Выборы - демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.

Политические выборы - это совокупность правовых норм, в которых граждане выдвигают из среды представителей и наделяют их властными полномочиями по отношению ко всем гражданам.

Избирательная система - это предусмотрение законов, порядок избирательного права, организация проведения выборов, определение результатов голосования и распределение депутатских мандатов.

Существуют две системы:

1. Мажоритарная - от фр. "можорите" - большинство - это система определенных результатов, по которым избранным считается кандидат получивший большинство голосов.

Бывают двух видов: абсолютного и относительного:

Относительного - избранным считается тот, набравший голосов больше, чем каждый из противников в отдельности. Эта система всегда результативна. (М. Тэтчер 4 раза в течение 12 лет была премьер-министром).

Недостатки:

Нарушается принцип всеобщего избирательного права

Нет адекватности

Партии, поддерживающие сельское население в более привилегированности, т.к. они по количеству меньше.

Две и более политические партии за которое проголосовало приблизительно равное количество избирателей, получают неодинаковое количество мандатов.

Глава государства может не представлять абсолютное большинство.

2. Пропорциональная.

Система определения результатов голосования в котором мандаты между политическими партиями, распределяются согласно численности голосов. Выборы - только партийные, каждая партия выдвигает только свой список. (Австрия, Австралия, Бельгия, Италия).

Для получения результатов голосования нужно минимум голосов - избирательная квота - как правило она вычисляется. Есть система жестких списков - набравшая число партия, назначает своих депутатов. Есть система свободных списков - каждый избиратель может отметить понравившегося депутата.

Преимущества:

Позволяет создать центральные и местные представительные органы, наиболее адекватно отражающие состав страны.

Более демократична, учитывается каждый голос.

На практике устанавливается порядок, оговорки, если партия не набирает минимум голосов, не допускается в парламент, чтобы отсеивать мелкие партии. Если в парламенте 10 партий - он не дееспособен

Современная избирательная система России очень молода.

Согласно Конституции Российской Федерации избирательное законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя. Не лишено основания утверждение о том, что в Российской Федерации действуют одна федеральная избирательная система и 89 избирательных систем субъектов Федерации. К этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях избирательных систем по выборам в органы местного самоуправления.

Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона.

Выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действует на всей территории РФ в силу ее Конституции и федеральных законов. Однако конституции, уставы и законы субъектов Федерации, как правило, ограничивают принцип всеобщности избирательного права, сужая круг лиц, которые вправе голосовать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации. Например, в Республике Бурятия (как и в других республиках) введено свое гражданство, и только гражданам Республики Бурятия Конституцией предоставляется право избирать и быть избранными в органы государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и Республики Бурятия. Во многих субъектах Федерации, где нет собственного гражданства, введено правило, согласно которому правом избирать наделяются только те граждане, которые постоянно проживают на данной территории.1

Законодательство субъектов Федерации закрепляет ценз оседлости при выборах депутатов законодательных органов и глав администраций (исполнительной власти). Федеральный закон позволяет субъектам Федерации устанавливать сроки обязательного проживания на своей территории, которые, однако не могут превышать одного года. В соответствии с этим, например, Законом Санкт-Петербурга “О выборах главы исполнительной власти Санкт-Петербурга” закреплено, что губернатором города может быть избран гражданин Российской Федерации, который, отвечая прочим условиям, проживает на территории Санкт-Петербурга в течении одного года, причем факт проживания на этой территории устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако во многих субъектах Федерации требования Федерального закона нарушаются, а число цензов увеличивается. В ряде Республик, Главой Республики или Председателем Государственного Совета составляет не менее 15 лет в Республиках Тыва и Саха (Якутия), не менее 10 лет в Республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Коми, Татарстан. В Республике Карелия существует срок – не менее 7 лет до выборов проживание в республике не менее 10 лет после достижения совершеннолетия. В Уставе Москвы установлено, что мэром города может быть избран гражданин, постоянно проживающий в городе не менее 10 лет, в Уставах Курганской, Свердловской, Тамбовской областей этот срок равен 5 годам. Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” установлено, что ограничение пассивного избирательного права, связанное с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории (ценз оседлости), федеральным законом или законом субъекта РФ не допускается. Ранее (24 июня 1997 г.) аналогичное постановление (по “хакасскому делу”) вынес Конституционный Суд РФ.

Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Встречаются как мажоритарная система абсолютного большинства (одномандатные округа, образуемые на основе единой нормы представительства), так и пропорциональная система. Весьма часты и смешанные системы, когда одна часть депутатов избирается на основе мажоритарной, а другая – на основе пропорциональной системы. Например, выборы в Московскую областную Думу проводятся по одномандатным избирательным округам, в которых избирается 25 депутатов. В Свердловской области одна из палат Законодательного собрания – областная Дума избирается на основе системы пропорционального представительства по общеобластному избирательному округу, а выборы во вторую палату – палату представителей осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства по избирательным округам на территории области. Таковы особенности, присуще различным избирательным системам субъектов Федерации по выборам депутатов представительных органов государственной власти.

Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации. Система избрания глав администраций населением во многом напоминает систему избрания Президента РФ: предусматривается избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования и пр.

Порядок подготовки и проведения выборов с небольшими различиями включает те же стадии, которые установлены федеральным законодательством. Это, прежде всего, назначение выборов и формирование республиканской (краевой, областной и пр.) избирательных комиссий, которые обычно возлагаются на главу администрации (президента, губернатора) субъекта Федерации.

Образуются участковые избирательные комиссии, которые составляют списки избирателей. Выдвижение и регистрация кандидатов практически принципиально не отличаются от федерального уровня, хотя число требуемых подписей, конечно, меньше. Специальными актами регламентируется предвыборная агитация, с тем, чтобы каждому кандидату и избирательному объединению обеспечить равные возможности пользования средствами массовой информации. По общему правилу, соответствующему федеральному уровню, проходит голосование и определение результатов голосования.

Выборы в органы местного самоуправления регламентируются как федеральными законами, так и законодательными актами субъектов Федерации. В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 года представительный орган местного самоуправления и глава муниципального образования избираются гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Федеральным законом были утверждены Общие положения о выборах в органы местного самоуправления, на основе которых субъекты Федерации ввели конкретные избирательные системы на местном уровне. Так, право быть избранным в органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставлено гражданам с 18 лет, а дата проведения выборов в эти органы определяется органами государственной власти субъектов Федерации. Введены сокращенные сроки для обнародования даты проведения выборов – от 2 месяцев до 2 недель до дня выборов. Для проведения выборов главами местной администрации образуются только территориальная (окружная) избирательная комиссия и участковые комиссии, а для проведения выборов самых низших звеньев (улица, небольшой населенный пункт и др.) – только одна комиссия. Обычно для признания выборов состоявшимися требуется участие не менее 25 процентов зарегистрированных, а избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем его соперник (мажоритарная система относительного большинства). Допускается и безальтернативное голосование, но в этом случае единственный кандидат для своего избрания должен получить более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Если же субъект РФ не принял закон о выборах в органы местного самоуправления, то порядок таких выборов регулируется Федеральным законом “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” от 26 ноября 1996 г. и прилагаемым к нему Временным положением.


Похожая информация.


Если детально разбирать виды современных избирательных систем, то получится, что сколько в мире стран, столько и видов. Речь, конечно, о демократических государствах. Но основных видов избирательных систем всего три. Со своими достоинствами и недостатками.

Какие виды избирательных систем лучшие на сегодняшний день? На этот вопрос вам не ответит ни один серьезный политолог. Потому что это как в клинической медицине: «лечить нужно не болезнь вообще, а конкретного больного» - учитывать все, начиная с возраста и веса человека, заканчивая сложнейшими генетическими анализами. Так и с видами избирательных систем - роль играют многочисленные факторы: история страны, время, политическая ситуация, международные, экономические и национальные нюансы - в статье всего не перечислить. Зато в реальности, когда обсуждаются и утверждаются главнейшие базовые принципы политического устройства страны, связанных с избирательным правом, должно быть учтено абсолютно все. Только в таком случае можно будет говорить об адекватной избирательной системе «здесь и сейчас».

Формулировки и определения

Понятие и виды избирательных систем представлены в источниках в нескольких вариантах:

  1. Избирательная система в широком смысле - это

«совокупность правовых норм, образующих избирательное право. Избирательное право - совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах».

  1. Избирательная система в узком смысле - это

«совокупность правовых норм, определяющих итоги голосования».

Если рассуждать с точки зрения организации и проведения выборов, то самой адекватной представляется следующая формулировка.

Избирательная система - это технология трансформации голосов избирателей в мандаты делегатов. Эта технология должна быть прозрачной и нейтральной, чтобы все партии и кандидаты находились в равных условиях.

Понятие и определение избирательного права и избирательной системы меняется от одного исторического этапа к другому и от одной страны к другой. Тем не менее главные виды выборных систем уже сложились в четкую единую классификацию, которую принимают во всем мире.

Виды избирательных систем

Классификация видов основана на механизме распределения мандатов по итогам голосования и правилам формирования властных структур и органов власти.

В мажоритарной системе побеждает кандидат или партия, у кого больше всего голосов. Виды мажоритарной избирательной системы:

  • В системе абсолютного большинства для победы нужен 50 %+1 голос.
  • В системе относительного большинства нужно простое большинство голосов, даже если оно меньше 50 %. Самая простая и понятная избирателю разновидность, которая очень популярна на местных выборах.
  • В системе нужно больше 50 % голосов по заранее оговоренной норме - 2/3 или ¾ голосов.

Пропорциональная система: органы власти избираются от партий или политических движений, которые предоставляют списки своих кандидатов. Голосование идет за тот или иной список. Партийные представители получают мандаты власти исходя из набранных голосов - пропорционально.

Смешанная система: мажоритарная и пропорциональная системы применяются одновременно. Часть мандатов получается через большинство голосов, другая часть - через партийные списки.

Гибридная система: сочетание мажоритарной и пропорциональной систем идет не параллельно, а последовательно: сначала партии выдвигают своих кандидатов по спискам (пропорциональная система), затем избиратели голосуют за каждого кандидата персонально (мажоритарная система).

Мажоритарная избирательная система

Система большинства - самая распространенная схема проведения выборов. Безальтернативный способ, если один человек избирается на одну позицию - президент, губернатор, мэр и т. д. В парламентских выборах ее также можно с успехом применять. В таких случаях формируются одномандатные округа, от которых избирается один депутат.

Виды мажоритарной избирательной системы с разными определениями большинства (абсолютного, относительного, квалифицированного) описаны выше. Детального описания требуют два дополнительных подвида системы большинства.

Выборы, проводимые по схеме абсолютного большинства, иногда не приносят результата. Это происходит при большом числе кандидатов: чем их больше, тем меньше шансов у любого из них получить 50 %+ 1 голос. Избежать такой ситуации можно с помощью альтернативного или мажоритарно-преференционального голосования. Этот метод апробирован на выборах в парламент Австралии. Вместо одного кандидата избиратель голосует за нескольких по принципу «желательности». Против имени самого предпочтительного кандидата ставится цифра «1», напротив второго по желательности - цифра «2», и далее по списку. Здесь необычен подсчет голосов: побеждает тот, кто набрал больше половины бюллетеней «первых предпочтений» - считают именно их. Если такое количество не набрал никто, из подсчета выключается кандидат, у которого меньше всего бюллетеней, в которых его отметили под первым номером, а его голоса отдаются другим кандидатам со «вторыми предпочтениями», и т. д. Серьезные достоинства метода - возможность избежать повторного голосования и максимальный учет воли электората. Недостатки - сложность подсчета бюллетеней и необходимость делать это только централизованно.

В мировой истории избирательного права одним из старейших является понятие о мажоритарной избирательной системе, виды же типа преференциальной избирательного процесса - новые форматы, которые подразумевают широкую разъяснительную работу и высокую политическую культуру как избирателей, так и членов избирательных комиссий.

Мажоритарные системы с повторным голосованием

Второй способ справиться с большим количеством кандидатов более привычен и широко распространен. Это повторное голосование. Обычная практика - перебаллотировка двух первых кандидатов (принята в Российской Федерации), но бывают и другие опции, например, во Франции в выборах в Национальное собрание перебаллотировку проходят все, кто набрал не меньше 12,5 % голосов избирателей из их округов.

В системе двух туров в последнем, втором туре для победы достаточно набрать относительное большинство голосов. В системе трех туров в повторном голосовании требуется абсолютное большинство голосов, поэтому иногда приходится проводить третий тур, в котором для победы допускается относительное большинство.

Мажоритарная система отлично подходит для избирательных процессов при двухпартийных системах, когда две доминирующие партии в зависимости от результатов голосования меняются друг с другом позициями - кто у власти, кто в оппозиции. Два классических примера - британские лейбористы и консерваторы или американские республиканцы и демократы.

Достоинства мажоритарной системы:


Недостатки мажоритарной системы:

  • Если кандидатов много, победить может человек с малым количеством голосов (10 % или меньше).
  • Если партии, участвующие в выборах, незрелые и не имеют серьезного авторитета в обществе, есть риск создания неэффективного законодательного органа.
  • Голоса, поданные за проигравших кандидатов, пропадают.
  • Нарушается принцип всеобщности.
  • Можно победить с помощью навыка под названием «ораторское мастерство», не имеющего отношения к, например, законодательной работе.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная система возникла в начале 20-го века в Бельгии, Финляндии и Швеции. Технология выборов по партийным спискам отличается высокой вариативностью. Разновидности пропорциональных методов существуют и реализуются в зависимости от того, что важнее на текущий момент: четкая пропорциональность либо высокая определенность результатов голосования.

Виды пропорциональной избирательной системы:

  1. С открытыми или закрытыми партийными списками.
  2. С процентным барьером или без него.
  3. По единому многомандатному округу или по множеству многомандатных округов.
  4. С разрешенными избирательными блоками или с запрещенными.

Отдельного упоминания стоит вариант выборов по партийным спискам с дополнительными одномандатными округами, который объединяет два вида систем - пропорциональную и мажоритарную. Этот метод описан ниже как гибридный - разновидность смешанной избирательной системы.

Достоинства пропорциональной системы:

  • Возможность для меньшинств иметь своих депутатов в парламенте.
  • Развитие многопартийности и политического плюрализма.
  • Точная картина политических сил в стране.
  • Возможность входа во властные структуры мелким партиям.

Недостатки пропорциональной системы:

  • Депутаты утрачивают связь со своими избирателями.
  • Межпартийные распри.
  • Диктат партийных верхушек.
  • «Неустойчивое» правительство.
  • Метод «паровоза», когда известные личности во главе партийных списков после голосования отказываются от мандатов.

Панаширование

Чрезвычайно интересный метод, который заслуживает специального упоминания. Он может использоваться как при мажоритарных, так и при пропорциональных выборах. Это система, в которой избиратель обладает правом выбирать и отдавать свой голос за кандидатов из разных партий. Есть возможность даже вписывать в партийные списки новые имена кандидатов. Панаширование используется в ряде европейских стран, включая Францию, Данию и др. Достоинство метода - независимость избирателей от принадлежности кандидатов к той или иной партии - они могут голосовать по личным предпочтениям. Вместе с тем это же достоинство может вылиться в серьезный недостаток: избиратели могут выбрать «милых сердцу» кандидатов, которые не смогут найти общий язык из-за абсолютно противоположных политических взглядов.

Избирательное право и виды избирательных систем - понятия динамические, они развиваются вместе с меняющимся миром.

Смешанная избирательная система

Смешанные варианты выборных компаний - оптимальные виды для «сложных» стран с неоднородным населением по признакам самого разного толка: национальным, культурным, религиозным, географическим, социальным и т. д. К этой же группе относятся государства с большим населением. Для таких стран чрезвычайно важным является создание и сохранение баланса между региональными, местными и общенациональными интересами. Поэтому понятие и виды избирательных систем в таких странах всегда находились и находятся в фокусе повышенного внимания.

Европейские «лоскутные» страны, исторически собранные из княжеств, отдельных земель и вольных городов столетия назад, до сих пор формируют свои выборные органы власти по смешанному типу: это, например, Германия и Италия.

Самый старый классический пример - Великобритания с шотландским парламентом и уэльской законодательной ассамблеей в ее составе.

Российская Федерация - одна из самых «подходящих» стран для применения смешанных видов избирательных систем. Аргументы - огромная страна, большое и неоднородное практически по всем критериям население. Виды избирательных систем в РФ будут подробно описаны ниже.

В смешанной избирательной системе два вида:

  • Смешанная несвязанная система выборов, где мандаты распределяются по мажоритарной системе и не зависят от «пропорционального» голосования.
  • Смешанная связанные система выборов, в которой партии получают свои мандаты в мажоритарных округах, но распределяют их в зависимости от голосов в рамках пропорциональной системы.

Гибридная избирательная система

Вариант смешанной системы: интегрированная опция выборов с последовательными принципами выдвижения (пропорциональная система по спискам) и голосования (мажоритарная система с персональным голосованием). В гибридном типе две стадии:

  • Сначала выдвижение. Списки кандидатов формируются в партийных местных ячейках в каждом избирательном округе. Самовыдвижение внутри партии тоже возможно. Затем все списки утверждаются на съезде или конференции партии (это должен быть высший партийный орган по уставу).
  • Потом голосование. Выборы проводятся в одномандатных округах. Кандидаты могут быть выбраны как за персональные достоинства, так и за принадлежность к какой-либо партии.

Следует отметить, что гибридные виды выборов и избирательных систем в Российской Федерации не проводятся.

Достоинства смешанной системы:

  • Баланс федеральный и региональных интересов.
  • Состав власти адекватен соотношению политических сил.
  • Преемственность и стабильность законодательных органов.
  • Укрепление политических партий, стимулирование многопартийности.

Несмотря на то что смешанная система является по своей сути суммой достоинств мажоритарной и пропорциональной систем, у нее имеются свои минусы.

Недостатки смешанной системы:

  • Риск раздробления партийной системы (особенно в странах с молодой демократией).
  • Мелкие фракции в парламенте, «лоскутные» парламенты.
  • Возможные победы меньшинства над большинством.
  • Сложности с отзывом депутатов.

Выборы в зарубежных странах

Арена для политических боев - такой метафорой можно описать реализацию избирательного права в большинстве демократических странах. Вместе с тем основные виды избирательных систем в зарубежных странах - те же три базовых метода: мажоритарный, пропорциональный и смешанный.

Часто избирательные системы различаются по многочисленными цензами, входящими в понятие избирательного права в каждой стране. Примеры некоторых избирательных цензов:

  • Возрастной ценз (в большинстве стран можно голосовать с 18 лет).
  • Ценз оседлости и гражданства (можно избирать и быть избранным лишь после определенного срока проживания в стране).
  • Имущественный ценз (доказательства выплаты высоких налогов в Турции, Иране).
  • Моральный ценз (в Исландии нужно иметь «добрый нрав»).
  • Религиозный ценз (в Иране нужно быть мусульманином).
  • Гендерный ценз (запрет голосования женщинам).

Если большинство цензов легко доказать или определить (например, налоги или возраст), то некоторые цензы типа «доброго нрава» или «ведения достойного образа жизни» - понятия довольно размытые. К счастью, подобные экзотические моральные нормы встречаются в современных избирательных процессах очень редко.

Понятие и виды избирательных систем в России

В РФ представлены все виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная, которые описываются пятью федеральными законами. История российского парламентаризма - одна из самых трагических в мире: Всероссийское Учредительное собрание стало одной из первых жертв большевиков еще в 1917 году.

Можно сказать, что главный вид избирательной системы в России - мажоритарный. Президент России и высшие должностные лица избираются по мажоритарному абсолютному большинству.

Пропорциональная система с процентным барьером использовалась с 2007 по 2011 гг. при формировании Государственной Думы: один мандат имели те, кто набирал от 5 до 6 % голосов, два мандата имели партии, набравшие голоса в пределах 6 - 7 %.

Смешанная пропорционально - мажоритарная система применяется в выборах в Госдуму с 2016 года: половина депутатов избиралась в одномандатных округах по мажоритарному относительному большинству. Вторая половина избиралась по пропорциональному принципу в едином округе, барьер в этом случае был ниже - всего 5 %.

Несколько слов о едином дне голосования, который был установлен в рамках российской избирательной системы в 2006 году. Первое и второе воскресенье марта являются днями проведения региональных и местных выборов. Что же касается единого дня осенью, то с 2013 года он был назначен на второе воскресенье сентября. Но, учитывая относительно низкую явку в начале осени, когда многие избиратели еще отдыхают, сроки осеннего дня голосования могут обсуждаться и корректироваться.

В литературе термин «избирательная система» описывается в двух значениях. В широком смысле под этим понятием подразумеваются общественные отношения, непосредственно связанные с выборами и составляющие их порядок. Они регулируются конституционным правом, а также нормами, которые установлены общественными объединениями. Немаловажную роль при этом играют традиции и обычаи, нормы политической этики и морали.

Выделяют основные принципы избирательной системы: всеобщность, свободовольное участие в выборах и равноправие граждан в процессе, обязательный вотум, состязательность, равные возможности у всех претендентов, «прозрачность» проведения и подготовительных работ.

Соответственно, под избирательной системой

можно понимать механизм, благодаря которому формируется государственная власть и самоуправление в субъектах РФ. Данный процесс включает в себя несколько основных пунктов: закрепленную законотворчеством систему органов, на которую непосредственно возлагаются полномочия по осуществлению деятельности и проведению выборной кампании; а также деятельность субъектов правоотношений и политических структур.

В узком смысле слова данную систему рассматривают как закрепленный в законных актах способ, позволяющий установить результаты выборов и распределить депутатские мандаты. Этот процесс напрямую зависит от итогов голосования.

Основные систем определяются, прежде всего, принципами формирования о

ргана власти. В различных государствах они отличаются. Однако благодаря многовековому опыту были выделены два основных вида: мажоритарный и пропорциональный. Данные типы избирательных систем, точнее их элементы, находят себя в других многообразных моделях.

Основана на персональном представительстве во власти. Поэтому в качестве кандидата на должность здесь всегда выдвигается определенная личность. При этом механизм выдвижения может быть разным: некоторые типы избирательных систем допускают самовыдвижение кандидатур, например, от общественных объединений, а другие требуют, чтобы кандидаты баллотировались исключительно от политических партий. Однако при любой расстановке сил в рассмотрение происходит на персональной основе. Поэтому дееспособный, совершеннолетний гражданин, придя на выборы, будет голосовать за конкретного человека как за самостоятельную единицу описываемого процесса.

Как правило, те типы избирательной системы, основанием которых является мажоритарность, проводят выборы по одномандатным округам. При этом количество таких округов напрямую зависит от количества мандатов. Победителем становится участник кампании, получивший наибольшее количество голосов избирателей округа.

Пропорциональная система.

В ее основе лежит принцип представительства партий. Соответственно, в данном случае именно они выдвигают списки определенных кандидатов, за которые предлагается отдать свой голос. Типы избирательных систем, в основе которых находится пропорциональность, предлагают фактически голосовать за политическую партию, которая защищает интересы определенных слоев. Мандаты подлежат распределению пропорционально в соответствии с числом поданных голосов (в процентном соотношении).

Места в органе власти, которые получила партия, занимают люди из выдвинутого ею списка и в соответствии с установленным ею приоритетом. Обычно их получают первые 90 кандидатов из соответствующего перечня.

Смешанная система

Попытки с максимальной пользой использовать типы избирательных систем, описанных выше, привели к возникновению смешанных систем. Их суть сводится к тому, что часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Соответственно, у избирателя появляется возможность проголосовать как за кандидата, так и за политическую партию. Данная система использовалась в России при выборе депутатов Государственной Думы первых четырех созывов.

Избирательные системы представляют собой главный демократический механизм образования власти. Формирование этого механизма происходило в течение достаточно длительного времени.

Избирательные системы - это специфические политические институты. Они связаны с устройством выборов. Избирательные системы предусматривают определенные способы осуществления голосования и определения итогов. Кроме того, они связаны и с распределением между партиями депутатских мест.

Все избирательные системы включают в себя определенные компоненты. Среди них следует отметить:

  1. Этот элемент отражает систему норм права о порядке выборов. Это (в узком смысле) политическая возможность гражданина избирать и быть избранным. В широком смысле это понятие отражает содержание соответствующих законов и прочих актов.
  2. Избирательный процесс. Данный элемент характеризует комплекс действий, которые совершаются при выборах.

В избирательном процессе предусмотрены особые стадии:

  1. Подготовительная. По ходу этого этапа осуществляется регистрация и учет голосующих, назначение даты голосования.
  2. Регистрация, выдвижение кандидатов.
  3. Финансирование выборов,
  4. Голосование, определение результатов.

Избирательное право в условиях предусматривает обязательное исполнение некоторых принципов. К ним в частности относят:

  1. Равенство. Этот принцип указывает на наличие равных прав у всех депутатов в процессе выборов, равные финансовые и другие возможности. При этом каждый избиратель одинаково воздействует на результат голосования в целом.
  2. Всеобщность. Этот принцип указывает на наличие у каждого возможности участвовать в выборах и быть выбранным. Избирательная система России предусматривает два ценза - возрастной и ценз гражданства. Так, в выборах как избиратели могут участвовать граждане с восемнадцати лет, а в качестве избираемых - с двадцати одного года. Прочие ограничения (по имущественному статусу, половому или образовательному признаку) практически нигде в мире не действуют.
  3. Тайное голосование. Этот принцип указывает на право избирателя не сообщать о своем выборе. Таким образом, обеспечивается возможность свободно изъявлять свою волю и исключается давление на избирателя.
  4. Непосредственность. Этот принцип указывает на то, что гражданин отдает свой голос непосредственно за депутата, а не за лицо (выборщика), которое впоследствии будет отдавать свой голос за кандидата. Избирательная система США, однако, данный принцип не предусматривает в процессе выборов президента страны.
  5. Состязательность. Данный принцип отражает наличие альтернативы в процессе голосования. Избиратель при этом имеет право на выбор. Кроме того, никто не может создавать препятствий для других кандидатов к участию в голосовании.
  6. Гласность. Этот принцип указывает на возможность общественности обеспечивать контроль над проведением выборов. Проявляется этот принцип в присутствии на участках независимых наблюдателей.
  7. Свобода выборов. Речь, в данном случае, идет о добровольном участии гражданина в избирательном процессе. При этом никто не может оказать на человека давления.
  8. Ограниченность срока выборов. Этот принцип указывает на то, что нельзя отложить либо перенести, если для этого не установлены веские причины, соответствующие законодательству.

К основным типам избирательных систем относят:

  1. Мажоритарную. В данном случае действует принцип "большинства". Избранным становится кандидат, за которого отдано наибольшее количество голосов.
  2. Систему относительного большинства. В данном случае избранным считается депутат, который набрал простое большинство. При этом для победы может быть достаточно меньше половины голосов.
  3. Абсолютного большинства. В данном случае избранным считается депутат, который набрал пятьдесят процентов плюс еще один голос. Такая система характерна для России и Франции.
  4. Пропорциональную. Данная система предусматривает, что каждая выдвигаемая партия получает количество мандатов, которое пропорционально поданным за нее голосам на выборах.
  5. Смешанную (мажоритарно-пропорциональную) систему. При распределении мандатов в данном случае используются элементы мажоритарных и пропорциональных выборов.

Таким образом, становится ясно, что типов избирательных систем достаточно много. И разбираться в этом вопросе должны не только политики, но и обычные граждане.

Важнейшая функция избирательного процесса в состоит в том, что такой значимый для власти, для всякого государства политический и правовой фактор как легитимность, определяется прежде всего по итогам волеизъявления граждан в ходе голосования в период выборов. Именно выборы являются точным индикатором идейно-политических симпатий и антипатий электората.

Таким образом,представляется оправданным определение сущности избирательной системы во-первых, как регулируемую законодательством совокупность правил, приемов и способов политической борьбы за власть, которые регламентируют функционирование механизма формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Во-вторых, избирательная система - это политический механизм, посредством которого политические партии, движения и другие субъекты политического процесса осуществляют на практике свою функцию борьбы за завоевание или удержание государственной власти. В-третьих, избирательный процесс и механизм - это способ обеспечения необходимой для реализации властных полномочий государства степени легитимности власти.

В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная . Каждая из этих систем имеет свои разновидности.

Ведет свое название от французского слова majorite (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность победителем и, соответственно - обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей. Мажоритарная избирательная система существует в трех вариантах:

  • 1) мажоритарная система относительного большинства, когда победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников;
  • 2) мажоритарная система абсолютного большинства, при которой для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос);
  • 3) мажоритарная система смешанного или комбинированного типа, при которой для победы в I туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 11-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

Подсчет поданных голосов при мажоритарной системе осуществляется, по одномандатным избирательным округам, от каждого из которых может быть избран только один кандидат. Количество таких одномандатных округов при мажоритарной системе при выборах парламента равно конституционному количеству депутатских мест в парламенте. При выборах президента страны таким одномандатным избирательным округом становится вся страна.

К основным достоинствам мажоритарной системы относят следующие:

1. Это универсальная система, так как используя ее, можно избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).

2. В силу того, что при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой конкретные лица-кандидаты. Избиратель может принимать во внимание не только его партийную принадлежность (или отсутствие таковой), политическую программу, приверженность той или иной идейной доктрине, но и учитывать личные качества кандидата: его профессиональную пригодность, репутацию, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя, и т.п.

3. В выборах, которые проводятся по мажоритарной системе, могут реально участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политических партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты.

4. Избранные по одномандатным мажоритарным округам представители получают большую степень независимости от политических партий и партийных лидеров, так как они получают мандат непосредственно от избирателей. Это позволяет более корректно соблюдать принцип народовластия, в соответствие с которым источником власти должны выступать избиратели, а не партийные структуры. При мажоритарной системе избранный представитель становится гораздо ближе к своим избирателям, так как они знают, за кого конкретно голосуют.

Разумеется, мажоритарная избирательная система, как и любое другое изобретение человека, не является идеальной. Ее достоинства реализуются не автоматически, а при “прочих равных условиях” и в очень высокой степени зависимости от “среды применения”, в качестве которой выступает политический режим. Так, например, в условиях тоталитарного политического режима практически ни одно из достоинств этой избирательной системы не может быть реализовано в полной мере, так как в этом случае она лишь выполняет функцию механизма реализации воли политической власти, а не избирателей.

К числу объективных недостатков мажоритарной системы, которые как бы изначально ей присущи, обычно выделяют следующие .

Во-первых , при мажоритарной избирательной системе “пропадают” и не преобразуются во властные полномочия голоса тех избирателей, которые были отданы за не победивших кандидатов, несмотря на то, что в общей сумме поданных на выборах голосов именно эти “непобедившие” голоса могут составлять весьма значительную часть, а иногда - не намного меньшую, чем голоса, определившие победителя, или даже ее превышающие.

Во-вторых , мажоритарную систему справедливо считают более дорогой, финансово затратной из-за возможного второго тура голосования, и из-за того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводится несколько тысяч избирательных кампаний отдельных кандидатов.

В-третьих , при мажоритарной системе из-за возможной победы независимых кандидатов, а также кандидатов небольших партий создается гораздо большая вероятность формирования слишком дисперсных, мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого существенно снижается. Этот недостаток особенно характерен для стран с плохо структурированной партийной системой и большим количеством партий (Верховная Рада Украины – яркий пример)

Наконец, противники мажоритарной системы утверждают, что она создает благоприятные возможности для возрастания роли финансовых спонсоров вопреки конституционным правам избирателей. Очень часто местные органы власти обвиняются в использовании «админресурса », т.е. в поддержке администрацией тех или иных кандидатов, партий и т.п. Выборы президента в 2004г. в Украине подтвердили это.

Вторым типом избирательной системы является пропорциональная система. Уже само название в значительной степени способно прояснить ее суть: депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам .

При пропорциональной избирательной системе основными субъектами избирательного процесса являются не отдельные кандидаты, а политические партии, списки кандидатов которых и конкурируют между собой в борьбе за голоса избирателей. При пропорциональной системе голосования проводится только один тур выборов, вводится своеобразный “барьер проходимости”, который обычно составляет 4-5 процентов от количества поданных в общенациональном масштабе голосов избирателей.

Более мелкие и хуже организованные партии чаще всего не в состоянии преодолеть этот барьер и поэтому не могут рассчитывать на депутатские места. При этом поданные за эти партии голоса избирателей (а соответственно - стоящие за этими голосами депутатские мандаты) перераспределяются в пользу тех партий, которые сумели набрать проходной балл и могут рассчитывать на депутатские мандаты. Львиная доля этих “перераспределенных” голосов достаются тем партиям, которые сумели получить наибольшую сумму голосов.

Именно поэтому в пропорциональной системе голосования заинтересованы прежде всего так называемые “массовые” (они же централизованные и мировоззренческие партии) , которые делают упор не на привлекательность ярких личностей, а на массовую поддержку своих членов и сторонников, на готовность своего электората голосовать не по персонифицированным, а по идейно-политическим мотивам.

Избрание по партийным спискам по пропорциональной системе обычно требует значительно меньших расходов, но “зато” в этом случае между народным представителем (депутатом) и самим народом(избирателями) появляется фигура своеобразного политического посредника в лице партийного лидера, с мнением которого “списочный” депутат вынужден считаться в гораздо большей степени, чем депутат от мажоритарного округа.

Смешанная или мажоритарно-пропорциональная избирательная система

Существует также еще и смешанная или мажоритарно-пропорциональная система , которая, однако, не представляет собой отдельный, самостоятельный тип избирательной системы, а характеризуется механическим объединением, параллельным действием двух основных систем. Функционирование такой избирательной системы вызвано, как правило, политическим компромиссом между партиями, которые заинтересованы в основном в мажоритарной системе, и теми партиями, которые предпочитают чисто пропорциональную систему. В этом случае конституционно обозначенное количество парламентских мандатов делится в определенной пропорции (чаще всего 11) между мажоритарной и пропорциональной системой.

При таком соотношении количество одномандатных округов в стране равняется половине мандатов в парламенте, а оставшаяся половина мандатов разыгрывается по пропорциональной системе в одном многомандатном округе. Каждый избиратель при этом голосует и за конкретного кандидата по своему одномандатному избирательному округу, и за список одной из политических партий по общенациональному избирательному округу. Такая система внастоящее время действует для выборов, Государственной Думы России и некоторых парламентов других стран.(До 2005г. смешанная система действовала для выборов Верховной Рады Украины).


Close