УБНПУФПСФЕМШОП, ЮФП ЙИ ЪДПТПЧШЕ ДБЧОП ХЦ РПЫБФОХМПУШ, Б ЙУРТБЧМСФШ ЕЗП ОЕ ИПЮЕФУС Й ОЕ НПЦЕФУС. юФП ЛЧБТФЙТБ, Ч ЛПФПТПК ПОЙ ЦЙЧХФ УПЧЕТЫЕООП ОЕ ФП, П ЮЕН ПОЙ НЕЮФБАФ. оП ПВ ЬФПН УФБТБАФУС ОЕ ЗПЧПТЙФШ. рПФПНХ ЮФП ПОЙ ОЕ УРПУПВОЩ ПТЗБОЙЪПЧБФШ УЕВЕ ФБЛПЕ ЦЙМШЕ, ЛПФПТПЕ ИПЮЕФУС!

уЛТЩЧБАФУС Й ХНБМЮЙЧБАФУС ЧПРТПУЩ ЧЩЦЙЧБОЙС - ЮФП ДЕМБФШ, РПУМЕ чхъБ (ЬФП РТП УФХДЕОФПЧ) Й ЮФП ДЕМБФШ, ЕУМЙ ХЧПМСФ (РТП ТБВПФОЙЛПЧ).

ьФЙ ЧПРТПУЩ ОБЧПДСФ ФЙИЙК ХЦБУ ОБ МАДЕК. лбл фщ вхдеыш цйфш, еумй хвтбфш чуе лпуфщмй???

х ОЕЗП ОЕФ ПФЧЕФБ ОБ ФЧПК ЧПРТПУ Й ЙНЕООП РПЬФПНХ ФБЛПК ЧЪЗМСД Х МАДЕК ОБ ХМЙГБИ. хЗТАНЩК.

мадй, рптб ртпущрбфшус! ъб чбу ьфп ойлфп ое удембеф!

юФП РП ФЕМЕЧЙЪПТХ РПЛБЪЩЧБАФ - ЬФП МЙЫШ ЪБЛБЪОБС ЙММАЪЙС. ъБЛПОЩ ЦЙЪОЙ, ДБ Й УБНБ ЦЙЪОШ УПЧЕТЫЕООП ДТХЗБС. зДЕ-ФП ЦЕУФПЛБС, ЗДЕ-ФП ХДЙЧЙФЕМШОБ. б ЛБЛ ЧЩ РПЪОБЕФЕ ЬФХ ЦЙЪОШ, ЕУМЙ ЧБЫБ ЦЙЪОШ УПУФПЙФ ЙЪ ВЕМЛЙОПЗП ЛПМЕУБ "ТБВПФБ-РЙЧП-ФЕМЕЧЙЪПТ"???

чПФ ФБЛПК ЧПФ ЧПРТПУ.

б УФБФШС "тБВПФБ-РЙЧП-ФЕМЕЧЙЪПТ" ВЩМБ ПРХВМЙЛПЧБОБ Ч РСФПН ОПНЕТЕ ЦХТОБМБ "тЕЪХМШФБФ". чПФ ФБН ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЕУФШ ЮФП РПЮЙФБФШ. уУЩМЛБ ОБ "тЕЪХМШФБФ" ЧЧЕТИХ ЬФПК УФТБОЙГЩ.

оХ, ЬФП Ч ЧЙДЕ ЙОЖПТНБГЙЙ.

й ЧУЕ, ЛТПНЕ ЧБЫЙИ МЙЮОЩИ ГЕМЕК - ЖХЖМП!

рЕТЕНЕО ФТЕВХАФ ОБЫЙ УЕТДГБ!
рЕТЕНЕО ФТЕВХАФ ОБЫЙ ЗМБЪБ!

Телевизор в наше время есть в каждом доме. Часто даже не один. Целые семьи проводят около "голубого экрана" всё свое свободное время.

Телевизор - пожиратель времени

Старая фраза «Хлеба и зрелищ!» приобрела в наше время совсем другое значение. От голода в цивилизованных странах уже не умирают. Население предпочитает не выбирать между хлебом и зрелищами. Пульт дистанционного управления от ТВ, еда и диван - самая популярная форма современного досуга.

Остановиться невозможно: сериал, потом новости, а за ними кинофильм. Время пролетает незаметно. Так же незаметно поглощается вредная пища. Глядя в телевизор, люди едят, не замечая количества поглощаемой пищи.

Среднестатистический житель страны приходит с работы в 6 вечера и сразу включает телевизор и выключает его только после полуночи. В выходные дни и праздники телевизор в некоторых домах может работать сутками без выключения.

Подсчитано, что люди проводят у телевизора 1/3 часть своей жизни! И эти же люди постоянно жалуются на нехватку времени.

Телевизор - похититель здоровья

Сейчас модно вести здоровый образ жизни и заниматься спортом. При этом герои сериалов ведут нездоровый образ жизни: курят, пьют и даже употребляют наркотики. Так на подсознательном уровне закладывается идея о том, что забота о здоровье не обязательна.

При длительном просмотре телепередач ухудшается зрение. Наши глаза приспособлены для того, чтобы постоянно менять фокусировку, разглядывая окружающий мир. Телевизор лишает их этой возможности.

Кроме этого все заболевания, называемые «эпидемиями современности», связаны с гиподинамией. Гипертония, инфаркты и инсульты. Ожирение и сахарный диабет. Заболевания вен и суставов. Остеопороз. Причина этих болезней в том, что люди все меньше и меньше двигаются. И при этом все больше и больше едят около телевизора.

Проводя у телевизора несколько часов в день, дети и взрослые зарабатывают атрофию мышц. В результате им трудно сидеть, стоять, а в перспективе и двигаться вообще. У них снижается выносливость. Самые простые действия даются с трудом. При этом появляется усталость не только физическая, но и психологическая.

Телевизор - утрата ценностей

Мало кто задумывается о том, что телевизор не может отражать реальную жизнь. Чтобы придать сюжету захватывающую линию, авторы сценариев прибегают к неожиданным поворотам в судьбе героев. В реальной жизни многим людям не хватает ярких ощущений. Но вместо того, чтобы сделать собственную жизнь интересной и захватывающей, люди следят за чужой жизнью, сетуя на то, что их судьба не удалась.

Когда герой сериала добивается успеха, часто создается иллюзия того, что сам человек не предпринимал никаких усилий и все получил «просто так». Иллюзии создают и разного рода «звездные истории». Раскрутка каждого «персонажа» обычно продумана до мелочей. Но любители подглядывать в замочную скважину об этом не задумываются.

Люди, которые постоянно смотрят телевизор, начинают сравнивать своих детей или супругов с телевизионными персонажами, потому, что на экране положительный герой часто не имеет недостатков. Поиски «идеального» партнера, похожего на героя из сериала, заканчиваются конфликтами и одиночеством.

Телевизор - добровольное одиночество

Одиночество это плохо. Но и телевизор запирает зрителя в четырех стенах. Причем «затворниками» люди становятся вполне добровольно и осознанно. Некоторые даже отключают телефон, чтобы посмотреть телевизор.

В современном обществе телевизор заменил многим людям все формы досуга. Куда отправляют родители детей, когда им неохота решать их проблемы? К телевизору! Маленького ребенка можно надолго «зафиксировать» перед светящимся экраном. Так телевизор заменяет ребенку маму, папу, игры, книги, физическую активность, прогулки и друзей.

Ни один наркотик, ни одно заболевание не способно так быстро и так прочно изолировать человека от общества. В некоторых семьях практически не разговаривают — совместный просмотр телевизора заменяет общение. Перед экраном люди становятся пассивными. Чувство восприятия времени нарушается. Реальность искажается.

Искаженная реальность

Поток данных с экрана специальным образом обрабатывается. Он на бессознательном уровне навязывает людям определенные ценности. Спросите телемана — для чего он ежедневно смотрит новости? Он ответит, что хочет быть в курсе того, что происходит в мире. В каком мире?

По телевизору постоянно рассказывают о войне, смерти, катастрофах, несчастьях, стихийных бедствиях…. На одну положительную новость приходится до 7 отрицательных. Такой поток негатива вреден для здоровья. И для чего нужно знать о том, что происходит в Африке, если не видишь, что происходит в собственном доме?

Язык телевидения — это «картинка» и звук. Они воспринимаются правым полушарием, которое заведует подсознанием. Телевизионная реальность изменяет его, вызывая зависимость, навязывая стереотипы поведения и мышления.

Портрет телемана

Телеманы бывают разными. Одни смотрят бесконечные сериалы. Другие ищут «познавательные» программы. Третьих не оттащить от криминальной хроники. Есть фанаты ток-шоу и любители телевикторин. Самые зависимые не выключают телевизор ни днем ни ночью. Он работает постоянно, «для фона». При этом люди могут параллельно заниматься еще чем-то.

Хуже всего, когда человек становится «заппингоманом» и без конца переключает телеканалы, посылая в свой мозг кашу из образов и звуков. Эти люди часто не могут вспомнить, что они смотрели, хотя проводят у телевизора сутки. Любители сериалов, напротив, часто помнят все его подробности. И считают события вполне правдоподобными,

Сереальные страсти?

Многие люди уверены, что сериалы довольно точно отражают действительность. Однако это вовсе не так. Герои телесериалов слишком часто теряют детей, гибнут от несчастных случаев, болеют, подвергаются нападениям или погибают.

По данным исследований более 4% героинь современных сериалов умирают во время родов. На самом деле уже в 1847-1848 годах, после того, как доктор Зиммельвейс ввел практику мытья рук врачами перед приемом родов, смертность матерей в родильных домах сократилась до 2,5%! В 19 веке в Московском родильном доме им. Абрикосовой смертность матерей и младенцев была меньше 1%. А в наше время гибель ребенка во время родов составляет менее половины процента и происходит только при такой патологии, при которой ранее до родов дело вообще не доходило.

Итак, до реального отображения событий сериалам далеко. Некоторые люди настолько зомбируются сериалами и новостями, что переносят телесобытия в собственную жизнь. Или наоборот, уходят в сериал полностью, забывая о реальной жизни.

Уходя уходим…

Телевизор — удобное средство для того, чтобы не заниматься реальными проблемами своей жизни. Женщину могут не устраивать отношения с мужем или с детьми. Но она просто уходит… в телевизор. То же самое можно сказать и про мужчин — лежа перед телевизором, можно не замечать того, что рушится их брак или бизнес.

Телевизор — это удобное средство психологической защиты — определенный стереотип поведения, предохраняющий от психологических неприятностей. Глядя на экран можно забыть о существовании проблемы и о необходимости ее решать. Но проблема никуда не уйдет. Рано или поздно решение принимать придется. Или его кто-то примет без вас. И оно вас может не устроить. А виноват будет… телевизор.

Насколько сильно я влип?

Многие люди при отказе от просмотра телевизора испытывают самую настоящую психологическую «ломку». Они испытывают боль в самых разных частях тела. Они не находят себе места, не знают куда пойти и чем себя занять. Телевизор подчинил себе их психику.

Чтобы понять, насколько сильно лично вы зависите от телевизора, попробуйте отказаться от его просмотра. Сколько времени вы сможете не подходить к нему вообще? День? А два? А неделю? А месяц? Сможете не смотреть его вообще? Возможно, что вам придется потратить какое-то время на поиск интересного занятия в качестве альтернативы телевизору. Но ведь ваша жизнь того стоит.

Здравствуйте, дорогие читатели! Дайте угадаю, вы сейчас смотрите телевизор? И не только сейчас, а еще и на кухне во время обеда и вечером на диванчике? 80% людей считает просмотр фильмов и передач самым лучшим отдыхом. Так вот в этой статье я вам докажу обратное и расскажу, можно ли смотреть телевизор.

Телевизор и пропаганда

На человека каждый день обрушается огромный поток информации: на работе, в университете, по радио, из внешней рекламы. В лучшем случае мозг способен эту информацию фильтровать и брать только нужную, но часто этот поток негативно влияет на настроение, мысли и душевное состояние. Не зря существует наука о массовых коммуникациях, где учат как влиять на массы, на сознание человека и при помощи каких каналов.

Такими каналами являются телевизор и интернет. Но проблема в том, что в сети мы сами ищем, что хотим. В случае телевидения информацию отторгать сложнее.

Вспомним времена СССР. Тогда по телевизору было мало что посмотреть, информация жестко фильтровалась. Это и была пропаганда – основной инструмент влияния на решения и мировоззрение человека.

По телевизору нам навязывают не только политические взгляды, а и создают идеальный мир. Мы узнаем, что отношения у нас не такие сказочные, как в кино. Дом и быт не в таком уж порядке. Работа и сам стиль жизни желают быть лучше. На все это влияет красивая и яркая реклама.

Верх мастерства рекламистов –это когда они создают человеку искусственную потребность под свой товар. Например, раньше вы не задумывались, какое количество микробов живет у вас под ободком унитаза и какие военные планы они строят против вас. Несомненно, убирать нужно, но пока не было средств известных нам фирм, не было потребности воевать с микробами. И это только верхушка айсберга.

Так что давайте разберемся, полезен телевизор хоть чем-то или от него один негатив.

Положительные и негативные стороны вопроса

Поскольку телевизор имеет большое влияние на человека, стоит сопоставить все моменты и решить: нужен он вам или нет.

Плюсы просмотра телевизора

1.Легкий доступ к информации
Конечно же, каждый человек должен быть в курсе происходящих в мире событий. Для этого существуют новостные передачи. Телевизор позволяет узнать все новости, найти которые можно во время переключения каналов. Но с этого и вытекает минус под названием пропаганда. И чтобы этот плюс не превратился во вред, нужно уметь отличать правдивую информацию от навязывания и манипуляций. Об этом чуть позже.

2.Расширение кругозора
Кроме новостей по телевизору идет большое количество образовательных передач, которые расширяют кругозор и чему-то учат. Но в таком случае тоже важно не перестараться. Ведь куда интереснее познавать мир самостоятельно, чем лежа на диване.

3.Отдых
Как бы много не говорили об активном отдыхе, иногда хочется просто побыть дома и отдохнуть. В этом всегда поможет телевизор, ведь там можно и кино посмотреть, и музыку послушать.

Пожалуй, это все плюсы. Вы скажете, что все они очень весомые и компенсируют все последующие минуса? Ведь информация – это важно, да и отдыхать тоже нужно. Но сейчас взглянем, как телевиденье негативно влияет на вашу жизнь.

Почему нельзя смотреть телевизор

1.Создание виртуальной реальности

Если вы скажете, что сериалы и различные реалити-шоу никак не влияют на человека, а это только способ отвлечься от проблем – я не поверю. В этом и состоит весь негатив. Человек убегает от реальной жизни, чтобы ничего в ней не решать. Гораздо проще лечь на диван и переживать за героев на экране. Во время просмотра чего-либо создается впечатление, что в телевизоре все идеально, все так просто и всегда хеппи-энд, а вот в собственной жизни все более мрачно.

Хуже, когда появляется зависть. Ведь на экране часто показывают богатую жизнь. Думаете, это действует как стимул к действию? Нет, наоборот. Возникает чувство, что этого никогда не достичь, ведь и так все плохо. Появляется депрессия.

2.Влияние на психику

В наше время цензуры практически не существует. И голубой экран предоставляет возможность узнать, что такое насилие, убийство, воровство, эротика и прочие подобные вещи. Ладно, если вы сталкиваетесь с подобными явлениями 1 раз в месяц, но, к сожалению, мы это видим каждый день. В результате, когда человек после трудного дня хочет расслабиться, он наоборот получает порцию негатива. Это плохо сказывается на психике, возникает раздражительность и, опять-таки, депрессия.

3.Деградация человека

Я знаю многих людей, которые жалуются на жизнь и при этом ничего не делают. И как думаете, какие у них главные развлечения? Да, сидеть перед «ящиком» и клацать каналы. Это уже зависимость. Человек теряет интерес к окружающему миру, не хочет принимать решения и что-то менять. Его больше устраивает следить за чужой жизнью, чем действовать самому. Есть ли у вас такие знакомые?

4.Разрушение семей

Помните моменты, когда внезапно пропадает электричество? Тогда вся семья садится на диван и при свете свечки разговаривает: папа шутит и все смеются. Сегодня семья собирается вместе разве что за ужином. Папа за компьютером, мама смотрит телевизор, а дети сидят в телефонах – общения нет. Все от него отвыкают. Это очень плохо. Лучше купите настольные игры, устройте ужин, пригласите гостей – что угодно, лишь бы делать что-то вместе.

Вот и негативные стороны. И это еще не все

Человек на протяжении жизни должен развиваться, узнавать что-то новое, уметь планировать свое время. А телевиденье это время отбирает. Думаете, когда успешные и богатые люди говорят, что не смотрят телевизор, они врут? Нет, это правда. Вместо телевизора они выбрали саморазвитие.

Кроме того, телевидение плохо влияет на здоровье. В первую очередь на зрение и нервную систему. Но больше всего влиянию поддаются дети.

Как телевизор влияет на детей?


К сожалению современные родители не всегда находят время заниматься детьми. И когда те капризничают, с ними нужно играть и развлекать их. Но нужно и кушать приготовить, и поработать. Тогда приходит время няни-телевизора. Проще всего усадить ребенка перед ним и включить мультики.

Думаете, что ничего страшного не происходит и всем при этом хорошо? Тем более, что мультики развивающие? А вот и нет. Взглянем, что может быть с ребенком при постоянном просмотре «хороших» передач:

  • расстройства нервной системы (заикание, агрессивность, бессонница, головная боль);
  • проблемы со зрением из-за перенапряжения глазных мышц, в последствии – косоглазие и близорукость;
  • телемания, когда человек зависим от телевизора;
  • ожирение – поскольку при просмотре ребенку скучно, особенно когда он один дома, то начинается поглощение бутербродов, чипсов и прочих вредных продуктов;
  • снижение интеллектуального уровня – при просмотре мозг не напрягается, мыслить не нужно.

Все эти проблемы могут возникнуть и у взрослого человека.

Негативное влияние в текущем моменте может серьезно отразиться в будущем: как на физическом состоянии, так и на моральном.

Не устану повторять, что человек, а особенно ребенок, должен развиваться. Умение сидеть на диване перед экраном ничего не даст. А вот другие таланты, которые важно развивать, могут принести успех.

Чем заменить телевизор и как развиваться без него?


Мы уже выяснили, почему не стоит смотреть телевизор. Но чем полезным можно его заменить?

1.Книги
Литература – это отличная замена постоянным мелодрамам по телевизору. Если вы хотите нырнуть с головой в увлекательную историю, то книга – лучше, чем сериал. Книги способствуют:

  • расширению кругозора;
  • увеличению словарного запаса;
  • повышению интеллекта и уровня грамотности;
  • развитию уверенности в себе.

Кроме этого, книги помогают расслабиться и настроиться на позитивный лад.

2.Хобби
Придумайте себе занятие по душе, которым можно заниматься вечером. Необязательно иметь какой-то талант, можно чему-то научиться с ноля. Это может быть: дизайн, рисование, handmade, кулинария, моделирование, пазл. Такие занятия помогают развить фантазию, расслабиться, увидеть результат работы и стать увереннее в себе.

3.Общение
Если вы включаете телевизор, чтобы не сидеть в тишине и не быть одиноким, лучше замените его на живое общение. Не говорите, что нет друзей или все они сейчас заняты. Всегда можно найти новые знакомства. Совместите приятное с полезным: запишитесь в секцию: танцы, спорт, рукоделие, театр и т.д. Там вы и научитесь новому, и найдете друзей.

4.Радио и фильмы
Если же вы не можете обойтись без внешнего шума, к примеру, во время готовки на кухне, включайте радио. Там играет музыка, а новостного шлака практически нет. Кинематограф тоже никто не отменял. Хорошее кино – то же самое, что и хорошая книга. Но не сериал, а фильм. И желательно смотреть диск, чтобы не было рекламы. Да и с этим не переусердствуйте. Не стоит смотреть по три фильма подряд, а то тоже затягивает.

Вот Вам в помощь список хороших фильмов: .

Сколько можно смотреть телевизор?

Если вы все-таки смотрите телевизор, умейте фильтровать информацию. По результатам исследований определено, сколько можно смотреть телевизор:

  • детям до 2 лет – нельзя смотреть вообще;
  • от 2 до 3 – только 30 минут в день, но это время разбить по 5 минут;

Как сказывается отдых перед телевизором на способностях и здоровье наших детей?

Сегодня миллионы людей ежедневно тратят несколько часов за телевизором. При этом многие телезрители получают такое же удовольствие, как и при употреблении психоактивных средств (наркотики, алкоголь). Ученые показали, что, действительно, существует "телевизионная" зависимость, аналогично наркотической, и избавиться от нее порой довольно трудно. Доказательством тому могут служить результаты исследований американских специалистов. Было выбрано несколько семей, которым платили по несколько сот долларов в месяц за то, чтобы они не смотрели телевизор. Результаты эксперимента показали, как и в случае героина, абстинентные симптомы у заядлых телезрителей проявляются в довольно тяжелой форме по прошествии 5 - 7 дней. Среди таких симптомов - чувство агрессии, беспокойство, депрессии и трудности с использованием освободившегося времени.

Кроме того, было показано, что заядлые телезрители испытывают чувство вины из-за большого количества часов, проведенного у экрана. Опрос показал, что 2 из пяти взрослых и 7 из десяти подростков сами признаются в том, что слишком много времени тратят на просмотр телепередач.

Почему же люди все-таки смотрят телевизор по много часов?

Исследования, проведенные среди большого количества телезрителей, выявили несколько основных мотиваций - стремление уйти от скуки повседневной жизни, желание получить те ощущения, о которых можно поговорить с другими людьми, удовольствие от наблюдения за людьми и сравнить с собственным опытом, желание быть в курсе новостей. В основном за экраном долгие часы проводят люди, которые лишены реальной жизни быть участниками интересных событий.

Завораживающую силу голубого экрана физиологи объясняют ориентировочным рефлексом, который еще Павлов описал в 1927 году. Это весь комплекс реакций организма на предъявление нового раздражителя. Типичный ориентировочный рефлекс проявляется такими симптомами - расширение кровеносных сосудов головного мозга, замедление пульса, сужение кровеносных сосудов в основных мышечных группах. Вся деятельность мозга направлена на сбор информации, а остальные части тела отдыхают. С помощью этого рефлекса мобилизуется вся система организма для быстрой оценки ситуации и принятия решения.

Включение ориентировочного рефлекса при включенном телевизоре зависит от частоты поворота камеры при демонстрации одной сцены. Если спецтрюки с камерой осуществляются один раз в секунду, ориентировочный рефлекс все время активизируется.

Именно этим можно объяснить реплики телезрителей типа "Если телевизор включен, я не могу оторвать глаз от экрана".

Телевизор - источник большого потока информации. По экрану можно узнать очень много нового и интересного. Но всегда ли это играет положительную роль? Узнавая новое, мы действительно получаем удовольствие. В основном эта новая информация поступает в зрительной форме. Это большой объем. По своей емкости зрительный ряд намного превосходит другие способы подачи информации. По данным специалистов - 1 картинка заменяет 1000 слов.

Этот фактор является и положительным и отрицательным. Положительное действие мы все понимаем. А вот отрицательное действие многие игнорируют. Имеется в виду перегрузки. Особенно, если речь идет о детях. Два часа просмотра телевизора равносильно прочтению нескольких толстых книг. Ребенок не в состоянии усвоить такой объем информации за короткий отрезок времени, он утомляется. Примеры этого мы видим постоянно. Наверное, каждый из нас замечал, что после просмотра телевизора наши дети с трудом справляются с домашними уроками, они рассеяны, жалуются на усталость, головную боль и т.д.

Еще одно важное отрицательное действие телевизора для детей - это влияние на развитие образной памяти и мышления. Пик ее развития приходится именно на младший школьный возраст. И если ее не развивать, и разрешать ребенку много времени проводить у телевизора, то в дальнейшем, возможности зрительной памяти будут минимальны. Дело в том, что способность длительно зрительно удерживать какую-либо картинку характеризует возможности нашей зрительной памяти. Чем дольше мы ее удерживаем, тем лучше наша память. При просмотре телевизора новый кадр гасит предыдущий. И происходит это все очень быстро, зрительная память при этом не тренируется. Наши дети очень много смотрят телевизор и именно с этим связано, что у многих из них образное мышление практически не развито.Очень часто можно услышать жалобы учителей, что современные школьники не могут зрительно представить ни одной модели строения какого-либо вещества или геометрической фигуры.

Телевизор тормозит также развитие воображения. Когда школьник смотрит художественные фильмы, у него создается конкретный внешний образ героя. Формируется мнение, что этот герой может быть только такой, как он выглядит на экране. Это не дает возможности создать свой зрительный образ, на ребенка давит авторитет телевидения. А он очень велик. Считается, что то, что увидено с экрана все правильно и другого быть просто не может.

Как телевидение сказывается на успеваемости школьников?

Исследования многих авторов показывают, что между временем, проведенным у телевизора, и его успеваемостью существует зависимость. Так дети, которые смотрят телепередачи более двух часов в день, как правило, хуже учатся. Особенно тяжело им дается чтение. Совсем низкой успеваемостью отличаются те дети, которые проводят у экрана более четырех часов. У взрослых также прослеживается такая же закономерность между уровнем образования и отношением к телевизору. Чем ниже этот уровень, тем, как правило, больше времени человек посвящает телевизору.

Конечно, нельзя полностью отрицать положительное влияние телевизора, как источника информации. Есть очень много интересных познавательных программ, которые не только развивают кругозор, могут с успехом применяться в учебном процессе. Но опять же, телевизионные передачи должны дополнять основной процесс обучения. Телевидение не требует обратной связи от зрителя. Школьник смотрит на экран, при этом он ничего не проговаривает и впечатление, что он все из просмотренного усвоил иллюзорно. Чтобы этого не происходило, после просмотра передачи надо обязательно обсуждать с детьми все увиденное.

Можно ли говорить, что постоянно мелькающая и порой надоедающая реклама различных продуктов на экранах безобидна для детей?

Совсем небезобидна! К сожалению, она непосредственно влияет на формирование нездоровых привычек, поскольку, главным образом, нам рекламируются продукты быстрого приготовления. Это продукты с высоким содержанием жира, холестерина, сахара. Ученые утверждают, что реклама оказывает на детскую аудиторию заметное влияние. Так, дети, уделяющие телевидению много времени, покупают и потребляют значительно больше конфет, хот-догов, газированной воды, чипсов, чем остальные из сверстники. Малыши при этом всерьез считают, что какие-либо сладости или хлопья помогут им стать сильными и здоровыми. А подростки уверены, что только банка пива спасет от скуки обыденной жизни - и сделает их настоящими мужчинами.

В некоторых странах действуют законы, которые регламентируют рекламу на детей и тем самым предотвращают неправильное питание. В Голландии, например, при рекламе любых сладостей в углу экрана обязательно должна быть зубная щетка, а в одном из канадских штатов вообще запрещено адресовать любую рекламу детям, не достигшим двенадцати лет...

Что можно посоветовать, чтобы уменьшить отрицательное воздействие телевизора?

Прежде всего, ограничить время для просмотра телепередач - не более одного часа в день. Кроме ограничения времени, родители должны ограничивать количество передач, где демонстрируются сцены жестокости и насилия.

Хочется подчеркнуть, что особенно вреден телевизор для детей младшего школьного возраста. Конечно, нельзя запрещать детям вообще смотреть телевизионные передачи. Но можно все-таки снизить уровень отрицательного влияния телевидения.

Все знают, что времяпрепровождение у телевизора увеличивает риск развития близорукости. Чтобы как-то уменьшить, следует соблюдать некоторые правила. Прежде всего расстояние до телеэкрана не должно быть меньше трех метров.

Соблюдение дистанции позволит также уберечься от электромагнитного излучения.

Сберечь глаза помогут также и упражнения, которые можно делать во время рекламных пауз. Частое их появление на экране вызывает порой раздражение. Можно использовать это время и сделать несколько упражнений для глаз. А, кроме того, можно использовать рекламу для тренировки зрительной памяти:

Посмотрите 15 секунд вдаль, потом закройте глаза и мысленно представьте себе увиденную картинку.

Тренировать ее можно и другими способами.

Предложите детям зрительно представлять любимых героев, пусть они попытаются зрительно представить детали одежды, украшения, выражение лица и т.д.

Также, образное мышление развивает чтение вслух. При выразительном чтении также возникают зрительные образы. Важно еще и то, что при чтении ребенок устает намного меньше. Когда ребенок читает, он находится в творческом состоянии, так как в это время у него работают оба полушария мозга. Во время просмотра телепередач работает только одно полушарие, через какое-то время возникает утомление. Во время чтения происходит переключение работы одного полушария на другое. Утомление возникает намного позже. Чтение вслух развивает речь. При этом тренируется голосовой аппарат - мышцы лица - и голосовые связки. Текст запоминается лучше, так как участвует также и слуховая память. Даже читая про себя, обогащается словарный запас. Дело в том, что при чтении ребенок проговаривает текст про себя, чего не происходит при просмотре телепередач.

Поэтому намного полезнее, если вместо семейного просмотра бесконечных телесериалов, родители организуют вечера чтения какой-либо интересной сказки или истории, при этом положительных эмоций и пользы будет намного больше.

Вспомните, когда в Москве была авария на телебашне, как вдруг резко изменилась наша жизнь. Первые дни многие не знали, как заполнить освободившееся время. Через несколько дней, когда люди адаптировались в новых условиях, все ощутили, что жизнь стала интереснее. Появилось время для чтения книг, хождения по театрам, и, что самое главное, люди стали больше общаться со своими близкими, друзьями. Оказалось, что можно жить и без телевидения! Конечно, нельзя выключить сразу все телевизоры или запретить детям смотреть телепередачи. Но надо следить, чтобы телевизор не являлся единственным источником развлечений, а тем более способом отдыха.


Close