Французы - одна из самых гордых и влюбленных в свои культуру и историю наций. В государственные символы, которыми они пользуются, вложен глубокий смысл. Как появился один из наиболее важных - герб страны, и как изменялось его изображение?

Отношение французов к геральдике

Удивительно, но современная Франция не имеет традиционного государственного герба. Щиты с его изображением не украшают стены посольств, как принято у всех прочих стран. А если спросить прохожего-француза о главном национальном символе, он, скорее всего, расскажет вам о Марианне - женщине, представляющей Францию еще со времен Великой французской революции. Ее изображение иногда служит на официальных документах. Но гербом Марианну, конечно же, не назовешь. Такая ситуация сложилась потому, что французы отказывались от геральдических знаков отличия после каждого уничтожения монархического правления. Почитающие и по сей день республиканские свободы граждане не желают использовать государственный герб, принадлежавший королям. Республиканской символикой служит своеобразное сочетание знаков всех французских территорий и провинций. Это изображение называется Большой герб Франции.

Первые французские гербы

Несмотря на отсутствие интереса к геральдике у современных граждан, в древние времена на территории государства существовали самые разные символы монархов, так что история герба Франции уходит вглубь веков. Первые изображения подвергались заметному воздействию христианской религии, уже начавшей господствовать в стране. Так, основатель государства Хлодвиг сменил белое знамя с тремя жабами на синее, считающееся символом святого покровителя Франции Мартина. Это произошло при принятии монархом христианства в 496 году. Почему именно синее? На этот вопрос может ответить легенда, которая гласит, что Мартин, епископ из Тура, однажды повстречал на дороге нищего и отдал ему половину своего плаща, который и был синим. Хоругвь такого оттенка, прикрепленная к кресту красным шнурком, стала символом франков.

Средневековый герб Франции

Франкская империя была провозглашена Карлом Великим в 800 году. Знаменем его было треххвостое полотнище красного цвета, на котором изображены шесть сине-красно-желтых роз. Государство распалось уже в 843-м, и королевство вернулось к прежней синей символике. К первой четверти XII века, во времена короля Людовика Шестого Толстого, на гербе появляются золотые геральдические лилии. Изображение официально начинает называться «знаменем Франции», а щит с цветами и лазоревым полем становится первым французским гербом. называют стилизованный рисунок желтого ириса, который символизирует Пресвятую Деву. История герба Франции отмечает, что подобные цветы являлись эмблемой династии Капетингов уже в X веке. К концу XIV ст. на синем фоне осталось только три лилии. Вероятнее всего, это связано с троичной сутью христианского божества. Во время значительная часть французских территорий была захвачена англичанами. Возникло движение патриотов, возглавленное Жанной д"Арк, знаменем которого стало белое полотнище, на одной стороне которой был изображен французский герб, а на другой - ангелы и Бог.

Белый цвет приобрел значение символа независимости государства. Описание герба Франции в послевоенный период напоминает изначальное изображение - французские короли снова вернулись к синему цвету и трем золотым лилиям.

Правление Бурбонов

Королевская династия Бурбонов вступила на престол в 1589-м. Государственный герб Франции, описание которого прежде включало синий щит и лилии, теперь пополнился красным наваррским щитом с цепью. Два щита помещались на одной мантии, увенчанные и короной, а по краям размещались гербы крупнейших провинций: Бретани, Бургундии, Гиени, Дофине, Иль-де-Франс, Лангедока, Лионне, Нормандии, Орлеана, Пикардии, Прованса, Шампани. Со временем Наварра тоже стала провинцией, и в центре остался только щит с лилиями, окруженный цепями орденов Святого Михаила и Святого духа. По бокам его поддерживали два ангела. История герба Франции в таком варианте прервалась в 1789, когда произошла Великая французская революция, и монархическая символика была отменена. На знаменах революционеров использовался ставший впоследствии традиционным триколор, а по углам полотнищ были расположены парусные кораблики и топор со связкой прутьев. Последнее изображение носит название «ликторский пучок» и

является первой эмблемой Французской республики.

Геральдика в XIX веке

История герба Франции в монархическом его проявлении возобновилась с 1804 года, когда императором провозгласили Наполеона. Символом стал изображенный на синем фоне держащий в лапах пучок молний. Вокруг была изображена цепь ордена Почетного легиона, а на фоне - пчелы и скрещенные скипетры, мантия и корона. В 1814 г. была восстановлена власть Бурбонов, а с ней и прежний герб, с которого исчезли ангелы. В 1830-м снова произошла революция, а потом к власти пришла династия Орлеанов. Государственным символом стал их фамильный герб. В 1832 году началась волна восстаний, которая привела к революции 1848 года, символом которой стал народный образ галльского петуха. Через какое-то время власть вернулась к Наполеону, а в 1871-м была объявлена Парижская коммуна. Герб Франции того периода представляет собой такое изображение: золотые буквы названия государства на синем овале в окруженном национальными флагами, орденом Почетного легиона, ликторским пучком, а

также ветвями дуба и оливы. Эмблема сохранилась до тридцатых годов следующего века.

Государственная символика в XX веке

Во время Второй мировой Франция была оккупирована фашистами. В южной части государства возникло правления Петена со столицей в Виши. Эмблемой послужил топор с двумя лезвиями и ручкой в виде маршальского жезла. Символом патриотов был щит в цветах французского флага, в середине которого размещен красный лотарингский крест. После освобождения страны официально было утверждено изображение, использовавшееся до войны, в которое внесли некоторые изменения. Так, добавилась надпись «Свобода. Братство. Равенство», а вокруг профиля Марианны разместили текст «Французская Республика. 1870». С этой датой связано падение монархии и окончательный переход к республиканскому правлению.

Анна Комаринец. Энциклопедия Короля Артура и Рыцарей Круглого стола /А. Комаринец - М.:ООО "Издательство Аст", 2001 - данная статья стр. 115-118

Система опознавательных знаков; впоследствии наука о составлении и описании гербов.

Гербы и особые знаки на щите и шлеме, призванные помочь опознать рыцаря во время битвы или турнира, традиционно являлись едва ли не самой явно чертой, выделявшей рыцаря среди прочих членов средневекового общества. Считается, что обычай использования гербов возник в XII в., когда появился шлем с забралом, совершенно скрывающий лицо, а однообразный типовой доспех превратил рыцарское войско в единую стальную массу. Все это способствовало развитию «опознавательных знаков» - геральдики. Еще более настоятельная потребность в разработанном гербе возникла у участников крестовых походов, в которых могли принимать участие рыцари разных стран. Возникла необходимость найти какую-то систему знаков и символов, которые позволили бы – помещенные, например, на щите – распознавать рыцарей.

Герб Артура. Поздняя французская версия

Гербом называли (и называют в теоретической геральдике сегодня) особые фигуры или символические изображения, созданные на основании известных, точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельного лица, рода, сообщества или организации, а также города, области или целого государства.

Известны случаи использования отдельных символов и знаковых изображений прославленными воинами античности и Темных веков. Эти знаки оставались исключительной принадлежностью определенного лица, тогда как средневековый герб перешагнул за рамки просто опознавательного знака, поскольку стал наследственным и приобрел юридическую значимость (при использовании герба в печатях). Конец XII в. и весь XIV в., эпоха расцвета рыцарского романа, одновременно были эпохой расцвета рыцарской геральдики. Грамотность в те времена оставалась уделом лишь очень узкого круга, поэтому особое значение имел общепринятый язык гербов, эмблем и символов. Геральдика XIII – XIV вв. фактически заняла место образного языка этой эпохи, говорить на котором умели практически все. Поэтому неудивительно, что геральдика наложила свой отпечаток едва ли не на все стороны быта Средневековья.

Гербы украшали знамена, штандарты и городские постройки, красовались на чепраках лошадей. Вернувшиеся из крестовых походов рыцари привезли с собой обычай подражания восточной роскоши одежд, и в моду вошел так называемый surcot, или cotte-hardie, одеваемые поверх длинной туники с узкими рукавами. Знатные лица носили одежду цветов, соответствующих своему гербу; обыкновенные дворяне получали такие геральдические одежды от короля или от своих сеньоров, причем также носили их гербовые цвета. При Карле V (1330 – 1380, правление с 1364г.) во Франции в моду вошли костюмы двух гербовых цветов: правая половина костюма соответствовала одному гербовому цвету, а левая – другому. Так возникли двухцветные платья и ферязи, над которыми потешался, начиная Марк Твена, едва ли не каждый юморист и сатирик, но которые вовсе не казались шутовскими тем, кто носил их в XIV в.

Геральдика, или блазон (как ее называли во времена написания рыцарских романов), появилась в виде специального знания именно в эпоху крестовых походов. Получивший примерно в то же время широкое распространение обычай турниров и связанные с ним церемонии также способствовали выработке терминологии геральдики и даже так называемого геральдического языка. Правилами этого языка поначалу владели очень немногие, к тому же с увеличением числа личных гербов эти правила становились очень путанными. Геральдика, с ее своеобразными знаками, фигурами, их бесконечными сочетаниями, различными делениями герба и т.д., превратилась в весьма сложную науку. Геральдика настолько прочно укрепилась как часть рыцарской культуры, что ни сами авторы, ни их аудитория не могли представить себе рыцарей Круглого Стола без верно составленных геральдических эмблем.

«Исторический» Артур, официальную биографию которого приводит в своей хронике Гальфрид Монмутский, жил в Темные века, когда никакой геральдики еще не существовало. Его прославленное знамя с драконом определенно позаимствовано у боевого штандарта наемной кавалерии поздней Римской империи. Эмблемой на щите Артура, возможно, были поначалу крест и / или изображение Девы Марии – об этом упоминают и валлийские «Анналы Камбрии», и хроники Ненния. Хотя у Ненния сказано, что он «нес этот знак на плече», речь здесь может идти о путанице, возникшей при переводе на латынь двух графически похожих валлийских слов «плечо» и «щит».

С конца XII в. крест и икону Девы в гербе Артура сменяют три короны, которые должны, очевидно, обозначать его превосходство над остальными королями. В XV в. с распространением убеждения, что эти три короны означают три королевства (Северный Уэльс, Южный Уэльс и Логрию), число корон в гербе возросло до 13, с тем, чтобы представить все королевства, принесшие королю Артуру вассальную присягу. Поле герба Артура обычно красного цвета в английских источниках и голубого – во французских текстах (в соответствии с голубым полем французского королевского герба).

Что касается рыцарей Круглого Стола, то из текстов рыцарских романов и из иллюстрированных рукописей видно, что различные авторы расходятся относительно гербовых эмблем их героев в той же степени, в какой они расходятся относительно того, что есть Грааль. Тем не менее, какими бы гербами они не наделяли своих героев, выстроены эти гербы были в строгом соответствии с правилами геральдики.

Прежде чем обратиться к наиболее известным гербам рыцарей Круглого Стола, следует разъяснить несколько геральдических терминов.

Поскольку с самых первых шагов развития гербов отличительные знаки помещали прежде всего на щитах, то и сам герб вскоре приобрел очертание щита. Поверхность герба (как поверхность щита) называют полем герба. Старинная геральдика различала четыре цвета и два металла. Щиты зачастую украшали золотом и серебром, и эти металлы перешли и на герб, где стали обозначать соответствующие цвета. В приведенных ниже названиях первым стоит французский термин, поскольку английская геральдика опиралась на французскую, как это произошло несколько столетий спустя с геральдикой русской.

Or – «золото» (впоследствии этим же термином стали обозначать желтый цвет).

Argent – «серебро» (впоследствии этим же термином стали обозначать белый цвет).

Принятые в геральдике цвета называют тинктурой (это слово учитывает оттенок цвета). При описании герба речь идет об «эмалях», поскольку первоначально краски на гербы наносились именно посредством эмали. Старинная геральдика признавала следующие эмали:

Gules (geules) – красная, или червень.

Azur – синяя, или лазурь.

Vert (sinople) – зелень.

Sable – чернь.

В XV в. к этим основным цветам добавились еще несколько составных, наиболее распространенные из которых – пурпур (pourpur), пепельный (в немецких гербах) и оранжевый (tenne) (в английских гербах). Очень редко, но применялись также и так называемые естественные цвета. Делалось это в том случае, когда по особому указанию в гербе следовало изобразить какое-либо животное (оленя, лисицу, быка), известное растение или часть человеческого тела – цветом, какой им свойствен в действительности: бурого, рыжего, серого, розового или телесно и др. В Средние века герольды в таких случаях вместо естественных прибегали к ближайшим подходящим к ни по характеру цветам геральдической тинктуры. Так появились в гербах серые или красные олени, собаки и быки; львов изображали золотыми или красными, части человеческого тела – красными или серебряными.

Герб Мордреда: ранний

Герб Тристана

Герб Мордред: поздний

Приблизительно в середине XV в. был составлен перечень гербов «Имена, гербы и блазоны рыцарей Круглого Стола» («Les Noms, Arms et Blasons des Chevalliers et Compaignes de la Table Ronde»), где приводятся рисунки и описания 175 гербов рыцарей Круглого Стола. Перечень существовал как приложение к знаменитой «Книге турниров» короля Рене Анжуйского (ок. 1455г.), в которой содержались подробные указания по устроению турниров «согласно правилам, установленным во времена короля Утера Пендрагона и короля Артура и его рыцарей Круглого Стола».

Некоторые из приводимых в этом списке гербов непосредственно связаны с сюжетами рыцарских романов. Например, герб Ивейна, «Рыцаря со Львом» - золотой лев в лазурном поле, или герб Ланселота: три червленые перевязи слева в серебряном поле. Последнее – отсылка на упоминание о том, что Ланселот обладал силой трех воинов. Приведенные здесь гербы Ланселота и Ивейна относятся к так называемым гласным гербам. Первоначально гласными считались только те гербы, эмблема которых прямо указывала на имя владельца; при названии гласной эмблемы одновременно называлось имя владельца герба. Впоследствии гласными стали называть и гербы-ребусы, подобные упомянутым выше. К гласным относится, например, и герб Тристана, содержащий игру слов на основе имени героя: зелень, золотой лев.

Герб Гарета: ранний

Герб Гарета: поздний

Иногда в результате ошибки переписчика гербовые эмблемы могли меняться. Так, например, изменился герб Кэя, который первоначально блазонировался как Серебреная глава в черни – голова здесь обозначала положение Кэя при дворе короля Артура (сенешаль). В результате ошибки слово «chief» (глава – геральдическая фигура, представляющая собой широкую полосу в верхней части щита) превратилось в «clefs» (ключи), и на гербе Кэя - Сенешаля вместо Серебряной главы появилось два серебряных ключа. В некоторых случаях в результате ошибки при прочтении герба появлялся совершенно новый персонаж. Подобного «двойника» Саграмура Желанного породило неверное прочтение его герба во «Втором продолжении» «Персеваля» Кретьена де Труа.

Поскольку в артуровском эпосе переплелось несколько различных традиций, главные его герои, в различных романах, обладают двумя, а то и тремя совершенно различными гербами. Нечто подобное произошло, например, с Гавейном. Во французской традиции щит Гавейна – правый передний угол червень в серебряном поле. Согласно Гальфриду Монмутскому, Гавейн получил посвящение в рыцари от папы Сульпиция, который пожаловал ему также и герб. В романе «Перлесво» этот герб назван щитом Иуды Маккавея – золотой орел в червленом поле. В приложении к «Книге турниров» этот герб вновь оказывается несколько видоизменен: двуглавый золотой орел в червленом поле. Еще один герб Гавейна (быть может, наиболее известный из всех) приводится в романе «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь»: золотая пентаграмма в червленом поле. В Средние века такой символ именовали Печатью Соломона, или «бесконечным узлом». В том же романе говорится, что данный герб – исключительно личный, получен за особые заслуги и не может быть передан по наследству. В XIV в. в связи с развитием турниров оружие турнирное стало значительно отличаться от оружия боевого, и среди рыцарства вошло в обычай иметь набор из двух щитов: «щиты войны» традиционной треугольной формы с помещенным на нем родовым гербом, и «щит мира», квадратный тарч с прорезью, в которую вставлялось копье. На этот щит помещали личный герб – для турниров и мирных приключений. Следовательно, отправляясь на поиски Зеленой Часовни, Гавейн берет с собой щит с личным гербом, «щит мира».

Герб Кая: ранний

Герб Кая: поздний

Вообще, отправляясь в странствия и возвращаясь из них (в особенности это касалось крестовых походов), рыцари помещали на свои гербы особые символы. Обычно это были небольшие птицы, похожие на ласточек и изображенные в профиль, без клюва и без лап. Эти перелетные птицы должны были указывать на то, что рыцари странствуют и бездомны. Связан с крестовыми походами и герб Галахада, совершенного рыцаря, достигшего Грааль, - красный крест в белом поле служил первоначально опознавательным знаком всех крестоносцев, участников первого крестового похода, начатого в 1096 г.

Стоит упомянуть и об еще одном знаке, часто встречающемся в рыцарских романах, - о белом щите. С белым щитом, то есть щитом с пустым полем безо всяких гербов и эмблем или каких-либо других изображений, рыцарь выходил на турнир, если по каким-то причинам желал остаться неузнанным. Вообще описания турниров в рыцарских романах пестрят упоминаниями о том, как то один, то другой герой, чтобы остаться неузнанным, «меняет цвета», то есть выступает с щитом других гербовых цветов. Подобный «маскарад» или нежелание путешествовать со своим, всем известным щитом, однако, нередко оборачивался трагедией. Например, сражались, не узнав друг друга, Персеваль и Борс, которые отправились на поиски Святого Грааля, поместив на щитах перелетных ласточек. От смерти их обоих спасло лишь чудо Грааля. В неведении Гавейн убил на поединке своего названного брата Ивейна Отчаянного, путешествовавшего с белым (пустым) щитом.

Хотя гербы артуровского перечня были признаны аутентичными и приводились в всех учебниках по геральдике вплоть до конца XIX в., лишь один из них попал на страницы «Смерти Артура» Мэлори – герб Галахада.

Над созданием гербов радотал Paul (по вышеупомянутой энциклопедии),

отредактировала Narwen (с использованием графики WHP - Heraldry Gallery)

Карл V Габсбург - крупнейший государственный деятель Европы первой половины XVI века. Это последний государь, когда-либо формально провозглашенный Римским Императором. Правитель, первым в истории создавший державу, в которой никогда не заходило солнце. Именно в период правления Карла V - в 1519–1522 годах - испанцами (подданными Карла) под командованием Фердинанда Магеллана совершена первая известная кругосветная экспедиция. Для меня это важный и симптоматичный факт. И, наконец, человек, родившийся во фламандском городе , который является одним из моих самых любимых. Личность масштабная, противоречивая и многообразная. Но в этой записи я рассмотрю не психологические особенности Карла V, а его герб. Причем герб его как Короля Испании (де-юре - Арагона) под именем Карл I. Это был его первый монарший титул, принятый еще до титула Римского Императора. Именно Карл был первым правителем единой Испании.

Карл был наследником четырех выдающихся династий Европы. Благодаря скрещению династических линий Карл получил в наследство огромные территории в Западной, Южной и Центральной Европе, доныне никогда не объединявшиеся:
– от отца, Филиппа: Бургундские Нидерланды, Люксембург, Артуа, Франш-Конте;
– от матери, Хуаны Безумной: Кастилия, Леон, Андалусия, Канарские острова, Сеута и Вест-Индия;
– от деда по материнской линии Фердинанда II Арагонского: Арагон, Каталония, Валенсия, Руссильон, Неаполь, Сицилия, Сардиния, Балеарские острова;
– от деда по отцовской линии Максимилиана I: корона Императора Священной Римской Империи, Австрия, Богемия, Моравия, Силезия, Тироль.

Присоединенные им земли: Ломбардия (Милан), Тунис, Новая Гранада (современные Колумбия, Венесуэла, Эквадор и Панама), Новая Испания (территории современной Мексики, юго-западных штатов США и Флориды, Гватемалы, Белиза, Никарагуа, Сальвадора, Коста-Рики, Кубы), Перу и ряд прочих.

Никто из Европейских Монархов, ни до, ни после, не имел так много титулов. Одних только Королевских корон у Карла было девять - он одновременно был Королем Леона и Кастилии, Валенсии, Арагона, Гранады, Неаполя, Сицилии, Богемии, а также титулярным Королем Германии и Италии.

Сложное самоименование Карла: «Избранный Император христианского мира и Римский, присно Август, а также католический Король Германии, Испаний и всех Королевств, относящихся к нашим Кастильской и Арагонской коронам, а также Балеарских островов, Канарских островов и Индий, Антиподов Нового Света, суши в Море–Океане, Проливов Антарктического Полюса и многих других островов как крайнего Востока, так и Запада, и прочая; эрцгерцог Австрии, герцог Бургундии, Брабанта, Лимбурга, Люксембурга, Гельдерна и прочая; граф Фландрии, Артуа и Бургундии, пфальцграф Геннегау, Голландии, Зеландии, Намюра, Руссильона, Серданьи, Зютфена, маркграф Ористании и Готциании, государь Каталонии и многих других королевств в Европе, а также в Азии и Африке господин и прочая»

Большой Герб Короля Карла

Гербы, входящие в состав Королевского Герба

Герб состоит из двух геральдических групп, которые повторяются в обратном порядке: идентичны, соответственно, первая и четвертая четверти (верхняя левая и нижняя правая для зрителя) - испанская часть и вторая и третья четверти (нижняя левая и верхняя правая (для зрителя) - австрийская часть.

Испанская часть

● в червленом поле трехбашенный золотой замок - Королевство Кастилия (у этого региона говорящее название, отражающее обилие замков)

● в белом поле пурпурный (на Большом гербе он червленый, но более правильным оттенком является именно пурпурный) лев в золотой короне - Королевство Леон (на первый взгляд кажется, что тут тоже очевидная аналогия - Лев и Леон, но на самом деле название этого региона происходит от римских легионов)

● в золотом поле четыре червленых столба - Арагонская корона; это продолжительный союз многочисленных титулов и государств в руках Короля Арагона (по легенде владетель Арагона Готфрид, граф Барселонский, отличился в сражениях с разбойничающими на Пиренейском полуострове норманнами, в знак чего Император Карл Лысый коснулся рукой его кровоточащих ран и провел по золоченному графскому щиту, тем самым увековечив герб. На самом деле, герб Арагона происходит от красно-золотого знамени Бургундского (Арелатского) Королевства, существовавшего в раннем Средневековье)

● в червленом поле золотые цепи, уложенные в косой и прямой крест и по периметру щита, в середине щита изумруд - Королевство Наварра. В различных версиях герба цепи изображаются и в виде отдельных переплетенных колец, и в виде последовательности соединенных колец.

● в белом поле золотой восьмиконечный Иерусалимский крест (в форме четырех сходящихся греческих букв тау) в окружении четырех прямых крестов и восемь красных и серебряных горизонтальных полос - Королевство Неаполь

● ромбообразное сочетание герба Арагона и двух черных орлов в серебряном поле - Королевство Сицилия (орлы напоминают об Императорской династии Гогенштауфенов, которая долго владела этим островом)

Австрийская часть

● красные и серебряные полосы - Австрия, родовое владение Габсбургов (красный цвет тоже имеет объяснением легенду о кровавых полосах на посеребренном щите австрийского герцога)

● ряды золотых лилий в лазоревом поле, по кайме красные и белые полосы - Второй Капетингский Дом Бургундии (Бургундская ветвь династии Валуа, «Новая Бургундия»)

● косые золотые и лазоревые полосы, красная кайма - герцогство Бургундия («Старая Бургундия»; кстати, эти золотые и лазоревые полосы имеют такое же арелатское происхождение, как и полосы герба Арагона, несмотря на возникшие позже цветовые различия)

● в черном поле золотой лев с красными языком и когтями - герцогство Брабант

● в золотом поле черный орел с красными языком и когтями - герцогство Фландрия

● в серебряном поле красный орел с золотыми клювом и когтями - графство Тироль

Символика Гранады

Внизу щита расположен золотой гранат с зелеными стеблем и листьями - гласный знак Гранады, последнего региона Испании, отвоеванного в 1492 году у мавров в ходе Реконкисты. Посредине плода находится отверстие, сквозь которое видны спелые зерна. Они символизируют сказочные богатства и великолепие, теперь открытые христианам.

Держатель Герба и его окружение

Держателем герба (в стиле Империй - такой тип держателя был принят только в России, Австрии и Германии) служит черный двуглавый орел с красными клювом и когтями - символ Священной Римской Империи Германской Нации при династии Габсбургов. Орел увенчан Римской Имперской короной; позади него красный косой крест - Бургундский Андреевский крест. Вокруг гербового щита - цепь Сиятельного ордена Золотого руна, имеющего бургундское происхождение.

По бокам орла стоят Геркулесовы столбы, символизирующие Гибралтарский пролив. У древних греков этот пролив считался почти что границей мира. Испания (еще до Карла) благодаря экспедиции Колумба радикально расширила представления европейцев об окружающем мире. Левую (для зрителя) колонну, увенчанную Имперской короной, обвивает лента с надписью PLVS; правую, увенчанную Королевской испанской короной обвивает лента с надписью OVLTRE. То есть «Все дальше» - это девиз Карла.

Дополнительные изображения Герба

вариант с орлом без короны, креста и столбов, но с мечом, скипетром и державой (центральный щит упрощен):

герб в Кафедральном соборе в Кордове (Испания, провинция Андалусия):

Персонаж Карла Габсбурга в романе Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле»

Бельгийский писатель Шарль де Костер в свое романе «Легенда об Уленшпигеле» сурово порицал Карла V за многочисленные злодеяния, совершенные в эпоху его правления. В романе есть сцена–фантазия Высшего Суда над Карлом (почему-то Суд вершит Иисус Христос, но я не буду это комментировать - другой предмет). Этим Судом его душа приговаривается в аду к пыткам, скитаниям и прочим страданиям, подобно тысячам и десяткам тысяч жертв государственных и церковных палачей Карла. Я не хочу приводить описание этого приговора; процитирую лишь его окончание:

Когда же, по прошествии трехсот лет, он изведает все муки и все напасти, отпусти его на свободу, и если он к этому времени станет таким же хорошим человеком, как Клаас, отведи его телу место вечного успокоения на зеленом лугу, под сенью чудного дерева, куда по утрам заглядывает солнышко и где в час полуденный бывает тень. И придут к нему друзья, и прольют слезу, и посадят на его могиле цветы воспоминания - фиалки.

Реальная могила Карла V Габсбурга находится в Эскориале в Испании. Где находится вышеописанное место его упокоения, я могу только гадать. Возможно, в сердцах некоторых людей. По крайней мере, в моем сердце растут фиалки, напоминающие о Карле.

Печать Ивана III Великого

Каждое государство имеет свои символы, которые отражают внутреннее его устройство: могущество, территорию, природные особенности и другие приоритеты. Одним из символов государства является герб.

Герб каждой страны имеет свою историю создания. Существуют особые правила составления рисунка герба, этим занимается специальная историческая дисциплина ГЕРАЛЬДИКА, которая сложилась еще во времена Средневековья.

История герба Российской империи довольно интересна и своеобразна.

Официально российская геральдика начинается с эпохи царствования Алексея Михайловича Романова (XVII в.). Но предтечей герба были личные печати русских царей, поэтому первоисточники российского герба следует искать в XV веке, в царствование Ивана III Великого. Первоначально на личной печати Ивана III был изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змея – символ Москвы и Московского княжества. Двуглавый орёл был принят на государственной печати после венчания в 1472 г. Ивана III Великого с Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина Палеолога. Он символизировал передачу наследия павшей Византии. Но до Петра I российский герб не подчинялся геральдическим правилам, русская геральдика получила развитие именно в его царствование.

История гербового двуглавого орла

Орел в гербовой эмблеме берет свое начало еще с Византии. Позже он появился на гербе Руси. Изображение орла используется в гербах многих стран мира: Австрии, Германии, Ирака, Испании, Мексики, Польши, Сирии, США. Но двуглавый орел присутствует лишь на гербах Албании и Сербии. Российский двуглавый орел претерпел много изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Рассмотрим эти этапы.
Как уже было сказано выше, гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки на печатях царей, они не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены.
До XVI века Россия была разрозненным государством, поэтому о государственном гербе России не могло быть и речи. Но при Иване III (1462-
1505) в качестве герба выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змея, а на оборотной — двуглавый орел.
Первые известные изображения двуглавого орла относятся к XIII веку до н.э. — это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Таким был герб хеттских царей.
Двуглавый орел был символом Мидийского царства — древней державы на территории Передней Азии при мидийском царе Киаксаре (625-585 года до н.э.). Затем двуглавый орел появился на эмблемах Рима при Константине Великом. После основания в 330 г. новой столицы — Константинополя — двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи.
После принятия христианства из Византии Русь стала испытывать сильное влияние византийской культуры, византийских идей. Вместе с христианством на Русь стали проникать новые политические порядки и отношения. Особенно усилилось это влияние после брака Софьи Палеолог и Ивана III. Этот брак имел важные последствия для монархической власти в Москве. Как супруг, великий князь Московский становится преемником византийского императора, считавшегося главою всего православного Востока. В отношениях с малыми соседними землями он носит уже титул царя всея Руси. Другой титул, «самодержец», является переводом византийского императорского титула autocrator ; первоначально он означал самостоятельность государя, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха.
С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб — двуглавый орел, он комбинируется с прежним московским гербом — изображением Георгия Победоносца. Таким образом, Русь подтвердила преемственность от Византии.

От Ивана III до Петра I

Большая государственная печать царя Ивана IV Васильевича (Грозного)

Развития российского герба неразрывно связано с историей Руси. Орел на печатях Иоанна III был изображен с закрытым клювом и больше был похож на орленка. Россия того времени и была еще орленком, молодым государством. В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображен уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. В это время Россия укрепляла свои позиции: монах Филофей отправляет послание Василию III со своей теорией о том, что «Москва – это Третий Рим».

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одерживает победы над Астраханским и Казанским царствами, присоединяет Сибирь. Могущество русского государства отражено и на его гербе: двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. Лицевая сторона печати: на груди орла изображен немецкий щит вырезанной формы с единорогом — личным знаком царя. Все символы в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыри. Оборотная сторона печати: на груди орла щит с изображением святого Георгия Победоносца.

21 февраля 1613 г. Земским собором на царство избран Михаил Федорович Романов. Его избрание положило конец смутам, имевшим место в период после кончины Ивана Грозного. Орел на гербе этого периода расправляет крылья, что означает новую эру в истории России, которая в это время становится единым и довольно крепким государством. Это обстоятельство сразу же отражается на гербе: над орлом вместо восьмиконечного креста появляется третья корона. Трактовка этого изменения разная: символ Святой Троицы или символ единства великорусов, малороссов и белорусов. Есть еще и третье толкование: завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства.
Алексей Михайлович Романов (1645-1676) завершает русско-польский конфликт заключением Андрусовского перемирия с Польшей (1667). Российское государство становится равноправным с другими европейскими государствами. В период царствования Алексея Михайловича Романова орёл получает символы власти: скипетр и державу .

Большая государственная печать царя Алексея Михайловича

По просьбе царя император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 г. написал сочинение «О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Это сочинение и положило начало развития российской геральдики. У орла подняты вверх и полностью раскрыты крылья (символ полного утверждения России как мощного государства; главы его венчают три царские короны; на груди — щит с московским гербом; в лапах — скипетр и держава.

Лаврентием Хурелевичем в 1667 г. впервые было дано официальное описание российского герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».

От Петра I до Александра II

Герб Петра I

Петр I взошел на Российский престол в 1682 году. Во время его правления Российская империя стала равной среди ведущих держав Европы.
При нем гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным (до этого он изображался золотым). Орел стал уже не только украшением государственных бумаг, но и символом силы и могущества.
В 1721 г. Петр I принял императорский титул, и на гербах вместо царских корон стали изображаться императорские. В 1722 г. он учредил герольдмейстерскую контору и должность герольдмейстера.
Государственный герб при Петре I претерпел и другие изменения: кроме изменения цвета орла, на его крыльях были размещены щиты с гербами
Великих княжеств и Царств. На правом крыле размещались щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Сибирским, Казанским. Именно при Петре I сложился комплекс атрибутов гербового орла.
А после выхода России на «просторы Сибири и Дальнего Востока» двуглавый орел стал символизировать нераздельность Европейской и Азиатской России под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая — на восток.
Эпоха после Петра I известна как эпоха дворцовых переворотов. В 30-е годы XVIII в. в руководстве государством преобладали выходцы из Германии, что не способствовало усилению страны. В 1736 г. императрица Анна Иоанновна приглашает швейцарца по происхождению, шведского гравёра И. К. Гедлингера, который выгравировал к 1740 г. Государственную печать, с небольшими изменениями использовавшуюся до 1856 г.

До конца XVIII в. особых изменений в рисунке герба не было, но во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой орел был больше похож на орлицу.

Герб Екатерины I

Павел I

Герб России с Мальтийским крестом

Став императором, Павел I сразу же попытался модифицировать российский герб. Указом от 5 апреля 1797 г. двуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской фамилии. Но поскольку Павел I был магистром Мальтийского ордена, то это не могло не отразиться и на государственном гербе. В 1799 г. был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди. Крест разместился на груди орла под московским гербом («коренным гербом России»). Также император предпринимает попытку разработать и ввести полный герб Российской империи. На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра.
В 1800 г. он предложил сложный герб, на котором в многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. Однако принять этот герб до смерти Павла не успели.
Павел I также явился основателем Большого российского герба. В Манифесте от 16 декабря 1800 г. дается его полное описание. Большой российский герб должен был символизировать внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован.
Александр I, став императором в 1801 г., отменил мальтийский крест на государственном гербе. Но при Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, а перья опущены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: факел, перуны (громовые стрелы), лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами.

Николай I

Герб Николая I

Правление Николая I (1825-1855) было подчеркнуто твердым и решительным (подавление восстания декабристов, ограничение статуса Польши). При нем с 1830 г. гербовой орел стал изображаться с резко поднятыми крыльями (так оставалось до 1917 года). В 1829 г. Николай I короновался на царство Польское, поэтому с 1832 г. герб Польского царства включен в российский герб.
В конце царствования Николая I управляющий департаментом герольдии барон Б. В. Кене пытался придать гербу черты западноевропейской геральдики: изображение орла должно было стать более строгим. Герб Москвы должен был изображаться во французском щите, всадника следовало повернуть, согласно геральдическим правилам, в левую от зрителя сторону. Но в 1855 г. Николай I скончался, и проекты Кене были реализованы лишь при Александре II.

Большой, Средний и Малый гербы Российской империи

Большой государственный герб Российской империи 1857 г.

Большой государственный герб Российской империи введен в 1857 г. по указу императора Александра II (это идея императора Павла I).
Большой герб России является символом единства и могущества России. Вокруг двуглавого орла — гербы территорий, входящих в состав русского государства. В центре Большого государственного герба — французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчанный тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах орла — скипетр и держава; на груди изображен «герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне». Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита — цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) — святой Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил. Центральная часть под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней.
Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней, изображены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей — три справа и три слева от хоругви, почти создающие полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, являются продолжением и большей частью того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Гербы против часовой стрелки: Астраханского царства, Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического, герб Польского царства, герб Казанского царства.
Верхние шесть щитов слева направо: соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей.
В то же время были приняты Средний и Малый государственные гербы.
Средний государственный герб был таким же, как и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый — такой же, как и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества.
Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 г. Большой Государственный герб отличался от принятого в 1857 г. тем, что в нем был добавлен щит с гербом Туркестана (вошел в состав России в 1867 г.), соединены в один щит гербы княжеств Литовских и Белорусских.
Большой государственный герб обрамляют лавровые и дубовые ветви — символ славы, чести, заслуги (лавровые ветви), доблести, мужества (дубовые ветви).
В Большом государственном гербе отражается «триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество». Вера выражена в символах русского православия: множество крестов, святой Архистратиг Михаил и святой Архангел Гавриил, девиз «Съ нами Богъ», восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью. Идея самодержца выражается в атрибутах власти: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена святого Андрея Первозванного.
Отечество отражается в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов символизирует равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы — единение Руси вокруг Москвы, исторического центра русских земель.

Заключение

Современный герб Российской Федерации

В 1917 году орел перестал быть гербом России. Известен герб Российской Федерации, субъектами которой являлись автономные республики и другие национальные образования. Каждая из республик, субъектов Российской Федерации, имела свой национальный герб. Но герба русских на нем нет.
В 1991 г. произошел государственный переворот. К власти в России пришли демократы во главе с Б. Н. Ельциным.
22 августа 1991 г. вновь утверждается Государственным флагом России бело- сине-красный флаг. 30 ноября 1993 г. президент России Б. Н. Ельцин подписывает указ «О государственном гербе Российской Федерации». Вновь гербом России становится двуглавый орел.
Сейчас, как и прежде, двуглавый орел символизирует могущество и единство Российского государства.

ГЕРАЛЬДИКА - система опознавательных знаков;

впоследствии наука о составлении и описании гербов.

Гербы и особые знаки на щите и шлеме, призванные помочь опознать рыцаря во время битвы или турнира, традиционно являлись едва ли не самой явно чертой, выделявшей рыцаря среди прочих членов средневекового общества. Считается, что обычай использования гербов возник в XII в., когда появился шлем с забралом, совершенно скрывающий лицо, а однообразный типовой доспех превратил рыцарское войско в единую стальную массу. Все это способствовало развитию «опознавательных знаков» - геральдики. Еще более настоятельная потребность в разработанном гербе возникла у участников крестовых походов, в которых могли принимать участие рыцари разных стран. Возникла необходимость найти какую-то систему знаков и символов, которые позволили бы – помещенные, например, на щите – распознавать рыцарей.

Гербом называли (и называют в теоретической геральдике сегодня) особые фигуры или символические изображения, созданные на основании известных, точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельного лица, рода, сообщества или организации, а также города, области или целого государства.

Известны случаи использования отдельных символов и знаковых изображений прославленными воинами античности и Темных веков. Эти знаки оставались исключительной принадлежностью определенного лица, тогда как средневековый герб перешагнул за рамки просто опознавательного знака, поскольку стал наследственным и приобрел юридическую значимость (при использовании герба в печатях). Конец XII в. и весь XIV в., эпоха расцвета рыцарского романа, одновременно были эпохой расцвета рыцарской геральдики. Грамотность в те времена оставалась уделом лишь очень узкого круга, поэтому особое значение имел общепринятый язык гербов, эмблем и символов. Геральдика XIII – XIV вв. фактически заняла место образного языка этой эпохи, говорить на котором умели практически все. Поэтому неудивительно, что геральдика наложила свой отпечаток едва ли не на все стороны быта Средневековья.

Гербы украшали знамена, штандарты и городские постройки, красовались на чепраках лошадей. Вернувшиеся из крестовых походов рыцари привезли с собой обычай подражания восточной роскоши одежд, и в моду вошел так называемый surcot, или cotte-hardie, одеваемые поверх длинной туники с узкими рукавами. Знатные лица носили одежду цветов, соответствующих своему гербу; обыкновенные дворяне получали такие геральдические одежды от короля или от своих сеньоров, причем также носили их гербовые цвета. При Карле V (1330 – 1380, правление с 1364г.) во Франции в моду вошли костюмы двух гербовых цветов: правая половина костюма соответствовала одному гербовому цвету, а левая – другому. Так возникли двухцветные платья и ферязи, над которыми потешался, начиная Марк Твена, едва ли не каждый юморист и сатирик, но которые вовсе не казались шутовскими тем, кто носил их в XIV в.

Геральдика, или блазон (как ее называли во времена написания рыцарских романов), появилась в виде специального знания именно в эпоху крестовых походов. Получивший примерно в то же время широкое распространение обычай турниров и связанные с ним церемонии также способствовали выработке терминологии геральдики и даже так называемого геральдического языка. Правилами этого языка поначалу владели очень немногие, к тому же с увеличением числа личных гербов эти правила становились очень путанными. Геральдика, с ее своеобразными знаками, фигурами, их бесконечными сочетаниями, различными делениями герба и т.д., превратилась в весьма сложную науку. Геральдика настолько прочно укрепилась как часть рыцарской культуры, что ни сами авторы, ни их аудитория не могли представить себе рыцарей Круглого Стола без верно составленных геральдических эмблем.

«Исторический» Артур, официальную биографию которого приводит в своей хронике Гальфрид Монмутский, жил в Темные века, когда никакой геральдики еще не существовало. Его прославленное знамя с драконом определенно позаимствовано у боевого штандарта наемной кавалерии поздней Римской империи. Эмблемой на щите Артура, возможно, были поначалу крест и / или изображение Девы Марии – об этом упоминают и валлийские «Анналы Камбрии», и хроники Ненния. Хотя у Ненния сказано, что он «нес этот знак на плече», речь здесь может идти о путанице, возникшей при переводе на латынь двух графически похожих валлийских слов «плечо» и «щит».

С конца XII в. крест и икону Девы в гербе Артура сменяют три короны, которые должны, очевидно, обозначать его превосходство над остальными королями. В XV в. с распространением убеждения, что эти три короны означают три королевства (Северный Уэльс, Южный Уэльс и Логрию), число корон в гербе возросло до 13, с тем, чтобы представить все королевства, принесшие королю Артуру вассальную присягу. Поле герба Артура обычно красного цвета в английских источниках и голубого – во французских текстах (в соответствии с голубым полем французского королевского герба).

Что касается рыцарей Круглого Стола, то из текстов рыцарских романов и из иллюстрированных рукописей видно, что различные авторы расходятся относительно гербовых эмблем их героев в той же степени, в какой они расходятся относительно того, что есть Грааль. Тем не менее, какими бы гербами они не наделяли своих героев, выстроены эти гербы были в строгом соответствии с правилами геральдики.

Прежде чем обратиться к наиболее известным гербам рыцарей Круглого Стола, следует разъяснить несколько геральдических терминов.

Поскольку с самых первых шагов развития гербов отличительные знаки помещали прежде всего на щитах, то и сам герб вскоре приобрел очертание щита. Поверхность герба (как поверхность щита) называют полем герба. Старинная геральдика различала четыре цвета и два металла. Щиты зачастую украшали золотом и серебром, и эти металлы перешли и на герб, где стали обозначать соответствующие цвета. В приведенных ниже названиях первым стоит французский термин, поскольку английская геральдика опиралась на французскую, как это произошло несколько столетий спустя с геральдикой русской.

Or – «золото» (впоследствии этим же термином стали обозначать желтый цвет).
Argent – «серебро» (впоследствии этим же термином стали обозначать белый цвет).

Принятые в геральдике цвета называют тинктурой (это слово учитывает оттенок цвета). При описании герба речь идет об «эмалях», поскольку первоначально краски на гербы наносились именно посредством эмали. Старинная геральдика признавала следующие эмали:

Gules (geules) – красная, или червень.
Azur – синяя, или лазурь.
Vert (sinople) – зелень.
Sable – чернь.

В XV в. к этим основным цветам добавились еще несколько составных, наиболее распространенные из которых – пурпур (pourpur), пепельный (в немецких гербах) и оранжевый (tenne) (в английских гербах). Очень редко, но применялись также и так называемые естественные цвета. Делалось это в том случае, когда по особому указанию в гербе следовало изобразить какое-либо животное (оленя, лисицу, быка), известное растение или часть человеческого тела – цветом, какой им свойствен в действительности: бурого, рыжего, серого, розового или телесно и др. В Средние века герольды в таких случаях вместо естественных прибегали к ближайшим подходящим к ним по характеру цветам геральдической тинктуры. Так появились в гербах серые или красные олени, собаки и быки; львов изображали золотыми или красными, части человеческого тела – красными или серебряными.

Приблизительно в середине XV в. был составлен перечень гербов «Имена, гербы и блазоны рыцарей Круглого Стола» («Les Noms, Arms et Blasons des Chevalliers et Compaignes de la Table Ronde»), где приводятся рисунки и описания 175 гербов рыцарей Круглого Стола. Перечень существовал как приложение к знаменитой «Книге турниров» короля Рене Анжуйского (ок. 1455г.), в которой содержались подробные указания по устроению турниров «согласно правилам, установленным во времена короля Утера Пендрагона и короля Артура и его рыцарей Круглого Стола».

Некоторые из приводимых в этом списке гербов непосредственно связаны с сюжетами рыцарских романов. Например, герб Ивейна, «Рыцаря со Львом» - золотой лев в лазурном поле, или герб Ланселота: три червленые перевязи слева в серебряном поле. Последнее – отсылка на упоминание о том, что Ланселот обладал силой трех воинов. Приведенные здесь гербы Ланселота и Ивейна относятся к так называемым гласным гербам. Первоначально гласными считались только те гербы, эмблема которых прямо указывала на имя владельца; при названии гласной эмблемы одновременно называлось имя владельца герба. Впоследствии гласными стали называть и гербы-ребусы, подобные упомянутым выше. К гласным относится, например, и герб Тристана, содержащий игру слов на основе имени героя: зелень, золотой лев.

Герб Мордреда: ранний

Герб Тристана

Герб Мордреда: поздний

Иногда в результате ошибки переписчика гербовые эмблемы могли меняться. Так, например, изменился герб Кэя, который первоначально блазонировался как Серебряная глава в черни – голова здесь обозначала положение Кэя при дворе короля Артура (сенешаль). В результате ошибки слово «chief» (глава – геральдическая фигура, представляющая собой широкую полосу в верхней части щита) превратилось в «clefs» (ключи), и на гербе Кэя - Сенешаля вместо Серебряной главы появилось два серебряных ключа. В некоторых случаях в результате ошибки при прочтении герба появлялся совершенно новый персонаж. Подобного «двойника» Саграмура Желанного породило неверное прочтение его герба во «Втором продолжении» «Персеваля» Кретьена де Труа.

Герб Кая: ранний

Герб Кая: поздний

Поскольку в артуровском эпосе переплелось несколько различных традиций, главные его герои, в различных романах, обладают двумя, а то и тремя совершенно различными гербами. Нечто подобное произошло, например, с Гавейном. Во французской традиции щит Гавейна – правый передний угол червень в серебряном поле. Согласно Гальфриду Монмутскому, Гавейн получил посвящение в рыцари от папы Сульпиция, который пожаловал ему также и герб. В романе «Перлесво» этот герб назван щитом Иуды Маккавея – золотой орел в червленом поле. В приложении к «Книге турниров» этот герб вновь оказывается несколько видоизменен: двуглавый золотой орел в червленом поле. Еще один герб Гавейна (быть может, наиболее известный из всех) приводится в романе «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь»: золотая пентаграмма в червленом поле. В Средние века такой символ именовали Печатью Соломона, или «бесконечным узлом». В том же романе говорится, что данный герб – исключительно личный, получен за особые заслуги и не может быть передан по наследству. В XIV в. в связи с развитием турниров оружие турнирное стало значительно отличаться от оружия боевого, и среди рыцарства вошло в обычай иметь набор из двух щитов: «щиты войны» традиционной треугольной формы с помещенным на нем родовым гербом, и «щит мира», квадратный тарч с прорезью, в которую вставлялось копье. На этот щит помещали личный герб – для турниров и мирных приключений. Следовательно, отправляясь на поиски Зеленой Часовни, Гавейн берет с собой щит с личным гербом, «щит мира».

Герб Гарета: ранний

Герб Гарета: поздний

Стоит упомянуть и об еще одном знаке, часто встречающемся в рыцарских романах, - о белом щите. С белым щитом, то есть щитом с пустым полем безо всяких гербов и эмблем или каких-либо других изображений, рыцарь выходил на турнир, если по каким-то причинам желал остаться неузнанным. Вообще описания турниров в рыцарских романах пестрят упоминаниями о том, как то один, то другой герой, чтобы остаться неузнанным, «меняет цвета», то есть выступает с щитом других гербовых цветов. Подобный «маскарад» или нежелание путешествовать со своим, всем известным щитом, однако, нередко оборачивался трагедией. Например, сражались, не узнав друг друга, Персеваль и Борс, которые отправились на поиски Святого Грааля, поместив на щитах перелетных ласточек. От смерти их обоих спасло лишь чудо Грааля. В неведении Гавейн убил на поединке своего названного брата Ивейна Отчаянного, путешествовавшего с белым (пустым) щитом.

Хотя гербы артуровского перечня были признаны аутентичными и приводились во всех учебниках по геральдике вплоть до конца XIX в., лишь один из них попал на страницы «Смерти Артура» Мэлори – герб Галахада.

Анна Комаринец. Энциклопедия Короля Артура и Рыцарей Круглого стола

(А. Комаринец - М.:ООО "Издательство Аст", 2001, стр. 115-118)

Данный материал любезно предоставила Narwen

(администратор сайта "ГРААЛЬ: легенды о Короле Артуре и Рыцарях Круглого Стола"

Иллюстрации гербов рыцарей (кроме герба Гавейна с пентаграммой) разработал Paul (по вышеупомянутой энциклопедии),
отредактировала Narwen (с использованием графики
WHP - Heraldry Gallery )


Close