Многообразие форм в русском храмовом зодчестве отражается на количестве куполов, венчающих храмы. Это количество куполов - символично. Одна глава символизирует Единого Бога, три купола - Святую Троицу, пять куполов - Христос и четыре евангелиста, семь глав - семь таинств Церкви, девять куполов - по числу ангельских чинов, тринадцать - Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех - по числу лет земной жизни Спасителя. Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру". Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.Цвет купола также важен в символике храма. Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.

Вековые стены в Пещерном храме и находки археологов

Со стороны улицы Большая Красная храм скрывается за зданием Казанского Богородицкого мужского монастыря. Как и любой строительный объект, в целях безопасности собор огородили железным забором. Чтобы рассмотреть, что происходит за ним, мы забрались на специально сооруженный помост.

Трудно представить, что ближе к концу года фасад храма будет завершен - сейчас сооружение затянуто зеленой сеткой, а повсюду вокруг лежат стройматериалы: арматура, деревянные балки, кирпичи. Пока лишь это могут увидеть пришедшие к собору верующие, паломники и туристы.

Игумен Марк (Виленский), наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря, показал, как идет восстановление религиозного объекта.

Вместе мы посетили Пещерный храм, который находится под самим собором, словно подвал жилого дома, и пока недоступен ни одному туристу. У него отдельный вход, который можно найти под временным металлическим козырьком около фронтона с колоннами. Здесь гораздо теплее, чем на улице.

«Тут у нас уже есть отопление, теплый пол», - говорит отец Марк, словно читая наши мысли.

Пещерный храм появился гораздо позже, чем сам собор, который заложили в 1798 году. Место обретения иконы Казанской Божией Матери облагородили после посещения великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой - она и выделила деньги на обустройство. Пещерный храм появился в 1910 году, а уже в 1932-м, после прихода большевиков к власти, собор взорвали. К счастью, подземная часть сохранилась на уровне стен и начала сводов.

Как гласит легенда, в 1579 году девочка Матрона увидела во сне Богородицу и после указала место нахождения иконы. Чудотворный образ был найден завернутым в рукав мужской рубахи, а очевидцам казалось, что икона сияла, словно была написана только что.

Найти место, где была обретена Казанская икона Божией Матери, можно по небольшому углублению в полу. Рядом возвышается иконостас - частично он уцелел после рокового взрыва 1932 года.

Исторические родные стены можно легко отличить от современной кладки из красного кирпича - их уже отштукатурили. Отец Марк просит смотреть под ноги - прямо по центру храма находится возвышение высотой в 10–15 сантиметров. Оказалось, что алтарная часть расположена здесь в середине сооружения, а не как это обычно бывает - у дальней стены от входа.


В бетонном полу можно найти несколько сквозных отверстий, в которых видны кирпичи старинного фундамента.

«Когда икону обрели, Ивану Васильевичу (Грозному. - Ред.) доложили об этом. Он сказал, что на этом месте должен быть храм, здесь основали девичий монастырь. Сначала был деревянный, потом его разобрали и построили каменный храм. Затем каменный разобрали, потому что все расширялось и увеличивалось. Все это здесь видно», - пояснил нам наместник монастыря.

Археологические раскопки проходили в 2017 году. По имеющимся чертежам и планам специалистам было известно, что здесь и прежде находились храмы. Министерство культуры РТ разрешило вскрыть временный пол, под которым и скрывались исторические фундаменты. Археологи обнаружили архитектурные и кованые элементы, которые оказались под землей после взрыва собора в 1932 году.

Было найдено много захоронений, останков вокруг собора и под самим фундаментом. С того момента, как был основан монастырь, здесь жили монахини. Монахини, игуменьи и духовники были захоронены на территории монастыря. Сейчас останки находятся на экспертизе, а потом их вернут, чтобы перезахоронить на территории монастыря», - рассказал отец Марк.


Но не археологические раскопки стали главным событием 2017 года в ходе восстановления собора, а завершение бетонирования центрального купола. Для этого понадобилось два строительных крана.

«Как вы сейчас видите, практически со всех уголков Казани виднеется центральный купол на соборе. Радует, что строительство идет согласно графику. Подрядчик очень ответственный. Сейчас на куполе выставлены леса, осталось залить главку, на которой впоследствии будет монтироваться купол и крест - венец собора. Внутри сейчас ведутся работы, чтобы удалось «закрыть» храм и утеплить его», - рассказал игумен Марк.

Прогрев бетона для центрального купола, ветер и 30 строителей на высоте 40 метров

Поднявшись из Пещерного храма по старинной лестнице, уцелевшей, как и нижняя часть стен подземного сооружения, мы вошли в собор Казанской иконы Божией Матери, и нас оглушили звуки стройки и работающей техники. Здесь достаточно светло, хотя фасад закрыт зеленой строительной сеткой, а внутри горит всего несколько ламп, которые освещают пространство для строителей в темное время суток. Днем свет проходит через оконные проемы и световой барабан. Так называется верхняя часть храма с прорезями, на которую воздвигают купол.


Вся средняя часть собора, которая находится под куполами, в строительных лесах. Несмотря на это, чувствуется простор, а само сооружение по масштабам - поистине грандиозное. Высота до центрального купола порядка 40 метров, а до маленьких куполов - более 20 метров. Центральный символизирует Иисуса Христа, те, что поменьше, - четырех евангелистов.

В процесс воссоздания храма вовлечено порядка сотни человек, а 30 из них бетонировали центральный купол. Все поднималось «быстро, буквально за полтора месяца», как рассказал нам Сергей Рогозин, руководитель проекта по кровельным работам.

У нас жесткие графики. В принципе никто из них не выбивается. В этом году на Крестный ход, на 4 ноября, мы уже должны сдать фасад и благоустройство», - объяснил он.

Празднования в честь Казанской иконы Божией Матери проходят как раз 4 ноября. В этот день по Казани следует крестный ход с чудотворным образом.

Бетонирование куполов храма выпало на зиму, не самое подходящее время года для стройки. Из-за минусовых температур пришлось прогревать и бетон, и саму поверхность, иначе бы впоследствии купол растрескался.


«Сложность заключается лишь в том, что большая высота. Здесь постоянные ветра. Наши ребята работают где-то на высоте от 25 метров - это уровень маленьких куполов, до 40 метров - уровень центрального купола. В последнее время МЧС постоянно пугает метелями, но вообще ребята у нас привыкшие. Сам морозец где-то минус 7 - минус 10 градусов без ветра, это хорошо. Тем более люди двигаются, не мерзнут, а когда уже сильный вечер, приходится останавливать работу кранов. А ребята могут и до 5, и до 6 часов вечера оставаться - работы и внизу предостаточно», - рассказал Рогозин.

У строителей нормированный рабочий день с 8 утра и до 4 часов вечера. Также предусмотрен часовой перерыв на обед. Работников берегут, поэтому отпускают на получасовые перерывы, чтобы те согрелись в помещении и выпили горячий чай. Из-за опасности работы на высоте идут только в дневное время суток.

Строить здание заново - это одно, а восстанавливать - совсем другое, отмечают строители. Современные стройматериалы должны подходить под старинные, говорит руководитель проекта по кровельным работам. С бетонированием сложностей не возникло, но они могут начаться, когда подрядчик перейдет к покрытию куполов.


«Сложно забегать вперед и говорить о сроках. До конца июля была запланирована сдача куполов, но есть сложности с подбором материалов, их доставкой. Будет благороднейшее покрытие, вся работа будет идти вручную», - объяснил Рогозин.

После того как будет сдан фасад, в храме начнут воссоздавать внутреннее убранство. В этом подрядчику помогут чертежи, архивные эскизные проекты и несколько кадров самого собора внутри. Эскизное решение курируют Минкульт РТ, инвестор проекта республиканский фонд «Возрождение» и Казанская епархия.

И хотя сейчас стройка в самом разгаре, к храму приходят туристы. Во время нашего посещения экскурсовод Айрат Гатауллин рассказывал двум девушкам историю собора Казанской иконы Божией Матери, стоя на помосте.

«Казань - это одна из главных туристических точек на карте России, и все больше набирает обороты паломнический туризм. Это место является святым, ведь здесь обрели Казанскую икону Божией Матери, одну из самых почитаемых икон в православии. Этот собор - символ восстановления традиций и того, что регион веротерпим, что здесь могут жить и мусульмане, и христиане», - подчеркнул экскурсовод.


Обсудить ()

Сегодня многие представители светского общества и антиклерикальных кругов страны, то тут то там поднимают вопрос о слишком на их взгляд интенсивных и абсолютно по их мнению ненужных возведениях православных храмов, по всей территории нашей необъятной Родины. Мол итак уже достаточно, зачем ещё их дескать лепить...
Я не буду останавливаться на противоречивой статистике количества верующих православных христиан в нашей стране, а также на вопросе о том кто из этих верующих воцерковлён, а кто нет. Я просто хочу донести до окружающих людей следующую простую мысль.
Представьте себе положение верующего православного воцерковлённого человека, который живёт в местности где на всю округу один православный храм и один православный священник, а межличностные отношения у этого человека с этим священником, выражаясь мягко - хреновые. Ну, не сложилось что-то в отношениях... ну характерами не сошлись...ну или политические взгляды разные. Да мало ли, что может быть! А исповедоваться и причащаться этому человеку - всё равно надо. Ведь он же православный и воцерковлённый. А без исповеди и Причастия, духовная жизнь воцерковлённого человека - бессмысленна. Без этого, что называется и в Церковь можно не ходить... Но как же ему, этому воцерковлённому человеку в неё не ходить, если он именно воцерковлённый православный христианин, а не зелёный крокодил в реке Нил? Как ему быть без исповеди и Причастия? Да никак. По канонам Церкви вообще, если год не причащался - сам себя от Церкви отлучил.
И вот идёт этот несчастный воцерковлённый христианин ни к кому-нибудь другому, а именно к этому священнику, у которого с ним плохие отношения. На исповедь идёт. Ведь исповедоваться всё равно душа просит, а идти то больше не к кому! Он один, этот ненавистный поп, на все ближайшие километров двести по округе... Один и всё тут! Хоть убейся... И ладно бы ещё если бы всё зависело от самого этого человека и от его силы воли. Ну пересилил он допустим бы себя и пошёл бы на исповедь к этому священнику, да стиснув зубы излил бы душу так сказать. Богу душу излил, не ему. Он - посредник. А исповедуются всё равно Богу. Ан, нет же... Тут же ещё сам священник может роль отрицательную сыграть... не буду мол тебя исповедовать, плохой ты и вообще мне не нравишься. А если и исповедую, то так, что больше ты ко мне на исповедь и не придёшь вовсе... Не нравится? Ну, так иди к другому священнику! Что? Нет другого священника? Так это твои проблемы дружок, ха-ха-ха...
И что делать этому воцерковлённому православному человеку, господа атеисты, антиклерикалы и иже с ними, а? Нет, я понимаю вам это может и смешно показаться и вообще быть по фигу, но вы войдите в положение этого человека. Вы же просите нас частенько входить в ваше положение, мол вы не забывайте что в стране ещё и атеисты живут и считаться с вами требуете. Ну, так и с нами тогда считайтесь, уважаемые! Да этот человек может поехать на исповедь в другой город, но он для этого должен будет работу бросить и на семью наплевать. Вы же тогда первые его долбить будете, вот дескать церковник семью и работу из-за религии бросил, посмотрите мол до чего религия доводит... Так это не религия доводит, а вы, которые своими стараниями добиваются прекращения строек новых православных храмов по всей стране. Поставьте себя на наше место. Если бы вы допустим жили в населённом пункте, в котором бы был всего лишь один продуктовый магазин, а хозяин этого магазина был бы вашим врагом - как бы вам там жилось? Особенно с учётом того, если бы хозяин этого магазина давал бы особые распоряжения своим подчинённым продавцам, в отношении вас? Ну, там цену поднять, или обхамить вдовесок. И представьте себе если кто-то бы ещё пробякал, а ты мол тогда вообще живи без продуктов, на фига они тебе сдались... Вы же именно так говорите верующим людям, когда советуете им "забить" на религию в принципе, если кто-то из них сталкивается с трудностями в духовной жизни.
Лучше бы вы против борделей, ночных клубов и баров выступали, которые появляются как грибы после дождя. Против спаивания и развращения нашего общества. Так нет же... надо именно против православных храмов что-то пздеть. Делать видимо вам больше не хера...

СИМВОЛИКА КУПОЛОВ В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КУПОЛОВ

Купол (итал. Cupola - купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) - пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой.

Главное в храме - купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение.

История куполов началась еще в доисторические времена. Купола стали строить во время римской архитектурной революции, когда их стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол, из ныне существующих, расположен в римском Пантеоне, возведенном примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой.

Русское искусство, начиная с Х в. и вплоть до конца ХVII столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой. Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. Богослужение в великом православном храме Византии - храме Святой Софии города Константинополя повлияло на послов князя Киевского Владимира. «Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты… » Именно это переживание красоты как святости было положено в основу нового искусства на русской земле. Византийскими мастерами было возведено много храмов в традициях византийского зодчества.

ФОРМА КУПОЛА

Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными.

Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма - символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Византийская империя подарила Руси умение строить храмы. Но молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей. Русское зодчество, созданное русскими мастерами, привносило в строительную практику собственные находки, оригинальные идеи и стало новым воплощением христианского искусства. Проанализировав рисунки храмов, можно заметить, что меняется и форма купола. Уже в Х11 в. купола напоминают воинский шлем.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы - символ пламени свечи, победы светлых сил. Православный храм, символизирующий землю, с куполом- символом неба, осмысляется как модель мироздания, которое, согласно религиозным воззрениям, творения Боже. К небу, Богу верующие устремляет свои мысли. Поэтому «луковичная» форма купола выбрана не случайно. Она напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы. Такая форма купола символизирует духовный подъём и стремление к совершенству. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру". В учебном пособии А. В. Бородина «Основы православной культуры» написано, что главки храмов имеют форму свечи или шлема. Это тоже не случайно, такая форма как бы соединяет значения: горение православных сердец и воинская защита

"Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма - как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся".

Е.Н. Трубецкой

Именно эту идею пламенности, горения подчеркивает столь распространенное в России золочение куполов.

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант андреа-ин-Виа-Фламида в 1553 году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-фьоре во Флоренции, возведенный Филиппо Брунеллески.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Новая страница в истории средневековой русской архитектуры Освобождение от ордынского ига стимулировало новый подъем в архитектуре. К этому времени сложился еще один национальный тип храма. Характерная для Византии купольная система преобразовалась в остроконечный верх башни. В этом чувствуется несомненное влияние оборонного зодчества, характерный пример которого дает Псков с его мощными башнями, лишенными каких-либо украшений и служившими защитой от нападений врагов. При особо очевидной мощи стен, кладки, узких бойниц, окон, гармоничность форм подчеркивает их стройность и изящество. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери, Которой символически соответствуют числа 8 и 9. НО шатровые покрытия запрещаются, но эта форма сохранилась в строительстве колоколен. И это не случайно. Шатер на колокольне сохраняется как символ благовеста и, разумеется, Благовещения Пресвятой Богородицы. Сооружались также колокольни ярусной конструкции (колокольня московского Новодевичьего монастыря).

Купол-блюдце ниже, чем другие виды куполов. Такой купол, оказывается, снаружи не виден, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Эти купола использовались при возведении византийский церквей и османских мечетей.

КОЛИЧЕСТВО КУПОЛОВ

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре, Дмитриевский собор во Владимире, Казанская церковь). Иногда к ним пристраивались колокольни или приделы и два купола, тогда символизировали два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое (Церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле).

Двуглавый храм два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм три купола символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом

Четырехглавый храм. четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Большое распространение на Руси получили пятикупольные храмы, причем строительство их велось как в древности, так и в наши дни. Один из куполов, как правило, возвышается над остальными, что символизирует собой Иисуса Христа и четырех евангелистов. Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар. Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.

Семиглавый храм семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцатиглавый храм

тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

ЦВЕТ КУПОЛА

Цвет купола также важен в символике храма.

Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю.

Использование в отделке церквей золотой фольги началось во времена Византийской империи, которая не жалела драгоценного металла для благолепия храмов. Впоследствии традиция украшения была перенята и крестившейся Русью. Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль стала одной из первых, чей купол по приказу святого князя Андрея Боголюбского был покрыт сусальным золотом.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами

В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Зачем на православных храмах возводят купола? Это делают только в России или во всех православных странах? Сколько куполов должно быть у храма и сколько не может быть никогда? Какой они бывают формы и в какой цвет могут быть покрашены? Рассказываем!

Зачем храмам нужны купола?

Купола православных храмов в том виде, как мы знаем их сейчас, - это вопрос исключительно традиции. В том смысле, что это так сложилось: у храмов должны быть купола. Причем, сложилось именно у нас. В православной Греции, например, - многие церкви возводятся вообще без привычных нам куполов.

Вот, например, церковь на острове Корфу: типичная православная греческая архитектура.

Как и этот храм: тоже Греция

Тогда какое на самом деле значение купола имеют для храма, если их не везде сооружают, и зачем они нужны храму?

Изначально купол - это всего лишь один из видов свода, которое может иметь здание. Например, такая конструкция будет идеальна, чтобы закрыть большие пространства, когда нужно избежать поддерживающих колонн. Такой тип перекрытия известен с древнейших времен. Еще до христианства купола возводились в культовых и важных для государства зданиях - короче говоря, там, где собиралось большое число людей: праздновать что-то или справлять религиозный обряд.

Со временем, купола стали уже напрямую ассоциироваться с «сакральными» зданиями. В христианской традиции купольный свод сразу стал символизировать небесный мир, вечность, вселенную. Причем, символизм почти сразу стал основной стороной купола, поскольку в большинстве храмов (в тех странах и культурах, где он использовался) купол не имел и не имеет конструктивного значения и был просто «венчанием» конструкции.

Посмотрите: собор святой Софии в Константинополе (сейчас - это мечеть). Он был построен как православный храм в VI веке, но сохранил в себе «изначальный» подход к куполу - как к полноценному своду.

А вот , Москва. Купол маленький, «символический». Роль же свода играет крыша-перекрытие.

То, что купол может играть «символическую», а не конструктивную роль, сложилось исторически. Например, на Руси: первые сами храмы почти все были деревянными и выполнялись в технике классического сруба, поэтому перекрывать их большими куполами было конструктивно нелогично и нецелесообразно. Купол уже не играл роль «крыши», а просто возвышался над храмом. Поэтому, правильнее их называть не куполами, а главами или «главками».

Это не древний храм, а современный: в , но он хорошо иллюстрирует сказанное в отношении куполов у деревянных храмов:

А вот пример конструкции храма, когда купол, наоборот: действительно выполняет конструктивную роль. Москва. Храм Успения Пресвятой Богородицы недалеко от Пречистенки. Купол закрывает собой весь придел, хотя над ним все равно поставлен небольшая башенка, которую венчает «луковка».

Или в подмосковной Кубинке. Тоже: большой свод в форме купола и над ним «луковка» поменьше.

Или главный собор Иоанно-Богословского монастыря в Москве. Не самый ярко-выраженный, может быть, пример, но тем не менее:

Купола действительно стали неотъемлемой частью русской традиции. Причем, нашим куполам присуща именно форма «луковки». Кто-то видит в этом напоминание о горящей свече. Возможно. Но изначально такого символизма в луковичную форму купола не вкладывалось - речь шла просто о красивой форме, которая гармонично завершала бы образ храма.

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Сколько куполов бывает у храма?

Вообще говоря, сколько угодно - в том смысле, что никаких догматов или сформулированных законов на этот счет нет. Число куполов определяется архитектурной концепцией храма. Другое дело, что в христианской традиции за некоторыми числами хранится символическое значение или ассоциации, а потому число куполов в подавляющем большинстве случаем ограничивается следующем количеством:

  • Один купол символизирует Единого Бога
  • Три купола символизируют Святую Троицу
  • Пять куполов - Спасителя и четырех евангелистов
  • Семь куполов напоминают о семи Таинствах Церкви
  • Совсем редко: девять куполов символизируют девять ангельских
  • Еще реже: 13 куполов - Иисуса Христа и его двенадцать апостолов
  • Наверняка есть храм и с 33-ю главками: по числу лет земной жизни Спасителя.

Цвета куполов: какие бывают?

Каким должен быть цвет купола в Церкви, это тоже не определяется каким-то правилами или канонами. То есть, он может быть любой (у храма Василия Блаженного на Красной Площади они, вообще, пестрые), но опять-таки - традиционно купола в русской традиции бывают такими:

Позолота - один из самых частых способов украсить главку. Никакой символической нагрузки тут нет: это просто очень красиво, величественно.

Синие купола (чаще всего - со звездами). Такие купола венчают храмы, посвященные Пресвятой Богородице. А звезды напоминают о Рождестве Христа от Девы Марии.

Зеленые купола . Вообще, в нашей Церковной традиции зеленый цвет - это символ Троицы или Святого Духа. Но в случае с куполами такой прямой зависимости нет. Вот, например, храм святителя Николая в , рядом с метро Библиотека имени Ленина в Москве.

Ну и наконец: черные купола . Кто-то говорит, что они символизируют собой монашество и встречаются в монастырских храмах, но это не так. Есть достаточно городских, «приходских» храмов с черными главками. Например, старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы в Турчаниновом переулке - что в двух шагах от метро Парк Культуры.

Еще черными со временем становятся медные купола: медь с годами приобретает очень красивый черный цвет.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во


Close