(в ред. Приказов Минздрава РФ от 06.02.2001 N 31 , от 02.04.2001 N 98 , от 25.06.2002 N 209 , от 14.08.2002 N 261 , от 21.03.2003 N 115 , от 26.05.2003 N 219 , от 09.06.2003 N 241 , от 20.08.2003 N 416)

1. Подготовка специалистов по основным специальностям проводится через интернатуру (по специальностям, определяемым Минздравом России), ординатуру, аспирантуру.

2. Подготовка специалистов по специальностям, требующим углубленной подготовки, проводится через профессиональную переподготовку, ординатуру, аспирантуру при наличии сертификата по соответствующей основной специальности.

3. Специалист, имеющий высшее медицинское, фармацевтическое образование имеет право на подготовку и получение основной специальности либо специальности, требующей углубленной подготовки, только при наличии допуска к соответствующей должности.

Заместитель начальника
Управления кадровой политики
М.М.ПАРШИН

Приложение N 2
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 27.08.1999 г. N 337

ПЕРЕЧЕНЬ
СООТВЕТСТВИЯ ВРАЧЕБНЫХ И ПРОВИЗОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ДОЛЖНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТОВ

(в ред. Приказа Минздрава РФ от 26.05.2003 N 219)

I. Руководители учреждений

I. Руководители учреждений
1. Главный врач (директор, заведующий, начальник)
(в ред. Приказа Минздрава РФ от 26.05.2003 N 219)
2. Главный врач центра госсанэпиднадзора - главный государственный санитарный врач, главный врач, (руководитель, директор, начальник)
3. Заведующий - провизор
4. Заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) Организация здравоохранения и общественное здоровье или клиническая специальность
(в ред. Приказа Минздрава РФ от 26.05.2003 N 219)
5. Заместитель главного врача центра госсанэпиднадзора, заместитель главного врача, (руководителя, директора, начальника) Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы или медико - профилактическая специальность
6. Заместитель заведующего - провизор Управление и экономика фармации или провизорская специальность

II. Руководители структурных подразделений учреждений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов и др.)

II. Руководители структурных подразделений учреждений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов и др.)
7. Заведующий (начальник) По профилю подразделения
7а. Заведующий приемным отделением По профилю любого лечебного подразделения, входящего в структуру учреждения, кроме параклинических подразделений
7б. Заведующий организационно - методическим отделом(кабинетом) Организация здравоохранения и общественное здоровье или клиническая или медико - профилактическая специальность
(в ред. Приказа Минздрава РФ от 26.05.2003 N 219 )
8. Заведующий санитарно - гигиеническим отделом По профилю любого гигиенического подразделения (должности врача, входящего в состав (штат) отдела)

III. Врачи - специалисты

Заместитель начальника
Управления кадровой политики
М.М.ПАРШИН

Приложение N 3
к приказу Министерства
здравоохранения

2. Заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) по работе с сестринским персоналом 3. Главная медицинская сестра (акушерка) II. Руководители структурных подразделений 1. Заведующий (начальник) отделением сестринского ухода, медико - социальной помощи 2. Заведующий организационно - методическим отделом (кабинетом) 3. Заведующий отделом (кабинетом) медицинской статистики 4. Руководители и специалисты центров профилактики, центров по гипертонической болезни, специализированных школ (астма - школ, диабета и др.), действующих на функциональной основе III. Специалисты 1. Специалисты центров (отделений) общей врачебной практики 2. Менеджер по организации внебюджетной деятельности

Регистрационный N 27723

В соответствии с подпунктом 5.2.7. Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

Утвердить Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников согласно приложению.

Министр В. Скворцова

Приложение

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников

I. Медицинские работники

1.1. Должности руководителей:

главный врач (начальник) медицинской организации;

директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;

заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-специалист;

заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;

главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

1.2. Должности специалистов с выс-шим профессиональным (медицинским) образованием (врачи):

а) врачи-специалисты, в том числе:

врач-акушер-гинеколог;

врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка;

врач-аллерголог-иммунолог;

врач-анестезиолог-реаниматолог;

врач-бактериолог;

врач-вирусолог;

врач-гастроэнтеролог;

врач-гематолог;

врач-генетик;

врач-гериатр;

врач-дезинфектолог;

врач-дерматовенеролог;

врач-детский кардиолог;

врач-детский онколог;

врач-детский уролог-андролог;

врач-детский хирург;

врач-детский эндокринолог;

врач-диабетолог;

врач-диетолог;

врач здравпункта;

врач-инфекционист;

врач-кардиолог;

врач клинической лабораторной диагностики;

врач-клинический миколог;

врач-клинический фармаколог;

врач-колопроктолог;

врач-косметолог;

врач-лаборант;[<]*[>]

врач-лабораторный генетик;

врач-лабораторный миколог;

врач мануальной терапии;

врач-методист;

врач-невролог;

врач-нейрохирург;

врач-неонатолог;

врач-нефролог;

врач общей практики (семейный врач);

врач-онколог;

врач-ортодонт;

врач-остеопат;

врач-оториноларинголог;

врач-офтальмолог;

врач-офтальмолог-протезист;

врач-патологоанатом;

врач-педиатр;

врач-педиатр городской (районный);

врач-педиатр участковый;

врач-пластический хирург;

врач по авиационной и космической медицине;

врач по водолазной медицине;

врач по гигиене детей и подростков;

врач по гигиене питания;

врач по гигиене труда;

врач по гигиеническому воспитанию;

врач по коммунальной гигиене;

врач по лечебной физкультуре;

врач по медико-социальной экспертизе;

врач по медицинской профилактике;

врач по медицинской реабилитации;

врач по общей гигиене;

врач по паллиативной медицинской помощи;

врач по радиационной гигиене;

врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению;

врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

врач по спортивной медицине;

врач приемного отделения;

врач-профпатолог;

врач-психиатр;

врач-психиатр участковый;

врач-психиатр детский;

врач-психиатр детский участковый;

врач-психиатр подростковый;

врач-психиатр подростковый участковый;

врач-психиатр-нарколог;

врач-психиатр-нарколог участковый;

врач-психотерапевт;

врач-пульмонолог;

врач-радиолог;

врач-радиотерапевт;

врач-ревматолог;

врач-рентгенолог;

врач-рефлексотерапевт;

врач-сексолог;

врач-сердечно-сосудистый хирург;

врач скорой медицинской помощи;

врач-статистик;

врач-стоматолог;

врач-стоматолог детский;

врач-стоматолог-ортопед;

врач-стоматолог-терапевт;

врач-стоматолог-хирург;

врач-судебно-медицинский эксперт;

врач-судебно-психиатрический эксперт;

врач-сурдолог-оториноларинголог;

врач-сурдолог-протезист;

врач-терапевт;

врач-терапевт подростковый;

врач-терапевт участковый;

врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;

врач-токсиколог;

врач-торакальный хирург;

врач-травматолог-ортопед;

врач-трансфузиолог;

врач ультразвуковой диагностики;

врач-уролог;

врач-физиотерапевт;

врач-фтизиатр;

врач-фтизиатр участковый;

врач функциональной диагностики;

врач-хирург;

врач-челюстно-лицевой хирург;

врач-эндокринолог;

врач-эндоскопист;

врач-эпидемиолог;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи горноспасательных частей;

судовой врач;

б) врач-стажер.

1.3. Должности специалистов с выс-шим профессиональным (немедицинским) образованием:

инструктор-методист по лечебной физкультуре;

медицинский психолог;

медицинский физик;

судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик);

химик-эксперт медицинской организации;

эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;

эмбриолог;

энтомолог.

1.4. Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал):

гигиенист стоматологический;

заведующий молочной кухней;

заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра);

заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушер, медицинская сестра);

заведующий кабинетом медицинской профилактики - фельдшер (медицинская сестра);

заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования;

зубной врач;

зубной техник;

инструктор-дезинфектор;

инструктор по гигиеническому воспитанию;

инструктор по лечебной физкультуре;

инструктор по трудовой терапии;

лаборант;

медицинская сестра;

медицинская сестра-анестезист;

медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);

медицинская сестра диетическая;

медицинская сестра медико-социальной помощи;

медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра патронажная;

медицинская сестра перевязочной;

медицинская сестра по косметологии;

медицинская сестра по массажу;

медицинская сестра (фельдшер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра по реабилитации;

медицинская сестра стерилизационной;

медицинская сестра участковая;

медицинская сестра по физиотерапии;

медицинский дезинфектор;

медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант);

медицинский оптик-оптометрист;

медицинский регистратор;

медицинский статистик;

медицинский технолог;

операционная медицинская сестра;

помощник энтомолога;

рентгенолаборант;

старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);

фельдшер;

фельдшер скорой медицинской помощи;

фельдшер-нарколог;

фельдшер-водитель скорой медицинской помощи.

1.5. Иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал):

младшая медицинская сестра по уходу за больными;

санитар-водитель;

сестра-хозяйка.

II. Фармацевтические работники

2.1. Должности руководителей:

директор (заведующий, начальник) аптечной организации;

заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;

заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;

заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

2.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием (провизоры):

провизор;

провизор-аналитик;

провизор-стажер;

провизор-технолог;

старший провизор.

2.3. Должности специалистов со средним профессиональным (фармацевтическим) образованием (средний фармацевтический персонал):

младший фармацевт;

старший фармацевт;

фармацевт.

2.4. Иные должности фармацевтических работников (младший фармацевтический персонал):

фасовщик;

санитар (мойщик).

Примечания:

1. Должности "главный врач (начальник) медицинской организации", "заместитель руководителя (начальника) медицинской организации", "заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации" относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности;

2. Наименования должностей заместителей руководителя (начальника) медицинской организации дополняются наименованием раздела медицинской деятельности, руководство которой он осуществляет. Например, "заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части", "заместитель руководителя медицинской организации по лечебной части", "заместитель руководителя медицинской организации по клинико-экспертной работе", "заместитель руководителя медицинской организации по работе с сестринским персоналом" и другое.

3. Должности "заместитель директора (заведующего) аптечной организации", "заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами", "заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами", "заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации" относятся к должностям фармацевтических работников в случае, если их организационная и (или) функциональная деятельность непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением.

4. Наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например, "врач-терапевт".

5. Наименования должностей заведующих (начальников) структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и другое) дополняются наименованием должности врача, соответствующей профилю структурного подразделения. Например, "заведующий хирургическим отделением - врач-хирург".

6. В медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, или при наличии в медицинской организации структурного подразделения, оказывающего специализированную медицинскую помощь, наименование должности "врач приемного отделения" дополняется наименованием должности врача соответствующей специальности. Например, "врач приемного отделения - врач скорой медицинской помощи".

7. Наименования должностей "акушер", "санитар", "фасовщик", замещаемых лицами женского пола, именуются соответственно: "акушерка", "санитарка", "фасовщица"; а наименование должности "медицинская сестра", замещаемой лицами мужского пола, именуется - "медицинский брат (медбрат)".

[<]*[>] Наименование должности "врач-лаборант" сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 г.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

В целях совершенствования системы сертификации и аттестации среднего медицинского и фармацевтического персонала ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Ввести в действие:

1.1. Номенклатуру специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала (приложение 1).

1.2. Перечень соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям указанных специалистов (приложение 2).

1.3. Положения о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием (приложение 3).

1.4. Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием (приложение 4).

2. Управлению научных и образовательных медицинских учреждений до 01.08.98 разработать новые и пересмотреть действующие учебные программы циклов специализации среднего медицинского и фармацевтического персонала в соответствии с номенклатурой специальностей, утвержденной настоящим приказом.

3. Отделу медицинской статистики и информатики до 01.01.98 внести необходимые изменения в формы отчетов учреждений здравоохранения в связи с введением в действие номенклатуры специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала.

4. Руководителям органов управления здравоохранением и фармацевтической службой субъектов Российской Федерации, главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, руководителям медицинских и фармацевтических образовательных организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения Российской Федерации:

4.1. При проведении сертификации и аттестации среднего медицинского и фармацевтического персонала руководствоваться номенклатурой, утвержденной настоящим приказом.

5. Приложение 1 к Положению об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников Приказа Минздравмедпрома России от 23.05.95 № 131 "Об утверждении Положения об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников"; пункт 5 приказа Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Российской Федерации от 31.08.92 № 72 "О порядке проведения аттестации средних медицинских работников государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации" в части, касающейся перечня специальностей средних медицинских работников, признать утратившими силу.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Онищенко Г.Г.

Министр Т.Б. Дмитриева

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УТВЕРЖДЕНО

НОМЕНКЛАТУРА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.97 № 249

Начальник Управления кадров А.И. Торопцев

Комментарии к приказу

Тамара АДУЕВА, начальник отдела прогнозирования развития медицинского персонала Управления кадров МЗ РФ

Наталия ОВАНЕСЯНЦ, заместитель начальника отдела аттестации и резерва кадров для работы за рубежом Управления кадров МЗ РФ

Необходимость разработки номенклатуры специальностей средних медицинских и фармацевтических работников была связана с дальнейшим совершенствованием сертификации и аттестации указанного персонала. Если номенклатура врачебных и провизорских специальностей существует уже не одно десятилетие, то номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечень их соответствия должностям указанных специалистов, а также квалификационные характеристики и положения о специалистах в том виде, в котором они представлены в приказе, утверждены впервые.

Номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала включает 26 специальностей. При ее разработке были использованы следующие нормативные документы: государственные образовательные стандарты и номенклатура должностей среднего и фармацевтического персонала.

При обсуждении проекта номенклатуры специальностей исходили из того, что базовое образование позволяет специалистам со средним медицинским и фармацевтическим образованием выполнять свои профессиональные обязанности по ряду традиционно сложившихся специальностей ("лечебное дело", "сестринское дело", "акушерское дело", "лабораторная диагностика") непосредственно после окончания медицинского образовательного учреждения. В данном случае указанные в номенклатуре специальности совпадают с наименованием специальностей по диплому.

Однако в номенклатуру включены и специальности ("физиотерапия", "функциональная диагностика", "рентгенология" и др.), которые требуют дополнительного профессионального образования сразу после получения диплома, так как базовое образование не дает необходимых знаний и умений по этим специальностям.

Выделение новых специальностей - "организация сестринского дела", "операционное дело", "анестезиология и реаниматология" - продиктовано возникновением и развитием новых медицинских технологий, совершенствованием структуры лечебно-профилактических учреждений, повышением требований к подготовке специалистов на последипломном уровне.

Утвержденная номенклатура позволила упорядочить проведение сертификации и аттестации специалистов, то есть выдавать сертификаты и присваивать квалификационные категории в сооответствии со специальностями.

Разработанные положения о специалистах (требования к образованию, права, обязанности, ответственность) и квалификационные характеристики (общие и специальные знания, умения и манипуляции) будут использованы при подготовке тестовых заданий для проведения квалификационного экзамена.

Перечень соответствия специальностей должностям специалистов позволяет четко определить, по какой специальности должен получить сертификат и быть аттестован работник, занимающий ту или иную должность. Например, фельдшер станции скорой медицинской помощи получает сертификат и аттестуется по специальности "лечебное дело". Медицинская сестра кабинета ультразвуковой диагностики получает сертификат и аттестуется по специальности "сестринское дело". Фельдшер-лаборант клинико-диагностической лаборатории получает сертификат и аттестуется по специальности "лабораторная диагностика".

С введением новых специальностей возникает естественный вопрос: сохранятся ли квалификационные категории при переходе из одной специальности в другую? Этот вопрос рассматривается министерством в настоящее время.

Следует отметить, что помимо основной цели данный приказ позволяет внести изменения и дополнения в действующие нормативные документы по сертификации, аттестации и повышению квалификации средних медицинских и фармацевтических работников.

К сожалению, до сих пор не разработаны научно обоснованные критерии введения той или иной специальности, что создает определенные проблемы.

Все эти вопросы поднимались на коллегии МЗ РФ "О состоянии кадровой политики и задачах Минздрава России по ее совершенствованию в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в РФ", прошедшей 23 декабря 1997 года.

Если у читателей журнала появятся предложения, дополнения или замечания к данному приказу, мы всегда готовы принять их к сведению в целях дальнейшего совершенствования системы сертификации и аттестации.

Мария СЕЛЕЗНЕВА, директор Московского учебно-методического центра по среднему медицинскому образованию Комитета здравоохранения правительства Москвы

Успешность реформирования здравоохранения в значительной степени зависит от специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Ключевым вопросам - подготовке профессионально-компетентных специалистов, а также эффективному использованию их для удовлетворения потребностей населения - Министерство здравоохранения РФ уделяет большое внимание.

В соответствии с Приказом МЗ РФ № 261 от 29.08.97 г. "О введении государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования" подготовка специалистов со средним медицинским образованием осуществляется по учебным планам, реализующим государственные образовательные стандарты в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям отрасли, в соответствии с которыми в процессе обучения уделяется значительное внимание вопросам психологии, экономики, управления. До 3 лет увеличены сроки первичной подготовки (на базе полного общего среднего образования).

В "Положениях о специалистах" по каждой специальности утверждены:
- общие положения;
- обязанности;
- права;
- ответственность.

В разделе "квалификационные характеристики" утверждены требования к:
- общим знаниям;
- общим умениям;
- специальным знаниям;
- специальным умениям;
- умению выполнять манипуляции по утвержденному перечню.

Приказ № 249 МЗ РФ "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала":
- уравнивает требования, предъявляемые как к выпускникам учебных заведений, так и к работающим специалистам;
- определяет потребность во всеобщем непрерывном образовании и повышении квалификации не только в целях подготовки к аттестации и сертификационному экзамену, но и ставит специалистов перед необходимостью в совершенствовании уровня профессиональной компетенции, конкурентоспособности в быстро меняющемся мире, адаптации к современным требованиям, компенсации недостающих знаний.

Повышение квалификации является необходимым не только для работающих специалистов со средним медицинским образованием, но и для преподавателей учебных заведений.

В целях реализации Приказа № 249 первоочередными задачами являются:

1) в системе первичной подготовки - коррекция учебных планов, подготовка материалов итоговой государственной аттестации выпускников в соответствии с требованиями Приказа № 249 МЗРФ;

2) в системе последипломного образования - пересмотр учебных программ повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием;

3) организация изучения, внедрение Приказа № 249 в лечебных учреждениях, ассоциациях специалистов;

4) пересмотр аттестационных и сертификационных материалов соответствующими комиссиями.

Реализация Приказа № 249 МЗ РФ "О номенклатуре специальностей среднего и фармацевтического персонала" является новым шагом по пути совершенствования подготовки и профессиональной компетентности работающих специалистов.

В здравоохранении главная роль отводится, конечно же, врачам. Без их умелой квалификационной работы многие пациенты так и оставались бы больными, а кто-то даже и вовсе простился бы с жизнью. Но ничуть не меньше, чем врачи, важны и те сотрудники, которых принято называть средним медицинским персоналом. Кто это такие и какова их роль в спасении жизней и помощи людям?

Что значит средний персонал

Средним медицинским персоналом называются медики, получившие образование не в высших учебных заведениях, а в средних. Они, как правило, выполняют доврачебный уход за больными, а также под непосредственным руководством своего врача осуществляют разные виды деятельности, относящейся к пациентам: санитарную, лечебную, реабилитационную и так далее. Средний медицинский персонал так и называется средним, потому что его работа напрямую зависит от распоряжений врача, который стоит над ним и является его прямым и непосредственным руководителем.

Кто относится к среднему медицинскому персоналу

Ниже мы перечислим все специальности, которые принято называть средним медицинским персоналом, но уточним сразу: это лишь в России. В других государствах в эту категорию входят и некоторые иные профессии.

Итак, в нашей стране средним персоналом в здравоохранении считаются: фельдшер и разновидности должности, санинструктор, медсестра или медбрат, акушер, дантист и/или зубной техник, инструкторы: дезинфектор, по лечебной физкультуре, фармацевт, рентген-лаборант и оптометрист. О каждой из этих профессий чуть более подробно расскажем далее, но сначала о том, какие учебные заведения готовят подобных специалистов.

Я в медсестры пойду, пусть меня научат!

Или в медбраты, или в фармацевты - неважно. Важно другое - куда идти, чтобы научили, чтобы получить желаемую специальность?

Как мы уже упоминали выше, в высших учебных заведениях подобным специальностям не обучают. Нужно идти в среднее специальное, то есть в медицинское училище. Именно там готовят всех вышеозначенных специалистов. Важный момент: в некоторых городах есть отдельные училища для фармацевтов, чаще всего они называются фармацевтическими колледжами. А в некоторых, наоборот, в обычных медицинских училищах предлагают обучение и по данной специальности в том числе.

Как правило, в большинстве училищ (в том числе и медицинских) действует подобная практика: человека, окончившего такое учебное заведение и желающего продолжить обучение в высшем звене, в институт берут сразу на третий или как минимум на второй курс. Все зависит от конкретной программы конкретного учреждения.

Обучение в медицинском училище можно условно разделить на четыре этапа. Это, во-первых, теоретический курс, где будущим специалистам вкладывают в головы азы науки; учебная практика, направленная на отработку полученных навыков и проходящая обыкновенно на манекенах в стенах родного училища; производственно-технологическая практика уже вне его стен, по своему профилю; и наконец, стажировка, она же преддипломная практика, в ходе которой выпускника сразу могут взять на вакантное место в больнице или том учреждении здравоохранения, где он стажируется.

Что нужно для того, чтобы поступить в медицинское училище? Вне зависимости от выбранного профиля (кстати, наиболее популярными направлениями признаны сестринское дело и акушерство) нужны документы об окончании школы - обязательно наличие сертификата ЕГЭ, документ, подтверждающий личность и гражданство, справка о прохождении медкомиссии и шесть фотокарточек размером три на четыре. В некоторых училищах принимают только по результатам ЕГЭ, в некоторых существуют свои вступительные испытания. Уточнять данный вопрос требуется на местах.

Фельдшер

Разговор о специальностях, относящихся к среднему медицинскому персоналу, начнем с фельдшеров, и первый в их списке - санитарный. Также его называют иногда помощником санитарного врача. Кто же это такой, в чем специфика его работы? Скажем далее, но сначала кратко поясним, кого в принципе называют фельдшером. Это медик со средним образованием, имеющий право диагностировать то или иное заболевание, самостоятельно осуществлять необходимое лечение и отправлять больного к требующемуся специалисту. Помощь, которую оказывает фельдшер, называется доврачебной, а специфика его работы по сути ничем не отличается от деятельности терапевта или врача скорой помощи.

Итак, санитарный фельдшер. Фельдшер данной разновидности выполняет профилактическую работу, связанную с предупреждением возникновения возможных заболеваний у населения любого возраста. В его задачи входит обеспечение на предприятиях и в различных учреждениях таких условий труда, при которых люди будут сталкиваться с минимальным воздействием негативных факторов, могущих повлиять на их здоровье. Так, например, именно такой фельдшер отвечает за контроль санитарно-гигиенических условий, за то, чтобы водоемы не подвергались загрязнению, за профилактику возникновения инфекций и так далее. Деятельность среднего медицинского персонала этого плана не только практическая, но и отчасти научно-исследовательская: так, изучают данные специалисты воздействие всевозможных факторов на здоровье и самочувствие человека, проводят разнообразные гигиенические исследования и тому подобное. Как правило, санфельдшеры действительно являются помощниками санитарных врачей, но могут работать и не только ими: трудятся они и помощниками эпидемиологов, например, и на городских эпидемиологических станциях. Зарплата такого специалиста в каждом городе своя, но в среднем по стране составляет порядка двадцати-двадцати пяти тысяч рублей.

Кто относится к среднему медицинскому персоналу еще, так это военный фельдшер. Никаких премудростей здесь нет: это обыкновенный фельдшер, состоящий при этом на военной службе и имеющий воинское звание. Они состоят при всех войсковых частях и имеются также в каждом военно-медицинском заведении.

Интересно, что впервые фельдшеров стали готовить как раз при вооруженных силах. А еще более интересным является тот факт, что первоначально обучали данным премудростям цирюльников - наиболее, конечно, подготовленных. Массовое обучение военных фельдшеров шло в годы Великой Отечественной войны, тогда их задачей было оказание помощи на поле боя. Сейчас же военных фельдшеров готовят в специализированных военно-медицинских заведениях.

Лаборант

Это третья разновидность фельдшера, также относящаяся к среднему медицинскому персоналу. Чтобы получить подобную специальность, необходимо поступать на медико-диагностическое дело или лабораторную диагностику. Соответственно, как можно догадаться по названию профиля, диагностическая деятельность также входит в перечень функций и обязанностей фельдшера-лаборанта. Он трудится в лаборатории - в НИИ, больнице, поликлинике - и занимается там всевозможными видами исследований: биологического материала крови, желудка, спинномозговой жидкости и тому подобного, иначе говоря, проводит анализы. Работает он не один - под непосредственным руководством медиков более высокого звена, и при условии, что у него достаточно опыта, вполне может считаться специалистом «широкого профиля». От того, насколько качественная и грамотная работа фельдшера-лаборанта, во многом зависит то, насколько правильно врач поставит диагноз пациенту и назначит лечение.

Санинструктор

Следующий, кто относится к среднему медицинскому персоналу, это санитарный инструктор.

Как и военный фельдшер, это специализация военно-медицинского характера, но, так сказать, рангом пониже. Они также обучаются в специальных заведениях, также состоят в войсковых частях, также проходят определенную военную подготовку. Задачей санинструкторов является медицинское обеспечение своего подразделения, в том числе средствами личной гигиены, а также оказание помощи больным военнослужащим и контроль за соблюдением гигиенических норм и требований. Санинструктор, кроме того, инструктирует, что следует из самого названия должности, военнослужащих о методах оказания медицинской помощи как себе, так и другим людям. Санинструктор по медицинской части подчиняется фельдшеру, а по военной - начальнику того подразделения, к которому он прикреплен.

Медсестра (медбрат)

Одна из наиболее популярных и востребованных специальностей. Причем, конечно, медсестер в разы больше, нежели медбратьев, однако в последнее время нередко появляются и они. Существуют специальные курсы медбрата, которые тоже набирают популярность. По итогам прохождения этих курсов можно получить множество специализаций - от младшего медперсонала по уходу за больными до массажиста или косметолога. Все зависит конкретно от самих курсов и, разумеется, от разных регионов и городов. Но в целом курсы медбрата (или медсестры) являются хорошим примером получения дополнительной специализации, а следовательно, и дополнительного дохода.

Но вернемся к медсестре и ее функциям. Конечно, они слегка варьируются в зависимости от того, в каком именно учреждении и в каком кабинете (есть разница - физиокабинет или кабинет хирургии) работает специалист, однако в целом совпадают, и общее представление получить можно.

Чтобы получить специальность медсестры/медбрата, необходимо для начала выучиться по направлению "Сестринское дело". Получение подобного образования даст возможность медику осуществлять первичный уход за больными, в том числе оценивать их состояние; выполнять назначения и распоряжения докторов, своих непосредственных руководителей; делать необходимые процедуры, а еще ассистировать при операциях; оказывать неотложную доврачебную помощь и отправлять к специалисту и многое другое. Медсестры и медбратья работают по разным профилям - они нужны всем: и педиатру, и окулисту, и кардиологу... Средняя зарплата среднего медицинского персонала данной сферы по стране составляет порядка тридцати тысяч рублей.

Акушер

Данную специальность не следует путать с врачом акушером-гинекологом, которая относится к высшему медицинскому персоналу. Акушер же, или иначе говоря, фельдшер-акушер - это специалист среднего звена, который оказывает необходимую помощь при родах роженицам, а также беременным женщинам. Акушеров готовят на направлении «Медико-акушерское дело», а после получения соответствующего образования они могут выполнять следующие функции: прием родов, ассистирование при гинекологических операциях, оказание первой помощи по гинекологическому профилю, взятие мазков на анализ, патронаж рожениц и новорожденных и тому подобное.

Поначалу, еще в давние времена, женщины, которые занимались подобной работой, назывались на Руси повивальными бабками, повитухами. Позднее слово «акушер» пришло из французского языка, а сама профессия, ранее довольно редкая, стала более востребованной и вышла на первый план.

Дантист (зубной техник)

Как ни удивительно, но кто относится к среднему медицинскому персоналу еще, так это дантист. Казалось бы, он же вроде как врач! Почему же тогда его причисляют к специалистам среднего звена?

В России дантисты известны еще со времен Петра Великого, именно он привез в нашу страну инструменты для лечения зубов. Тогда зубные врачи так и назывались - дантистами (это слово было заимствовано опять-таки из французского языка), однако позже на смену названию пришло слово «стоматолог» и практически вытеснило первое из общего употребления. Между тем есть принципиальная разница между этими терминами и, следовательно, между самими профессиями. Стоматологом является специалист, получивший высшее образование. Дантист же - это тот, у кого образование среднее специальное, он занимается протезированием зубов и оказывает практическую помощь в их лечении. Он способен вылечить несложные случаи с незапущенным кариесом, все более трудное - уже к стоматологу. Дантистами являются такие специалисты, как зубной техник и зубной фельдшер.

Инструктор-дезинфектор

Этот специалист осуществляет всевозможные дезинфекционные мероприятия, при этом он же решает, с помощью чего, каким способом и в каком объеме данные мероприятия будут проведены. Именно в его обязанности входит контроль за приготовлением и использованием растворов для дезинфекции, содержанием в чистоте и порядке необходимого инвентаря. Этот же специалист регулирует и соблюдение дезинфекторами (они входят в его подчинение) правил охраны труда и правил безопасности. Кроме того, в должностной инструкции медицинского дезинфектора прописана необходимость оформления всех соответствующих документов. Средняя зарплата дезинфектора варьируется между двадцатью и тридцатью тысячами рублей.

Инструктор ЛФК

ЛФК - это сокращенное наименование лечебной физкультуры. Что это такое, объяснять не надо. А вот обязанностями среднего медицинского персонала данного профиля являются следующие вещи: проведение индивидуальных и групповых занятий по ЛФК и подготовка к ним; рекомендации пациентам по необходимым физическим упражнениям и по самостоятельным занятиям; контроль за состоянием всевозможных тренажеров, бассейнов и прочего необходимого для занятий ЛФК инвентаря и помещений. Этот медик должен владеть знаниями физиологических (в том числе патологических) особенностей человеческого организма, методиками лечебной физкультуры, спецификой лечебного массажа, а также понимать показания и противопоказания к занятиям лечебной физкультурой. Стать инструктором ЛФК может человек, получивший среднее медицинское и/или физкультурное образование.

Фармацевт

Фармацевт, иначе говоря, провизор - тот самый человек, который стоит за прилавком в аптеке и не только отпускает необходимые лекарства, но и может дать рекомендации в случае необходимости. Готовят фармацевтов, как уже выше упоминалось, в зависимости от региона как в обычных медицинских училищах, так и в специализированных фармацевтических колледжах.

Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложная работа: сколько нужно знать лекарств, держать в голове всевозможные аналоги, помнить, от чего это средство, а от чего - другое… Фармацевт должен знать помимо того, какие противопоказания есть у препарата, что можно еще посоветовать обратившемуся пациенту. Это действительно серьезная и ответственная работа.

Рентген-лаборант

Человек, претендующий на эту должность, может окончить курс по любому направлению - "Акушерское дело", "Лечебное дело", "Сестринское дело", но обязательно плюсом к нему должен быть сертификат рентген-лаборанта по рентгенологии.

Данный специалист проводит рентгенологические исследования, поддерживает в порядке необходимые аппараты и сам рентген-кабинет, контролирует состояние больного при процедуре и при необходимости оказывает первую помощь. Желающему трудиться в этой области следует знать много важной информации, в том числе правила работы в отделениях лучевой диагностики.

Оптометрист

Этот специалист имеет общие корни с офтальмологом, он тоже по части глаз, но немного в другой области. Название "оптометрист" - родственное слову "оптика". Этот человек является профессионалом по коррекции зрения. Во многих странах оптометрист - это только отдельная профессия, в нашей же стране можно встретить обычного окулиста, трудящегося в поликлинике, который сам выписывает очки, то есть он тоже является оптометристом. Тем не менее отдельные специалисты в данной области, конечно же, тоже существуют. Они работают в салонах оптики, например.

Оптометрист не только может выписать очки и дать консультацию, также он измеряет внутриглазное давление, проверяет состояние роговицы или хрусталика, а еще диагностирует качество зрения с помощью компьютера. Именно оптометрист может увидеть тревожные симптомы заболевания и посоветовать обратиться к офтальмологу, который занимается уже непосредственно лечением - в этом существенное отличие двух этих близких, но разных профессий. Средняя зарплата оптометриста колеблется в районе 45 тысяч рублей.

Повышение квалификации

Повышение квалификации среднего медицинского персонала возможно по довольно большому количеству самых разных направлений. Это и сестринское дело, и акушерство с гинекологией, и операционное дело и так далее. Пройти повышение можно в специальных центрах повышения квалификации или на базе медицинских техникумов и институтов.

Из всего вышесказанного невооруженным глазом видно, насколько важна и ответственна роль среднего медицинского персонала в сохранении здоровья и жизни населения. Невольно на ум приходит воспоминание о так называемом маленьком человеке. Средний медперсонал - тоже "маленький человек", однако без него не было бы людей "больших"!

Документ утратил силу

В целях совершенствования системы сертификации и аттестации среднего медицинского и фармацевтического персонала приказываю:

1. Ввести в действие:

1.1. Номенклатуру специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала (приложение 1).

1.2. Перечень соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям указанных специалистов (приложение 2).

1.3. Положения о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием (приложение 3).

1.4. Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием (приложение 4)

2. Управлению научных и образовательных медицинских учреждений до 01.08.98 разработать новые и пересмотреть действующие учебные программы циклов специализации среднего медицинского и фармацевтического персонала в соответствии с номенклатурой специальностей, утвержденной настоящим приказом.

3. Отделу медицинской статистики и информатики до 01.01.98 внести необходимые изменения в формы отчетов учреждений здравоохранения в связи с введением в действие номенклатуры специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала.

4. Руководителям органов управления здравоохранением и фармацевтической службой субъектов Российской Федерации, главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, руководителям медицинских и фармацевтических образовательных организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения Российской Федерации:

4.1. При проведении сертификации и аттестации среднего медицинского и фармацевтического персонала руководствоваться номенклатурой, утвержденной настоящим приказом.

среднего медицинского и фармацевтического персонала ранее присвоенные им квалификационные категории и выданные сертификаты специалистов.

5. Приложение 1 к Положению об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников приказа Минздравмедпрома России от 23.05.95 № 131 «Об утверждении Положения об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников»; пункт 5 приказа Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Российской Федерации от 31.08.92 № 72 «О порядке проведения аттестации средних медицинских работников государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации» в части, касающейся перечня специальностей средних медицинских работников, признать утратившими силу.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Онищенко Г.Г.

Министр

Т.Б. Дмитриева


Приложение 1

Утверждено


Номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала:


1. Организация сестринского дела.

2. Лечебное дело.

3. Акушерское дело.

4. Стоматология.

5. Стоматология ортопедическая.

7. Гигиена и санитария.

8. Дезинфекционное дело.

9. Гигиеническое воспитание.

10. Энтомология.

11. Лабораторная диагностика.

12. Гистология.

13. Лабораторное дело (Специальность относится к Госсанэпидслужбе)

14. Фармация.

15. Сестринское дело.

16. Сестринское дело в педиатрии

17. Операционное дело.

18. Анестезиология и реаниматология.

19. Общая практика.

20. Рентгенология.

21. Функциональная диагностика.

22. Физиотерапия.

23. Медицинский массаж.

24. Лечебная физкультура.

25. Диетология.

26. Медицинская статистика.


Приложение 2

Утверждено

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.97 № 249


Перечень соотвествия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов:

Наименование специальностей

Наименование должностей

1. Организация сестринского дела.

Директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;
заведующая молочной кухней, отнесенной к группе по
оплате труда руководителей; главная медицинская сестра,
старшая медицинская сестра амбулаторно-поликлинического
учреждения, действующего на правах отделений в составе
лечебно-профилактического учреждения.

2. Лечебное дело.

Старший фельдшер, фельдшер, заведующий
фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер;
заведующий здравпунктом - фельдшер;
заведующий медпунктом - фельдшер

3. Акушерское дело

Старшая акушерка, акушерка; заведующий
фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка

4. Стоматология.

Зубной врач.

5. Стоматология ортопедическая.

Старший зубной техник, зубной техник.

7. Гигиена и санитария.

Помощник санитарного врача.

8. Дезинфекционное дело.

Инструктор-дезинфектор.

9. Гигиеническое воспитание.

Инструктор по санитарному просвещению.

10. Энтомология.

Помощник энтомолога.

11. Лабораторная диагностика.

Фельдшер-лаборант, лаборант.

12. Гистология.

Фельдшер-лаборант, лаборант.

13. Лабораторное дело
(Специальность и должности
относятся к Госсанэпидслужбе).

Фельдшер-лаборант, лаборант.

14. Фармация.

Старший фармацевт, фармацевт.

15. Сестринское дело.

Старшая медицинская сестра, медицинская сестра,
в т.ч. палатная, процедурной, перевязочной;
заведующий фельдшерско-акушерским
пунктом - медицинская сестра, заведующий
здравпунктом - медицинская сестра,
заведующий медпунктом - медицинская сестра.

16. Сестринское дело в педиатрии.

17. Операционное дело.

Старшая операционная медицинская сестра,
операционная медицинская сестра, медицинская сестра
(Медицинская сестра, работающая в отделениях
(кабинетах) инвазивных методов диагностики и лечения)

18. Анестезиология и реаниматология.

Медицинская сестра-анестезист.

19. Общая практика.

Медицинская сестра.

20. Рентгенология.

Рентгенолаборант.

21. Функциональная диагностика.

Старшая медицинская сестра, медицинская сестра.

22. Физиотерапия.

Старшая медицинская сестра, медицинская сестра.

23. Медицинский массаж.

Медицинская сестра.

24. Лечебная физкультура.

Инструктор по лечебной физкультуре.

25. Диетология.

Заведующая молочной кухней, медицинская сестра.

26. Медицинская статистика.

Медицинский статистик.


Начальник Управления кадров А.И. Торопцев


Приложение 3

Положения о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием


1. Общие положения

1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области медицинского массажа допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело», среднее медицинское образование, диплом по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», и сертификат по специальности «Медицинский массаж».

1.2. Специалист в области медицинского массажа используется на должностях, соответствующих специальности «Медицинский массаж», назначается и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством.

1.3. В своей работе руководствуется законодательными, нормативными актами, официальными документами в области здравоохранения, приказами, указаниями и распоряжениями вышестоящих должностных лиц.

2. Обязанности

2.1. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста.

2.2. Подготовка пациентов и массажиста к массажу, осуществление контроля за состоянием пациентов во время проведения процедур.

2.3. Проведение лечебного (классического), сегментарного, точечного, спортивного, гигиенического, косметического, аппаратного массажа, подводного душа-массажа.

2.4. Использование частных методик массажа при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервной

системы, внутренних органов, болезнях обмена веществ, мочеполовой системы, кожи, в послеоперационный период восстановительного лечения в хирургии.

2.5. Использование методик массажа у детей, массажа и физических упражнений в раннем детском возрасте.

2.6. Соблюдение правил сочетания массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией.

2.7. Соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещений, оборудования и оснащения, используемого для занятий медицинским массажем.

2.8. Обеспечение инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала, выполнение требований инфекционного контроля в кабинете массажа.

2.9. Своевременное и качественное ведение медицинской документации.

2.10. Соблюдение морально-правовых норм профессионального общения, выполнение требований трудовой дисциплины.

2.11. Проведение санитарно-просветительной работы.

2.12. Регулярное повышение квалификации.

2.13. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях.

3. Права

3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей.

3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда.

3.3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу кабинета массажа, контролировать объем и качество выполненной им работы, осуществлять контроль за работой техника по ремонту аппаратуры.

3.4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, медицинских ассоциаций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции.

3.5. Повышать свою квалификацию, аттестоваться на присвоение квалификационной категории.

4. Ответственность

Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Приложение 4


Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием


XXIII. Специальность: «Медицинский массаж»

В соответствии с требованиями специальности в области медицинского массажа специалист должен знать и уметь:

1. Общие знания

Профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность специалиста;

Основы законодательства и права в здравоохранении;

Основы медицинского страхования;

Организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях;

Теоретические основы сестринского дела;

Философию и этику сестринского дела;

Психологию профессионального общения;

Основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм;

Виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов;

Показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств;

Основы валеологии и санологии; методы и средства гигиенического воспитания; роль сестринского персонала в глобальных, федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения;

Основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;

Систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицлечебно-профилактического учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля;

Организацию делопроизводства и учетно-отчетной деятельности структурного подразделения; основные виды медицинской документации;

Охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;

Функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала;

2. Общие умения

Анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;


Close